Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институциональное оформление прав человека 1 страница




Зарождение идеи и становление учения о правах человека. Истори-
ческой родиной прав человека является Западная Европа, а точнее —
античный мир Греции и Рима. Вышедшие в античный период на пе-
редний план частнособственнические отношения в сочетании с товар-
ным производством, ориентированным на рынок, отсутствие сильной
централизованной власти и наличие самоуправления общин городов-
полисов вызвали к жизни соответствующие политические и правовые
институты — систему демократического управления с правом и обя-
занностью каждого участвовать в нем, механизм гарантий частных
интересов гражданина и признания его личного достоинства, культи-
вирование уважения отдельной личности, развитие ее активности,
энергии и предприимчивости. В античное время были заложены осно-
вы гражданского общества, придан необходимый запас прочности его
главным институтам: частной собственности, демократии, правам че-
ловека. Благодаря этому спустя время, пройдя многовековую эпоху
кризисов, средневековая Европа смогла быстро и энергично возродить
гуманистические идеи античности о ценности человека, уважении его
достоинства, признании его прав.

В Греции и Риме были посеяны первые зерна идеи о том, что пол-
ноценное существование человека-и расцвет общества не могут состо-
яться в условиях насилия и произвола, свобода человека как его мета-
физическая сущность должна быть защищена.

Первые теоретические разработки и законодательные положения
об индивидуальных правах имели место еще в Древних Афинах, широ-
ко распространивших и передавших в наследство человечеству опыт
политических прав, демократии, прямого законотворчества и личной
ответственности за злоупотребление своими свободами. Свобода чело-
века — фундаментальная ценность и основной предмет интереса древ-.
негреческой политической теории и практики. Однако тогда свобода
не считалась всеобщим достоянием, рабам она не принадлежала. Не
были последние и субъектами полисных отношений, только свободные
граждане активно участвовали в политической жизни, пользуясь для
этого полным набором прав члена полисного коллектива.

Античные законы провозглашали идеи равенства прав, но это
было особое равенство — равенство по достоинству, в зависимости от
личного вклада. Греческие и римские юридические документы указы-
вали на разный правовой статус для представителей различных соци-
альных и этнических групп. Неравенство прав римлян и италийских
союзников, а также перегринов воспринималось в ту эпоху как норма,


130 Глава 3. Эволюционная динамика нрав человека

более того, в сознании людей приоритет принадлежал несомненно
правам общности, т.е. полиса, государства, что и было отражено в за-
конодательстве. Слова «я имею право» не могли прозвучать в устах
древнего грека, скорее говорилось о том, что правильнее, возможно и
должно сделать.

Тем не менее ряд индивидуальных прав существовал, по содержа-
нию они были весьма передовые для своего времени, что и позволило
впоследствии им быть усвоенными европейской цивилизацией, на-
пример, право на занятие должности, право жалобы на противозакон-
ность решения либо действия уполномоченного власти, право на учас-
тие в отправлении правосудия, право частной собственности, свобода
слова (особенно на античной сцене), установление наказания за похи-
щения людей, незаконную продажу в рабство и др.

Древнеримская республика преемственно продолжила тенденцию
развития высокого уровня прав свободной личности, внеся в них эле-
менты новизны. Так, появилось право сделок, свобода передвижения,
запрет пыток, состязательность судебного процесса, право вето (воз-
можность ограничить произвол должностного лица), принадлежащее
народному трибуну.

Позже, в условиях кризиса полисной системы и последующей по-
тери древнегреческими полисами своей независимости происходит
переоценка прежних приоритетов, критикуется и отвергается прежнее
деление людей на свободных и рабов. Свобода начинает трактоваться
в большей степени не как социально-политическое, а как духовное
явление. На этой основе провозглашается великий принцип всеобщей
свободы и всеобщего равенства людей как закон природы и естествен-
ного права.

Протагор (481—411 гг. до н.э.) утверждает, что «мера всех вещей —
человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что
они не существуют». Софист Ликофрон выводит, что люди равны по
природе и поэтому равны их личные права, закон же является договором
и гарантией личных прав. Эпикур (341—270 гг. до н.э.) трактует свободу
человека как его ответственность за разумный выбор своего образа
жизни и за себя. Стоики (греки, а за ними и римляне) обосновывают
космополитические представления о том, что все люди по своей природе
и по закону мироздания являются гражданами единого мирового го-
сударства (космополиса) и что человек есть гражданин Вселенной.
Это потом ляжет в основу универсальной концепции прав человека.

В это время закладываются и гуманистические представления о
сущности человека и его общественных связях. Эпиктет пишет: «Чего
не желаешь себе, не желай и другим, тебе не нравится быть рабом — не
обращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг


§ 2. Институциональное оформление нрав человека 131

рабов, ты, прежде всего, сам раб, — как не уживаются друг с другом
добродетель и порок, так и свобода и рабство»'.

Римский юрист и государственный деятель Марк Туллий Цице-
рон (106—43 гг. до н.э.), пользовавшийся высоким авторитетом у дея-
телей Французской революции как великий республиканец, борец за
свободу и справедливость, утверждал, что все люди подобны и равны
друг другу, гражданин не только не должен сам вредить другим, нару-
шать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но
и обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость, «при за-
щите-свободы граждан нет частных лиц»2.

Средние века в Западной Европе (V—XVI вв.) известны как пери-
од утверждения сословной структуры и корпоративного самосозна-
ния. Например, во Франции только в XVII в. исследователи насчиты-
вали 22 социальные группы, которые подразделялись, в свою очередь,
на 569 подгрупп3. Корпорации «выступали в виде квазиавтономного
общества со своей собственной нормативной системой, построенной
на началах взаимности и равенства»4. По закону каждое сословие на-
делялось соответствующими правами и обязанностями по отношению
к власти и другим сословиям. Идеал свободной личности мыслился в
отстаивании корпоративных прав.

Средневековью были известны и представления о достоинстве
личности, что порождало аристократическое вольнолюбие, а из него
выросло требование демократических свобод и создания представи-
тельных органов. Кодекс королевства Леон 1188 г. гарантировал дво-
рянам справедливый суд, жизнь, честь и достоинство. Великая хартия
вольностей 1215 г., входящая в число актов неписаной конституции
Англии, ограничила судебный произвол, возможность незаконного за-
держания, лишения права собственности и ряда других прав (ст. 13,
39, 40, 42, 45). В Петиции о правах 1628 г. (Англия) из одиннадцати
статей восемь были посвящены неприкосновенности личности (ос-
тальные — правам парламента). Приказ Хабеас корпус, появившийся
в первой половине XV в. (его законодательное утверждение произо-
шло в 1679 г.), явился средством восстановления свободы арестован-
ного лица.

* История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под общ. ред
B.C. Нсрсесянца. М, 1998. С 90

2 Там же. С. 84.

3 Реформы или революция? Россия 1861—1917 гг.: Материалы международного
коллоквиума историков / Под род В С Дякина. СПб., 1992. С. 70,78.

/1 Козлгисип И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000
№ 3. С. 7.


132 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека

Правозащитной идеей был пронизан и европейский вассалитет,
который имел контрактную основу и фиксировал взаимные права и
обязанности сюзерена и вассала (этим он кардинально отличался, на-
пример, от японского вассалитета, который возлагал на вассала нрав-
ственную обязанность абсолютной преданности и покорности воли
хозяина). Споры между вассалами и сюзеренами подлежали судебно-
му рассмотрению'. Крестьяне, равно как и вассалы, также имели право
на судебную защиту, хотя практическая возможность его реализации
была сильно ограничена2.

Не стояла на месте и философско-политическая мысль этой эпохи.
Марсилий Падуанский (ок. 1275 — ок. 1343) высказал очень смелую
по тем временам идею о том, что настоящим источником власти явля-
ется народ (правда, к народу автор относил не все население страны, а
его «лучшую и достойную» часть), он один — носитель суверенитета и
верховный законодатель.

События позднего Средневековья — Возрождение и Реформа-
ция — инициировали серьезный поворот в общественных отношени-
ях: произошел разрыв с феодальным укладом жизни, начали утверж-
даться новые стандарты человеческого бытия.

Эпоха Возрождения пробудила колоссальный интерес к человеку
(Франческо Петрарка, Никколо Макиавелли, Леонардо да Винчи,
Эразм Роттердамский), внесла новизну в понимание самоценности
личности, признание ее достоинства, автономии и равенства, потребо-
вала ликвидации сословных привилегий, предоставления возможнос-
ти каждому своими силами добиваться счастья.

Заявившие о себе рационализм и индивидуализм, секулярное ми-
ровосприятие и интеллектуальная свобода рекламировали политичес-
кие, экономические и социальные свободы для индивида, сформиро-
вали целостное гуманистическое воззрение, ставшее ценностно-фило-
софской базой прав человека.

Массовый подъем еретизма, имевший место в XI—XIII вв. и позже,
в XIV—XV вв., в Северной Италии, Южной Франции, Фландрии, от-
части в Германии, сформировал ряд интересных идей о свободе и пра-
вах, которые вошли потом в идеологию революционных масс, участво-
вавших в ранних буржуазных революциях XVI—XVII вв. (Германия,
Голландия, Англия).

Средневековая инквизиция, борясь за человеческие души, тем
самым подтвердила значимость каждой души и каждого человека. Ре-

' См.: Берман ГДж. Указ. соч. С. 291.
2 См. там же. С. 306.


 

§ 2. Институциональное оформление прав человека


 


формация и движение протестантизма (Мартин Лютер, Жан Кальвин,
Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер) выступили против засилья и
привилегий католической церкви, проявив повышенное внимание к
вопросам земного устройства человеческой жизни. Немецкий теолог
Мартин Лютер (1483—1546) формулирует принцип равноправия в
практической интенции: никто из людей не имеет превосходства над
себе подобными, клир ничем не отличается от мирян, все сословия
одинаковы. Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) и его сторонники, возгла-
вившие крестьянско-плебейский лагерь реформационного движения,
выступили против всяких эксплуататорских порядков, социального
неравенства, засилья церкви, за отмену крепостного права, устранение
произвола в системе управления и судах.

Итогом Реформации и религиозных войн было законодательное
признание равенства католиков и лютеран (мирные договоры 1555 г.,
1648 г., 1660 г., 1697 г., 1713 г., 1763 г., которые действовали на терри-
тории Чехии, Германии, Англии, Швейцарии, Франции, Голландии и
др.). В общественном сознании утвердились веротерпимость и право
на свободу совести. Политико-правовым завоеванием этого периода
был вывод о том, что свобода мысли и совести есть предпосылка и
обязательное условие антидеспотического и демократически органи-
зованного общежития. В протестантизме следует искать и корни либе-
ральной идеологии, которая позже переросла рамки своего религиоз-
ного источника и в скором времени инициировала появление светско-
го института прав человека.

Просвещение — общекультурное движение периода перехода от фео-
дализма к капитализму (XVII—XVIII вв.) сделало самый важный шаг
для становления прав человека: оно породило теорию о естественных и
неотчуждаемых правах личности и положило начало их позитивирова-
нию как системному явлению. Век Просвещения иначе поставил гума-
нистическую задачу, он заговорил о распространении знаний о правах
человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали
«царство разума», в котором гармонично сочетаются интересы сво-
бодного, разумного индивида и справедливого общества. В «царстве
разума» гуманизм — основной принцип социальной жизни. Преодоле-
ние невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству
виделись основными инструментами построения такого общества.

Мыслитель-гуманист, голландский философ Бенедикт (Барух)
Спиноза (1632—1677) в это время утверждает, что есть права, которые
вообще не могут быть отчуждены от индивида, например способность
суждения, истинное познание бога, право не свидетельствовать про-
тив себя, право на попытку избежать смерти и т.п. Один из главных
вдохновителей и признанных лидеров французского Просвещения,


134 Глава 3 Эволюционная динамика нрав чсчовека

Вольтер (1694—1778), которого трудно заподозрить в любви к демо-
кратии (он считал, что идеи просвещения не для портных и сапожни-
ков), тем не менее утверждал, что свобода существует в первую оче-
редь как свобода личная, как частная свобода, а не свобода общества
вообще; основой личной свободы является свобода слова, а с нее начи-
нается и свобода печати, совести, труда, свобода дополняется и под-
крепляется равенством.

В период Английской буржуазной революции XVII в. самыми рас-
пространенными и влиятельными становятся идеи о правах и свобо-
дах, распространяемые партиями индепендентов (независимых) и ле-
веллеров (уравнителей). Представитель первых, поэт Джон Мильтон
(1610—1674) писал, что люди по природе своей свободны и должны
оставаться такими при всех без исключения обстоятельствах. Он вы-
ступил за республиканскую форму правления, так как считал, что при
ней более всего обеспечиваются права индивида — свобода совести,
мышления, слова.

Краеугольным камнем платформы левеллеров (вождь и идеолог
Джон Лильберн (1614—1657) стал принцип первичности, верховенства и
суверенности власти народа. В силу законов истории, ответственности
перед потомками и предками, считали они, нации воспрещается отчуж-
дать кому-либо свою власть и права. Свобода личности, право собствен-
ности, свобода совести и печати, свобода промышленной и торговой дея-
тельности, равенство всех перед законом и судом объявлялись ими при-
рожденными и неотъемлемыми. Никакие власти и никакие органы не
полномочны отменять и изымать эти естественные права и свободы. Это
мнение покоилось на презумпции того, что естественные права сущест-
вуют раньше и стоят выше всякого гражданского позитивного закона. Их
взгляды стали идейным источником многих последующих демократи-
ческих доктрин XVII—XX вв. Л.С. Мамут видит их заслугу в раскрытии
тех политико-организационных и правовых условий, при наличии кото-
рых государство и законодательство оказываются способными слу-
жить интересам общества, гарантировать права и свободы отдельной
личности, выступать факторами социального прогресса1.

В 1652 г. Джерард Уинстэнли (1609 — после 1652) — глава и теоретик
диггеров — разрабатывает проект конституции («Закон свободы»), в ко-
тором раскрывает содержание свободы посредством сочетания двух по-
казателей. факта обладания индивидом комплексом прав и факта реаль-
ного обеспечения людей необходимым материальным достатком.

* См История политических и правовых учений Учебник для вузов / Под общ
ред В С Нерсесяица С 260


§ 2 Иис I игуцнопаньнос оформление иравчсювска 135

В это время активно трудятся сторонники естественной щколы
права, представляющие на суд публики целостные теории и смелые
догадки по проблемам неотчуждаемых прав личности, общественном
договоре, народном суверенитете, разделении властей, восстании про-
тив тиранов и т.д.

Среди них особое место занимает Джон Локк (1632—1704), заслуга
которого в том, что он интегрировал и творчески переработал раннебур-
жуазные либеральные идеи о правах человека В исследовании «Два
трактата о государственном правлении» (1690) он утверждает, что люди
создали государство своим соглашением, дабы обеспечить естественные
права, равенство и свободу, защитить личность и собственность. В есте-
ственных свойствах индивида он усматривает первоначальное право и
источник государственной власти. Право на жизнь и владение имуще-
ством, свобода и равенство, по его мнению, не подлежат отчуждению
ни при каких обстоятельствах, они служат границей для действий го-
сударства, переступать которую последнему запрещено. Закон есть
инструмент сохранения и расширения свободы личности, который га-
рантирует индивиду также защиту и от произвола, и деспотии, там,
где нет законов, там нет и свободы. Столетие спустя Национальное
собрание Франции запишет в ст. 16 Декларации прав человека и
гражданина: «Общество, в котором не обеспечено пользование права-
ми и не проведено разделение властей, не имеет конституции».

Юрист и политический мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689—
1755) в трактате «О духе законов» (1748) — итоге своего двадцатилет-
него труда — основной денностью назовет политическую свободу ин-
дивида, условиями обеспечения которой выступают справедливые за-
коны и надлежащая организация государственности.

Жан-Жак Руссо (1712—1778) в работе «Об общественном догово-
ре, или Принципы политического права» (1762) укажет различия
между индивидом как частным лицом и индивидом как граждани-
ном — членом «публичной персоны». Его дуализм человека — члена
гражданского общества и человека — гражданина государства позже
ляжет в основу концепции прав человека и гражданина.

Более умеренные взгляды, но в защиту свободы и прав личности в
эту эпоху были высказаны представителями немецкого Просвещения
(Самуэль Пуфендорф, Кристиан Томазий, Кристан Вольф) В Италии
Чезаре Беккариа (1738—1794) в криминологической по названию работе
«О преступлениях и наказаниях» (1764) широко пропагандирует гума-
нистические либеральные ценности: честь, свободу, достоинство, обеспе-
чиваемые не репрессиями, но справедливыми законами, самодисципли-
ной, всеобщим просвещением, устранением нищеты, постепенном
уравнении всех граждан в нравственных и материальных выгодах.


136 Глава 3. Эволюционная динамика нрав человека

Подготовленная научно-политическая мысль и конкретика буржу-
азно-демократических движений Нового времени, проходивших в
Голландии, Англии, США, Франции, а позже и в других странах, по-
влияли на достаточно высокий уровень объективности тех юридичес-
ких установлений, которые раннебуржуазная государственность была
вынуждена провозгласить в качестве прав человека.

Таким образом, ко второй половине XVIII в. Европа располагала
цельной научной теорией прав человека, фундаментом которой послу-
жили гуманистические, либеральные а также естественноправовые со-
ображения (1), понятие прав человека ограничивалось требованиями
личной свободы и политического участия во власти (2), лозунги прав
человека (свобода, равенство, братство) стали ведущей идеологией ре-
волюционных и освободительных движений XVII—XVIII в. и обосно-
вывали смену государственной власти (3). Несмотря на многочислен-
ные различия во взглядах представителей разных научных школ, к
этому моменту на Западе в общих чертах сложилась классическая
картина прав человека. Ее последние «штрихи» дополнились процес-
сом конституционного позитивирования прав.

Позитивирование прав и развитие учения о правах человека. Второй
этап истории прав человека связан с позитивированием прав в их систем-
ном единстве. В отличие от законодательства предшествующего периода,
гарантировавшего отдельные права отдельным группам населения, в
XVII—XVIII вв. появляются юридические акты, провозглашающие права
и свободы, принадлежащие всем без исключения гражданам. При этом
права именуются естественными, т.е. не зависимыми от воли. властей, и
неотчуждаемыми, в смысле ставящие преграду произволу представителей
государства. По содержанию это были личные и политические права
(позже их назвали правами первого поколения); по социальной значимос-
ти они имели выраженную индивидуалистическую окраску и пытались
«вытащить» индивида из массы, раскрепостить его самостоятельность; по
направленности они защищали человека от государства и в некоторой
степени спровоцировали их противостояние'друг другу.

Появление в декларациях и конституциях этого периода формули-
ровок о правах человека означало, что они перестали быть некими
логическими построениями умственных усилий ученых, а стали об-
щеобязательными правилами и приобрели юридическую силу, т.е. из
идеологического лозунга превратились в букву закона. Их законода-
тельное утверждение означало также констатацию факта перехода от
традиционного общества к гражданскому, в котором государство вы-
нуждено встать на путь правового упорядочения своих отношений с
населением, перестроить свои властные структуры, создать правовые
и политические механизмы защиты прав.


 

§ 2 Институциональное оформление нрав человека


 


Следует, однако, заметить, что не с деклараций и даже не с пожа-
лованных привилегий началось позитивирование субъективных прав
в прямом смысле, а много раньше — с формирования системы уголов-
ного права, обеспечивающей с помощью грозных санкций самые важ-
ные человеческие права: неприкосновенность жизни, чести, собствен-
ности. Уголовно-правовой запрет на убийство был признан во всех
правовых обществах задолго до первых законодательных установле-
ний о правах человека.

Тем не менее великое значение деклараций Нового времени за-
ключается в том, что, во-первых, они в системном перечислении на-
звали те права, без которых индивид не может достойно существовать,
и во-вторых, государство возвело права в ранг закона, который оно,
государство, первое и обязано исполнять.

Одним из первых документов такого содержания следует считать
Массачусетскую хартию 1648 г.(США), известную под названием
«Законы и свободы», которая явилась детализированным вариантом
более ранней Хартии вольностей 1641 г. Ее называют также современ-
ным кодексом западного мира, благодаря ей понимание механизмов
ограничения произвола законодателей и чиновников через гарантиро-
вание прав стал более ясным.

Апелляция к правам и свободам особенно усилилась в период
войны США за независимость. Декларация прав Виргинии 12 июня
1776 г. (авторы — Джордж Мейсон и Джеймс Мэдисон) в ст. 1 провоз-
гласила, что все люди от природы независимы и обладают некоторы-
ми неотчуждаемыми правами, от которых они не могут отречься, всту-
пая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство, а
именно — правами на жизнь и свободы, а также на стремление к до-
стижению счастья и безопасности.

Декларация независимости США 4 июля 1776 г., написанная Тома-
сом Джефферсоном, Бенджамином Франклином и Джоном Адамсом и
принятая единогласно всеми тринадцатью штатами, продолжила аргу-
ментацию с использованием естественных прав. Для обеспечения неот-
чуждаемых прав, зафиксировано в ней, учреждается правительство,
если же оно становится гибельным для этой цели, то народ имеет право
учредить новое. В Конституции 1787 г. и десяти поправках к ней, со-
ставивших американский Билль о правах 1789—1791 гг. (в дальней-
шем было принято еще двенадцать), юридическое закрепление полу-
чила свобода индивида. Публицист того времени Томас Пейн (1737—
1809) в очерке «Права человека» (1791) определил юридическую
свободу, выраженную в форме прав, и как свойство социального бытия
человека и как принцип правительственной власти, одновременное
наличие которых способствует быстрому общественному прогрессу.


138 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека

Американские документы оказали огромное влияние на европей-
скую практику. Важной вехой Французской революции стало приня-
тие Национальным собранием 26 августа 1789 г. Декларации прав че-
ловека и гражданина, предложение о создании которой было внесено
Лафайетом, знакомым с Деклараций прав Виргинии. Г. Еллинек счи-
тал, что французы воодушевленно приняли идеи американцев потому,
что обе нации преследовали практические цели — основать демокра-
тическое общество, состоящее из равноправных субъектов, установить
ответственность правителей перед народом, поскольку власть исходит
от народа, гарантировать каждому область личной свободы'. В этой
декларации, как отмечается во французской литературе, дано некое
Божественное откровение людям, выражающее в светской форме мо-
ральные предписания христианства. Но есть и другое мнение. Боль-
шинство специалистов склонны ее рассматривать не более чем вопло-
щение государственно-правовых идей западной цивилизации2.

И хотя Французская декларация, писал Б.А. Кистяковский, ни по
идее, ни по форме не являлась оригинальным произведением и про-
дуктом творчества французского национального гения, но она первая
приобрела всеобщую известность и своей популярностью больше
всего способствовала пропаганде идей прав человека3.

Следует заметить, что эпоха Великой французской революции па-
радоксальным образом сочетала идеи либеральной демократии, прав
человека и авторитаризма. Защита прав человека и критика произвола
властей у якобинца Жан-Поля Марата (работа «Конституция, или
Проект Декларации прав человека и гражданина», август 1789 г.) со-
седствовали с установками на единовластие диктатора и беспощадного
террора по отношению к противникам режима. Другой якобинец —
Максимилиан Робеспьер (1758—1794) писал, что если один из членов
общества подвергается угнетению, то налицо угнетение всего общест-
ва; если общество подвергается угнетению, то налицо угнетение каждо-
го члена общества; право на сопротивление угнетению есть следствие
из других прав человека. Эти тезисы, хотя и не стали основой полити-
ческой практики той эпохи, оказались еще одним важным приобрете-
нием прогрессивной политико-правовой теории прав человека.

С начала XIX в. конституции наиболее развитых стран мира начи-
нают энергично провозглашать права личности. Некоторые из них

\ См.: Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. М., 1906.

2 Sore! J. -A. La Revolution francaise ct la formation de 1'Europe modernc. P., 1965.

P. 54,56..

3 См.: Кистяковский Б.А. Права человека и гражданина // Вопросы жизни. 1905.

№ 1. С.133.


 

§ 2. Институциональное оформление нрав человека


 


прямо включают декларации о правах в качестве своих составных час-
тей (Франция), другие отыскивают конституционные гарантии прав
(Бельгия), третьи поручают текущему законодательству прописать
содержание и механизмы действия прав (Германия). Болгарская Тыр-
новская конституция 1879 г. приобретает известность как документ,
закрепивший самый широкий для XIX в. комплекс прав и свобод.
Первые права своих граждан (на свободу выбора места жительства и
профессии) назвала первая конституция Японии 1889 г. Высоким
уровнем демократичности отличались права подданных, дарованные
российским императором в Конституции Царства Польского 1815 г.

Англия, хотя и не имела в то время и не имеет сейчас писаной
конституции, выделялась рядом важнейших актов, послуживших еще
в XVII—XVIII вв. образцом другим странам для выработки деклара-
ций о правах человека (упоминавшиеся уже Великая хартия вольнос-
тей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Билль о правах 1689 г. и др.).
Англия сыграла самую передовую роль в создании не только право-
вых форм, но и отыскания юридических средств практической реали-
зации и обеспечения прав личности. Английский опыт ценен и се-
годня.

Особенностью первых конституционных установлений о правах

человека этого периода было то, что они провозглашали и оберегали
права преимущественно своих граждан, т.е. народа, который состав-
лял данное государство. Конституции ограничивались перечнем граж-
данских и политических прав, а экономические и социальные права
лишь выборочно назывались и рассматривались как побочный про-
дукт действия первых.

Дальнейшее развитие прав человека идет по пути все большей сис-
тематизации, кодификации и совершенствования национального за-
конодательства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.