Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические аспекты права конкуренции




ТЕМА №8: ПРАВО КОНКУРЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

1. Теоретические аспекты права конкуренции.

2. Право конкуренции в системе норм Европейского права.

3. Содержание материальных норм о конкуренции и практика их применения.

 

 

Как хорошо известно, что основой Европейского Союза является общий рынок, для которого, совершенно естественно, характерно наличие конкуренции. В принципе конкуренция есть борьба между производителями за возможность дать результаты своей деятельности потребителям, и в этой ситуации можно утверждать, что рынок — это постоянная борьба между производителями за потребителя. Без этой борьбы нет рынка. Следует, однако, иметь в виду, что потребитель является лишь средством в конкурентной борьбе. Чаще всего основная цель производителей товаров и услуг заключается в максимализации прибыли. Для того чтобы увеличить прибыль, конкуренты улучшают качество продукции расширяют ее ассортимент, предлагают всевозможные скидки, сервисное обслуживание своих товаров и применяют иные способы привлечения потребителя. Объективно последний остается в выигрыше, однако не следует терять бдительность. Производитель, добившийся наибольших успехов, завоевавший рынок и вытеснивший с него конкурентов, имеет соблазн пользоваться своим выгодным положением для того чтобы компенсировать расходы, понесенные в ходе конкурентной борьбы. Поэтому одной из целей права конкуренции является защита потребителей. Часто воздействие тех или иных мер потребителя является решающим фактором при определении их правомерности с точки зрения права конкуренции.

Иной аспект проблемы — поведение конкурирующих предприятий в отношениях друг с другом. Конкуренция является добросовестной, если превосходство одного производителя над другим доказывается качеством его товаров или услуг. Если же превосходства на рынке добиваются «неспортивными» методами, путем всяческого ограничения конкуренции, то такое поведение нельзя признать правомерным. И тем более нельзя допустить, чтобы своим положением злоупотребляло предприятие, уже добившееся доминирующего положения на рынке.

Доминирующее положение на рынке есть достижение, которого предприятие добилось в результате целенаправленных, порой значительных усилий. Наличие доминирующего положения зачастую свидетельствует о том, что предприятие обладает высоким интеллектуальным, организационно-творческим потенциалом, о том, что оно смогло оптимальным образом ответить на требования рынка. Обладающие доминирующим положением на рынке предприятия имеют больше возможностей максимализации прибыли, чем предприятия, таким положением не обладающие. Таким образом, к первоначальным преимуществам предприятия, обусловившим получение им доминирующего положения, добавляется еще одно существенное преимущество: экономическая сила, возможность независимого действия на рынке. Смысл конкурентной борьбы заключается в получении наиболее благоприятного положения на рынке. Парадокс состоит в том, что предприятие, обладающее доминирующим положением на рынке, не вправе воспользоваться этим положением. Оно должно ограничиваться количественным критерием, действуя на рынке так, как будто бы оно не обладает преимущественным положением, иначе правила конкуренции окажутся нарушенными.

Соблюдать правила конкуренции должны не только частные лица независимо от того, какое положение они занимали рынке, но и государства, которые не должны при нормальных условиях чрезмерно влиять на ход развития рыночной ситуации.

Поддержание справедливых условий конкуренции для всех участников рынка, создание условий для развития экономически наиболее эффективных структур и продвижения на рынок высококачественных товаров и услуг в интересах потребителей — в этом состоят основные цели права конкуренции.

Одним из основополагающих постулатов либеральной правой теории является утверждение о том, что свобода индивида должна ограничиваться лишь свободой других лиц. Если пределы свободы индивида расширяются до такой степени, что это препятствует осуществлению свободы других лиц, то такая свобода превращается в свою противоположность — принуждение, ибо она может быть реализована только при условии всемерного ограничения свободы других, и вряд ли есть основания предполагать, что такие ограничения могли бы приходиться на основе добровольности. Для того чтобы обеспечить (при необходимости — с помощью санкций, принуждения) баланс интересов большинства членов либерального демократического общества, в нем создаются и функционируют институты публичной власти. Только легитимные публичные институты вправе применять меры принуждения в обществе.

В основе легитимности лежит идея народного представительства: принуждение осуществляется от имени народа и под демократическим контролем. При реализации властных полномочий по обеспечению баланса интересов в обществе публичные институты обязаны действовать строго в пределах, установленных законом. Отношения между участниками коммерческого оборота строятся на основе принципов равенства и договора. Контрагенты по гражданско-правовой сделке являются участниками относительного правоотношения, имея права и обязанности только по отношению друг к другу. Если участников сделки по каким-то причинам не устраивают складывающиеся между ними отношения, то они могут быть прекращены по обоюдному согласию. Даже в отсутствии такого согласия ни одна из сторон не вправе навязывать другой стороне условия, с которыми последняя не согласна. Если такое навязывание имеет место, то оно должно рассматриваться как неправомерное принуждение, имеющее целью ограничение свободы, со всеми вытекающими отсюда последствиями, установленными законодательством.

В современной экономической системе существуют предприятия, обладающие доминирующим положением на рынке. Такое положение характеризуется тем, что обладающие им предприятия могут действовать на рынке по своему усмотрению, не сообразовывая свое поведение ни со своими кон­трагентами или иными участниками рынка, ни с потребителя­ми. Если на рынке доминирует одно предприятие, то оно яв­ляется монополией (от греч. monos — один и poleo — продаю). Если же на рынке доминирует несколько предприятий, то этот рынок называется олигополистическим (от греч. oligos — немногий и poleo — продаю).

Такие предприятия имеют экономические возможности («экономическую силу»), позволяющие де-факто осуществлять меры принуждения. Например, поставщик-монополист может диктовать своим контрагентам невыгодные для последних условия поставок, завышенные цены. У контрагентов монополиста нет иного выхода, кроме как идти на заведомо невыгодные для себя условия, ибо в противном случае они и вовсе останутся без поставок необходимой им продукции. Таким образом, имеет место принуждение, основанное на экономической силе.

Последствия такого превосходства одних предприятий над другими, фактически ничем не отличаются от последствий действий органов публичной власти. В широком смысле эти последствия заключаются в ограничении свободы, достигнутом путем принуждения.

Однако фундаментальное отличие действий предприятий, имеющих доминирующее положение на рынке, от публичных институтов заключается в том, что действия таковых нелегитимны, т.е. они не прошли одобрение лиц, на которых они распространяются, через институты народного представительства.

Частные лица не имеют права принимать решения, обязательные для других лиц, без их согласия, в то время как это происходит в случае с предприятиями-монополистами, являющимися в юридическом смысле не кем иным, как частными лицами. Таким образом, монополия приводит к ущемлению прав одних частных лиц в пользу других, к неправомерному принуждению, основанному на экономической силе.

Здесь уместно вспомнить о роли публичных институтов, которые как раз и существуют для того, чтобы оградить одних от злоупотреблений других. Для защиты от злоупотреблений монополий и создания условий развития свободы предпринимательства на национальном уровне существуют антимонопольные органы. Правовой основой их деятельности является антимонопольное законодательство или право конкуренции. На уровне Европейского Союза основным органом, ответственным за реализацию политики ЕС в области конкуренции, является Европейская Комиссия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.