Права человека как широко известное выражение и лингвистический оборот речи сами по себе не содержат юридического оттенка (терми- ном «права» обозначают и неюридические явления) и не подчеркива- ют юридической специфики этого феномена. Правовое бытие прав че- ловека предметно обнаруживается при их сопоставлении с нормами права, юридическими источниками, субъективными правами и обя- занностями, юридическими гарантиями, правовой и государственной системами в целом. Юридическая респектабельность прав человека презентуется и их правообразующим потенциалом.
Права человека как правообразующяй фактор. Как известно; ос- новополагающим свойством права, выражающим его функциональное своеобразие, является способность регулировать общественные отно- шения с использованием своей специфической нормативности. Право как формальная система управления обществом следует за и отражает в нормах наиболее значимые социальные проблемы и противоречия;
путем воздействия на них изменяет действительность, трансформиру- ясь само под влиянием изменяющейся действительности.
Право как совокупность норм, а также ненормативных установ- лений и действий «изначально и по существу» есть продукт соответст- вующего правопонимания, «результат отражения и социально-субъ- ективной интерпретации реально существующих социальных зако- номерностей, тенденций, связей, отношений, противоречий и т.п.»1. Профессор А. Г. Бережнов считает, что формирование содержания норм.права, их изменение и развитие связано, прежде всего, с «про- блемой выбора, проблемой предпочтения того или иного варианта возможного». В этом смысле право (правовые нормы) есть проявле- ние «субъективно-социального творчества (не сводимого к обнаруже-
* Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Март чснко. С. 342
218 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
нию чего-то безусловного, фатально предопределенного»1. Таким об- разом, содержание правовых норм прямо или косвенно преломляет в себе субъективно-ценностный выбор уполномоченных на правотвор- чество лиц, их понимание общественных и природных закономернос- тей, их оценку и прогнозирование тенденций развития, предпочтение тех или иных религиозных, моральных, идеологических и других цен- ностей, желание следовать диктату, произволу или компромиссам, проводить интересы и потребности определенных лиц и общностей;
содержание норм может быть обусловлено заимствованиями, а также ошибками, давлением извне и множеством других факторов2. Таким образом, именно воля людей является непосредственной силой, обра- зующей право3.
Для организации системы человеческого общежития правом при- меняется два основных механизма воздействия на отношения: запре- тительный и разрешительный. При лидировании запретительных средств рождаются дарованные вольности, привилегии и исключи- тельные права. Начало преимущественно разрешительному типу ре- гулирования положили права человека, которые с эпохи Нового вре- мени были провозглашены принадлежащими всем и каждому. С этого момента право и закон стали рассматриваться взаимосвязанными, но нетождественными явлениями, право превратилось в критерий оцен- ки качества содержания законов, а также в средство предупреждения появления правонарушающего законодательства. В правотворческой практике постепенно начала претворяться в жизнь формула, идущая еще от ранних греческих мыслителей и закрепленная Платоном и Аристотелем — несправедливый закон не создает права.
Появление первых деклараций о правах человека, а позже их зако- нодательная фиксация на конституционном и международном уров- нях явилось отражением закономерностей общественного развития, востребовавших на определенном историческом этапе личность само- стоятельную, творчески созидательную, ощущающую собственное до- стоинство и ответственность. Создание правовых норм, поддерживаю- щих и развивающих подобные качества и проявления индивида, было актом воли (свободной или вынужденной), сознательного выбора
* Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Мар- ченко. С.348.
2 Подробнее см.: Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н Марченко. С. 344 и след.
3 См.. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопониманис на грани двух веков) Саратов, 2001. С. 59-63, Керимов ДА. Методология права (пред- мет, функции, проблемы философии права). М., 2001 С. 348—357.
§ 1 Права человека и право 219
властей суверенных государств, которые смогли выявить и оценить заявившую о себе общественную потребность.
Активное позитивирование прав человека — свидетельство, во-первых, актуализации для общественного развития процессов «вы- деления» личности из социума, во-вторых, особой роли индивидуаль- ных прав, которые приобрели значимость ведущего фактора правооб- разования, и в-третьих, тенденции этического обогащения права и роста нравственности законодательных установлений.
Появление прав в качестве конституционных правил демонстри- рует отказ от их жесткого деления на естественные и позитивные, а следовательно, и смягчение противоречий между естественноправо- выми устремлениями и официальной позицией властей. Это смягче- ние отражает благоприятную тенденцию, снимающую крайности обоих подходов — «незащищенность естественных прав человека вне государственного закрепления и дистанцирование позитивистского учения от нравственных, личностных, социальных ценностей»'. Пре- одоление установки размежевания прав на естественные и позитив- ные, освоение их совместной «территории» означает, что происходит сложение потенциальной силы естественноправовой и позитивной сущности индивидуальных прав в единый комплекс правообеспече- ния достойной жизни человека.
Вторжение естественных прав человека в пространство позитивно- го права, приобретение ими функций самостоятельного правообу- словливающего фактора не может не иметь последствий. Прежде всего, права человека трансформируют ряд принципиальных характе-' ристик права (правовой системы): выдвижение и акцентиррвание внимания на правах и интересах отдельной личности (до Нового вре- мени неизвестная страница правовой жизни) превращает право в го- моцентричную систему. Антропологизация правовых установлений и действий очеловечивает, демократизирует и гуманиэирует право госу- дарства. В результате, как замечает проф. С.С. Алексеев, позитивное право напрямую «соотносится с самой основой человеческого бытия»2, с потребностями жизни человека, а не только с волей и инте- ресами правящих. Сила позитивного права в этом случае обосновыва- ется не авторитетом и силой государства, а «мощью естественных за- конов бытия»3, его принудительность следует не от силы власти, а от власти объективных закономерностей мироздания. Право становится активным преобразующим началом, способствующим самопроявле-
1Общая теория нрав человека / Отв. род Е А Лукашсва. М., 1996 С. 17.
2Алексеев С.С. Философия права. М„ 1997. С. 126.
3 Там же.
220 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
нию человека, индивид «вживается» в право. Таким образом, права человека превращают право как систему регуляции в гуманистичес- кое право, место права государства, права власти занимает право чело- века, «право людей»'.
Гуманистическое право обосновывается по линии «человек— об- щество» в отличие от права государства, где обоснование развертыва- ется по иерархии «власть — индивид». Гуманистический тип правопо- нимания интерпретирует право как невозможное к существованию без прав человека. Профессор B.C. Нерсесянц в подобных утвержде- ниях идет еще дальше, считая права человека субъектно-человеческим аспектом всякого типа права. «Право вообще и права человека, — пишет он, — это не различные (по своей сути, функциям и назначе- нию) феномены, ведущие независимую друг от друга жизнь, а явле- ния принципиально одного порядка и одного типа. Права человека (в тех или иных формах и объемах их бытия и выражения) — это не- обходимый, неотъемлемый и неизбежный компонент всякого права, определенный (а именно субъектно-человеческий) аспект сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуля- ции. Право без прав человека так же невозможно, как и права челове- ка без и вне права»2.
Однако представляется, что такая теснота связи характерна не для всех типов права, а лишь для гуманистической разновидности. В про- тивном случае пришлось бы игнорировать очевидные факты: до Ново- го времени, а также при тоталитарных и крайне авторитарных режи- мах прав человека как юридических субстанций не существовало и не существует, следовательно, исходя из изложенной точки зрения, не существует и право, а это уже отрицание очевидных исторических фактов.
Органическая связь и обусловленность гуманистического права правами человека прослеживается по ряду параметров. Прежде всего, права человека есть методологическая доминанта при определении правового статуса личности и других субъектов права, права челове- ка — один из базовых элементов организации права в целостную сис- тему, они ориентируют правотворческий процесс и правореализацию, формируют основы правопонимания. Благодаря правам человека право становится не только средством управления, но и системой га- рантированных индивидуальных возможностей. Права человека изме-
' Алексеев С.С. Право: азбука -- теория — философия. Опыт комплексного иссле- дования. М., 1999. С. 635.
2 Право и политика современной России. М„ 1996. С. 115. См. также: Нерсе- сянц B.C. Философия права. М., 1997. С. 376.
§ 1. Права человека и право 221
няют логику традиционного мышления, для которого право есть ис- ключительная монополия государства, а человек — не более чем объект правового воздействия. От запретительного понимания право- вых предписаний и обвинительного истолкования задач правосудия права человека «переводят стрелки» на позитивное регулирование, на поддержку творческого развития личности, корректируют правовую систему на ее совместимость «с приоритетами нравственного разума, интеллектуально-информационными ценностями, экогуманизмом, гармонию человека, общества и природы, их безопасное и неопреде- ленно долгое соразвитие (коэволюцию)»'.
На протяжении всех исторических эпох позитивное право отлича- лось заурегулированностью общественных отношений, стремлением стандартизировать последние по максимальному количеству показа- телей. Сегодня стратегия силовой модели права исчерпала себя, она плохо вписывается в формат креативно-гуманистического общества. Человек как «живая система», которой адресованы внешние норма- тивные предписания, обладает сильной внутренней программой дей- ствия. Поэтому эффективное управление общественными процессами оказывается невозможным без учета свободного самоопределения личности, без ее творческих потенций. Права человека вносят в право- вую систему тот элемент, что поддерживает разнообразие человечес- ких проявлений, инициирует динамизм и неповторимость отношений. Устойчивость и жизнеспособность общества зависит не только от чет- кой координации общественных контактов, для этого требуется и не- много «хаоса».
«Цель права как объективного порядка жизни людей, — подчерки- вает Р. Марчич, — состоит даже не в том, чтобы совершенно разрядить напряжение, подавить спор, искоренить противоречия, соль всякого прогресса, принести людям кладбищенский покой, погрузить мир в гробовую тишину, но в том, чтобы ослабить повышенное напряжение, придать общественным отношениям приемлемую и разумную меру...»2. Фетишизация юридической формы безотносительно к со- держанию, «стерильность» права, его ценностная нейтральность пара- лизует способности правовой системы к участию в общественном про- грессе3. Время узкопрагматического, «технического» права уходит, на смену ему должно заступить «человеческое» право.
В современном праве отсутствуют механизмы, сдерживающие прагматизацию общественных отношений и человеческой личности,
1Урсул АД. Экологическое образование и устойчивое развитие. М„ 1996. С. 24.
2 Цит. но: Мальцев Г.В. Понимание нрава. Подходы и проблемы. М., 1999. С. 237.
3 Там же. С. 239-241.
222 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
его основы провоцируют разрыв и оторванность внешних эмпиричес- ких форм жизнедеятельности от духовных сущностей, разделяют то, что должно быть в гармоничном единстве. Гуманистическое право, «наполненное» правами человека, способно преодолеть этот разрыв, поскольку оно материализует не формальную свободу с произволь- ным содержанием, а защищаемое самоуправление личности в системе организованной социальности.
Французский ученый-юрист Н. Рулан совершенно справедливо полагает, что общее развитие права должно двигаться в направлении его «более тесной связи с моралью, быть менее императивным, более гибким и менее объемным»'. Такие качества абсолютно необходимы для регулирующей системы гуманистического толка.
Тесная взаимосвязь гуманистического права и прав человека про- слеживается и по линии аксиологической методологии: право и права человека имеют единое ценностное обоснование. Как известно, цен- ность права заключена в триединстве свободы, равенства и справедли- вости2. Внешняя свобода индивида в обществе возможна лишь в пра- вовой форме, поскольку только право, будучи всеобщей и равной мерой, способно провести предметное и усваиваемое практическим сознанием разграничение между свободой и произволом. Всеобщая и равная для всех мера свободы справедлива, поэтому правовое есть си- ноним справедливого. Всеобщая, равная и справедливая мера свобо- ды, закрепленная в нормах права, — не философская абстракция, а конкретный ориентир для членов человеческого сообщества, благода- ря которому каждый знает свое пространство свободы и деятельной активности. Последнее (пространство свободы) имеет и другое назва- ние — права человека.
Таким образом, право и права человека могут быть объяснены через общие первоначала свободы, равенства и справедливости, а права человека представлены правовой моделью социальной регу- ляции.
Права человека — это субъектно-личностный аспект права, без них остается непонятным, на кого рассчитаны абстрактные правила объек- тивного права. Права человека предопределяют правовой статус лич- ности, ее соотношение и правовые связи с государством, властью, об- ществом. Правосубъектность индивидов — необходимая предпосылка
\ ' RoulandN.Auxconfinsdudmit.P., 1991. Р. 29.
2 Это одна из ценностных характеристик права. Подробнее см.: Нерсе- сянц B.C. Право и закон. М., 1983; его же. Право — математика свободы. М., 1996; его же. Философия нрава. М., 1997; его же. Юриспруденция. М., 1998; его же. Общая теория права и государства. М., 1999; его же. Теория права и государства. М., 2001.
§ 1. Права человека и право
существования права вообще. Способность иметь права и реализовать их субъектами права при сохранении известного правопорядка пред- полагает наличие свободных, независимых и равноправных индиви- дов — носителей прав. Право не существует для рабов. Там, где отри- цается свободная индивидуальность (иначе — права человека), не может быть и права. Соответственно, по тому, какие лица и организа- ции являются (признаются) субъектами права, каким объемом прав и свобод они наделены и реально обладают, пользуются, можно судить о
данной правовой системе'.
Право примиряет «право индивида», «право государства» и «право общества», представляя в нормах возможную для конкретно-истори- ческой ситуации пропорцию интересов. Распределяя права, право со- здает систему равновесия, предупреждая конфликты и разобщенность между основными субъектами правовой жизни.
История показала, что правовая регуляция социальных отноше- ний, основанная на свободе и формальном равенстве их участников, оказалась и эффективным средством решения неустранимого антаго- низма между индивидом и обществом (или государством), который всегда может ярко вспыхнуть и перейти в открытое неповиновение, с одной стороны, либо в насильственные действия — с другой. Линию перемирия между ними нужно искать в праве, обладающем интегра- тивными качествами гуманитарности (прав человека), социальности (прав общества и государства) и «трансперсональности»2 (ставящее право на службу цивилизации).
Права человека выступают критерием и стандартом правового типа законов государства, следовательно, показателем наличия или отсутствия в них нравственно-гуманистического начала. Права чело- века есть центральная идея для законотворческой и правопримени- тельной деятельности. Закон считается правовым, если регулирует общественные отношения исходя из свободы и формального равенст- ва их субъектов, «именно права человека выступают чистым воплоще- нием права, то есть безусловного общественного дозволения самодея- тельности свободного человека»3.
Пробелы в праве и неопределенности законоположений преодоле- ваются благодаря непосредственно юридическому действию идеи прав человека. Суды, толкуя нормы, не только применяют «букву»
' См.: Семитка АЛ. Российская правовая система // Теория государства и права. Екатеринбург, 1996. С. 483; см. также: Теория государства и права / Под ред. В.М. Ко- рельского и В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 471.
2Roubier R. Theoric generate du droit. 1951. 2 ed. N 25.
3Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995. С. 21.
224 Глава 5. Политико-правовая сущность нрав человека
закона, но и выступают интерпретаторами «духа» закона независимо от словесного его выражения в направлении защиты человека, это и «продлевает жизнь» последнего на некоторое будущее время.
Непосредственно регулятивно-правовой статус прав человека и их юридическая сила проявилась и при создании Международного уго- ловного суда и международных трибуналов, которые наделены компе- тенцией привлекать к юридической (а не политической) ответствен- ности лиц, действовавших с позиции положительных законов своих государств законопослушно, а по сути — преступно против народов и их фундаментальных прав.
Права человека как субъективные права. Права человека обрели юридическое звучание и статус юридических (субъективных, пози- тивных) прав с того момента, как определился концепт конституцион- ных прав. Основные права и свободы личности по своему назначению есть прежде всего конституционно-правовой институт. Он дал толчок для развития отдельных сторон и проявлений прав в отраслевом зако- нодательстве.
Однако это не означает, что теперь все субъективные права, кото- рые как-то связаны, раскрывают, опосредуют и т.п. интересы личнос- ти, следует именовать или относить к правам человека либо что права человека и субъективные права суть тождественные категории. Права человека являются частью, причем наиболее значимой, огромной со- вокупности субъективных прав. Права человека выделяются из субъ- ективных прав, имеющих место в сферах гражданско-правовой, трудо- вой, семейной, административной, уголовно-правовой, процессуаль- ной и другой практики по двум критериям.
Благодаря первому — формальному критерию, который перечисля- ет права в международных документах и национальных конституци- онных законах, мы имеем представление об общем каталоге прав че- ловека. Второй — содержательный критерий позволяет вычленить из субъективных прав те, которые непосредственно стоят на страже пер- вооснов человеческого существования, тех первооснов, снижение или преодоление порога которых влечет биологическое, социальное или духовное уничтожение (в прямом и переносном смысле) человечес- кой личности; иначе, это те права, которые вытекают из присущего человеку достоинства.
Ясно, что ни тот, ни другой критерии не обладают высокой степе- нью достоверности и определенности. Первый дает лишь примерный, неисчерпывающий перечень прав, который к тому же постоянно по- полняется. Второй позволяет бесконечно расширять смысл и про- странство того, что относится к «основам человеческой жизнедеятель- ности». Поэтому оба условны и относительны. Но все же ориентиро-
§ 1 Права человека и право 225
вочно они намечают границу между правами человека, выступающи- ми в качестве субъективных прав, и всей остальной массой позитив- ных прав, позволяют оперировать в правовой сфере правами человека в качестве самостоятельного института.
Права человека считаются субъективными правами, во-первых, в том смысле, что их носителями являются субъекты, т.е. люди и их объединения, во-вторых, в смысле категории, которая обозначает га- рантированные государством и закрепленные в правовых нормах пол- номочия личности (и соответствующих объединений).
Современная тенденция развития института основных прав идет по пути признания их не только за индивидами, но и за их организо- ванными коллективами, социальными общностями и человечеством в целом, учитывая, что нарушение прав последних влечет нарушение прав людей — их членов. В связи с глобальными проблемами экологи ставят вопрос о награждении «правами» (конечно, не в прямом юри- дическом значении) других представителей биоты, по крайней мере, придания интересам последних не меньшее значение.
Правами человека обладают все люди, каждый представитель че- ловечества, в отличие от субъективных прав, носителями которых признаются лишь физические и юридические лица. В прессе приво- дился факт судебной защиты своих прав малолетним ребенком. Судья штата Флорида (США) Т. Кирк рассмотрел дело 11-летнего мальчи- ка-истца, который ставил вопрос об усыновлении его приемными ро- дителями, поскольку биологические отец и мать с ним плохо обраща- лись. Судья в решении отметил, что конституция штата гарантирует право обращения в судебные инстанции любого гражданина, в том числе и ребенка. Он признал правомерность такого процесса на том основании, что законы, защищающие права только родителей, непра- вильны1.
В теории права субъективные права (соответственно, и права чело- века как субъективные права) раскрываются в традициях европейско- го понимания свободы2. Они выражают ту меру свободы, которая объ- ективно возможна для отдельного члена общества на конкретном историческом этапе развития. В пределах данной свободы осущест- вляется самоопределение личности. Границы индивидуальной свобо- ды формально нормированы законом, поэтому субъективные права выражают официально признанную свободу.
' См.: Государство и право. 1998. № 7 С. 36; Известия. 1997. 30 авг. 2 См., например: Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство:
введение в теорию. М., 1993. С. 28; Общая теория прав человека / Отв. род Е А. Лука-
шева. С.33.
226 Глава 5 Политико-правовая сущность нрав человека
Однако и в рамках трактовки права как меры свободы продолжают сохраняться разногласия по поводу дальнейшего развития смыслов свободы: следует ли определять субъективные права в терминах права на волевое решение или в терминах защиты интересов индивидов; су- ществуют ли субъективные права сами по себе или они являются всего лишь следствием объективного права1. Не отрицая ни один из них, представляется, что их все необходимо объединить вместе для обобщенного и целостного видения субъективных прав.
Широкое признание в науке получило объяснение субъективных прав посредством философской категории возможности. Субъектив-- ное право, отмечает, например, проф. Н.И. Матузов, есть гарантиро- ванная мера поведения, которая предполагает возможность: 1) поло- жительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собст- венные действия; 2) требования соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия; 3) применения государственного принуждения в случае неисполнения противостоя- щей стороной своей обязанности (притязание); 4) пользования на ос- нове данного права определенным социальным благом2.
Возможность как вариативная перспективная, потенциальная вер- сия развития3 в юридической сфере имеет свою специфику, прежде всего связанную с принципом правового реализма. Субъективные права выражают «не потенциальные, а реальные возможности инди- вида, закрепленные в конституциях и законах»4. Субъективные права (и права человека как субъективные права) по определению реалис- тичны, так как гарантируют реальные, а не абстрактные возможности, возможности выбора действительного влияния на ход событий и по- лучения тех благ (духовных и материальных), что стоят за правами. Поэтому права человека, позитивно закрепленные, — это не деклара- ции, благая цель, пожелание или притязание. Это тот уровень юри- дичности прав, который окружен гарантиями (в первую очередь су- дебной защитой), максимально приближающими возможность к дей- ствительности.
Правовая возможность не есть юридический аналог социальных возможностей, поскольку юридические права — это сфера долженст- вования, которая, опираясь на и подготавливая надлежащую совокуп-
' Подробнее см.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права / Под общ. ред. В.И. Дани- ленко. М.,2000. С.72.
2 См.: Матузов Н.И. Теория и практика прав человека в России // К 50-летию Всеобщей декларации прав человека. М., 1998. С. 26.
3 См.: Новейший философский словарь. Минск, 2001. С. 178—179.
4 Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. С. 33—34.
§ 1 Права человека и право 227
ность условий, с высокой степенью вероятности способна превратить- ся в действительность. Чтобы стать действительностью, юридические возможности посредством целого ряда опосредующих форм и стадий воплощаются в активную деятельность человека. В этом заключена важная особенность субъективных прав, претворение их в жизнь в значительной степени зависит от личностного отношения к ним их носителей. «От субъекта права требуется проявление хотя бы мини- мума активности, а нередко и настойчивости»', — отмечает проф. А. Г. Бережнов. Для превращения возможности в действительность из множества вариантов индивид избирает такой, который, по его пред- ставлениям, полнее всего обеспечит нужные ему результаты. Поэтому возможность свободно избирать вариант поведения, его вид и форму — главный показатель всякого юридического права.
Субъективные права выступают действенным «средством возбуж- дения в гражданах духа инициативы и ответственности»2. В отсутствии же заинтересованности и желания обладателя прав их использовать, в отсутствии организованных гарантий прав со стороны позитивного права, в отсутствии юридической направленности права против третьих лиц (защиты) субъективные права превращаются в мираж.
Поскольку субъективные права (права человека) имеют внутрен- нюю связь с общим благом, их реализация не может осуществляться в деструктивных целях. Поэтому не существует абсолютных неотчуж- даемых прав, все права подлежат ограничению, если не в обладании ими, то по крайней мере в реализации. Обладание правом и реализа- цию права нужно разграничивать. Реализация права подчиняется в каждом отдельном случае условиям и ограничениям, диктуемым справедливостью3, а также находится под действием общего принципа запрета злоупотреблять правом (ст. 30 Всеобщей декларации прав че- ловека, п. 1 ст. 5 Международных пактов о правах человека, ст. 17 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 54 Хартии Европейского Союза от основных правах, ст. 29 Амери- канской конвенции о правах человека, ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, ст.ЮГКРФидр.).
Теория о правовых злоупотреблениях представляет собой главный инструмент контроля за соответствием фактического использования прав их функции. Эта теория возникла в ответ на «избыток абсолю- тизма в правах» и как утверждение их относительности. На ее форми-
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление