Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интернационализация и глобализация прав человека 2 страница




Глобальный характер прав человека связывает права индивида с
правами всего человечества (планетарного сообщества) — «самой
крупной социальной системы, охватывающей все население Земли»3.
Эта связь проявляется в общей заинтересованности в поддержании
всеобщего мира и безопасности, в озабоченности будущей судьбой че-
ловечества, в поисках способов индивидуальной и коллективной за-
щиты от негативных последствий техносферы, в стимулировании со-
циальных и гуманитарных нововведений для гарантирования прав
всех видов. Как глобальное явление права человека подключены се-

* Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Учебник. М., 1999. С. 315.

2 ЛукашукИ.И. Указ. соч. С. 41.

3 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1998. С. 340—341.


§ 3. Интернационализация и глобализация нрав человека 163

годня к решению большинства планетарных проблем (вызовов чело-
вечеству), они — конструктивный компонент общей стратегии выжи-
ваемости.

Глобализация общественных отношений, как известно, спровоци-
ровала нетрадиционные конфликты — местничество, национализм, се-
паратизм, культурное, религиозное, этническое сектантство*. Она обо-
стрила кризис индустриальной цивилизации, которая исчерпала свой
ресурс, деформировала духовные идеалы у значительного числа граж-
дан, подтолкнула к прагматическому и утилитарному способу бытия.
При ней рыночные отношения пасуют перед корпоративным меркан-
тилизмом, мировая власть концентрируется в руках богатых, общест-
венным развитием все более управляют частные корпорации, поль-
зующиеся поддержкой и все расширяющейся защитой государственной
бюрократии. Из-за высокой миграциии населения утрачивается иден-
тификация граждан со своим государством. Принцип единства чело-
веческого рода испытывается расизмом и геноцидом. Глобальные про-
блемы обусловили нестабильность практически по всем параметрам
человеческой жизни.

Творящим субъектом и одновременно терпящей стороной гло-
бальных проблем, как совершенно очевидно, выступает сам человек.
Поиск его защиты и человечества в целом от пороков интеграции при-
вел в действие многие социальные институты, в том числе и права
человека. Права человека связаны с решением практически всех гло-
бальных проблем — обеспечением мира, преодолением экономичес-
кой отсталости, проведением активной демографической политики,
образованием и развитием, созданием природощадящих методов про-
изводства, рациональным и комплексным использованием природных
ресурсов, борьбой с безграмотностью, страшными болезнями, искоре-
нением транснациональной преступности и т.д. В одних случаях ре-
шение данных проблем принимает форму реализации прав человека, в
других — становится их целью либо объектом воздействия. Таким об-
разом, представление о правах человека теперь связывается и с гло-
бальными вызовами, им придается статус специфической глобальной
проблемы, занимающей свою нишу в расширенном каталоге глобаль-
ных проблем.

Преодоление системного кризиса техногенной цивилизации и по-
рожденных им глобальных проблем специалисты связывают с перехо-
дом к менее расточительному способу воспроизводства общества и
личности, постепенному обеспечению целенаправленной самооргани-

1 См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. С. 2.


164 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека

зации социума во всех основных сферах жизнедеятельности, т.е. с
трансформацией в общество «мобилизующей культуры»', общество
устойчивого роста (устойчивого развития). Всемирная комиссия по
охране окружающей среды и развитию определила последнее как
такое, которое «удовлетворяет сегодняшние потребности, не ставя под
угрозу возможности для удовлетворения потребностей будущих поко-
лений»2.

Первоначальный вариант понятия устойчивого развития, ограни-
ченный естественнонаучными аспектами достижения баланса динамики
производства и минимизацией вынужденного ущерба, наносимого
при этом экосфере, скоро проявил узость своего подхода. Выявилась
зависимость устойчивости общества от целого ряда других факторов,
в том числе и гуманитарных, а среди них и прав человека. В результа-
те в 90-х гг. XX в. появилась еще одна характеристика прав человека
как фактора устойчивого и сбалансированного развития общества3.

Ценность состояния устойчивого (самоподдерживающегося) раз-
вития заключается в актуальной для каждого человека, а также госу-
дарства и общества потребности жить в прогнозируемых и защищен-
ных условиях, ориентируясь при этом на долговременные цели.
Устойчивое — это сбалансированное, примиряющее конфликты раз-
витие. Значение прав человека как одного из факторов, ведущих к
сбалансированному развитию индивида, общества и природы, заклю-
чается в том, что в них как нормативной модели изначально гармони-
зированы (по крайней мере, должны быть уравновешены) разные цен-
ности: свобода и равенство, самоопределение и социальная защищен-
ность. В них сглажены противоречия между индивидуальными и
коллективными потребностями, интересами личности, социальной
группы, государством и обществом. Права человека отражают опти-
мальное взаимодействие всех субъектов, ответственных за социаль-
ный порядок: самого гражданина за цели и форму использования
своих прав, государства и общества за усилия по преодолению факти-
ческих неравенств, оказание помощи и социальной поддержки тем,
кто в них нуждается. Права человека задействованы в становлении
демократических, правовых и социальных государств, снижении со-

( Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в
XXI веке. М., 1998. С. 391.

2 Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс И. За пределами допустимого: глобальная катас-
трофа или стабильное будущее // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антоло-
гия / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 593.

3 См.: Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред.
Е А Лукашева. М., 2000.


§ 3. Интернационализация и глобализация нрав человека 165

циальной и национальной напряженности, распространении идей
нравственности, толерантности и солидарности, разрешении демогра-
фических и социально-экономических проблем, создании продоволь-
ственной безопасности и благоприятной окружающей среды, защите в
период вооруженных конфликтов и преступных посягательств, и т.д.
«Права человека консенсуальны по своей природе, поэтому они игра-
ют важнейшую роль в установлении согласия в обществе и обеспече-
нии устойчивости его развития»', — справедливо отмечает проф.
Е.А. Лукашева.

Права человека отчетливо просматриваются и в тех прогнозах, что
даются по поводу будущего социоэкоразвития. Эта новая цивилиза-
ционная парадигма выживаемости человека и человечества предпола-
гает решение социоприродных проблем в единстве двух составляю-
щих; биосфероцентической (сохранение биосферы как естественной
основы жизни) и антропоцентрической, связанной со сбережением че-
ловека, его гуманитарной сущности2. Обе привлекают потенциал прав
человека.

Обеспечение экологической безопасности как право на здоровую
окружающую среду уже получило отражение в системе действующих
прав человека. Но новые глобальные процессы требуют иного уровня
«экологизации прав»3 — их связи с ноосферной, коэволюционной и
эколого-гуманистической интерпретацией человеческого общежития.
В этой связи человек не должен забывать об ограниченных пределах
своего экологического дома, неотвратимых пагубных последствиях,
если ограниченные невозобновляемые ресурсы будут исчерпаны и на-
рушится процесс самовоспроизводства биосферы. Поэтому, пользуясь
своими правами для удовлетворения разнообразных и все растущих
потребностей, человек и человечество должны учитывать экологичес-
кие императивы, соотносить свою свободу с природно-экологически-
ми ограничениями. В правах как возможностях должна получать
отражение гармония развития человека в коэволюцией с другими су-
ществами биоты. В этом заинтересован в первую очередь сам человек,
обеспокоенный своим будущим. Поэтому все права человека и наи-
важнейшее его право — право на жизнь — уже сейчас должны быть

* Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лу-
кашева. С. 20.

2 См.: Урсул АД. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития
цивилизации). М., 1993; его же Переход России к устойчивому развитию. Ноосфсрная
трагедия. М. 1998.

3 Урсул АД. Стратегия устойчивого развития и права человека // К пятилетию
вступления России в Совет Европы. Ежегодник / Отв. ред. К.Х. Каландаров. М., 2001
С. 46-47.


 

Глава 3. Эволюционная динамика прав человека


 


аккумулированы с программами стратегической биологической регу-
ляции, стабилизацией окружающей среды, сохранением естественных
сообществ, экосистем, биосферы в целом.

Антропоцентрическая составляющая будущего сценария общест-
венного развития связывается со становлением сферы разума и ноо-
сферной ориентацией, в которой знания и нравственная идеология
обретут массовую силу, а «нравственный разум человека и интеграль-
ный интеллект всего человечества»1 станут планетарно управляемыми
средствами устойчивого развития. Парадигма информационно-вирту-
альной цивилизации наращивает интеллектуальный и духовный по-
тенциал, целью человеческой активности становится не прикладная
польза, а полнота духовного самовыражения, созидание и творчество.
Востребуются факторы духовного порядка, далеко выходящие за
рамки одномерной рациональности. «Духовно-информационная и ра-
циональная сущность ноосферы предполагает приоритет информации
как ресурса развития над веществом и энергией, опережающее разви-
тие интеллектуальных процессов по сравнению с материальными»2, —
отмечает профессор А.Д. Урсул.

Поэтому следует предположить выдвижение в ближайшей пер-
спективе на первый план информационного поколения прав человека
и их активное воздействие на всю систему прав. Право на производст-
во одного типа информации и запрет другой, право на информацион-
ную безопасность, право на поиск, доступ, получение, передачу,
обмен, сбор, хранение, накопление, распространение и копирование
информации, право на формирование, развитие, использование и за-
щиту информационных ресурсов, коммуникационных технологий и
сетей, право на эксплуатацию информации и использование глобаль-
ных информационно-коммуникативных систем в инфрастуктуре эко-
номики, политики, образования, здравоохранения, культуры, пред-
принимательства, финансов, экологии и других сферах требуют не
только широкого и приоритетного развития в информационном обще-
стве, они изменяют и придают специфический, информационный от-
тенок всем остальным правам, даже естественному праву на жизнь,
личную свободу, честь и достоинство.

Целью глобальной стратегии перехода человеческой цивилизации
к постиндустриальному (антропогенному, информационному) обще-
ству является сбережение человека. При этом, как пишет Ю.В. Яко-
вец, «если в техногенной индустриальной цивилизации человек был

1 Синергетика: человек, общество / Под ред. B.C. Егорова, В.И. Корниенко. С. 209.

2 Урсул АД. Указ. соч. С. 39.


 

§ 3. Интернационализация и глобализация прав человека


 


придатком, винтиком огромной промышленной, политической, идео-
логической машины, то в креативно-гуманистической постиндустри-
альной цивилизации на первое место выдвигаются человек, его твор-
ческое начало, духовные ценности, различия в социокультурном об-
лике»*. Эти приоритеты скажутся на всей системе прав человека,

расставят в ней необходимые акценты.

Источником прогресса антропогенной цивилизации как новой тех-
нологии воспроизводства общественных процессов становятся не
внешние условия жизнедеятельности человека, а он сам. Поэтому по-
вышение духовной культуры личности, витальное, ментальное и мо-
ральное совершенствование человека и его среды приобретают значи-
мость генераторов развития, а уровень и качество интеллектуального
потенциала становятся условием воспроизводства общества на ин-
формационной основе.

В ходе исторического развития соотношение в общем балансе сил
человека и общества будет меняться в сторону человека, трудовая дея-
тельность будет заметно замещаться проявлениями творческой актив-
ности, постепенно будет преодолеваться доминирующая роль матери-
ального производства, закономерным станет опережающее развитие
знаний и духовной культуры по сравнению с материально-экономи-
ческой сферой. В силу этого функционирование общества востребует
гуманитарные и демократические параметры, его задачи все теснее
будут связаны с обеспечением равенства прав и возможностей граж-
дан, свободы личного выбора, гарантиями вознаграждения по резуль-
татам творческого и общественно полезного труда.

Поэтому заявившие о себе в конце XX в. первые элементы антро-
погенной цивилизации ставят на повестку дня вопрос о необходимос-
ти «новой духовной реформации»2. В ее осуществлении, несомненно,
особая роль принадлежит правам человека. Воспитательно-мировоз-
зренческий потенциал уважения достоинства каждой личности, обла-
гораживание жизни людей, оказание им необходимой помощи в до-
стижении полноты существования — как цели и практические задачи
прав человека созвучны и тождественны ориентирам гуманитарно-
креативного общества.

Права человека как правопритязания личности позволяют актив-
но приобщаться индивиду к культурно-духовной жизни, получать не-
обходимые знания, развивать творческие способности, самоопреде-
ляться. Право на образование, свободу мысли, собственного мнения и

) Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001. С. 19.
2 Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000. С. 278.


168 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека

критики, право на культурную деятельность, создание и освоение
культурных ценностей, право на творчество, авторские и смежные
права, охрану секретов мастерства, право на личную культурную
самобытность, свободный выбор нравственных, эстетических и иных
ценностей, другие духовно-культурные и интеллектуальные права —
практические механизмы формирования личности, востребуемой ноо-
сферными характеристиками нового общества.

Права человека способны не только сотрудничать в деле становле-
ния гуманитарно-креативного общества, закрепления социального и
личного прогресса, они обладают достаточным запасом прочности,
чтобы противостоять угрозам, потенциально возможным при наращи-
вании техногенных средств существования. Многолюдный социум
рубежа XX—XXI вв. породил силы, подчиняющие биологическое со-
циальному, понизил индивидуальные начала и общекультурный уро-
вень, дегуманизировал труд, усилил изоляцию индивида и расширил
возможности манипулирования людьми, т.е. сформировал новую со-
циально-искусственную реальность на Земле.

При сохранении и наращивании настоящих параметров прогнози-
руется иной вариант эволюции мира — техно-ноосферный, опасный
как для биоприроды, так и человека. В этом случае не исключен пере-
ход человечества под контроль технических систем и информатизиро-
ванного социума, деградация биосферного человека, его трансформация
в «постчеловеческое биотехносоциальное существо»'. А от постестест-
венной цивилизации недалеко и до постчеловеческой, в которой чело-
век не живет, но выживает. В результате создается многомерное
искусственное пространство, созданное самим человеком, но функци-
онирующее и развивающееся независимо от него. Человек в нем неза-
метно для себя превращается в «человеческий фактор» — компонент
более общей технической целостности2. И тогда прав А.А. Зиновьев: в
постчеловеческом мире «сверхчеловек сверхчеловеку — робот»3.

Воздействие на самые глубинные структуры человеческой органи-
зации со стороны биомедицины, вмешательство биомедицинских тех-
нологий в геном, репродуктивные функции, психику и процессы уми-
рания человека, биологическое копирование путем манипуляций с
генами (клонирование), создание так называемых трансгенных жи-

Демиденко Э.С. Техногеннос развитие общества и Земли и становление новой
экологической политики // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. Ма-
териалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей дек-
ларации прав человека. М, 1999. С. 179,183—184.

2 См.: Василенко И.А. Указ. соч. С. 295.

3 Зиновьев А. Сверхчеловек // Новая Россия. 1997. № 4. С. 80.


§ 3 Интернационализация и глобализация прав человека 169

вотных посредством вживления им человеческих генов и другие фан-
тастические с
позиции сегодняшнего дня достижения науки могут
иметь далеко идущие последствия для перерождения человека и окру-
жающей его среды. Создается риск генетических, а равно нравственных
и духовных негативных последствий для человечества. Последова-
тельная эволюция в направлении, заданном современными тенден-
циями жизни, может повлечь итоговую для человека потерю: утрату
самого человека. «В «зеркале» цивилизации может однажды вместо
привычного образа отразиться обличье совсем другого антропного со-
здания»'.

В мире клонов и существ, лишенных человеческих качеств, ре-
шающие по значению человеческие права — естественные и духов-
ные — будут неизбежно и существенно деформированы. А человечест-
во должно сохранить свой биоприродный организм, защитить свою
естественную целостность. Грань между медицинской помощью для
охраны здоровья человека и появлением постчеловеческого существа
может быть перейдена самым незаметным образом. Поэтому право на
биоприроду и ее сохранение становится архиактуальным в самом бли-
жайшем будущем2.

' В борьбе за человека, в поисках новых аргументов по защите инди-
видуальной целостности и сохранения человеческой сущности опре-
деление интеллектуальных, биомедицинских и нравственно-духовных
прав может стать действенным профилактическим средством. Ведь
собственно о человеческих правах и свободах как неотъемлемых и
священных можно вести речь лишь при сохранении эксклюзивной
биодуховной природы человека.

' Крусс В.И. Личностные («соматические») нрава человека в конституционном и
философско-иравовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000.
№10. С. 46.

2 Ряд американских ученых полагают, что с изобретением искусственного интел-
лекта эти вопросы встанут уже в начале третьего тысячелетия (см.: Права человека в
России: декларации, нормы и жизнь. Материалы Международной научной конферен-
ции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека. С. 181)


Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.