Духовное бытие проявляется в разных формах творчества, оно связано с нравственным самосовершенствованием. Дух составляет высшую естественную природу и жизнедеятельность ^человека, а тело — его низшую естественную природу. В. Франкл объясняет ду- ховное как «то, что может противостоять всему социальному, телесно- му и даже психическому в человеке... Духовное, по определению, есть свободное в человеке»2. «Свобода должна увеличиваться по мере при- ближения к духу, — писал Н.А. Бердяев, — и уменьшаться по мере приближении к материи. Максимальная свобода есть свобода духов- ной жизни, минимальная свобода есть свобода материальной жизни»3. Сознание должно усваивать свободу как разумность потребностей, как свободу творчества, как проявление силы духа и как не-свободу от природы, не-свободу от общества, как необходимость осознавать свое взаимодействие с природой и обществом4.
Духовность имеет как положительное, так и отрицательное изме- рение. Первое означает устремленность человека к общему благу, ра- зуму и мышлению, трансцендентному сознанию, Абсолюту и Вечнос- ти, смыслу жизни. Второе чаще связывают с человеческой гордыней, религиозным фанатизмом, нравственным эгоизмом.
Европейский светский гуманизм духовный путь человечества видел в утверждении разума, выше которого вообще ничего нет. Его представители утверждали, что человеку дан разум и, познавая мир, он должен сам найти разумную меру собственной жизни. Хотя земная жизнь, возможно, и не земного происхождения, она дана людям, и их
' Законодательство. 1998. № 11. С. 85.
2Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 111—112.
3Бердяев НА. Судьба России. М„ 1990. С. 291.
4 См.: Синергетика: человек, общество. С. 146.
§ 2. Нравственно-духовное содержание нрав человека 93
задача состоит в том, чтобы построить ее в соответствии с законами разума и справедливости. Земная жизнь самодостаточна, ее цель — в ней самой. Самым лучшим творением человека может стать эта жизнь в согласии с разумом.
Русские философы полностью не приняли такую позитивистско- .рационалистическую модель человека и его жизнеустройства. Рацио- налистический гуманизм обратил смысл существования человека на самого себя как отдельного изолированного индивида, что лишило че- ловека «высших критериев адекватности»*. Человекоцентризм позво- лил отождествить гуманизм с «суверенитетом отдельно-индивидуаль- ного в его мирском, узкокорыстном и потребительском понимании»2.
B.C. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, И.А. Ильин и другие российские ученые противопоставили ему идею единства разума и духа. Они описывали духовность как особую реаль- ность (бытие) внутреннего опыта личности, в недрах которого она переживает воздействие трансцендентных сил и через них единство с Универсумом. Согласно их воззрениям, человек ответствен не только за земную жизнь, он участник и космического миростроя.
Русские просветители указывали, что человек должен стремиться создать не только разумную, но и достойную нравственную жизнь, тогда она и будет справедливой. Ф.М. Достоевский, как известно, вы- сказал мысль', что личное совершенство является непременным усло- вием общественного совершенства, откуда следовало, что нет никаких общественных идеалов, не связанных органически с идеалами нравст- венными. Разум и добро — основные приоритеты человеческого жиз- неустройства. Отечественные философы тем самьм придавали большую значимость духовным ценностям, а не социальным. Они не отрицали ни плоти, ни хлеба, они отвергали лишь превращение их из средства жизни в цель и смысл ее.
Положения о слитноедином существовании духа и разума, прояв- ляющемся в духовном творчестве человека (главном отличии челове- ческого существа), нашли свое отражение в русском космизме, учении о ноосфере, идеях всеединства, теории возрожденного естест- венного права. Представители последней обогатили учение о естест- венных правах человека, сосредоточив основное внимание на обосно- вании их нравственно-духовного содержания. Они рассматривали внутреннюю и внешнюю природу человека в гармонии, почему и
)Синюков В.Н. Указ. соч. С. 239. 2 Там же.
94 Глава 2 Ценностно-гуманистическая методология нрав человека
стали возможны выводы о нравственном самообязывании как главном праве человека.
Для идеи прав человека, призывающей к защите и поддержке ос- новных форм жизнедеятельности людей, положения русской духов- ной мысли важны не только потому, что позволяют раскрыть нравст- венно-духовное содержание этого феномена: права человека — это требование сохранения, поддержки и развития основного качества че- ловеческой природы — способности только человека творить себя, ок- ружающий мир и Вселенную. Права человека прямо указывают на тот критерий, который выстраивает иерархию витальных ценностей и яв- ляется путеводителем для индивида, общества, государства, их струк- тур и деятельности. Вершину этих ценностей венчает духовное твор- чество как имманентная черта «самости» человека, выделяющая его из природного мира. Законы человеческого бытия не способствуют установлению одного-единственного набора ценностей. Эти законы требуют выбора, и только человек сам решает, какой из возможных альтернатив отдать предпочтение.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление