Гуманизм и духовно-нравственное наполнение прав человека выража- ют ряд идей-ценностей, которые по своему смыслу 'более фундамен- тальны, чем идея человеческих прав. Они создают более общую карти- ну представлений об определенном типе общественного устройства и особом месте человека в нем. Эти идеи как универсалии сущности и руководящие утверждения включают права как необходимую част- ность, подчиняют их своей логике, встраивают в общую схему такой жизнедеятельности, которая именуется гуманной.
Эти идеи выполняют роль принципов для системы прав человека. В лаконичных формулах они фиксируют знания о сути прав, их цен- ности, определяют исходя из такого знания идеал, который, в свою очередь, предстает как цель для практического осуществления прав человека.
Принципы объясняют и доказывают ценность прав человека. В ре- зультате как ценностное явление последние выступают «обобщенным, устойчивым представлением о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, то есть о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей)»'. В цен- ностях выражены «убеждения относительно целей, к которым люди
)Апресян Р.Г Ценности // Ценности гражданского общества и личность / Отв. ред. Р.Г. Апресян. М., 2001. С. 143.
§ 3. Принципы нрав человека 95
должны стремиться, и основных средств их достижения»'. В понима- нии прав человека как ценности отражено отношение к ним как при- знание чего-то важного, значимого, ориентирующего в жизни. При- звание ценностей — означивать активность, реализовать смыслопола- гание, поддерживать мотивацию.
В правах человека в понятной и обыденной форме — в виде призы- ва к защите человека через обеспечение его прав — воплощены давно и широко известные идеалы человечества, охватывающие все сферы социальности: человеческое достоинство, свобода, равноправие, соли- дарность, толерантность (терпимость), демократизм, справедливость. Идеалы связаны с доведением положительной оценки прав до преде- ла. Но права как идеалы — не образ конечного будущего, а совокуп- ность направленных в будущее представлений, которые могут (и будут) предметно-содержательно пересматриваться. Идеал не сво- дится к примату конечной цели, тем более к туманному завтра, что часто порождает утопии. «Критерий идеала в том, что он — не утопия. Утопии фальсифицировались, выдавались за идеалы, и эти ложные идеалы приводили к катастрофам»2, — замечает австрийский ученый В. Краус.
Принципы прав человека, выражая социальные идеалы и указывая цели развития, выполняют следующие функции:
1) прежде всего, они обеспечивают единство идейного содержания феномена прав человека в целом, т.е. способствуют восприятию систе- мы прав и их оценку через призму гуманизма, уважения человеческо- го достоинства, свободы, равноправия, солидарности, справедливости
и т.п.;
2) принципы выступают средством, связующим звеном между пра- вами человека и основной задачей гуманизма — сохранением и совер- шенствованием человека во имя сохранения и прогресса человечества;
3) гуманистический и духовно-нравственный характер прав чело- века формирует особый тип политической и юридической идеологии и культуры, который направлен на «сбережение народа», оказание го- сударством и обществом необходимой помощи и защиты каждому ин- дивиду;
4) принципы выступают систематизирующим фактором, организу- ющим все другие регуляторы прав человека (нормы, идеи, установки, модели действия и т.д.) в единую непротиворечивую соционорматив- ную систему;
* Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 660. 2Краус В. Нигилизм и идеалы / Пер. с нем. М., 1994. С. 142.
96 Глава 2. Цсниостно-гуманисчичсская методология прав человека
5) обладая гуманистическим, нравственным и информационно ориентационным потенциалом, принципы воздействуют на сознание людей с «подсказкой» выбора такого варианта поведения, который не причиняет ущерба интересам другим людям и не опасен для жизнеде- ятельности общества в целом;
6) принципы прав человека являются источником юридического и политического нормотворчества. Присутствуя в политико-правовом сознании, они определяют содержание правовых и политических норм в контексте гуманистических идеалов, которые в наибольшей степени отвечают потребностям и интересам большинства (всех) граждан;
7) принципы прав человека лежат в основе толкования (в том числе и официального) положений законов, если власти заинтересо- ваны в построении правового государства;
8) принципы выполняют роль критериев оценки тех или иных акций органов государства или институтов гражданского общества с точки зрения эффективности решения ими гуманитарных проблем.
Каждый принцип прав человека как самостоятельная ценностно значимая идея имеет свое смысловое поле, но при этом каждый сопря- жен своим содержанием с другими, равного уровня принципами.
Следует, однако, заметить, что принципы прав человека в общей системе страдают некоторой противоречивостью, поскольку противо- речивы идеалы, заключенные в них. Так, например, наблюдается известное противостояние между принципами свободы и равенства, свободы и солидарности. Исторически и субъектно изменчиво содер- жание справедливости. Современный релятивизм затронул практи- чески все стороны некогда открытых идеалов добра, посеяв сомнение в их абсолютности. Трансформируется практический смысл идеалов при их передаче из поколения в поколение. При внедрении в практику они порой дают результаты, прямо противоположные первоначально- му замыслу. В любом идеале-принципе можно найти уязвимое место, и люди несовершенны.
Поэтому принципы, лежащие в обосновании прав человека, следу- ет понимать не как застывшую догму, а как развивающееся вместе с обществом представление, идущее от идеала к действительности, от ценности к факту. Без идеалов существование общества невозможно, ценностного вакуума история человечества не знает.
Идеалы и ценности образуются не столько традициями, сколько потребностями времени и условиями, в которых развивается цивили- зация, и воспроизводятся в соответствии со специфическими обстоя- тельствами исторической практики. Это находит свое подтверждение, например, в содержании Хартии Европейского Союза 2000 г., которая
§ 3. Принципы нрав человека 97
распределила все права человека вокруг нескольких главных ценнос- тей европейской цивилизации — достоинства, свободы, равенства, со- лидарности, гражданства, правосудия, «отвечающих современному уровню развития естественных, медицинских, технических и этичес- ких знаний»'. Тем самым Хартия «поддерживает Европейский Союз в его движении от «Сообщества прав» к «Сообществу ценностей», в рамках которого европейская идентичность получает возможность для своего развития». Хартия призвана показать, что «Европейский Союз есть также сообщество ценностей — ценностей, которые не могут быть выражены в деньгах»2.
Современное человеческое сообщество постепенно определяет свои приоритеты. В правовой сфере это, например, демократия, соци- альное правовое государство, правозаконность, права человека. Пос- ледние центром внимания делают индивида (личность), его достоин- ство в повседневной жизни, актуализацию его творческих возможнос- тей, сохранение человека в коэволюции с природой. Их считают индивидуально-общественным (а не индивидуалистическим) феноме- ном и в смысле происхождения, и в смысле ценностной значимости. Поэтому права человека относятся к числу созидательных, развиваю- щихся и консолидирующих идей.
Основополагающим принципом прав человека является принцип нравственного и глобального гуманизма. Он как мировоззрение всей системы прав человека — основной, продуцирующей другие прин- ципы. Остальные производны от него и интерпретируются в контексте с его ценностями. Более подробно содержание современного гуманизма было раскрыто в § 1 настоящей главы. Здесь следует остановиться на других принципах прав человека, к которым, как представляется, от- носятся уважение человеческого достоинства, свобода, равноправие, солидарность, толерантность (терпимость), демократизм и справедли- вость.
Принцип уважения человеческого достоинства— «чистое выра- жение» гуманизма. Он утверждает ценность всякой человеческой лич- ности вне зависимости от имеющегося у нее социального статуса. Он сформулирован как максима основных законов всех демократических государств: «Человеческое достоинство ненарушимо». Он предполага- ет уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства. В нем выражена внешняя равная оцен-
' Ледях ИА. Хартия основных прав Европейского Союза // Государство и право. 2002. № 1.С. 51.
2 Цит. по: Хартия Европейского Союза об основных правах. Комментарий / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2001. С. 59.
98 Глава 2. Цснностно-гуманнстичсская методология прав человека
ка всех людей как представителей человеческого рода. Тем самым в нем чувствуется пафос за земную цивилизацию.
В достоинстве закреплена идея об особом положении, а потому и ответственности человека в живой природе, идея о человеке как носи- теле Разума и Духа. В теологической версии достоинство всякого че- ловека определено его родством с Богом1, Если бы люди жили в мире рядом с другими существами, равноценными или превосходящими их по разуму, то они научились бы вести себя как-то иначе и иначе вос- принимали бы себя и человеческий род. Достоинство — это самоощу- щение того, что каждый представитель человечества обладает исклю- чительными способностями (разумом, нравственностью, совестью, духовностью, свободой), далеко не равными другим известным суще- ствам, следовательно, достоинство — это осознание ответственности за жизнь и все происходящее на Земле.
Человеческое достоинство — это не только общественное достоя- ние, но и индивидуальное состояние, мерило самосознания, самоува- жения, определяющее манеру поведения личности и установления контактов с другими людьми. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов. В противном случае неуверенность в себе, самоуничижение, негативные моральные переживания деструктивно влияют на жизне- деятельность личности, ограничивают полноту мировосприятия. Опасно и противоположное состояние сознания — самовозвеличива- ние и уверенность в собственном превосходстве над другими, что при- водит к аналогичному результату — деформации личности и некон- структивным отношениям с окружающими. '
Уважение достоинства личности как принцип прав человека сле- дует отличать от аналогично звучащего, но выступающего в более узком значении — как объект специально юридической защиты кон- кретного личного неимущественного блага. В последнем случае ува- жение достоинства (единичное право, а не принцип) следует пони- мать как осознание самим индивидом и окружающими людьми факта обладания им неопороченными нравственными и интеллектуальными способностями. Последние определяются совокупностью объектив- ных качеств репутации: благоразумием, здравым смыслом, нравствен- ностью сознания и поведения, обладанием социально полезными на-
1Франк СЛ. Свет во тьме. Опыт христианской этики и социальной философии. М., 1949. С. 124-125.
§ 3 Принципы прав человека 99
выками, соблюдением общепринятых правил поведения, ведением по- добающего образа жизни и т.д.1
В контексте принципов прав человека, а не отдельного права чело-. веческое достоинство интерпретируется значительно шире — как ка- чество ценности всякого представителя человеческого рода. Здесь не- приемлемы завышенные суждения о личности и ее достоинстве как только о выдающихся индивидах, с исключительными способностя- ми, самостоятельностью мышления, оригинальностью чувств, силой воли, яркости таланта и т.п. Философ В.В. Ильин заметил: «Все не могут быть богами и не захотят стать животными»2.
Уважение человеческого достоинства отражается всей системой прав человека и наиболее ярко в таких правах, как право не неприкос- новенность чести и репутации, право на имя, жизнь, целостность лич- ности, запрет пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обра- щения и наказания, запрет рабства и принудительного труда, право частной жизни, признание правосубъектности, презумпция добропо- рядочности и невиновности, право на защиту своих прав, право на достойное существование и др.
В отечественной литературе термин «право на достойное челове- ческое существование» был впервые использован В.Л. Соловьевым в смысле нравственного требования: всякий человек должен иметь «не только обеспеченные средства к существованию (то есть одежду и жи- лище с теплом и воздухом) и достаточный физический отдых, но чтобы он мог также пользоваться и досугом для своего духовного со- вершенствования»3. П.И. Новгородцев развил юридические аспекты этого этического постулата. Отрицая социальные условия, которые убивают личность и физически и нравственно, он привлек внимание к необходимости обеспечить не только личную свободу, но и создать материальные гарантии для поддержки всех нуждающихся. Таким об- разом, П.И. Новгородцев одним из первых увидел двойственную при- роду прав человека, которая во второй половине XX в. переросла в дискуссию о подлинных и мнимых правах.
Свобода как принцип прав человека. Известный правозащитник С.А. Ковалев определяет права человека вообще как «кодифицирован- ную идею свободы»4. Действительно, свобода индивида просматрива-
* См.: Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. Л.А Окуньков. М., 1996. С. 79.
2Ильин В.В., Папарин А.С., Бадовский Д.В. Политическая антропология / Под род В.В. Ильина. М., 1995. С. 85.
3 Цит. но: Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование // Новгородцев П.И. Соч М., 1995. С. 323.
4Ковалев СА. Мир, страна, личность М., 2000. С. 114.
100 Глава 2. Ценное гно-гуманистичсская методология прав человека
ется практически в каждом праве, а особенно зримо в праве личной неприкосновенности, в свободе от рабства, неволи, насилия и принуж- дения, в свободе мысли, совести и вероисповедания, выражения мне- ния и свободной информации, свободе собраний и объединений, в праве собственности, предпринимательства, творчества и труда, в праве на убежище и т.п.
В принципе свободы выражена идея защиты человека от произво- ла сильных или наделенных властью, освобождения от патерналист- ской опеки и диктата с чьей-либо стороны. Стремление людей к свободе возникло не из-за желания избавиться от социальных ограни- чений (что в принципе невозможно), а из потребностей иметь сущест- вование, где был бы простор для утверждения и развития собственно- го «Я».
Свобода становится особенно актуальной в условиях личной за- крепощенности, в каких бы формах она ни заключалась. Принцип сво- боды означает самоопределение человека, его независимость и автоно- мию, возможность мыслить и действовать в соответствии с собствен- ной волей и без принуждения извне.
В свободе выражена сущность, а также условия бытия человека. «Быть свободным составляет понятие человека»1, — утверждал Гегель. Но если свобода есть только независимость и самовольность, то это и равнодушие, непричастность и безответственность. Такая свобода по- рождает эгоизм и отменяет всякие законы2. Человек свободен, только если способен сообразовывать свое поведение с законами человечес- кой природы. Свобода конструктивна, если человек свободно выбира- ет этот закон, преодолевая противодействие жизненных обстоя- тельств. Абсолютная несвобода же порождает полную безответствен- ность.
Потребность в свободе, независимости и автономии различна у людей в силу различий индивидуальных способностей к самоутверж- дению. Желание независимости и автономии является также следст- вием воспитания, традиций и форм жизнеустройства, которые приняты в конкретных исторических общностях. Но ни персональные желания, ни общественные стереотипы не могут отменить главного — свобода есть сущность человека. Ведь человека устроен и проявляет себя не по схеме механических или примитивных биологических структур: сти- мул — реакция. В нем присутствует свободная воля, могущая разо- рвать и изменить всякие зависимости. Творческий потенциал челове-
* Гегель Г. Лекции по истории философии. Ки 1. СПб., 1993. С. 107. 2 См.: Ценности гражданского общества и личность / Отв. ред. Р.Г. Апресян М., 2001. С. 185.
§ 3. Принципы нрав человека 101
ческого духа и разума производны от изначальной свободы, в сфере которой только и оказывается возможно самопроявление личности.
Свобода, заключенная посредством права в систему формализо- ванных прав, легализуется и гарантируется. Это означает, что из со- держания легализованной свободы исключены все антисоциальные способы ее проявления. В субъективных правах сочетается объектив- но необходимый индивиду объем свободы с объективно возможной для данного общества мерой ее предоставления.
Охраняемая и ограниченная правами свобода становится прямой противоположностью своеволия и эгоизма. Моральная и правовая формула: «Свобода одного человека ограничена свободой другого» переосмысливается в правах человека как личная нравственная зада- ча: «Я ограничиваю собственное своеволие, чтобы исполнить свой долг уважать права других, не допускать несправедливости в отноше- нии других, содействовать их благу».
Свобода личности как юридическое право имеет отрицательное и положительное содержание. В отрицательном значении право на «свободу от...» приобретает изоляционистский оттенок, который озна- чает, что человеку необходимо некоторое ограждение от политическо- го, экономического, идеологического и т.д. вмешательства общества, государства, других лиц. По сути, это требование против всякого на- силия и насильственных способов организации общественной жизни, оно предполагает привлечение к ответственности каждого за наруше- ние чужой свободы.
Право на «свободу для...» связано с положительным проявлением. В российской философско-правовой мысли всегда считалось, что сво- бода нужна для добрых и полезных дел. Выделяя разные виды поло- жительной свободы (политическую, экономическую, духовную, нрав- ственную, юридическую), высшей ценностью было принято наделять нравственную и духовную свободу: человек может считаться свобод- ным не в обстоятельствах своего существования, но в их оценке. На- пример, B.C. Соловьев определил свободу не как выбор между добром и злом, а однозначно как добровольное предпочтение добра злу. При этом сам выбор ему виделся в отыскании наиболее оптимальных спо- собов утверждения добра для конкретного случая*. П.И. Новгородцев относил свободу к области личного совершенства — к свободе творче- ства, поиску наилучшего употребления способностей и талантов2.
* См.: Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1899.
2 См.: Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного пра- восознания. М., 1996. С. 309.
102 Глава 2. Ценностно-гуманистическая методология прав человека
, В России родился еще один своеобразный принцип свободы — «свобода вопреки...». Он опирался на личную жертвенность, т.е. тип личности, «который не идет вместе с государством, а отстаивает себя вопреки власти, за свое слово отвечая жизнью*.
Как принцип системы прав человека и как основополагающее право содержание свободы может быть раскрыто на двух уровнях. На первом как независимость, самостоятельность и ответственность лич- ности, т.е. в деятельности, которая, возможно, напрямую и не прино- сит общественной пользы, но которая не причиняет вреда другим людям, т.е. как самодисциплина. Второй уровень касается более высо- ких материй и выражает требование независимости и автономии ин- дивида для самоосознания личности, максимального развития и реа- лизации своих творческих возможностей. Это уже область духовного бытия и высшего предназначения человека. Таким образом, свобода выполняет роль необходимого условия и в повседневной жизнедея-. тельности, и в осуществлении высшего предназначения человека.
Российское обыденное сознание, как показывают исследования, высоко оценивая значимость свободы, причем значительно выше, чем равенство и солидарность2, вкладывает в нее смысл беспредельности, неповиновения и «самозаконности» (своеволия). Подобная интерпре- тация опасна для прав человека, которые связывают свободу с само- дисциплиной. В таком контексте становятся понятными сомнения российских интеллектуалов о приемлемости идеи прав человека для нашей страны. Индивидуальные права ими отождествляются со сво- бодой, понимаемой как ничем не ограниченное своеволие («делаю, что хочу, и никто не мешает»), а также претензиями на обязательное получение причитающихся благ. В этом действительно есть проблема для России и прежде всего мировоззренческого и воспитательного ха- рактера.
Многовековые традиции Востока (Россия в этом плане — тоже Восток) породили сервильный социально-психологический комплекс, создали ситуацию «поголовного рабства», при которой рабы — рабы с европейской точки зрения, т.е. лица, не ценящие свободу, — не только удовлетворены своим положением, но, даже зная уже о существова- нии иных стандартов бытия, не желают отказываться от привычного образа жизни (имеющего свои преимущества, особенно с точки зре- ния гарантированного обеспечения жизненного минимума). Виноват
1 См.: Кантор В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы // Вопро- сы философии. 1998. № 7. С. 17.
2 См.: Куршьски-Ожвэн Ш., Арутютн М.Ю., Здравомыслова ОМ. Образы права в России и Франции. М., 1996. С. 56-57,161-162,168.
§ 3. Принципы нрав человека
в этом не столько человек как таковой (тот, кто удовлетворен положе- нием раба или бесправного подданного), виноват стиль жизни, ко- мандно-административная система, при которой ведущая сила — не народ, а государство. Народ же довольствуется тем, что имеет и благо- дарит власть за щедрые деяния*. Эта привычка прошла через века и в наши дни продолжает определять современные стереотипы взаимоот- ношений человека с властью и людей между собой.
Принцип равноправия. Из общего свойства людей, что они люди и обладают человеческим достоинством, следует принцип их равной, одинаковой значимости для политической, правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенство их прав.
Все должны относиться друг к другу как к равным себе. Это важ- ное условие межличностных отношений, в которых проявляется При- знание в каждом человеке личности и полноправного члена челове- ческого союза. Отношение к каждому представителю человеческого рода с надлежащей равной мерой (пропорцией), выраженное в субъ- ективных правах, следует из правового равенства людей.
Правовое (формальное) равенство, указывает Д.В. Дождев, «суще- ствует не только как внешнее общественное требование к субъектам, но и как устойчивое внутреннее убеждение, которое проявляется в готовности признать самоценность другого лица, самостоятельность его воли, его значимость в отношении, равную значению собственной роли. В отсутствие этих субъективных реквизитов притязание утрачи- вает правовой характер, а отношение сводится к тому или иному виду насилия и произвола»2. Равноправие предполагает отказ от попытки навязать другому собственное видение реальных отношений.
Правовое равенство — это универсальный способ выражения юри- дического равновесия, т.е. сочетания интересов отдельных людей, от- дельных социальных групп и слоев населения, разных народов и на- циональностей.
Равноправие — принцип и фундаментальное право (наряду со сво- бодой) человека, порождающее многие другие права, например право на равенство перед законом и судом, недопустимость всех форм дис- криминации, право на культурное, религиозное и языковое разнооб- разие, право на интеграцию инвалидов, пожилых людей и т.п. Равно- правие следует понимать как равенство гарантированных возможнос- тей, а будут ли востребованы эти возможности, воспользуется ли ими индивид или нет — выходит за пределы содержания равноправия.
' Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 432-433. 2 Политико-правовые ценности: история и современность / Под ред. B.C. Hepcc- сяица. М., 2000. С. 96.
104 Глава 2. Цснпостпо-гумапистическая методология прав человека
Система прав человека пронизана идеей равноправия, при этом она не пренебрегает очевидным фактом: фактически люди различны и неравны. Однако для прав человека не имеет значения отличие людей, поскольку для обладания юридическими правами, т.е. правосубъект- ностью (способностью быть субъектом правовых отношений), это не важно.
В правах человека отражены различные формы правового равенст- ва. Всем гарантируются права независимо от социального происхож- дения, имущественного и должностного положения, рода занятий, убеждений, мировоззрения, принадлежности к общественным органи- зациям или политическим партиям, национальности и языка, вероис- поведания, пола и возраста; женщины равноправны с мужчинами', дети и молодежь со взрослыми, все равны перед законом и судом.
Принцип равноправия не признает несправедливые привилегии и запрещает дискриминацию по любым основаниям. Установление не- равных прав либо различий в правах расценивается как игнорирова- ние фундаментальной ценности — равноправия и квалифицируется как дискриминация. Примеры грубых форм нарушений равнопра- вия — факты апартеида в ЮАР, сегрегация черных и цветных в США, резервации коренных народов в Колумбии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ущемления гражданских прав русскоговорящего населения в Прибалтике и т.д.
Поэтапно и избирательно завоевывало равноправие свои позиции в жизни: сначала было признано равенство в правах членов той или иной социальной группы (раб, господин, каста), затем в зависимости от индивидуальных заслуг, а позже в силу гражданства, капитала и труда. Современная теория прав человека построена на убеждении в необходимости распространения полного равноправия на всех людей вне зависимости от каких бы то ни было различий и обстоятельств. При этом она пытается решить проблему равноправия при очевидном противоречии ее с имеющим место фактическим неравенством и идеей социального равенства.
Установление равенства как такового таит в себе серьезные нега- тивы, сдерживающие интенсивность эволюционного развития. Каж- дый человек представляет собой индивидуальность с характерными особенностями, ни у кого другого в данном сочетании и соотношении не повторяющимися. В силу закона биологического и социального разнообразия психофизиологические различия, дифференциация спо-
' При разработке Хартии Европейского Союза об основных правах было предло- жено в одном из проектов назвать документ «Хартия прав европейских гражданок и граждан» (см.: Хартия Европейского Союза об основных нравах. Комментарий. С. 29).
§ 3. Принципы прав человека 105
собностей, а также социальных условий и т.д. естественно порождают неравенство людей. Если же равенство будет утверждено законода- тельно, то это неизбежно скажется и ограничит потенциальные прояв- ления индивидуальности, столь необходимые для развития личности и общества в целом.
«Строгое соблюдение формального равенства может привести к усугублению действительного неравенства, полное же искоренение неравенства означает восстание против человеческой природы»', — совершенно справедливо замечает профессор Парижского универси- тета Ф. Люшер.
Поэтому принцип равноправия не абсолютен, он должен пони- маться в контексте с принципом свободы, а также в сочетании с пра- вом на уважение человеческого достоинства. Равенство в правах не должно вести к уничтожению естественных отличий людей, оно при- звано на компромиссной основе с принципом свободы «осторожно ис- править все шокирующее в неравном положении людей»2.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление