На рубеже третьего тысячелетия человечество охвачено новой волной трансформаций, связанных.с проявлением двух противоборствующих тенденций. С одной стороны, становление постиндустриального об- щества подстегивает интеграционные процессы и стимулирует пере- ход от обособленных национальных сообществ к их объединению сна- чала в цивилизационных рамках, а затем и в планетарных масштабах. С другой стороны, наблюдается формирование нового, четвертого* по- коления локальных цивилизаций, сопровождающееся активной дина- микой национального самосознания и напряженным отношением друг к другу самобытных культур. В разных соотношениях, с различ- ной степенью интенсивности, но одновременно происходят процессы интеграции и дезинтеграции, унификации и дифференциации. Сфера прав человека, находясь не на периферии социальной тектоники, ис- пытывает на себе всю палитру действия ее бурных подвижек.
В таком пространстве права человека не выглядят «простым» в содержательном и структурном отношении феноменом. В их «много- слойности» проступают контуры по крайней мере трех уровней:
область всеобщих прав, цивилизационные зоны и национально-госу- дарственные системы прав. Все три вместе фиксируют и отражают единство и одновременно разделенность современного мира и челове- ка в нем.
Подавляющее большинство государств мира сегодня поддерживают идею прав человека, участвуют в создании международных стандар- тов прав, включили в целом похожие перечни прав в свои законы и пытаются, преодолевая серьезные внутренние трудности, реализовать их на практике. Национальные конституционные тексты о правах вос- принимаются мировой общественностью как официальное мнение на-
1 См: Яковец Ю.В. Глобализация и юаимодействие цивилизаций. М., 2001.
§ 1. Нациопалыю-государс i венные парадигмы прав человека 171
родов и «визитная карточка» действий государственных властей той или иной страны на поприще прав человека.
На современном этапе гуманитарные и практические соображе- ния привели государства мира к признанию того, что уважение ос- новных прав человека «соответствует их национальным и общим интересам»'. Страны, исторически не знакомые с институтом прав человека, оказались способными не только принять, но и обновить западную идею прав человека, придав ей новый импульс благодаря своим действующим уникальным ценностям, «которые либо превос- ходят западные либо когда-то были ценностями (викторианского) прошлого Запада»2.
Национальные системы прав человека, поддерживаемые мощным потенциалом суверенных государств, имеют на сегодняшний день наибольшие шансы для претворения в жизнь. Принятие законода- тельных норм о правах человека и создание соответствующих обеспе- чительных гарантий со стороны государственных структур являются по сравнению с другими механизмами пока самым эффективным средством для обладания индивидами (их коллективами) благами и возможностями, следующими из содержания прав.
Национальные нормы о правах человека являются частью терри- ториального права, которое распространяется на всех лиц, оказавших- ся под юрисдикцией соответствующего государства, независимо от их этнической принадлежности, религиозных воззрений и т.п.
Нормы о правах человека получают, как правило, высокий юриди- ческий статус, они фиксируются в конституциях либо актах конститу- ционного уровня. Например, в Албании наряду с разделами о правах в Конституции 1976 г. действует Хартия основных прав и свобод чело- века 1993 г., в Израиле принят Основной закон 1992 г. о человеческом достоинстве и свободе личности, на социалистической Кубе — Кодекс социальной защиты 1935 г. (с последующими изменениями), ислами- зированной правовой системе Ливии (Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирии) известна «Зеленая декларация прав человека» 1988 г., в Марокко имеется Хартия общественных сво- бод 1958 г.
Правовые системы государств, располагающие правилами о пра- вах человека, ориентированы на международные и региональные стандарты, которые получают, согласно внутренним законам, приори- тетную либо равную с национальными актами силу. Например, в Кон-
1Дашлечхо Г.М. Международная защита прав человека. М., 2000. С. 22.
2Коукер К. Сумерки Запада / Пер. с англ. М., 2000. С. 204.
172 Г [ава 4 Универсальное! ь и социокультурный pc'm hbmjm прав человека
ституции Марокко 1996 г закреплено общее положение о привержен- ности страны общепризнанным нормам о правах человека. По Кон- ституции Аргентины 1853 г. (в редакции 1994 г.) Всеобщая деклара- ция прав человека, Американская декларация прав и свобод человека, Американская конвенция о правах человека имеют конституционный ранг и толкуются как документы, дополняющие права и гарантии ар- гентинцев.
В настоящее время национальные конструкции прав человека де- монстрируют разные этапы своего развития. Если европейские стра- ны, США и Канада продолжают работу в этой сфере, совершенствуя механизмы обеспечения и защиты давно известных и неоднократно апробированных норм о правах, то остальные государства переживают становление этого института в своих правовых системах либо пока лишь формально заявили о начале проведения политики признания и поддержки человеческих прав.
Национально-государственные модификации прав человека диф- ференцированы в максимальной степени, поскольку испытывают на себе уникальное действие среды, генерального стереотипа существо- вания социума, культурно-исторического наследия, традиционного статус-кво индивида и т.д. Сопряженность прав с фундаментальными ценностями конкретного общества, их целевая ориентация и иерар- хия, способы нормативного закрепления и формы реализации, и т.п. варьируют значительно.
Так, если в государствах континентальной Европы права чаще всего выражены как правопритязания или как позитивное обладание благом, то, например, в англосаксонской традиции они могут получать воплощение как следствие запретов или обязанностей, возлагаемых на контрагента, а в мусульманском праве даже вид обязанности, воз- лагаемой на самого субъекта — носителя прав.
В государствах неолиберальной ориентации законодательство о правах человека демонстрирует преимущественно индивидуалисти- ческий подход, придерживаясь версии естественного происхождения прав, в механизмах защиты смещает акценты на личные и политичес- кие свободы, формулирует социально-экономические права как на- правления политики правительств
Во Франции, например, права человека основываются на концеп- ции естественного права; Конституция 1958 г., Декларация прав чело- века и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. — основные документы, закрепляющие индивидуальные права, — характеризуют их как светские, неотчуждаемые, демократические и социальные по природе. Хартия прав и свобод человека и гражданина Канады 1982 г. толкует права ограничительно — в свете принципа равноправия и за-
щиты от дискриминации эгалитарных прав. Широколиберальный подход к индивидуальным правам практикуется в Великобритании и США, где юридическая практика руководствуется принципом: граж- дане вправе делать все, что не запрещено правовыми нормами. Зако- нодательство Германии разделяет права человека и права немцев, счи- тая права непосредственно действующими и обязательными для всех ветвей государственной власти
Глубоко вестернизированная за четыре века господства европей- цев правовая система Филиппин располагает детально разработан- ным Биллем о правах, в ее Конституции 1987 г. содержится подробное описание многочисленных гарантий прав, заимствованных у США. Конституция Бразилии 1988 г. содержит беспрецедентный по широте и детализации набор социальных и трудовых прав. В Конституции Венесуэлы 1961 г. 74 статьи из 252 были посвящены правам человека, а Конституция 1999 г. к этому перечню добавила еще особые права индейцев и экологические права. В Конституцию 1996 г. Южно-Аф- риканской Республики включены помимо классических ряд новей- ших прав. Особые права индейских сообществ специально выделены среди общего списка прав в Парагвае (Конституция 1992 г.).
В странах, подверженных социалистической идеологии (Куба, Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика), там, где сохраняются социалистические идеи в арабо-мусульманской трактов- ке (Алжир, Ливия, Сирия), а также в государствах с традиционным обществом законодательство рекламирует предпочтительным образом коллективистские типы прав. В них отдается приоритет интересам и правам общностей или народов, особое место занимают права трудя- щихся, отвергается тезис о естественном происхождении прав, обязан- ности лидируют над правами, обеспечение социально-экономических прав рассматривается как задача первостепенной важности, юриди- ческие гарантии относятся к вторичным средствам защиты прав, госу- дарственный суверенитет ценится значительно выше индивидуаль- ных прав и т.п.
В Китае принята социалистическая концепция прав человека с «китайской спецификой», которая утверждает, что законодательство действует там, где традиция непригодна. Она насыщена идеологией марксизма и учением Мао Цзэдуна, разделяет права граждан на права трудящихся и права остальных индивидов, присваивает государству право ориентировать своих граждан в пользовании правами в соответ- ствии с целями социализма. Особое место в системе прав отводится правам китайцев и их семей, проживающих за границей
Трансцендентный характер происхождению и предназначению прав придается в странах канонических правовых систем. Религиоз-
174 Глава 4. Универсальность и социокультурнын релятивизм прав человека
ная составляющая переводит права в разряд взаимоотношений инди- вида с всевышним, усматривая тем самым в них скорее долженствова- ние, чем свободу. Так, Конституция Египта 1971 г. выводит содержа- ние и список прав исходя из особой роли ислама в жизни общества и специальных оговорок о шариате. Аналогичное положение в Нигерии, Алжире, Сенегале, Пакистане, Судане и других странах, в них класси- ческий набор прав признается с поправкой на установки шариата. В Египте, например, запрещается занимать руководящие должности в средствах массовой информации и общественных организациях лицам, отрицающим божественные законы или участвующим в дви- жениях, не признающих такие законы. По Конституции Алжира 1989 г. запрещается любая деятельность, противоречащая нормам ислам- ской морали, а вопросы личного статуса подлежат регулированию нормами шариата в случае молчания закона. В Основном низаме о власти Саудовской Аравии отсутствуют такие права, как свобода ве- роисповедания, выражения собственного мнения и т.п.
Японская Конституция 1946 г. сочетает воззрения о естественной природе прав с характером их «предоставления» гражданам, она воз- лагает на личность полную ответственность за использование прав в интересах общественного благосостояния. Большое значение придает- ся правам, помогающим преодолевать иерархическую систему обще- ственных связей.
Специфически понимается формула «перед законом все равны» в Индии, где сохраняется социально-кастовая система и Конституция признает специальный статус некоторых категорий граждан. Стрем- ление преодолеть последствия колониализма, а также нищету и бед- ность, сократить разрыв в уровне жизни различных этнических групп сказывается на официальной политике индийских властей, пытаю- щихся примирить либеральный и социалистический подходы к пра- вам человека.
В Тунисе права человека признаются в рамках политики «дози- руемой демократии». Правительство Малайзии исповедует лозунг о неприемлемости для страны «абсолютизации идей демократии и прав человека» и при этом активно проводит политику защиты многорасо- вого общества, гарантирует законные права всех национальностей, в том числе и особые права коренного населения страны.
В Российской Федерации основные черты официальной нацио- нально-государственной модели прав человека получили выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., действую- щей Конституции РФ 1993 г., а также в Федеральной концепции обес- печения и защиты прав и свобод человека (проект 2000 г.). Эти доку- менты явились следствием новых взглядов, возникших в связи с изме-
§ 1. Национально-государственные парадигмы нрав человека 175
нением в начале 90-х гг. общественно-политической ситуации в стране.
Новые приоритеты выражали отказ от коммунистической идеоло- гии, отход от классового измерения общественных процессов, разрыв с этатизмом как политики главенства государства в отношениях с личностью, ориентир на демократию, гражданское общество и право- вое социальное государство. Они дали характеристику человеку и его правам как высшей ценности и как основы конституционного устрой- ства страны. Их утверждению способствовали политические причи- ны: распад советской системы, окончание «холодной войны» и бипо- лярного мира, перестройка механизма государства на началах парла- ментаризма, разделения властей, многопартийности и т.п.
Принятие документов с подобными ориентирами означало, что Российская Федерация включиласыв общемировой процесс сотруд- ничества в области прав человека с народами и странами, исповедую- щими гуманистические ценности, осуществился официальный «пере- вод» прав человека из проблемы политической и международной в юридическую и внутригосударственную, права человека перестали рассматриваться как исключительно внутреннее дело государства. Научная мысль и юридическая практика прав человека обратились к идеям либерализма и естественного права, отыскивая пути связи ин- дивидуальных свобод с социалистическими преимуществами и опоры на национально-традиционные устои.
В результате российские конституционные стандарты воплотили естественную, неолиберальную с некоторым присутствием социал-де- мократических элементов модель прав человека. Права человека счи- таются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения. Они являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и за- щита входит в обязанности государства. Права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законода- тельной и исполнительной власти, местного самоуправления и обес- печиваются правосудием. Все виды прав равноценны по своей значи- мости и взаимосвязаны, коллективные права не отделимы от индиви- дуальных и не могут противоречить им. Права, обязанности и ответственность граждан (их объединений) и государства строятся на взаимной основе.
Таким образом, представляется, что в России формально-юриди- чески права человека поставлены адекватно задачам современного развития, чего нельзя сказать о гарантиях и практике их реализации. Конечно, хотелось бы, чтобы и нормативный уровень выраженности прав исключал двусмысленности понимания их содержания, четко ориентировал при реализации прав на сбалансированность индивиду-
176 Глава 4 Универсальность и соцнокультурпый рсля1 ивизм прав человека
альных притязаний и общественных интересов, стимулировал поло- жительное творчество, а не потребительство, подвигал к активности граждан, приучал рассчитывать на себя, а не ждать решения всех про- блем от государства. Но все это вопросы времени, при желании и по- литической воле они найдут свои ответы.
Следует отметить, что национально-территориальные модели прав человека находятся под постоянным прессингом международных стандартов. Выработанные в результате интернационального сотруд- ничества государств и народов, целенаправленной деятельности ООН и ее структур, международные нормы заложили основу единого виде- ния прав человека и дали толчок к сближению национальных систем в направлении создания примерно одинакового правового положения индивида, в какой бы точке планеты он ни находился.
Однако следование международным стандартам прав человека в национальных правопорядках осложняется тем, что на общемировом уровне права выражены главным образом в европейских терминах и языком Запада. И весь мир видит тупиковые пути этих конструкций для себя, указывает на их неработающие части для незападных об- ществ, сопротивляется политике проведения «прав без границ», меха- ническому навязыванию и агрессивной экспансии «западных прав», оскорбляется поучениям и «двойным стандартам», применяемым в отношениях к суверенным государствам. Справедливо отмечает С. Проскурин, что «любое стремление со стороны развитых госу- дарств навязать свое видение прав человека остальному миру не может не быть воспринято иначе, как очередное проявление империа- лизма под маской прав человека»'.
Вице-премьер Малайзии А. Ибрагим в публичном выступлении в свое время заявил: «Позволить, чтобы нас наставляли и упрекали в отношении свобод и человеческих прав после вековой борьбы за вос- становление свободы и человеческого достоинства те, кто участвовал в подчинении нас или получил от этого выгоду, означало бы согласие терпеть наглость»2.
Политика европоцентризма, проводимая во влиятельных междуна- родных организациях, пытающая выдать ценности западной цивилиза- ции в качестве универсальных, формирует в итоге негативное отношение к правам человека, провоцирует взгляды на них как на инструменты лик- видации этнических различий, разрыва с культурно-историческим
1Проскурин С Права человека, ностиндустриализм и Россия // Права человека в современном мире: Тезисы Международного теоретического семинара, посвященного 50-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. М, 1999. С. 49
2 Цкт. но Лука-шуи И И Глобализация, государство, право, XXI век. С. 16.
§ 1 Националы ю-государе! венные нарадшмы нрав человека 177
наследием народов, создания безнационального человечества по образ- цу западного общества.
Естественно, что на этом фоне не редки заявления о том, что права человека и либеральные ценности в принципе чужды Востоку, что они встречают «лишь слабый отклик» в исламе, конфуцианстве, индуизме, японской и православной культурах, что субъективные права не суще- ствуют на Востоке, что они не известны ни китайцам, ни японцам1. Все это звучит в унисон с антиглобалистскими выступлениями. Отри- цание универсальной значимости прав оборачивается противостояни- ем Европе других народов в борьбе за свою самобытность, ставка на национальную самодостаточность является их вынужденной реак- цией на неудачи в процессе развития.
Радикальные утверждения на этот счет основываются на истори- ческих и нравственно-психологических аргументах. Последние пред- ставляют права человека под углом зрения средств поощрения эгоис- тического своеволия, избранности, превосходстве и исключительности западного типа личности2. Права человека рассматриваются при этом как конкретно-исторический феномен, порожденный западным обра- зом жизни, итогам которого выставляется общая низкая моральная оценка. Права человека и европейская культура в целом представля- ются следствием кризисного состояния духа европейского человека, сформировавшего особый тип жизненной установки и особое отноше- ние к окружающему миру. Утверждается, что стереотипы западного поведения построены на абсолютизации ценностей индивидуализма и восхождения к личному успеху, поэтому они уводят человека в мир вещей, целерационального стиля мышления и секуляризации. Все это не находит отклика в других странах, а зачастую и прямо осуждается. Поэтому в национальных рамках модель прав человека, построенная на базе исключительно западных ценностей, и не получает прямого копирования.
Сказывается и еще одно важное обстоятельство. Когда речь захо- дит о присутствии прав человека в неевропейских обществах, то имеют место две ошибочные точки зрения. Первая целиком и полностью приписывает процесс возникновения прав в восточных социумах ис- ключительно западному влиянию, т.е. вестернизации. Вторая выража- ет убеждение, что вообще нет смысла говорить о правах человека вне европейского мира, поскольку права — уникальный продукт западной
1Ипако Цунэо. Право и политика современного Китая М, 1978. С 25, его же Современное право Японии. М., 1981 С 33.
2 См. Василенко ИА Политическая глобалистика М, 2000. С. 29—30
178 Глава 4. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека
цивилизации. Оба подхода есть результат европоцентризма, не при- знающего общих тенденций развития человечества.
В Западной Европе права человека формировались в течение дли- тельного исторического периода, методом проб и ошибок, постепенно вырастая из архаических институтов (например, дарованных грамот), которые постоянно корректировались и приспосабливались к потреб- ностям усложняющегося общества. В других регионах мира права че- ловека получили развитие лишь в XX в. и во многом сознательно, под воздействием западного примера и целенаправленной деятельности элиты общества и государственных властей, пытавшихся интенсивно трансформировать традиционные структуры и переориентировать на- селение к существованию в условиях рыночной экономики и демо- кратии.
Но из этого не следует, что права человека — исключительно за- падное явление или что в незападных регионах они могут считаться таковыми только будучи точной копией западного варианта. «Хотя впервые принципы прав человека и современной демократии сформу- лированы и в значительной степени претворены в жизнь в странах европейской цивилизации, они не принадлежат только этим странам, этому культурному ареалу, — пишет суданский ученый А. Ан-Наим. — Не принадлежат ему так же, как не принадлежит арабам открытая ими алгебра, или китайцам — изобретенная ими бумага. Права челове- ка — это в некотором роде тоже открытие, только больших масштабов. И как любое открытие, оно совершается в каких-то определенных об- стоятельствах, в определенное время и определенном месте, но, воз- никнув, распространяется по всему миру. Только в соответствии с его масштабами усвоение его, овладение им — процесс неизмеримо более трудный, чем усвоение любого частного открытия, требующий пере- стройки целых обществ, растянутый иногда на сотни лет и залитый кровью»'.
Возникновение прав человека и других институтов демократии есть составная часть общемирового процесса модернизации народов, перехода от традиционных культур к современным, от системоцент- ристкого общества к персоноцентристскому. Информационно-техно- логические и экономические достижения, становление постиндустри- ального общества, процессы глобализации, потребности развития и интенсивного преодоления отсталости требуют для своей устойчивос- ти и продолжения появления особого типа личности и определенного
* Ан-Наим А. На пути к исламской реформации (гражданские свободы, права че- ловека и международное право). М., 1999. С. 283.
§ 1. Национально-государственные парадигмы прав человека 179
типа социальных связей, т.е. самоопределяющегося творческого чело- века, осознающего ответственность за судьбы своего народа и мира в целом.
Тенденции созревания такой личности имеют место в настоящее время как в странах Запада, так и Востока и Юга. Другое дело, что на Западе этот процесс возник несколько раньше, обрел законченные формы, осуществлялся преимущественно в юридическом ключе, что и сделало западный регион историческим инициатором прав человека, и иным государствам приходится ориентироваться сегодня на евро- пейские образцы. Демонстрационный эффект западных прав, послу- живших инструментом достижения высокого уровня процветания, бросается в глаза, что является дополнительным социально-психоло- гическим стимулом их усвоения.
Современные социальные условия позволили возникнуть ситуа- ции повышенной востребованности прав. Заимствование форм и практики прав человека происходит в настоящее время повсеместно в силу проявившей себя эффективности этого института для целей мо- дернизации. Однако заимствование при этом осуществляется выбо- рочно и частично, сочетая основные европейские постулаты демокра- тии с национально привычными представлениями и верованиями.
Облегчает процесс заимствования формальный характер прав че- ловека, позволяющий наполнить форму содержанием, адекватным культурно-психологическим стереотипам (архетипу идентификации, дифференциации или подчинения1). Попадая в национальный кон- текст, иные общественные традиции, связанные, например, с коллек- тивными способами общежития или более весомой ролью государства, права человека модифицируются, и порой значительно, подталкивая тем самым к появлению разных версий прав человека. Поэтому наци- онально-государственные системы прав не равнозначны первоначаль- ной европейской конструкции.
Наиболее удачно адаптированы европейские стандарты прав в Японии (а также в Южной Корее, Тайване, Гонконге), которая проде- монстрировала необычный для остального неевропейского мира по- тенциал умения отбирать заимствования, а главное — их оптимально приспосабливать.
В других странах, ориентированных на социальную перестройку, права человека существуют благодаря их продвижению силовыми ад- министративными институтами государств. Они сосуществуют рядом с традиционными структурами, несколько ослабляя потенции послед-
1 См.: Рулон Н. Юридическая антропология / Пер. с франц. М., 1999. С. 236—241.
180 Глава 4. Универсальность и социокультурный релятивизм прав человека
них, но пока не в состоянии преодолеть социопсихологические стерео- типы, которые продолжают удерживать большую часть населения в плену привычного для их предков образа жизни. Здесь права человека зримо контрастируют с повседневными практиками, 'присутствуют формально, мало известны или неизвестны вообще широким слоям, воспринимаются как необходимая символика аппарата государствен- ности. Но это не означает их консервации, вкупе с другими института- ми демократии и частнособственническими тенденциями они посте- пенно проникают в повседневность и подвигают общества в сторону модернизации.
Таким образом, можно выделить три сложившихся типа нацио- нальных систем прав человека в современном мире: 1) основанные на вестерн-образцах (собственных или заимствованных); 2) являющие собой синтез западных и традиционных социокультурных стереоти- пов, т.е. переработанные, интеграционные, качественно новые модели прав; 3) сосуществующие на основе симбиоза европейских и традици- онных ценностей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление