Зарождение идеи и становление учения о правах человека. Истори- ческой родиной прав человека является Западная Европа, а точнее — античный мир Греции и Рима. Вышедшие в античный период на пе- редний план частнособственнические отношения в сочетании с товар- ным производством, ориентированным на рынок, отсутствие сильной централизованной власти и наличие самоуправления общин городов- полисов вызвали к жизни соответствующие политические и правовые институты — систему демократического управления с правом и обя- занностью каждого участвовать в нем, механизм гарантий частных интересов гражданина и признания его личного достоинства, культи- вирование уважения отдельной личности, развитие ее активности, энергии и предприимчивости. В античное время были заложены осно- вы гражданского общества, придан необходимый запас прочности его главным институтам: частной собственности, демократии, правам че- ловека. Благодаря этому спустя время, пройдя многовековую эпоху кризисов, средневековая Европа смогла быстро и энергично возродить гуманистические идеи античности о ценности человека, уважении его достоинства, признании его прав.
В Греции и Риме были посеяны первые зерна идеи о том, что пол- ноценное существование человека-и расцвет общества не могут состо- яться в условиях насилия и произвола, свобода человека как его мета- физическая сущность должна быть защищена.
Первые теоретические разработки и законодательные положения об индивидуальных правах имели место еще в Древних Афинах, широ- ко распространивших и передавших в наследство человечеству опыт политических прав, демократии, прямого законотворчества и личной ответственности за злоупотребление своими свободами. Свобода чело- века — фундаментальная ценность и основной предмет интереса древ-. негреческой политической теории и практики. Однако тогда свобода не считалась всеобщим достоянием, рабам она не принадлежала. Не были последние и субъектами полисных отношений, только свободные граждане активно участвовали в политической жизни, пользуясь для этого полным набором прав члена полисного коллектива.
Античные законы провозглашали идеи равенства прав, но это было особое равенство — равенство по достоинству, в зависимости от личного вклада. Греческие и римские юридические документы указы- вали на разный правовой статус для представителей различных соци- альных и этнических групп. Неравенство прав римлян и италийских союзников, а также перегринов воспринималось в ту эпоху как норма,
130 Глава 3. Эволюционная динамика нрав человека
более того, в сознании людей приоритет принадлежал несомненно правам общности, т.е. полиса, государства, что и было отражено в за- конодательстве. Слова «я имею право» не могли прозвучать в устах древнего грека, скорее говорилось о том, что правильнее, возможно и должно сделать.
Тем не менее ряд индивидуальных прав существовал, по содержа- нию они были весьма передовые для своего времени, что и позволило впоследствии им быть усвоенными европейской цивилизацией, на- пример, право на занятие должности, право жалобы на противозакон- ность решения либо действия уполномоченного власти, право на учас- тие в отправлении правосудия, право частной собственности, свобода слова (особенно на античной сцене), установление наказания за похи- щения людей, незаконную продажу в рабство и др.
Древнеримская республика преемственно продолжила тенденцию развития высокого уровня прав свободной личности, внеся в них эле- менты новизны. Так, появилось право сделок, свобода передвижения, запрет пыток, состязательность судебного процесса, право вето (воз- можность ограничить произвол должностного лица), принадлежащее народному трибуну.
Позже, в условиях кризиса полисной системы и последующей по- тери древнегреческими полисами своей независимости происходит переоценка прежних приоритетов, критикуется и отвергается прежнее деление людей на свободных и рабов. Свобода начинает трактоваться в большей степени не как социально-политическое, а как духовное явление. На этой основе провозглашается великий принцип всеобщей свободы и всеобщего равенства людей как закон природы и естествен- ного права.
Протагор (481—411 гг. до н.э.) утверждает, что «мера всех вещей — человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Софист Ликофрон выводит, что люди равны по природе и поэтому равны их личные права, закон же является договором и гарантией личных прав. Эпикур (341—270 гг. до н.э.) трактует свободу человека как его ответственность за разумный выбор своего образа жизни и за себя. Стоики (греки, а за ними и римляне) обосновывают космополитические представления о том, что все люди по своей природе и по закону мироздания являются гражданами единого мирового го- сударства (космополиса) и что человек есть гражданин Вселенной. Это потом ляжет в основу универсальной концепции прав человека.
В это время закладываются и гуманистические представления о сущности человека и его общественных связях. Эпиктет пишет: «Чего не желаешь себе, не желай и другим, тебе не нравится быть рабом — не обращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг
§ 2. Институциональное оформление нрав человека 131
рабов, ты, прежде всего, сам раб, — как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство»'.
Римский юрист и государственный деятель Марк Туллий Цице- рон (106—43 гг. до н.э.), пользовавшийся высоким авторитетом у дея- телей Французской революции как великий республиканец, борец за свободу и справедливость, утверждал, что все люди подобны и равны друг другу, гражданин не только не должен сам вредить другим, нару- шать чужую собственность или совершать иные несправедливости, но и обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость, «при за- щите-свободы граждан нет частных лиц»2.
Средние века в Западной Европе (V—XVI вв.) известны как пери- од утверждения сословной структуры и корпоративного самосозна- ния. Например, во Франции только в XVII в. исследователи насчиты- вали 22 социальные группы, которые подразделялись, в свою очередь, на 569 подгрупп3. Корпорации «выступали в виде квазиавтономного общества со своей собственной нормативной системой, построенной на началах взаимности и равенства»4. По закону каждое сословие на- делялось соответствующими правами и обязанностями по отношению к власти и другим сословиям. Идеал свободной личности мыслился в отстаивании корпоративных прав.
Средневековью были известны и представления о достоинстве личности, что порождало аристократическое вольнолюбие, а из него выросло требование демократических свобод и создания представи- тельных органов. Кодекс королевства Леон 1188 г. гарантировал дво- рянам справедливый суд, жизнь, честь и достоинство. Великая хартия вольностей 1215 г., входящая в число актов неписаной конституции Англии, ограничила судебный произвол, возможность незаконного за- держания, лишения права собственности и ряда других прав (ст. 13, 39, 40, 42, 45). В Петиции о правах 1628 г. (Англия) из одиннадцати статей восемь были посвящены неприкосновенности личности (ос- тальные — правам парламента). Приказ Хабеас корпус, появившийся в первой половине XV в. (его законодательное утверждение произо- шло в 1679 г.), явился средством восстановления свободы арестован- ного лица.
* История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под общ. ред B.C. Нсрсесянца. М, 1998. С 90
2 Там же. С. 84.
3 Реформы или революция? Россия 1861—1917 гг.: Материалы международного коллоквиума историков / Под род В С Дякина. СПб., 1992. С. 70,78.
/1Козлгисип И.Ю. Позитивизм и естественное право // Государство и право. 2000 № 3. С. 7.
132 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека
Правозащитной идеей был пронизан и европейский вассалитет, который имел контрактную основу и фиксировал взаимные права и обязанности сюзерена и вассала (этим он кардинально отличался, на- пример, от японского вассалитета, который возлагал на вассала нрав- ственную обязанность абсолютной преданности и покорности воли хозяина). Споры между вассалами и сюзеренами подлежали судебно- му рассмотрению'. Крестьяне, равно как и вассалы, также имели право на судебную защиту, хотя практическая возможность его реализации была сильно ограничена2.
Не стояла на месте и философско-политическая мысль этой эпохи. Марсилий Падуанский (ок. 1275 — ок. 1343) высказал очень смелую по тем временам идею о том, что настоящим источником власти явля- ется народ (правда, к народу автор относил не все население страны, а его «лучшую и достойную» часть), он один — носитель суверенитета и верховный законодатель.
События позднего Средневековья — Возрождение и Реформа- ция — инициировали серьезный поворот в общественных отношени- ях: произошел разрыв с феодальным укладом жизни, начали утверж- даться новые стандарты человеческого бытия.
Эпоха Возрождения пробудила колоссальный интерес к человеку (Франческо Петрарка, Никколо Макиавелли, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский), внесла новизну в понимание самоценности личности, признание ее достоинства, автономии и равенства, потребо- вала ликвидации сословных привилегий, предоставления возможнос- ти каждому своими силами добиваться счастья.
Заявившие о себе рационализм и индивидуализм, секулярное ми- ровосприятие и интеллектуальная свобода рекламировали политичес- кие, экономические и социальные свободы для индивида, сформиро- вали целостное гуманистическое воззрение, ставшее ценностно-фило- софской базой прав человека.
