Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством




Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами

Основанием для данного вида ответственности являются действия органов и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан, причиняющие имущественный и иной ущерб физическим и юридическим лицам. Ответственность в этом случае прежде всего наступает в судебном порядке.

Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд. Порядок обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, закрепляет Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

В случае нарушения органами и должностными лицами местного самоуправления прав физических и юридических лиц, причинение им имущественного или морального вреда они могут быть привлечены к ответственности, содержание и формы которой определяет суд или арбитражный суд в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов неблагоприятных последствий для органов и должностных лиц местного самоуправления может быть признание судом недействительными решений указанных органов и должностных лиц и обязанность возместить тот ущерб, который был причинен этими решениями физическим и юридическим лицам.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта органа местного самоуправления, подлежат возмещению муниципальным образованием.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами, которые заключают органы местного самоуправления, осуществляющие права собственника в отношении муниципального имущества.

Главным основанием ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством, согласно ст. 49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, является нарушение органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, конституции, устава субъекта Федерации, федеральных законов, законов субъекта Федерации, а также устава муниципального образования.

Форма этой ответственности — прекращение полномочий соответствующего органа местного самоуправления (выборного и иного), а также выборного должностного лица местного самоуправления.

Решение о прекращении полномочий данного органа или выборного должностного лица местного самоуправления вправе принять только законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации. Таким образом, решение принимается коллегиально депутатами представительного органа государственной власти субъекта Федерации.

Закон предусматривает определенные гарантии прав органа и выборного лица местного самоуправления, позволяющие не допускать произвола и субъективизма при принятии столь ответственного решения. Основанием для рассмотрения данного решения законодательным (представительным) органом субъекта Федерации является заключение суда субъекта Федерации (Верховного Суда республики, краевого, областного или городского (города федерального значения) суда) о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции РФ, конституции, уставу субъекта Федерации, федеральным законам, законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования.

Соответствующий суд субъекта Федерации дает заключение после обращения к нему законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации, который это делает в случае, когда ему станут известны факты нарушений органами местного самоуправления и выборными должностными лицами Конституции РФ, конституции, устава субъекта Федерации, федеральных законов и законов субъекта Федерации, устава муниципального образования. Причем закон требует, чтобы эти факты были установлены в судебном порядке.

Закон, гарантируя права населения на местное самоуправление, обязывает законодательный (представительный) орган субъекта Федерации при принятии им решения о прекращении полномочий органа местного самоуправления одновременно назначать новые выборы. При этом решение принимается в форме закона субъекта Федерации.

Статья 49 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусматривает также ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий. Однако эта ответственность наступает в той мере, в какой указанные полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.

Основанием наступления данного вида ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством является не нарушение конституционных норм и норм законов (хотя следует учитывать, что данные полномочия передаются, согласно ст. 132 Конституции РФ, соответствующими государственными органами законом), а неэффективное исполнение или неисполнение ими делегированных полномочий. Однако конкретный механизм привлечения в этом случае органов и должностных лиц местного самоуправления, как и сами виды (формы) ответственности перед государством, Законом не определены.

В соответствии с Законом условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных госу-

дарственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Федерации (ст. 6).

Выявлению случаев нарушений органами и должностными лицами местного самоуправления федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований, которые являются основанием наступления ответственности данных органов и должностных лиц перед государством, служит прокурорский надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Прокуратура РФ осуществляет функции надзора в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства независимо от органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также от органов местного самоуправления.

Прокуроры и следователи органов прокуратуры не могут быть членами выборных и иных органов местного самоуправления.

Воздействие в какой-либо форме органов местного самоуправления на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемые им решения или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Выполняя в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» свои функции, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, законов органами местного самоуправления, рассматривают и разрешают заявления, жалобы и иные обращения граждан, в том числе касающиеся деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. При этом работники прокуратуры вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить в помещения органов местного самоуправления, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц органов местного самоуправления предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

требовать от должностных лиц местного самоуправления проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц местного самоуправления для объяснения по поводу нарушения законов.

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

В соответствии с законом прокурор опротестовывает противоречащие закону правовые акты муниципального образования, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Протест прокурора на противоречащий закону правовой акт муниципального образования приносится в орган или должностному лицу местного самоуправления, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. Если протест приносится на решение представительного органа местного самоуправления, то он рассматривается на ближайшем его заседании. При этом прокурор при исключительных обстоятельствах, требующих.незамедлительного устранения нарушения закона, вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста.

Орган или должностное лицо местного самоуправления обязаны незамедлительно сообщить прокурору о результатах рассмотрения в письменной форме. При этом прокурору сообщается о дне заседания коллегиального органа, который рассматривает протест. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими протестов органами местного самоуправления.

Важной формой реагирования прокурора на нарушения законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных организаций и предприятий является его представление об устранении нарушений закона.

Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению. Закон устанавливает, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

О результатах принятых мер орган или должностное лицо местного самоуправления обязаны сообщить прокурору в письменной форме. Прокурор вправе присутствовать при рассмотрении своего представления. При рассмотрении представления коллегиальным органом местного самоуправления прокурору сообщается о дне заседания.

Кроме того, в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор (его заместитель) объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке[191].

От эффективного государственного контроля за исполнением правовых норм на местном уровне во многом зависит действенность государственных институтов, институтов муниципальной демократии, реальность прав и свобод человека и гражданина, защита интересов населения муниципальных образований.


[1] СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1997. № 12. Ст. 1378.

[2] Ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. и в соответствии со ст. 15 Конституции РФ стала составной частью правовой системы России — СЗ РФ. 1998. № 15. Ст. 1695; № 36. Ст. 4466.

[3] СЗ РФ. 1998. № 4. Ст. 532.

[4] СЗРФ. 1998. №28. Ст. 3354.

[5] Вестник Московской областной Думы. 1996. № 8. С. 9.

[6] См.: Российская Федерация. 1994. № 15. С. 31.

[7]См.: Соловьев С.Г. Система фундаментальных понятий муниципального права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1998. С. 15.

[8]См.: ст. 1 Закона Московской области «Об основах территориального общественного самоуправления в Московской области» // Вестник Московской областной Думы. 1999. № 2. С. 3.

[9] СЗРФ. 1997. № 38. Ст. 4339; 1999. №14. Ст. 1653.

[10] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 1998. № 30. Ст. 3608.

[11] См.: Колесников А.Н. Советское строительство (научные предпосылки). М., 1926; Аскеров АА. Очерки советского строительства. М., 1953; Барабашев Г.В., Шеремет К.Ф. Советское строительство. Учебник. М., 1988; Советское строительство. Учебник / Под ред. А.А. Безуглова. М., 1985; Советское строительство. Учебник / Под ред. В.А. Пертцика. М., 1988.

[12] См.: Покровский ИЛ. История римского права. СПб., 1998.

[13] См.: Барабашев Г.В. Муниципальные органы современного капиталистического государства. М., 1971.

[14] Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 65.

[15] Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1909. Т. 2. С. 489.

[16] См.: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1910. Т. П. Ч. 1.С. 46—47.

[17] См.: Местное самоуправление. М., 1995. С. 18.

[18] Коммунальное управление в Финляндии. Хельсинки, 1985. С. 38.

[19] См.: Баранчиков ВЛ.. Муниципальные органы Великобритании. М., 1990.

[20] См.: Маклаков В. В. Реформы местного управления во Французской пятой Республике // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993. С. 26—27.

[21] См.: Тимофеев Н.С. Коммунальное право ФРГ. М., 1982. С. 15.

[22] См.: Органы местного управления в зарубежных странах. Сравнительное исследование. М., 1994. С. 13.

[23] См.: Мишин АА. Эволюция системы правового регулирования органов местного самоуправления в США на современном этапе // Реформы местного управления в странах Западной Европы. М., 1993. С. 81—83.

[24] См.: Постовой Н£. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995

[25] См.: Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. СПб., 1907. С. 198—206; Кизеветтер А. А. Местное самоуправление в России IX—XIX ст. Исторический очерк. Пг., 1917. С. 47—91.

[26] Лазаревский Н.И. Указ. соч. С. 51.

[27] Цит. по: Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 534—535.

[28] Коркунов Н.М. Указ. соч. С. 537.

[29] См.: Лазаревский Н.И. Указ. соч. С. 270—274.

[30] Цит. по: Фадеев В.И. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России. М., 1996. С. 18, 20.

[31] Рейснер МЛ. Государство буржуазии и РСФСР. М.; Пг., 1923. С. 405.

[32] ВСНД СССР. 1990. № 16. Ст. 267.

[33] РГ. 1999. 21 окт.

[34] СЗРФ. 1996. №2. Ст. 121.

[35] К.Ф. Шеремет выделяет следующие группы общих принципов: 1) определяющие особые обязанности и полномочия государства по организации местного самоуправления; 2) согласно которым создаются муниципальные образования — главные структуры в системе местного самоуправления; 3) определяющие демократические формы организации местного самоуправления, порядок образования и содержание функций органов местного самоуправления; 4) определяющие формирование необходимой финансовой экономической основы местного самоуправления; 5) обеспечивающие самостоятельность органов местного самоуправления при осуществлении ими своих функций и полномочий; 6) обеспечивающие стабильность установленных Конституцией РФ и федеральными законами прав местного самоуправления; 7) согласно которым органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями; 8) гарантирующие обязательность решений по вопросам местного значения, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления; 9) обеспечивающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за свою деятельность; 10) обеспечивающие поднадзорность и подконтрольность государству деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. См.: Шеремет К.Ф. Указ. соч. С. 50—53.

[36] См.: преамбула Европейской Хартии местного самоуправления.

[37] См.: Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва, 17 февраля 1995 г. М., 1995. С. 73.

[38] СЗ РФ. 1996., М° 26. Ст. 2965.

[39] СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2208.

[40] См.: Бондарь Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов н/Д, 1998.

[41] К 1 СЗРФ. 1997. №24. Ст. 2741.

[42] См.: Овчинников И.И. Местное самоуправление в системе народовластия. М 1999. С. 108—109.

[43] СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4783.

[44] СЗРФ. 1997. №22. Ст. 2571.

[45] См.: Фадеев В.И. Муниципальное право России. М., 1994. С. 37.

[46] СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339; 1999. № 14. Ст. 1563. Вестник Московской областной Думы. 1995. № 2; 1997. № 4

[47] Например, Московская областная Дума 22 июля 1999 г. приняла Закон Московской области «О выборах депутатов представительных органов, глав муниципальных образований и других должностных лиц местного самоуправления в Московской области».

[48] См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. Электоральная статистика. М., 1999. С. 30—31.

[49] См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 35.

[50] Вестник Московской областной Думы. 1998. № 12. С. 38—39.

[51] См.: Фадеев В.И. Отзыв депутата представительного органа местного самоуп-нанления. Досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования и других выборных должностных лиц местного самоуправления //Избирательное право и избирательный процес в Российской Федерации. М., 1999. С. 606—626.

[52] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1985. № 36. Ст. 1269.

[53] Ведомости московской Думы. 1997. № 7. С. 47,

[54] Вестник Московской областной Думы. 1999. № 2.

[55] СЗРФ. 1998. №2. Ст. 224.

[56] САПП РФ. 1993. М» 44. Ст. 4188.

[57] Народная газета Московского региона. 1994. 9 февр.

[58] См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 29.

[59] См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 155.

[60] СЗРФ. 1995. №23. Ст. 2209.

[61] СЗРФ. 1996. №22. Ст. 2677. г

[62] СЗРФ. 1996. №28. Ст. 3376.

[63] СЗРФ. 1998. №43. Ст. 5336.

[64] САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3614.

[65] ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 561.

[66] ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 45. Ст. 1491.

[67] ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 18. Ст. 635.

[68] ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1306.

[69] Края, области, города федерального значения стали субъектами Федерации 1992 г. Однако лишь Конституция РФ установила принцип равноправия субъектов Федерации.

[70] САПП РФ. 1993. № 39. Ст. 3597.

[71] САПП РФ. 1993. №41. Ст. 3924.

[72] САПП РФ. 1993. № 44. Ст. 4188.

[73] САППРФ. 1993. №44. Ст. 4197.

[74] САПП РФ. 1993. № 41. Ст. 3944.

[75] САППРФ. 1993. №52. Ст. 5071.

[76] Всероссийское совещание по вопросам реализации конституционных положений о местном самоуправлении и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. С. 17.

[77] СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1917.

[78] См.: постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности п. 1 ст. 58 и п. 2 ст. 59 Федерального закона от 28 августа 1995 г. «Об нищих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 22 апреля 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2811

[79] СЗРФ. 1997. №24. Ст. 2741.

[80] СЗРФ. 1997. №48. Ст. 5546.

[81] См.: Указ Президента РФ от 19 сентября 1998 г. «О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления» // СЗ РФ. 1998. № 38. Ст. 4783.

[82] См.: Указ Президента РФ от 3 нюня 1996 г. «О поэтапном формировании муниципальных органов охраны общественного порядка» // СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2755.

[83] СЗРФ. 1997. № 5. Ст. 708.

[84] См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 17.

[85] Края и области в Российской Федерации получили статус субъектов Федерации в 1992 г. после подписания Федеративного договора.

[86] См., напр.: Закон Московской области «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований» // Вестник Московской областной Думы. 1997. № 10.

[87] Вестник Московской областной Думы. 1997. № 10.

[88] СЗРФ. 1992. №33. Ст. 1915; 1996. №49. Ст. 5503.

[89] См., напр.: Закон Московской области «О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований».

[90] В1998 г. в Российской Федерации насчитывалось более 14 тыс. муниципальных образований. См.: Российская газета. 1998. 13 апр.

[91] Постановлением Правительства РФ от 23 мая 1998 г. утверждены образцы документов для ведения Федерального реестра муниципальных образований в Российской Федерации. См.: СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2461.

[92] До принятия Закона РСФСР о местном самоуправлении органом управления являлся исполнительный комитет, формируемый соответствующим Советом, подотчетным и подконтрольным ему. В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 6 июля 1991 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» полномочия исполнительного комитета прекращались с момента вступления в должность главы соответствующей местной администрации // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1011.

[93] См.: Закон РСФСР «О выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов РСФСР» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1989. № 44. Ст. 1306.

[94] ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 16. Ст. 561

[95] См.: Народная газета московского региона. 1994. 9 февр.

[96] Заседания представительного органа местного самоуправления могли созываться и по требованию половины избранных представителей (например, в Московской области). Периодичность созыва заседаний, как правило, закреплялась в регламенте данного представительного органа. В Московской области заседания представительных органов местного самоуправления должны были проходить не реже одного раза в квартал (п. 2.7 Положения о местном самоуправлении в Московской области на период поэтапной конституционной реформы от 3 февраля 1994 г.).

[97] СЗ РФ. 1996. N° 7. Ст. 700.

[98] См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 155.

[99] См.: Вестник Московской областной Думы. 1997. № 10. С. 6—24.

[100] При этом следует учитывать, что ст. 4 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (в редакции от 30 марта 1999 г.) допускает в определенных случаях занятие иностранным гражданином выборной муниципальной должности (но не должности муниципальной службы), предоставляя иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами субъектов Федерации право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

[101] См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 16.

[102] См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 16.

[103] См.: Формирование органов местного самоуправления в Российской Федерации. 1995—1998. С. 16.

[104] Например, в Московской области из 69 муниципальных образований 39 районных, 28 городских и 2 поселковых муниципальных образования.

[105] СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 708.

[106] СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1378.

[107] Решение о создании (об упразднении) закрытого административно-территориального образования принимается Президентом

[108] ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1992. № 3. Ст. 39.

[109] ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №12. Ст. 697.

[110] Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3595.

[111] ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №28. Ст. 1617.

[112] САПП РФ. 1994. № 1. Ст. 2.

[113] СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1478.

[114] САППРФ. 1993. №3. Ст. 168.

[115] СЗ РФ. 1994. № 27. Ст. 2858.

[116] САППРФ. 1993. №52. Ст. 5091.

[117] СЗРФ. 1995. №11. Ст. 995.

[118] В настоящее время передача объектов, относящихся к федеральной собственности, в муниципальную собственность осуществляется распоряжением Правительства РФ. См., напр.: СЗРФ. 1998. №42. Ст. 5209.

[119] Налоговый кодекс РФ (часть первая) вступил в силу со дня его официального опубликования согласно Федеральному закону «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Однако ряд его положений пока не действует, в том числе статья о местных налогах, которая вводится в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824, 3825.

[120].: Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. С. 243.

[121] См.: Ожегов С.И., Шведова H.O. Толковый словарь русского языка. М., 1993. С. 571.

[122] Вестник Московской областной Думы. 1998. № 8—9. С. 41.

[123] Вестник Московской областной Думы. 1997. N° 12. С. 51—83.

[124] СЗРФ. 1995. №39. Ст. 3754.

[125] СЗРФ. 1999. №21. Ст. 2584.

[126] СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1590; № 38. От. 4814; № 46. Ст. 5699.

[127] СЗРФ. 1998. №22. Ст. 2460.

[128] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1922; 1999. № 16. Ст. 1929.

[129] ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №14. Ст. 761.

[130] СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

[131] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

[132] СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801.

[133] СЗРФ. 1998. №2. Ст. 222.

[134] СЗРФ. 1995. №25. Ст. 2343. СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 1583.

[135] Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. ряд статьей Земельного кодекса РФ признан утратившим силу // САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5085.

[136] САПП РФ. 1993. № 29. Ст. 2686.

[137] СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 592.

[138] СЗРФ. 1996. №25. Ст. 2963.

[139] СЗРФ. 1997. №40. Ст. 4592; 1998. №14. Ст. 1597.

[140] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 263.

[141] СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1026.

[142] ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. №25. Ст. 1427.

[143] СЗ РФ. 1997. № 20. Ст. 2240.

[144] СЗ РФ. 1996. № 8. Ст. 740. СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594.

[145] СЗ РФ. 1995. № 37. Ст. 3623.

[146] СЗРФ. 1995. №10. Ст. 823.

[147] ВСНД РФ и ВО РФ. 1992. №10. Ст. 457.

[148] СЗРФ. 1996. №15. Ст. 1572.

[149] СЗ РФ. 1996. № 20. Ст. 2326.

[150] СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.

[151] СЗ РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.

[152] СЗРФ. 1997. №7. Ст. 862.

[153] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 741.

[154] СЗРФ. 1995. № 12. Ст. 1024.

[155] СЗРФ. 1995. №9. Ст. 713.

[156] СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 46ТЗ.

[157] СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.

[158] СЗРФ. 1995. №47. Ст. 4473.

[159] СЗРФ. 1999. №11. Ст. 1308.

[160] СЗРФ. 1995. №8. Ст. 600; 1999. №2. Ст. 235.

[161] СЗРФ. 1995. №8. Ст. 609.

[162] См.: ст. 31 Федерального закона от 17 июля 1999 г. «О почтовой связи» // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697.

[163] СЗРФ. 1995. №25. Ст. 2396.

[164] СЗ РФ. 1999. N» 1. Ст. 201.

[165] СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4602.

[166]. СЗ РФ. 1997. № 40. Ст. 4599.

[167] СЗ РФ. 1997. № 37. Ст. 4299.

[168] СЗРФ. 1995. №1. Ст. 1.

[169] СЗ РФ. 1996. N° 14. Ст. 1431.

[170] ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 3. Ст. 99; СЗ РФ. 1997. № 876; № 17. Ст. 1913.

[171] ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 28. Ст. 959; ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 67; СЗ РФ. 1994. № 16. Ст. 1864; 1998. №13. Ст. 1472.

[172] САППРФ. 1993. №3. Ст. 168.

[173] СЗРФ. 1995. №11. Ст. 995.

[174] САПП РФ. 1993. № 52. Ст. 5091.

[175] СЗРФ. 1994. №8. Ст. 869.

[176] СЗ РФ. 1997. № 42. Ст. 4787.

[177] См.: Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденное постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 33. Ст. 4005.

[178] Следует иметь в виду, что согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному постановлением Правительства РФ от 31 августа 1994г., ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обеспечиваемых данным учреждением//СЗ РФ. 1994. № 19. Ст. 2221.

[179] СЗРФ. 1998. №2. Ст. 219.

[180] См.: Кононов AM. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право. 1997. № 12. С. 33— 36.

[181] СЗРФ. 1996. М» 23. Ст. 2755.

[182] СЗРФ. 1996. №30. Ст. 3653.

[183] СЗРФ. 1998. №7. Ст. 799.

[184] См.: Положение о воинском учете. Утверждено постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998г.//СЗРФ. 1999. № 1. Ст. 192.

[185] См.: Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации. Утверждено постановлением Правительства РФ от 1 июня 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2857.

[186] СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 700.

[187] СЗ РФ. 1996. № 27. Ст. 3282.

[188] СЗРФ. 1999. №13. Ст. 4117.

[189] СЗ РФ. 1999. № 32. Ст. 4043.

[190] СЗРФ. 1997. №22. Ст. 2571.

[191] ВСНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999 № 7. Ст. 878.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.