Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис прав человека: причины, значение, периодизация




Значение появления прав человека. Права человека — активное и
развивающееся явление, их «перманентная мутабильность»1 — одна
из основных черт. Происходящие в системе прав динамичные процес-
сы корректируют их предметное содержание, приоритетную направ-
ленность, формы проявления и связи с внешним миром.

Права человека как конкретно-исторический феномен западной
цивилизации стал известен лишь в Новое время, но значимость его
открытия приобрела для современности, особенно для функциониро-
вания систем права и государственности, тенденций модернизации и
глобализации поистине революционный смысл. Зарождение в христи-
анском мире принципов прав человека, как отмечается в литературе,
было своего рода открытием в социальной сфере, превышающим по
значению любые частные открытия. Это было открытие условий, не-
обходимых для развития всех сфер общества — науки, которая не
может существовать без права людей на свободный поиск истины,
техники, которая не может развиваться без свободного развития
науки, политической сферы, где принципы прав человека постепенно
ведут ко все более глубокому демократическому преобразованию об-
щества, экономики, свободно развивающейся под влиянием новой
техники и преобразования общества в соответствии с демократичес-
кими принципами2. Появление прав человека действительно сыграло
поистине революционную роль в смысле открывшихся перед людьми
• новых возможностей и перспектив.

Если история прав человека как политико-юридической реальнос-
ти начала отсчет своего времени со второй половины XVIII в., то исто-
рия борьбы с бесправием и угнетением человека, за свободу и равенст-

' Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Даниленко / Пер. с
франц. М.,2000. С. 198.

2 См.: Фурман Д. Реформа ислама по Мохамеду Тахе и Ахмеду Ан-Наиму. После-
словие к книге А. Ан-Наима «На пути к исламской реформации (гражданские свободы,
права человека и международное право)» / Пер. с англ. М., 1999. С. 278.


118 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека

во исчисляется веками. Движение в защиту личности и ее достоин-
ства, за право каждого самостоятельно устраивать свою жизнь и рас-
поряжаться ею — важнейший показатель человеческого общежития,
пережившего на этом пути ряд антропологических катастроф*.

Борьба за свободу и права всегда была частью социальных потря-
сений, свергавших власть и изменявших государственный строй, она
сопровождала поиски оптимальных форм общественного устройства,
а главное — выражала напряженные отношения индивида с всемогу-
щим государством. В конкретно-исторический момент индивидуаль-
ные права возникли как протест человека-подданного против произ-
вола монархических притяснений, а со временем они превратились в
орудие сопротивления и всякому абсолютизму властвования вообще.
Права человека выдвигались на передний план всякий раз, когда вста-
вал вопрос о переходе от авторитарных методов управления к демо-
кратическим механизмам.

Велико значение прав человека и для становления буржуазных
экономических отношений, для защиты и обеспечения частной собст-
венности. Без появления свободного и автономного индивида-собст-
венника, наделенного системой равных прав, свобод и обязанностей,
взамен члена корпорации, обладавшего сословными правами-приви-
легиями, задачу перехода к капиталистическомухозяйствованию вряд
ли было бы возможно решить.

Законодательное закрепление прав, предоставляющих возмож-
ность каждому проявить себя как самостоятельная личность, а не
только в качестве члена той или иной группы, и введение тем самым
впервые за многовековую историю человечества юридического равен-
ства в обиход экономических, политических и социальных отношений
положило начало реальному бытию прав человека. Благодаря указа-
нию в законе на права, а не только на обязанности, были высвобожде-
ны творческие склонности человеческой натуры. Профессор
О.Э. Лейст считает, что «становление и утверждение в качестве осно-
вы общественной жизни юридического равенства людей, положившее
начало Новому времени, — столь же глубокий переворот в истории
как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического вре-
мени и переход к классово-сословному строю Древнего мира»2.

Становление прав человека сыграло важную роль и в деле гуманиза-
ции отношений между людьми, смягчения нравов, повышения терпи-
мости друг к другу. Благодаря идее прав человека общественное созна-

1 См.: Федоров ЮМ. Сумма антропологии: В 2 кн. Новосибирск, 1995.

2 Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред.
М.Н. Марченко. Т. 1. М., 1998. С. 341.


§ 1. Генезис прав человека: причины, значение, периодизация 119

ние и повседневные практики медленно, но начали эволюционировать
от насилия в сторону гуманности, накапливая нравственный потенци-
ал в оценках человека и в деле сбережения человеческой жизни.

Причины возникновения прав человека. Права человека являют-
ся результатом естественного развития западноевропейских народов,
их традиций и образа мышления. Они стали выражением конкретных
условий жизни этих народов и приняли совершенно определенную
форму для разрешения жизненных проблем именно европейцев.
Права человека сложились органично и постепенно в практике запад-
ной цивилизации.

Датой, положившей начало существованию института прав чело-
века как самостоятельному феномену, следует считать создание в
Новое время в Америке и в Европе деклараций прав человека, кото-
рые политически и юридически закрепили некоторую совокупность
гарантированных возможностей, без которых не могла состояться
личная, имущественная и гражданская самостоятельность индивида,
т.е. не мог утвердиться тип личности, адекватный идущим процессам
модернизации.

Однако юридическое провозглашение прав явилось следствием
многовекового подготовительного периода, своего рода «латентной
истории прав человека»1. В этой предыстории имеется целый ряд важ-
ных обстоятельств, которые генерировали требование уважения до-
стоинства и свободы личности. Возникновение последнего оказалось
возможным благодаря средоточию в Европе уникального взаимодей-
ствия нескольких исторических факторов.

Во-первых, важным моментом стала достаточно ранняя по сравне-
нию с Востоком выделенность института частной собственности, его
самостоятельное существование и развитие отдельно от власти-собст-
венности. Частная собственность научила индивида избирательной
активности, развила его способности принимать решения, рисковать,
нести бремя убытков и ответственности, она укрепила тем самым его
автономность по отношению к сословной группе. Права, свободы, га-
рантии собственности и личности, вообще все демократические
институты и процедуры оказались условиями, обеспечивающими ста-
новление эффективной экономики и защиту прерогатив собственни-
ка. Промышленная революция в Европе, которая была ознаменована
появлением массовой машинной продукции, привела к энергичной
трансформации того, что именуется человеческим фактором. Инду-

* Головатечко А. Права человека и статус личности: история и современность. По-
собие для учителя. М., 1997. С. 27.


120 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека

стриализация потребовала свободы действий индивида, и права чело-
века стали естественным откликом на происходящие фундаменталь-
ные социально-экономические процессы.

Сказалось и наследие античности. Скрупулезные разработки римски-
ми юристами проблем частной собственности давали ответы на злобод-
невные вопросы экономического хозяйствования, поэтому они активно
стали востребоваваться эпохой формирования буржуазных отношений.

Во-вторых, усвоение европейцами новой веры — иудейско-христи-
анской с ее представлениями о человеке как образе и подобии божьем
привело к осознанию значимости каждой личности, пониманию цен-
ности человеческого достоинства и укоренению взглядов о равенстве
людей. Проповедь христианством свободы духа и свободы выбора,
воздаяния равным за равное («каким судом судите, таким будете су-
димы», «какою мерою мерите, такою отмерено будет вам»), ответст-
венности перед богом, т.е. инстанцией много выше, чем земные влас-
ти, воспитывало христиан в способности противостоять всесильным
владыкам. В результате государству и его представителям постепенно
пришлось отказываться от исключительно силовых методов управле-
ния и искать пути к диалогу с населением.

В-третьих, сказались также некоторые демократические традиции
германских племен (народные собрания, выборность вождей, судей
и т.п.). Сравнительно «мягкое» государство европейского Средневеко-
вья, в отличие от Востока, спровоцировало активизацию корпоративно-
общинных сил'. Общество, не получая должной помощи и защиты от
государственных структур, а потому и не полагаясь на них, было вынуж-
дено создавать автономные формы общежития (города, гильдии, цеха,
коммуны, корпорации и т.д.), опорами которых стали личность и частная
собственность. Это способствовало воспитанию солидарности и станов-
лению гражданского самосознания, развитию умений противостоять
произволу представителей власти. В рамках коллективистских структур
и групповых традиций в результате этого начали складываться и прояв-
ляться индивидуалистические и либеральные тенденции.

В-четвертых, основы прав человека закладывались и юридической
системой, оказавшейся достаточно эффективным по сравнению с Восто-
ком и Югом регулятором общественных отношений. Оформление пра-
вового статуса личности, который наделял в равной степени правами и
обязанностями каждого члена той или иной социальной группы, стало
знаменательным событием, поскольку, как известно, отсутствие или не-

* См.: Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Пер. с англ.
М.,1994.


§ 1. Генезис нрав человека: причины, значение, периодизация 121

определенность юридического положения, как, например, в древне-
восточных обществах, порождает практически полную зависимость
лица от власти (группы или государства). Закрепление социально-
правового статуса в'законах позволило создавать механизмы огражде-
ния личности от чрезмерного вмешательства в ее частную жизнь госу-
дарства и других лиц, способствовало дальнейшему поиску оптималь-
ных способов и средств защиты индивида от произвола и насилия.

В-пятых, менталитет, образ жизни и дисциплинирующие уклады
повседневности благоприятствовали ощущению европейцами повы-
шенного динамизма окружающего мира. Такое мировосприятие по-
ощряло лидерство и инициативу, стимулировало частнособственни-
ческие интересы, приучало доверять правовым институтам, развивало
самоуправление, утверждало идеи прогресса и новизны. На аксиоло-
гической шкале произошло смещение акцентов от ценностей коллек-
тивизма к ценностям индивидуализма. Все это вместе определило
становление особого цивилизационного типа личности, ее экстравер-
тивную направленность, установку на активное социальное действие
и преобразование мира. Таким образом, и мировоззренчески европеец
был готов к появлению индивидуальных прав.

В-шестых, ценностные ориентации нравственного, правового и по-
литического характера также сыграли свою роль в возникновении фе-
номена прав человека. Протестанская этика индивидуализма с ее
«непомерным моральным кодексом» (М. Вебер) выступила той идео-
логической системой, которая задала аксиологический вектор нового
типа сознания. Требования личной безопасности, свободы от домина-
ции с чьей-либо стороны, равенства всех перед законом, неприкосно-
венности частной жизни и собственности, договорных отношений в
решении повседневных проблем, признание и уважение на принципах
взаимности индивидуальных различий и т.п. — все это соответствова-
ло основным интересам появляющегося новоевропейского человека и
послужило ценностно-философской основой будущих юридических
формулировок о правах.

В-седьмых, западноевропейская научная мысль со времен анти-
чности работала в направлении, теоретически и идейно подготавлива-
ющем почву для возникновения и обоснования прав человека. Учения
о самоценности личности и ее свободе греческой философии и стои-
цизма, постулаты о равенстве и ответственности (грехе) христианства
и особенно протестантизма, гуманистические воззрения о творческом
потенциале человеческой натуры эпохи Просвещения, позиция оценки
индивидуальных прав в качестве священных и неотчуждаемых естест-
венной школой права, требования политической идеологии либера-
лизма ограничить произвол государственной власти при помощи


122 Глава 3 Эволюционная динамика нрав человека

субъективных прав личности, выставление принципов участия народа
во власти и контроля за ней демократическими доктринами, социа-
листические воззвания к взаимопомощи и поддержке, экологические
разработки о необходимости защиты всякой жизни для сохранения
человечества и его природной среды обитания и т.п. внесли свой весо-
мый вклад в формирование концепции прав человека.

Таким образом, автономия индивида, частная собственность, активи-
зация предприимчивости, индивидуалистический уклад жизни, установ-
ка на противостояние властям и т.п. свидетельствовали о том, что в Ев-
ропе идет интенсивное становление персоноцентристского типа обще-
ства, которое требует появления новых инструментов поддержания
равновесия между интересами самоутверждающейся личности и зада-
чей сохранения социального целого. Одним из таких инструментов и
стали права человека. Их ярко индивидуалистическая нацеленность
на первоначальном этапе со временем приобретала все более социаль-
ный, демократический, этический и экологический оттенок.

В других регионах мира — на Востоке и Юге — о правах человека
стало известно в результате их прямого заимствования государствами,
вставшими на путь модернизации. Права человека являются необхо-
димым элементом обществ, осуществляющих переход от традицион-
ных культур к современным, от системоцентристской социальной ор-
ганизации к персоноцентристской. Признание всеобщих прав — это
объективный процесс, сопровождающий самоопределение личности, а
последнее — необходимая сторона модернизации, а потом и становле-
ния постиндустриального, информационного человечества, глобали-
зации общественных отношений.

Становление прав человека вне Европы проходило иначе, это было
процессом субъективно осмысленным и сознательно определяемым
национальной элитой и государственными властями. Независимо от
механизма внедрения прав человека (насаждались ли они в результате
колониальной политики либо имплементировались в ходе реформ в
независимых странах) незападный мир познакомился с политико-
юридической формой прав человека благодаря активной и целена-
правленной деятельности национальных властных структур, поддер-
живаемых международными организациями. Права человека стали
результатом проведения государственной политики, специфика кото-
рой проявилась в том, что государство было вынуждено балансиро-
вать между содействием модернизации во имя развития страны и
стремлением сохранить стереотипы жизни, привычные для населения,
которое оказалось не готовым для радикальной перестройки.

Восточные народы — мир, основанный на иных порядках. Культура
стран Востока в древности и позже не была заметно ниже европейской,


§ 1. Генезис прав чс-човска. причины, значение, периодизация 123

нередко была равной ей, а порой кое в чем и превосходила*. Однако
восточный путь развития кардинально отличается от западного. Господ-
ство государственной командно-административной системы при второ-
степенной роли рынка и частной собственности, приниженность челове-
ка и безусловная власть государства над социумом, а социума над лич-
ностью органично не вели к научно-техническому прогрессу, не
способствовали раскрепощению личности и не создавали условий для
материализации выдающихся открытий человеческого ума. Государство
и правящие круги строго контролировали и сурово ограничивали част-
нособственническую стихию. Практически это означало, что в обществе
не существовало прав, привилегий и гарантий, защищавших индиви-
да-собственника от произвола власти. На Востоке чем больше власти,
тем больше собственности. Власть доминировала над собственником,
порождая раболепие, сковывая инициативу, насаждая неподвижный
ритм жизни, столь разительно непохожий на динамизм Европы.

Зато Восток заботливо сохранил единение человека с природой,
гарантировал стабильность статус-кво индивида, не растерял строгий
моральный стандарт, ограничил эгоизм отдельной личности общест-
венными институтами2. В результате, познакомившись в современное
время с европейскими ценностями прав человека и оценив их досто-
инства, восточные народы пытаются, заимствуя положительные мо-
менты, совместить их со своими традициями, уберегающими человека
и общество от гипериндивидуализма и отчуждения.

В итоге права человека, реагируя на западные и восточные влия-
ния, поликультурное многообразие мира, в целом обогащаются, моди-
фицируются, становятся глубже, насыщеннее и сложнее.

Векторное развитие прав человека. Эволюция прав человека в
исторической ретроспективе предстает как эмансипационное движе-
ние, по мере динамики которого расширялись число и объем гаранти-
рованных прав и свобод. Борьба за права и свободы личности являет-
ся важной частью человеческой истории, продемонстрировавшей вы-
зревание свободы в недрах несвободы. Развитие прав человека
сопровождалось поступательным процессом все большего признания
достоинства и ценности каждой человеческой личности, процессом
«очеловечивания людей»3.

Темпоральный вектор прав человека располагается в границах от
«прав привилегированного человека к правам каждого члена общества»'1.

' См.: Васильев Л.С. История Востока- В 2 т. Т. 1. М., 1993. С. 19.

2 См. там же. С. 20,491 и след.

3 НерсесянцВ.С. Философия права. М., 1997. С. 108.

4 Там же. С 109.


124 Глава 3. Эволюционная динамика прав человека

Античный мир провозгласил права лично свободного индивида — эл-
лина либо римлянина, но не варвара или раба. Средневековое общест-
во узнало сословные права члена той или иной социальной группы.
Последним видом привилегированных прав являются права граждани-
на' государственно организованного общества. Наделение правами из-
бранного круга лиц должно привести к завершению истории прав-при-
вилегий и открыть счет времени правам планетарного человека, при-
знанию всеобщих прав за каждым представителем человеческого рода.

Античное общество «открыло» права человека. Понятия и пред-
ставления о правах, свободах, гарантиях, демократических процеду-
рах, достоинстве гражданина и прерогативах собственника стали несу-
щими конструкциями той общественной структуры, они породили
нормы жизни, мировоззрение, духовность, в которых общество как
союз граждан безусловно доминировало во власти.

Сословные права во времена Средневековья были групповыми при-
вилегиями, они даровались властями и ими наделялось лицо, принадле-
жавшее к определенной группе. Права «встраивались» в вертикальные
патронажно-клиентные связи и являлись жизненно необходимыми в ус-
ловиях абсолютизма и широкого произвола властей. Как известно, касто-
во-сословное общество основано на правовом неравенстве, оно имеет
иерархическое строение. Различались высшие, менее высокие по соци-
ально-правовому положению, низшие, непривилегированные, наконец,
бесправные сословия, при этом каждое имело особый статус. Основным
принципом реализации сословного права была законопослушность (за-
конопокорность), т.е. поведение каждого члена общества определялось
сообразно статусу своего сословия при требовании неукоснительного
соблюдения всеми запретов, безоговорочного выполнения приказов
власти и возможности при этом неограниченного и произвольного
вторжения в жизнь низших сословий лиц, облеченных властью2.

Появление прав гражданина соответствует новому этапу — становле-
нию гражданского общества, когда происходит разгосударствление ряда
социальных отношений и общество оказывается способным без государ-
ства, самостоятельно решать часть своих проблем. Обособление частной
и публичной сфер стимулировало развитие прав человека, а укрепление
гражданского общества утвердило принцип всеобщего правового равен-
ства, тем самым определив качественно новое положение личности по
отношению к государству и социуму. О.Э. Лейст характеризует это поло-
жение как связанное с «горизонтальными отношениями, основанными

* См.: Дерсесянц B.C. Философия права. С. 109.

2 См.: Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под рсд
М.Н. Марченко. М., 2001. С. 47.


§ 1. Генезис прав человека: причины, значение, периодизация 125

на юридическом равенстве и договорных началах свободных людей»1.
Громадное значение такого нового положения заключается в том, что
каждый независимо от социального происхождения и других обстоя-
тельств благодаря правам получает возможность «проявить себя как
личность, наделенная свободной волей, способная отвечать за свои
действия и их правовые последствия»2.

Однако и права гражданина, несмотря на прогрессивный момент,
по своей природе ограничены, поскольку соответствуют этногосудар-
ственному устройству социума, а возможности у разных государств,
находящихся на разных ступенях развития (прежде всего экономичес-
кого и информационно-технологического), существенно различаются.
Поэтому гарантированность и реальность прав в разных государствах
в одно и то же историческое время неодинаковы. Следовательно,
права гражданина в одном государстве могут выглядеть как привиле-
гии с точки зрения граждан других стран, такими возможностями не
располагающих. Преодоление различий в правовом статусе граждан
разных стран — направление, определяющее прогресс в области прав
человека: от прав-привилегий к всеобщим правам. Если народы выбе-
рут этот путь, тем самым будет заявлено о варианте демократического
и правового развития человечества.

Однако было бы упрощенчеством толковать эволюцию прав челове-
ка как постоянный процесс закономерного расширения каталога прав,
как неизменно поступательное движение от меньшей свободы личности
ко все большей. История свидетельствует, что обретения на этом пути
сопровождались и будут сопровождаться потерями. Реальность прав че-
ловека требует кропотливого труда и совместных усилий. Пока очевидно
одно: социодинамика прав человека демонстрирует постепенное осво-
бождение человека и общества от несвободы, страха и невежества.

Исторические события и факты показывают, что самоопределение
прав человека в целом шло по восходящей линии, и можно констати-
ровать наметившуюся, определенно устойчивую их прогрессивную
тенденцию. О прогрессе прав человека стоит говорить, поскольку их
развитие шло по направлению от менее совершенных содержания,
форм, механизмов, пространственного распространения к более
многоплановым и совершенным. Каждый новый этап был способен
решать задачи и воспроизводить функции, не доступные предыдуще-
му, но при этом оказывалось, что новая система прав была прогрессив-
ной в каком-то одном отношении, а в другом — проявляла регресс и

' Проблемы теории государства и нрава. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Мар-
ченко. С. 52.
2 Там же.


126 Глава 3 Эволюционная динамика нрав человека

неэффективность. Тем не менее накопленные свойства и модернизи-
рующая активность прав человека демонстрируют их эволюцию, но не
угасание. Пока человечество не разочаровалось в возможностях прав
человека, хотя и не всегда довольно их результатами.

Для подтверждения прогресса в области прав человека можно ис-
пользовать критерии, выведенные П.А. Сорокиным применительно к
определению правового прогресса. Их автор назвал «морально-право-
вым барометром человечества»'. П.А. Сорокин полагал, что прогресс
доказывается:

— направленностью социального развития на служение интересам
личности, ее раскрепощение, освобождение от чрезмерной опеки влас-
ти, увеличение каталога ее прав и свобод;

— возрастанием прав и морального равенства личностей в силу
признания самоценности и равноценности людей во все более широ-
ких сферах жизнедеятельности;

— количественным ростом альтруистического и солидарного пове-
дения, в оказании помощи лицам, находящимся в опасных ситуациях,
в поддержке бедных и немощных, в запрете пользоваться незрелостью
и слабостью людей, в уважении на принципах взаимности прав и сво-
бод каждого члена общества;

— уменьшением роли наказаний и наград для принуждения членов
общества к правомерному поведению и соблюдению прав и свобод
других людей.

Все эти показатели явно присутствуют в современной системе
прав человека. По сравнению с исторически ушедшими эпохами,
когда считались нормальными и естественными человеческие жертво-
приношения, рабство, изощренные, массовые и публичные казни, от-
ношение к женщине и детям как к собственности и т.д., настоящие
поколения подобное расценивают как варварство.

Конечно, практика насилия по отношению к человеку и сегодня
продолжается, причем в новых, опасных, с использованием научно-
технических достижений формах. Но гуманистические и толерантные
настроения, например требования защиты гражданских лиц и комба-
тантов во время ведения военных действий, гуманитарная помощь
при чрезвычайных обстоятельствах, запрет смертной казни, борьба со
всеми видами расовой, национальной, половой и т.п. дискриминации,
социальная поддержка обездоленных, все более проникают в сознание
мировой общественности, и факты насилия воспринимаются как абсо-

1 Сорокин П. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о госу-
дарстве. Ярославль, 1919. С 190 и след


§ 1. Генезис- прав человека: причины, значение, периодизация 127

лютно нетерпимые. Количественно-качественное накопление и про-
странственно-субъектное расширение ареала действия прав челове-
ка — важные свидетельства их прогрессивного развития, отказываться
от них, как показывает международная практика, не собирается ни
одна страна.

Двигателем прогресса в сфере прав человека, его целью и критери-
ем является сам человек, активно стремящийся к полноценному суще-
ствованию. «Сверхчеловек, стоящий выше права, — писал П.А. Соро-
кин, — предел, к которому идет человечество»'. Перефразируя извест-
ный тезис Р. Иеринга, можно сказать: будущее прав человека — в их
самоуничтожении, путь к ним — борьба. При реальности прав они
оказываются ненужными людям. Переход же к режиму их самодоста-
точности связан с осуществлением всего комплекса прав человека в
их взаимосвязи и неделимости; устранением всякого насилия над че-
ловеком и народами; установлением демократического и гуманисти-
ческого правопорядка.

Проблема прогресса важна и необходима как для представлений о
направлении внутренней эволюции прав человека, так и прогнозируе-
мое™ развития общества в случае использования им потенциалов прав
человека. Права человека демонстрируют идеи, не обязательно предна-
значенные для немедленного применения. Нормы о правах человека не
только следуют за жизнью, но и стимулируют ее изменение, они «подтя-
гивают» национальные общественные отношения до уровня общемиро-
вых стандартов, «усиливают наше ощущение свободы сознания возмож-
ного»2. Прогностическая функция прав человека создает предпосылки
для развертывания модели гуманистического, демократического, пра-
вового и социального общества, генерирует общественное сознание в
направлении защиты жизни и сбережения каждого представителя че-
ловеческого рода, вводит в индивидуальное сознание понимание зна-
чимости уважения общих ценностей. Нормы о правах человека как
прогноз, выходящий за пределы исторического времени, формирует
«перспективное право»3, которое как компонент и естественная сторо-
на необходимо должно присутствовать в праве настоящем.

Периодизация прав человека. Права человека обладают истори-
чески преходящим характером, изменяясь, они пытаются отвечать на
вызовы своего времени. Динамичность прав человека является след-

' Сорокин П. Элементарный учебник общей теории права в связи с учением о госу-
дарстве. С.190 и след.

2 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 165.

3 Рулон Н. Юридическая антропология. Пер. с франц. / Отв. ред. B.C. Нсрсссянц
М„ 1999. С. 226.


128 Глава 3 Эволюционная динамика нрав человека

ствием конкретно-исторических условий, которые корректируют зна-
чимость и актуальность тех благ, что стоят за правами. Так, например,
только на протяжении XX в. неоднократно менялось отношение к
праву на жизнь: к концу века оно воспринималось иначе, чем в период
между мировыми войнами или в эпоху диктатуры пролетариата. От-
крытые школой юснатурализма естественные и неотчуждаемые права
«были когда-то противоестественными и могут стать таковыми в отда-
ленном будущем»'.

Но при всей изменчивости права человека продолжают сохранять
устойчивость своей главной гуманистической идеи, позволяющей
удерживать их феноменальность: требование защитить человека от
всевозможных угроз его существованию (витальных, психосоматичес-
ких, духовных, материальных, социально-статусных и т.д.), сохранить
и развить его творческий потенциал посредством наделения индивида
действующими и эффективными юридическими инструментами.

Генезис прав человека показывает, что, развиваясь, на каком-то
этапе они приобретали новые свойства, позволявшие расширить и из-
менить оценку возможностей прав. На определенных стадиях соци-
ального развития идеи прав человека становились очагами «переплав-
ки» старых смыслов, которыми руководствовалось большинство
людей, живущих в том или ином типе общества. Свидетельствами
тому являются история законодательства, юридической практики, на-
учной мысли и имевшие место общественно-политические движения.

Динамика основных подвижек прав человека позволяет предло-
жить следующую периодизацию и выделить такие главные этапы их
развития: первый этап — зарождение идеи (со второй половины V в.
до н. э.) и формирование учения о правах человека (с Нового времени);

второй этап — позитивное закрепление прав человека как системного
образования (со второй половины XVIII в.); третий этап — социализа-
ция прав человека (с начала XX в.); четвертый этап — интернациона-
лизация прав (с середины XX столетия); пятый этап — глобализация
прав человека (на рубеже XX—XXI вв.).

Необходимо при этом заметить, что каждый последующий период
«открыл» новую страницу жизни прав человека, но «не закрыл» всех
их старых проблем. Каждая новая фаза удерживала вследствие преем-
ственности значительную часть предшествующих составляющих фе-
номена прав, но не отрицала и не замещала собой всего ранее накоп-
ленного, она основывалась на нем, добавляла неизвестные измерения
и углубляла содержательно права человека.

1 Петрухин ИЛ Человек как социально-правовая ценность // Государство и
право 1999. № 10 С 90


§ 2 Инсчитуциональнос оформление прав человека 129




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.