Массовый подъем еретизма, имевший место в XI—XIII вв. и позже, в XIV—XV вв., в Северной Италии, Южной Франции, Фландрии, от- части в Германии, сформировал ряд интересных идей о свободе и пра- вах, которые вошли потом в идеологию революционных масс, участво- вавших в ранних буржуазных революциях XVI—XVII вв. (Германия, Голландия, Англия).
Средневековая инквизиция, борясь за человеческие души, тем самым подтвердила значимость каждой души и каждого человека. Ре-
' См.: Берман ГДж. Указ. соч. С. 291. 2 См. там же. С. 306.
§ 2. Институциональное оформление прав человека
формация и движение протестантизма (Мартин Лютер, Жан Кальвин, Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер) выступили против засилья и привилегий католической церкви, проявив повышенное внимание к вопросам земного устройства человеческой жизни. Немецкий теолог Мартин Лютер (1483—1546) формулирует принцип равноправия в практической интенции: никто из людей не имеет превосходства над себе подобными, клир ничем не отличается от мирян, все сословия одинаковы. Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) и его сторонники, возгла- вившие крестьянско-плебейский лагерь реформационного движения, выступили против всяких эксплуататорских порядков, социального неравенства, засилья церкви, за отмену крепостного права, устранение произвола в системе управления и судах.
Итогом Реформации и религиозных войн было законодательное признание равенства католиков и лютеран (мирные договоры 1555 г., 1648 г., 1660 г., 1697 г., 1713 г., 1763 г., которые действовали на терри- тории Чехии, Германии, Англии, Швейцарии, Франции, Голландии и др.). В общественном сознании утвердились веротерпимость и право на свободу совести. Политико-правовым завоеванием этого периода был вывод о том, что свобода мысли и совести есть предпосылка и обязательное условие антидеспотического и демократически органи- зованного общежития. В протестантизме следует искать и корни либе- ральной идеологии, которая позже переросла рамки своего религиоз- ного источника и в скором времени инициировала появление светско- го института прав человека.
Просвещение — общекультурное движение периода перехода от фео- дализма к капитализму (XVII—XVIII вв.) сделало самый важный шаг для становления прав человека: оно породило теорию о естественных и неотчуждаемых правах личности и положило начало их позитивирова- нию как системному явлению. Век Просвещения иначе поставил гума- нистическую задачу, он заговорил о распространении знаний о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали «царство разума», в котором гармонично сочетаются интересы сво- бодного, разумного индивида и справедливого общества. В «царстве разума» гуманизм — основной принцип социальной жизни. Преодоле- ние невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основными инструментами построения такого общества.
Мыслитель-гуманист, голландский философ Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) в это время утверждает, что есть права, которые вообще не могут быть отчуждены от индивида, например способность суждения, истинное познание бога, право не свидетельствовать про- тив себя, право на попытку избежать смерти и т.п. Один из главных вдохновителей и признанных лидеров французского Просвещения,
134 Глава 3 Эволюционная динамика нрав чсчовека
Вольтер (1694—1778), которого трудно заподозрить в любви к демо- кратии (он считал, что идеи просвещения не для портных и сапожни- ков), тем не менее утверждал, что свобода существует в первую оче- редь как свобода личная, как частная свобода, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова, а с нее начи- нается и свобода печати, совести, труда, свобода дополняется и под- крепляется равенством.
В период Английской буржуазной революции XVII в. самыми рас- пространенными и влиятельными становятся идеи о правах и свобо- дах, распространяемые партиями индепендентов (независимых) и ле- веллеров (уравнителей). Представитель первых, поэт Джон Мильтон (1610—1674) писал, что люди по природе своей свободны и должны оставаться такими при всех без исключения обстоятельствах. Он вы- ступил за республиканскую форму правления, так как считал, что при ней более всего обеспечиваются права индивида — свобода совести, мышления, слова.
Краеугольным камнем платформы левеллеров (вождь и идеолог Джон Лильберн (1614—1657) стал принцип первичности, верховенства и суверенности власти народа. В силу законов истории, ответственности перед потомками и предками, считали они, нации воспрещается отчуж- дать кому-либо свою власть и права. Свобода личности, право собствен- ности, свобода совести и печати, свобода промышленной и торговой дея- тельности, равенство всех перед законом и судом объявлялись ими при- рожденными и неотъемлемыми. Никакие власти и никакие органы не полномочны отменять и изымать эти естественные права и свободы. Это мнение покоилось на презумпции того, что естественные права сущест- вуют раньше и стоят выше всякого гражданского позитивного закона. Их взгляды стали идейным источником многих последующих демократи- ческих доктрин XVII—XX вв. Л.С. Мамут видит их заслугу в раскрытии тех политико-организационных и правовых условий, при наличии кото- рых государство и законодательство оказываются способными слу- жить интересам общества, гарантировать права и свободы отдельной личности, выступать факторами социального прогресса1.
В 1652 г. Джерард Уинстэнли (1609 — после 1652) — глава и теоретик диггеров — разрабатывает проект конституции («Закон свободы»), в ко- тором раскрывает содержание свободы посредством сочетания двух по- казателей. факта обладания индивидом комплексом прав и факта реаль- ного обеспечения людей необходимым материальным достатком.
* См История политических и правовых учений Учебник для вузов / Под общ ред В С Нерсесяица С 260
§ 2 Иис I игуцнопаньнос оформление иравчсювска 135
В это время активно трудятся сторонники естественной щколы права, представляющие на суд публики целостные теории и смелые догадки по проблемам неотчуждаемых прав личности, общественном договоре, народном суверенитете, разделении властей, восстании про- тив тиранов и т.д.
Среди них особое место занимает Джон Локк (1632—1704), заслуга которого в том, что он интегрировал и творчески переработал раннебур- жуазные либеральные идеи о правах человека В исследовании «Два трактата о государственном правлении» (1690) он утверждает, что люди создали государство своим соглашением, дабы обеспечить естественные права, равенство и свободу, защитить личность и собственность. В есте- ственных свойствах индивида он усматривает первоначальное право и источник государственной власти. Право на жизнь и владение имуще- ством, свобода и равенство, по его мнению, не подлежат отчуждению ни при каких обстоятельствах, они служат границей для действий го- сударства, переступать которую последнему запрещено. Закон есть инструмент сохранения и расширения свободы личности, который га- рантирует индивиду также защиту и от произвола, и деспотии, там, где нет законов, там нет и свободы. Столетие спустя Национальное собрание Франции запишет в ст. 16 Декларации прав человека и гражданина: «Общество, в котором не обеспечено пользование права- ми и не проведено разделение властей, не имеет конституции».
Юрист и политический мыслитель Шарль Луи Монтескье (1689— 1755) в трактате «О духе законов» (1748) — итоге своего двадцатилет- него труда — основной денностью назовет политическую свободу ин- дивида, условиями обеспечения которой выступают справедливые за- коны и надлежащая организация государственности.
Жан-Жак Руссо (1712—1778) в работе «Об общественном догово- ре, или Принципы политического права» (1762) укажет различия между индивидом как частным лицом и индивидом как граждани- ном — членом «публичной персоны». Его дуализм человека — члена гражданского общества и человека — гражданина государства позже ляжет в основу концепции прав человека и гражданина.
Более умеренные взгляды, но в защиту свободы и прав личности в эту эпоху были высказаны представителями немецкого Просвещения (Самуэль Пуфендорф, Кристиан Томазий, Кристан Вольф) В Италии Чезаре Беккариа (1738—1794) в криминологической по названию работе «О преступлениях и наказаниях» (1764) широко пропагандирует гума- нистические либеральные ценности: честь, свободу, достоинство, обеспе- чиваемые не репрессиями, но справедливыми законами, самодисципли- ной, всеобщим просвещением, устранением нищеты, постепенном уравнении всех граждан в нравственных и материальных выгодах.
136 Глава 3. Эволюционная динамика нрав человека
Подготовленная научно-политическая мысль и конкретика буржу- азно-демократических движений Нового времени, проходивших в Голландии, Англии, США, Франции, а позже и в других странах, по- влияли на достаточно высокий уровень объективности тех юридичес- ких установлений, которые раннебуржуазная государственность была вынуждена провозгласить в качестве прав человека.
Таким образом, ко второй половине XVIII в. Европа располагала цельной научной теорией прав человека, фундаментом которой послу- жили гуманистические, либеральные а также естественноправовые со- ображения (1), понятие прав человека ограничивалось требованиями личной свободы и политического участия во власти (2), лозунги прав человека (свобода, равенство, братство) стали ведущей идеологией ре- волюционных и освободительных движений XVII—XVIII в. и обосно- вывали смену государственной власти (3). Несмотря на многочислен- ные различия во взглядах представителей разных научных школ, к этому моменту на Западе в общих чертах сложилась классическая картина прав человека. Ее последние «штрихи» дополнились процес- сом конституционного позитивирования прав.
Позитивирование прав и развитие учения о правах человека. Второй этап истории прав человека связан с позитивированием прав в их систем- ном единстве. В отличие от законодательства предшествующего периода, гарантировавшего отдельные права отдельным группам населения, в XVII—XVIII вв. появляются юридические акты, провозглашающие права и свободы, принадлежащие всем без исключения гражданам. При этом права именуются естественными, т.е. не зависимыми от воли. властей, и неотчуждаемыми, в смысле ставящие преграду произволу представителей государства. По содержанию это были личные и политические права (позже их назвали правами первого поколения); по социальной значимос- ти они имели выраженную индивидуалистическую окраску и пытались «вытащить» индивида из массы, раскрепостить его самостоятельность; по направленности они защищали человека от государства и в некоторой степени спровоцировали их противостояние'друг другу.
Появление в декларациях и конституциях этого периода формули- ровок о правах человека означало, что они перестали быть некими логическими построениями умственных усилий ученых, а стали об- щеобязательными правилами и приобрели юридическую силу, т.е. из идеологического лозунга превратились в букву закона. Их законода- тельное утверждение означало также констатацию факта перехода от традиционного общества к гражданскому, в котором государство вы- нуждено встать на путь правового упорядочения своих отношений с населением, перестроить свои властные структуры, создать правовые и политические механизмы защиты прав.
§ 2 Институциональное оформление нрав человека
Следует, однако, заметить, что не с деклараций и даже не с пожа- лованных привилегий началось позитивирование субъективных прав в прямом смысле, а много раньше — с формирования системы уголов- ного права, обеспечивающей с помощью грозных санкций самые важ- ные человеческие права: неприкосновенность жизни, чести, собствен- ности. Уголовно-правовой запрет на убийство был признан во всех правовых обществах задолго до первых законодательных установле- ний о правах человека.
Тем не менее великое значение деклараций Нового времени за- ключается в том, что, во-первых, они в системном перечислении на- звали те права, без которых индивид не может достойно существовать, и во-вторых, государство возвело права в ранг закона, который оно, государство, первое и обязано исполнять.
Одним из первых документов такого содержания следует считать Массачусетскую хартию 1648 г.(США), известную под названием «Законы и свободы», которая явилась детализированным вариантом более ранней Хартии вольностей 1641 г. Ее называют также современ- ным кодексом западного мира, благодаря ей понимание механизмов ограничения произвола законодателей и чиновников через гарантиро- вание прав стал более ясным.
Апелляция к правам и свободам особенно усилилась в период войны США за независимость. Декларация прав Виргинии 12 июня 1776 г. (авторы — Джордж Мейсон и Джеймс Мэдисон) в ст. 1 провоз- гласила, что все люди от природы независимы и обладают некоторы- ми неотчуждаемыми правами, от которых они не могут отречься, всту- пая в общество, и которых они не могут лишить свое потомство, а именно — правами на жизнь и свободы, а также на стремление к до- стижению счастья и безопасности.
Декларация независимости США 4 июля 1776 г., написанная Тома- сом Джефферсоном, Бенджамином Франклином и Джоном Адамсом и принятая единогласно всеми тринадцатью штатами, продолжила аргу- ментацию с использованием естественных прав. Для обеспечения неот- чуждаемых прав, зафиксировано в ней, учреждается правительство, если же оно становится гибельным для этой цели, то народ имеет право учредить новое. В Конституции 1787 г. и десяти поправках к ней, со- ставивших американский Билль о правах 1789—1791 гг. (в дальней- шем было принято еще двенадцать), юридическое закрепление полу- чила свобода индивида. Публицист того времени Томас Пейн (1737— 1809) в очерке «Права человека» (1791) определил юридическую свободу, выраженную в форме прав, и как свойство социального бытия человека и как принцип правительственной власти, одновременное наличие которых способствует быстрому общественному прогрессу.
138 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека
Американские документы оказали огромное влияние на европей- скую практику. Важной вехой Французской революции стало приня- тие Национальным собранием 26 августа 1789 г. Декларации прав че- ловека и гражданина, предложение о создании которой было внесено Лафайетом, знакомым с Деклараций прав Виргинии. Г. Еллинек счи- тал, что французы воодушевленно приняли идеи американцев потому, что обе нации преследовали практические цели — основать демокра- тическое общество, состоящее из равноправных субъектов, установить ответственность правителей перед народом, поскольку власть исходит от народа, гарантировать каждому область личной свободы'. В этой декларации, как отмечается во французской литературе, дано некое Божественное откровение людям, выражающее в светской форме мо- ральные предписания христианства. Но есть и другое мнение. Боль- шинство специалистов склонны ее рассматривать не более чем вопло- щение государственно-правовых идей западной цивилизации2.
И хотя Французская декларация, писал Б.А. Кистяковский, ни по идее, ни по форме не являлась оригинальным произведением и про- дуктом творчества французского национального гения, но она первая приобрела всеобщую известность и своей популярностью больше всего способствовала пропаганде идей прав человека3.
Следует заметить, что эпоха Великой французской революции па- радоксальным образом сочетала идеи либеральной демократии, прав человека и авторитаризма. Защита прав человека и критика произвола властей у якобинца Жан-Поля Марата (работа «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина», август 1789 г.) со- седствовали с установками на единовластие диктатора и беспощадного террора по отношению к противникам режима. Другой якобинец — Максимилиан Робеспьер (1758—1794) писал, что если один из членов общества подвергается угнетению, то налицо угнетение всего общест- ва; если общество подвергается угнетению, то налицо угнетение каждо- го члена общества; право на сопротивление угнетению есть следствие из других прав человека. Эти тезисы, хотя и не стали основой полити- ческой практики той эпохи, оказались еще одним важным приобрете- нием прогрессивной политико-правовой теории прав человека.
С начала XIX в. конституции наиболее развитых стран мира начи- нают энергично провозглашать права личности. Некоторые из них
\ См.: Еллинек Г. Декларация прав человека и гражданина. М., 1906.
2Sore! J. -A. La Revolution francaise ct la formation de 1'Europe modernc. P., 1965.
P. 54,56..
3 См.: Кистяковский Б.А. Права человека и гражданина // Вопросы жизни. 1905.
№ 1. С.133.
§ 2. Институциональное оформление нрав человека
прямо включают декларации о правах в качестве своих составных час- тей (Франция), другие отыскивают конституционные гарантии прав (Бельгия), третьи поручают текущему законодательству прописать содержание и механизмы действия прав (Германия). Болгарская Тыр- новская конституция 1879 г. приобретает известность как документ, закрепивший самый широкий для XIX в. комплекс прав и свобод. Первые права своих граждан (на свободу выбора места жительства и профессии) назвала первая конституция Японии 1889 г. Высоким уровнем демократичности отличались права подданных, дарованные российским императором в Конституции Царства Польского 1815 г.
Англия, хотя и не имела в то время и не имеет сейчас писаной конституции, выделялась рядом важнейших актов, послуживших еще в XVII—XVIII вв. образцом другим странам для выработки деклара- ций о правах человека (упоминавшиеся уже Великая хартия вольнос- тей 1215 г., Петиция о правах 1628 г., Билль о правах 1689 г. и др.). Англия сыграла самую передовую роль в создании не только право- вых форм, но и отыскания юридических средств практической реали- зации и обеспечения прав личности. Английский опыт ценен и се- годня.
Особенностью первых конституционных установлений о правах
человека этого периода было то, что они провозглашали и оберегали права преимущественно своих граждан, т.е. народа, который состав- лял данное государство. Конституции ограничивались перечнем граж- данских и политических прав, а экономические и социальные права лишь выборочно назывались и рассматривались как побочный про- дукт действия первых.
Дальнейшее развитие прав человека идет по пути все большей сис- тематизации, кодификации и совершенствования национального за- конодательства.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление