Глобальный характер прав человека связывает права индивида с правами всего человечества (планетарного сообщества) — «самой крупной социальной системы, охватывающей все население Земли»3. Эта связь проявляется в общей заинтересованности в поддержании всеобщего мира и безопасности, в озабоченности будущей судьбой че- ловечества, в поисках способов индивидуальной и коллективной за- щиты от негативных последствий техносферы, в стимулировании со- циальных и гуманитарных нововведений для гарантирования прав всех видов. Как глобальное явление права человека подключены се-
* Кочетов Э.Г. Геоэкономика. Учебник. М., 1999. С. 315.
2ЛукашукИ.И. Указ. соч. С. 41.
3Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1998. С. 340—341.
§ 3. Интернационализация и глобализация нрав человека 163
годня к решению большинства планетарных проблем (вызовов чело- вечеству), они — конструктивный компонент общей стратегии выжи- ваемости.
Глобализация общественных отношений, как известно, спровоци- ровала нетрадиционные конфликты — местничество, национализм, се- паратизм, культурное, религиозное, этническое сектантство*. Она обо- стрила кризис индустриальной цивилизации, которая исчерпала свой ресурс, деформировала духовные идеалы у значительного числа граж- дан, подтолкнула к прагматическому и утилитарному способу бытия. При ней рыночные отношения пасуют перед корпоративным меркан- тилизмом, мировая власть концентрируется в руках богатых, общест- венным развитием все более управляют частные корпорации, поль- зующиеся поддержкой и все расширяющейся защитой государственной бюрократии. Из-за высокой миграциии населения утрачивается иден- тификация граждан со своим государством. Принцип единства чело- веческого рода испытывается расизмом и геноцидом. Глобальные про- блемы обусловили нестабильность практически по всем параметрам человеческой жизни.
Творящим субъектом и одновременно терпящей стороной гло- бальных проблем, как совершенно очевидно, выступает сам человек. Поиск его защиты и человечества в целом от пороков интеграции при- вел в действие многие социальные институты, в том числе и права человека. Права человека связаны с решением практически всех гло- бальных проблем — обеспечением мира, преодолением экономичес- кой отсталости, проведением активной демографической политики, образованием и развитием, созданием природощадящих методов про- изводства, рациональным и комплексным использованием природных ресурсов, борьбой с безграмотностью, страшными болезнями, искоре- нением транснациональной преступности и т.д. В одних случаях ре- шение данных проблем принимает форму реализации прав человека, в других — становится их целью либо объектом воздействия. Таким об- разом, представление о правах человека теперь связывается и с гло- бальными вызовами, им придается статус специфической глобальной проблемы, занимающей свою нишу в расширенном каталоге глобаль- ных проблем.
Преодоление системного кризиса техногенной цивилизации и по- рожденных им глобальных проблем специалисты связывают с перехо- дом к менее расточительному способу воспроизводства общества и личности, постепенному обеспечению целенаправленной самооргани-
1 См.: Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. С. 2.
164 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека
зации социума во всех основных сферах жизнедеятельности, т.е. с трансформацией в общество «мобилизующей культуры»', общество устойчивого роста (устойчивого развития). Всемирная комиссия по охране окружающей среды и развитию определила последнее как такое, которое «удовлетворяет сегодняшние потребности, не ставя под угрозу возможности для удовлетворения потребностей будущих поко- лений»2.
Первоначальный вариант понятия устойчивого развития, ограни- ченный естественнонаучными аспектами достижения баланса динамики производства и минимизацией вынужденного ущерба, наносимого при этом экосфере, скоро проявил узость своего подхода. Выявилась зависимость устойчивости общества от целого ряда других факторов, в том числе и гуманитарных, а среди них и прав человека. В результа- те в 90-х гг. XX в. появилась еще одна характеристика прав человека как фактора устойчивого и сбалансированного развития общества3.
Ценность состояния устойчивого (самоподдерживающегося) раз- вития заключается в актуальной для каждого человека, а также госу- дарства и общества потребности жить в прогнозируемых и защищен- ных условиях, ориентируясь при этом на долговременные цели. Устойчивое — это сбалансированное, примиряющее конфликты раз- витие. Значение прав человека как одного из факторов, ведущих к сбалансированному развитию индивида, общества и природы, заклю- чается в том, что в них как нормативной модели изначально гармони- зированы (по крайней мере, должны быть уравновешены) разные цен- ности: свобода и равенство, самоопределение и социальная защищен- ность. В них сглажены противоречия между индивидуальными и коллективными потребностями, интересами личности, социальной группы, государством и обществом. Права человека отражают опти- мальное взаимодействие всех субъектов, ответственных за социаль- ный порядок: самого гражданина за цели и форму использования своих прав, государства и общества за усилия по преодолению факти- ческих неравенств, оказание помощи и социальной поддержки тем, кто в них нуждается. Права человека задействованы в становлении демократических, правовых и социальных государств, снижении со-
(Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. М., 1998. С. 391.
2Медоуз Д., Медоуз Д., Рандерс И. За пределами допустимого: глобальная катас- трофа или стабильное будущее // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антоло- гия / Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 593.
3 См.: Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е А Лукашева. М., 2000.
§ 3. Интернационализация и глобализация нрав человека 165
циальной и национальной напряженности, распространении идей нравственности, толерантности и солидарности, разрешении демогра- фических и социально-экономических проблем, создании продоволь- ственной безопасности и благоприятной окружающей среды, защите в период вооруженных конфликтов и преступных посягательств, и т.д. «Права человека консенсуальны по своей природе, поэтому они игра- ют важнейшую роль в установлении согласия в обществе и обеспече- нии устойчивости его развития»', — справедливо отмечает проф. Е.А. Лукашева.
Права человека отчетливо просматриваются и в тех прогнозах, что даются по поводу будущего социоэкоразвития. Эта новая цивилиза- ционная парадигма выживаемости человека и человечества предпола- гает решение социоприродных проблем в единстве двух составляю- щих; биосфероцентической (сохранение биосферы как естественной основы жизни) и антропоцентрической, связанной со сбережением че- ловека, его гуманитарной сущности2. Обе привлекают потенциал прав человека.
Обеспечение экологической безопасности как право на здоровую окружающую среду уже получило отражение в системе действующих прав человека. Но новые глобальные процессы требуют иного уровня «экологизации прав»3 — их связи с ноосферной, коэволюционной и эколого-гуманистической интерпретацией человеческого общежития. В этой связи человек не должен забывать об ограниченных пределах своего экологического дома, неотвратимых пагубных последствиях, если ограниченные невозобновляемые ресурсы будут исчерпаны и на- рушится процесс самовоспроизводства биосферы. Поэтому, пользуясь своими правами для удовлетворения разнообразных и все растущих потребностей, человек и человечество должны учитывать экологичес- кие императивы, соотносить свою свободу с природно-экологически- ми ограничениями. В правах как возможностях должна получать отражение гармония развития человека в коэволюцией с другими су- ществами биоты. В этом заинтересован в первую очередь сам человек, обеспокоенный своим будущим. Поэтому все права человека и наи- важнейшее его право — право на жизнь — уже сейчас должны быть
* Права человека как фактор стратегии устойчивого развития / Отв. ред. Е.А. Лу- кашева. С. 20.
2 См.: Урсул АД. Путь в ноосферу (концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993; его же Переход России к устойчивому развитию. Ноосфсрная трагедия. М. 1998.
3Урсул АД. Стратегия устойчивого развития и права человека // К пятилетию вступления России в Совет Европы. Ежегодник / Отв. ред. К.Х. Каландаров. М., 2001 С. 46-47.
Глава 3. Эволюционная динамика прав человека
аккумулированы с программами стратегической биологической регу- ляции, стабилизацией окружающей среды, сохранением естественных сообществ, экосистем, биосферы в целом.
Антропоцентрическая составляющая будущего сценария общест- венного развития связывается со становлением сферы разума и ноо- сферной ориентацией, в которой знания и нравственная идеология обретут массовую силу, а «нравственный разум человека и интеграль- ный интеллект всего человечества»1 станут планетарно управляемыми средствами устойчивого развития. Парадигма информационно-вирту- альной цивилизации наращивает интеллектуальный и духовный по- тенциал, целью человеческой активности становится не прикладная польза, а полнота духовного самовыражения, созидание и творчество. Востребуются факторы духовного порядка, далеко выходящие за рамки одномерной рациональности. «Духовно-информационная и ра- циональная сущность ноосферы предполагает приоритет информации как ресурса развития над веществом и энергией, опережающее разви- тие интеллектуальных процессов по сравнению с материальными»2, — отмечает профессор А.Д. Урсул.
Поэтому следует предположить выдвижение в ближайшей пер- спективе на первый план информационного поколения прав человека и их активное воздействие на всю систему прав. Право на производст- во одного типа информации и запрет другой, право на информацион- ную безопасность, право на поиск, доступ, получение, передачу, обмен, сбор, хранение, накопление, распространение и копирование информации, право на формирование, развитие, использование и за- щиту информационных ресурсов, коммуникационных технологий и сетей, право на эксплуатацию информации и использование глобаль- ных информационно-коммуникативных систем в инфрастуктуре эко- номики, политики, образования, здравоохранения, культуры, пред- принимательства, финансов, экологии и других сферах требуют не только широкого и приоритетного развития в информационном обще- стве, они изменяют и придают специфический, информационный от- тенок всем остальным правам, даже естественному праву на жизнь, личную свободу, честь и достоинство.
Целью глобальной стратегии перехода человеческой цивилизации к постиндустриальному (антропогенному, информационному) обще- ству является сбережение человека. При этом, как пишет Ю.В. Яко- вец, «если в техногенной индустриальной цивилизации человек был
1 Синергетика: человек, общество / Под ред. B.C. Егорова, В.И. Корниенко. С. 209.
2Урсул АД. Указ. соч. С. 39.
§ 3. Интернационализация и глобализация прав человека
придатком, винтиком огромной промышленной, политической, идео- логической машины, то в креативно-гуманистической постиндустри- альной цивилизации на первое место выдвигаются человек, его твор- ческое начало, духовные ценности, различия в социокультурном об- лике»*. Эти приоритеты скажутся на всей системе прав человека,
расставят в ней необходимые акценты.
Источником прогресса антропогенной цивилизации как новой тех- нологии воспроизводства общественных процессов становятся не внешние условия жизнедеятельности человека, а он сам. Поэтому по- вышение духовной культуры личности, витальное, ментальное и мо- ральное совершенствование человека и его среды приобретают значи- мость генераторов развития, а уровень и качество интеллектуального потенциала становятся условием воспроизводства общества на ин- формационной основе.
В ходе исторического развития соотношение в общем балансе сил человека и общества будет меняться в сторону человека, трудовая дея- тельность будет заметно замещаться проявлениями творческой актив- ности, постепенно будет преодолеваться доминирующая роль матери- ального производства, закономерным станет опережающее развитие знаний и духовной культуры по сравнению с материально-экономи- ческой сферой. В силу этого функционирование общества востребует гуманитарные и демократические параметры, его задачи все теснее будут связаны с обеспечением равенства прав и возможностей граж- дан, свободы личного выбора, гарантиями вознаграждения по резуль- татам творческого и общественно полезного труда.
Поэтому заявившие о себе в конце XX в. первые элементы антро- погенной цивилизации ставят на повестку дня вопрос о необходимос- ти «новой духовной реформации»2. В ее осуществлении, несомненно, особая роль принадлежит правам человека. Воспитательно-мировоз- зренческий потенциал уважения достоинства каждой личности, обла- гораживание жизни людей, оказание им необходимой помощи в до- стижении полноты существования — как цели и практические задачи прав человека созвучны и тождественны ориентирам гуманитарно- креативного общества.
Права человека как правопритязания личности позволяют актив- но приобщаться индивиду к культурно-духовной жизни, получать не- обходимые знания, развивать творческие способности, самоопреде- ляться. Право на образование, свободу мысли, собственного мнения и
)Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. М., 2001. С. 19. 2Василенко И.А. Политическая глобалистика. М., 2000. С. 278.
168 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека
критики, право на культурную деятельность, создание и освоение культурных ценностей, право на творчество, авторские и смежные права, охрану секретов мастерства, право на личную культурную самобытность, свободный выбор нравственных, эстетических и иных ценностей, другие духовно-культурные и интеллектуальные права — практические механизмы формирования личности, востребуемой ноо- сферными характеристиками нового общества.
Права человека способны не только сотрудничать в деле становле- ния гуманитарно-креативного общества, закрепления социального и личного прогресса, они обладают достаточным запасом прочности, чтобы противостоять угрозам, потенциально возможным при наращи- вании техногенных средств существования. Многолюдный социум рубежа XX—XXI вв. породил силы, подчиняющие биологическое со- циальному, понизил индивидуальные начала и общекультурный уро- вень, дегуманизировал труд, усилил изоляцию индивида и расширил возможности манипулирования людьми, т.е. сформировал новую со- циально-искусственную реальность на Земле.
При сохранении и наращивании настоящих параметров прогнози- руется иной вариант эволюции мира — техно-ноосферный, опасный как для биоприроды, так и человека. В этом случае не исключен пере- ход человечества под контроль технических систем и информатизиро- ванного социума, деградация биосферного человека, его трансформация в «постчеловеческое биотехносоциальное существо»'. А от постестест- венной цивилизации недалеко и до постчеловеческой, в которой чело- век не живет, но выживает. В результате создается многомерное искусственное пространство, созданное самим человеком, но функци- онирующее и развивающееся независимо от него. Человек в нем неза- метно для себя превращается в «человеческий фактор» — компонент более общей технической целостности2. И тогда прав А.А. Зиновьев: в постчеловеческом мире «сверхчеловек сверхчеловеку — робот»3.
Воздействие на самые глубинные структуры человеческой органи- зации со стороны биомедицины, вмешательство биомедицинских тех- нологий в геном, репродуктивные функции, психику и процессы уми- рания человека, биологическое копирование путем манипуляций с генами (клонирование), создание так называемых трансгенных жи-
• Демиденко Э.С. Техногеннос развитие общества и Земли и становление новой экологической политики // Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. Ма- териалы Международной научной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей дек- ларации прав человека. М, 1999. С. 179,183—184.
2 См.: Василенко И.А. Указ. соч. С. 295.
3Зиновьев А. Сверхчеловек // Новая Россия. 1997. № 4. С. 80.
§ 3 Интернационализация и глобализация прав человека 169
вотных посредством вживления им человеческих генов и другие фан- тастические с позиции сегодняшнего дня достижения науки могут иметь далеко идущие последствия для перерождения человека и окру- жающей его среды. Создается риск генетических, а равно нравственных и духовных негативных последствий для человечества. Последова- тельная эволюция в направлении, заданном современными тенден- циями жизни, может повлечь итоговую для человека потерю: утрату самого человека. «В «зеркале» цивилизации может однажды вместо привычного образа отразиться обличье совсем другого антропного со- здания»'.
В мире клонов и существ, лишенных человеческих качеств, ре- шающие по значению человеческие права — естественные и духов- ные — будут неизбежно и существенно деформированы. А человечест- во должно сохранить свой биоприродный организм, защитить свою естественную целостность. Грань между медицинской помощью для охраны здоровья человека и появлением постчеловеческого существа может быть перейдена самым незаметным образом. Поэтому право на биоприроду и ее сохранение становится архиактуальным в самом бли- жайшем будущем2.
' В борьбе за человека, в поисках новых аргументов по защите инди- видуальной целостности и сохранения человеческой сущности опре- деление интеллектуальных, биомедицинских и нравственно-духовных прав может стать действенным профилактическим средством. Ведь собственно о человеческих правах и свободах как неотъемлемых и священных можно вести речь лишь при сохранении эксклюзивной биодуховной природы человека.
' Крусс В.И. Личностные («соматические») нрава человека в конституционном и философско-иравовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. №10. С. 46.
2 Ряд американских ученых полагают, что с изобретением искусственного интел- лекта эти вопросы встанут уже в начале третьего тысячелетия (см.: Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. Материалы Международной научной конферен- ции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации прав человека. С. 181)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление