Государственная идеология адекватна реально существующему го- сударству. Государственная идеология есть определенный тип исходя- щих от государства идей, через которые культивируется среди населе- ния определенная система ценностей, это совокупность взглядов, объ- явленных властью официальными. Государственная идеология существует в виде целостной системы, логично и иерархизированно построенной. Особенно это характерно для тоталитарных форм госу- дарственности, где государственная идеология предельно жестка, апо- логетична и догматична, нетерпима к иным идеологическим системам, где инакомыслие расценивается как нелояльность к государству и со- ответствующим образом карается. Именно этот тип официально- идеологической системы зачастую рассматривается как государствен- ная идеология вообще, его чистая и единственная форма2.
' Хабибулин А.Г., Рахимов Р.А. Указ соч. С. 11-20. 2 См. там же. С 18-19.
270 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
Но исходящая от государства идеология далеко не всегда одиозна и тоталитарна. Вполне демократические государства имеют и культи- вируют свою идеологию. Это не означает, что данное государство пре- тендует на монополию в идеологической сфере, нетерпимо в отноше- нии иных идеологий и их носителей. В демократических государствах конституционно закреплен и реально существует политический плю- рализм, многопартийная система, свобода убеждений. Государство выступает здесь как равноправный политический субъект, ведущий конкурентную борьбу с другими субъектами политической жизни за общественное сознание населения и стремящееся убедить в своей пра- воте, адекватности именно своих идеологом объективным потребнос- тям и интересам граждан*.
Формируя государственно-правовую идеологию на позициях прав человека, правовая и демократическая власть не претендует на моно- полию в идеологической сфере и не стремится нивелировать многооб- разие идеологических пристрастий. Наличие государственной идеоло- гии не противоречит праву человека на идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ). Заявляя о государственно-территориаль- ной универсальности, гуманистическая идеология уважения прав че- ловека и по своей сущности, и по формам проявления толерантна в отношении иных ценностных систем. По определению она не воин- ственна и не пытается насильственно или репрессивно насадить еди- номыслие. Она адресована в первую очередь государственному аппа- рату и государственным служащим, обязывая их в своей деятельности помогать и защищать людей.
Обладая интегративным характером, государственная идеология уважения прав человека создает единство для всего множества част- ных идеологий, объединения индивида и власти на основе согласова- ния, компромиссов, взаимопонимания. ГГрава человека в качестве официально принятой идеологии выполняют функцию выражения и защиты прав всех граждан государства, других лиц, совмещения инте- ресов личности и власти. Частные идеологии возникают на базе инте- ресов какой-то социальной группы и призваны противопоставлять друг другу разные интересы. Идеология же уважения прав человека представляет общезначимый интерес, равно важный и для отдельной личности, и для государственно организованного общества, и для де- мократического, правового государства.
Являясь совокупностью гуманистических ценностей и соответст- вующим способом объяснения разрывов между идеями и практикой,
1Сы:.ХабибулипАГ.РахимовРА Указ. соч. С. 18—19.
§ 2. Права человека и государство 271
идеология уважения прав человека в качестве государственно-право- вой способствует ослаблению социальной напряженности, вдохновля- ет в случае неудач на поиски новых путей решения возникающих проблем.
Государственно-правовая идеология уважения прав человека вы- полняет важную мобилизационную функцию. На базе ее идеологом создаются правовые нормы, программы организационных действий, отбираются соответствующие инструменты социально-политической тактики и стратегии, в итоге аккумулируются ресурсы общества для решения задач на приоритетных направлениях.
Конкретная степень терпимости любой государственной идеоло- гии по отношению к противоречащим ей идеологическим системам зависит от политического режима и демократичности государствен- ной власти. Но и идеология демократического государства, уважаю- щая права человека, не может допустить открытой пропаганды идей человеконенавистнического толка, тоталитарной или экстремистской направленности. Поэтому современные даже самые демократически развитые государства мира запрещают и борются с идеологиями, раз- жигающими социальную, расовую, национальную или религиозную рознь. Провозглашая защиту человека и его фундаментальных прав, государство «выступает своего рода цензором и применяет меры госу- дарственного принуждения в отношении деструктивных идеологий и их носителей»'.
В XX в. кризисное развитие государств спровоцировало новый всплеск различного рода реакционных течений — антисемитизма, на- ционализма, расизма и т.п., которые выказали полное неприятие прав человека и демократии, проповедовали социальную и национальную дискриминацию. Пустившая корни идеология тоталитаризма превра- тила личность в элемент государственной системы, а граждан сделала обывателями, подавила всякую свободу, в том числе и свободу рас- пространения и обмена идеями. Тоталитарная идеология разделила людей по расовым, классовым, религиозным, имущественным, нацио- нальным признакам, объявила инакомыслящих врагами народа, ши- роко использовала террор и насилие в борьбе с другими идеологиями, создала невозможность самому обществу легально трансформировать государственный режим.
Для сохранения цивилизованного облика общества, прав человека чрезвычайно важно своевременно распознать опасность нарастания агрессивных экстремистских идеологий, чреватых разрушениями че-
' Хабибулин А.Г., РахимовРА. Указ. соч. С. 16.
272 Глава 5. Полигико-иравовая сущность прав человека
ловеческой личности и конфронтационностью общественных отноше- ний. Экстремистские идеологии распространяют нетерпимость, вражду и ненависть в обществе, в результате насилие над человеком воспри- нимается как допустимый и даже предпочтительный путь достижения целей. Доминирующим мотивом гражданской жизни становится страх, повышается уровень фанатизма*. Таким образом «расцветают» те условия жизни, борьбу с которыми изначально объявляли права человека.
Правовое и демократическое государство, выступающее под ло- зунгами прав человека, не может оставаться безразличным к распро- странению подобных, а также других радикальных, шовинистических, расистских или сатанинских идеологий на том основании, что свобода мысли и свобода слова есть неотъемлемое право человека. Борьба с идеями и борьба с действиями, направленными на реализацию идей, — это разные мероприятия. Власть, соблюдающая права челове- ка, не вправе подключать государственный механизм для выявления и юридического наказания инакомыслящих, даже если они придержи- ваются человеконенавистнических взглядов. Программа борьбы с идеями должна осуществляться воспитательно-идеологическими, а не правовыми методами, использованием возможностей образования, контрпропаганды, образцов поведения, Повышения уровня благосо- стояния, развития культурной и духовной сферы и т.д.
Справедливо указывает М. Краснов: «Вопрос числа и влияния таких людей в государстве есть вопрос просвещенности общества, его духовной высоты, уровня образованности, примера, подаваемого влас- тью, материального достатка и много другого, но никак не вопрос за- конодательства и его применения»2.
Идея прав человека однозначна в требовании свободы любого мне- ния и любой мысли как гражданского права человека либо обществен- ного объединения. Нельзя создавать систему доносительства, запре- щать чтение определенной литературы (что, кстати, в информационном обществе становится и невозможным), придерживаться собственных убеждений и веры. Но идеи, претворенные в действия, которые опас- ны для жизни, здоровья, неприкосновенности людей, других прав, способствующие установлению государственного режима, при кото- ром вообще не остается места свободе мысли, слова, совести, полити- ческой, экономической и духовной свободе, должны получать со сто- роны демократического государства самое жесткое, но в рамках зако-
1 См.' Краснов М. Политический экстремизм — угроза государственности // Рос- сийская юстиция 1999 № 4. С 4
2 Там же. С 6
§ 2 Права человека и государство 273
на противодействие. К юридической ответственности должны привле- каться все субъекты за акты насильственного или человеконенавист- нического характера, использование агрессивных методов как прояв- ления соответствующих идеологий. Правовое государство несет ответственность перед демократическим обществом и отдельным гражданином за насильственное общественное переустройство, при котором могут быть потеряны правовые возможности поддержки че- ловека и совершенствования общественных отношений.
Однако государство обязано удержаться на тонкой грани уваже- ния мнения своих граждан и противодействия всем человеконена- вистническим идеологиям. Стратегия и тактика такой работы —.со- ставная часть политики уважения человека и его достоинства. Борьба государства с экстремистскими проявлениями, пропагандой любого превосходства и дискриминации есть подтверждение идеологии ува- жения прав человека, принятой на государственном уровне, реальнос- ти правовой политики, направленной на защиту прав и свобод граждан.
Государственно-правовая политика в целом и ее центральная часть — государственная идеология имеют нормативно-организацион- ные начала. Они получают свое выражение в политических лозунгах и воззваниях, существуют благодаря научным разработкам в виде кон- цепций и доктрин, приобретают законодательную форму, могут быть представлены в программных документах. Закрепленные позитивным путем в виде правовых норм, они лишаются «сослагательности и при- обретают характер предельно четких и конкретных предписаний»'. Конституционное провозглашение прав человека в Российской Феде- рации, упоминание о правах и свободах как о высшей ценности в главе об основах конституционного строя (ст.2 Конституции РФ) оз- начает, что они составляют и формируют правовую политику Россий- ского государства.
В программных документах, созданных за последнее время и по- священных правам человека, фиксируются основные приоритеты, цели, средства, способы, сроки, наиболее общие направления деятель- ности государства в этой сфере, предложения по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики, социальные про- гнозы и т.д.
Так, в проекте Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод человека 2000 г. отражены основные направления внут- ренней и внешней политики Российской Федерации в области прав
)Хабибулин А Г., РахимовРА. Указ соч. С. 12.
Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
человека. В концепции говорится, что она призвана способствовать выработке стратегии и тактики общенациональной, региональной и местной политики реального обеспечения прав и свобод человека, за- щиты личности от любого произвола и беззакония; привлечению вни- мания властных структур и общественности к неблагополучным ситуациям и нерешенным проблемам в области прав человека; опре- делению основных направлений развития законодательной и право- применительной практики, содействующей созданию комплексной целостной системы защиты прав человека, сочетающей в себе внутри- национальные и международные стандарты и нормы, государствен- ные и общественные механизмы; установлению тесной координации внутригосударственной системы защиты прав человека с международ- но-правовыми системами; развитию правового воспитания, с тем чтобы каждый гражданин знал свои права и свободы, умел ими поль- зоваться и защищать их*.
Права человека признаны составной частью концепции нацио- нальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г.2 Концепция определяет задачи обеспечения национальной безопасности посредством защиты сбалан- сированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности при этом раскрываются через реализацию ее конституцион- ных прав и свобод, гарантии личной безопасности, повышение качест- ва и уровня жизни, физическое, духовное и интеллектуальное разви- тие. Интересы общества определены через упрочение демократии, создание правового, социального государства, достижение и поддер- жание общественного согласия, духовное обновление России. Интере- сы государства видятся в незыблемости конституционного строя, су- веренитете и территориальной целостности России, в политической, экономической и социальной стабильности, в обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправия и взаимовы- годного международного сотрудничества.
Права человека представлены как неотъемлемая часть государст- венной политики информационной безопасности, они развернуты в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации во всех четырех областях, составляющих национальные интересы3.
* См.: Проект Федеральной концепции обеспечения и защиты прав и свобод чело- века. М., 2000. С. 6-7.
2 Концепция национальной безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. № 1300 (в редакции Указа от 10 января 2000 г. № 24) // Российская газета. 2000.18 янв.
3 См.: Российская газета. 2000. 28 сент.
§ 2. Права человека и государство
Нормативное и официальное концептуальное воплощение прав человека позволяет широко пропагандировать идеи правочеловечес- кой защиты среди различных кругов населения, государственных слу- жащих, политических деятелей, способствуя атмосфере объединения, взаимопонимания и толерантности. На их базе проводится и воспита- тельная политика.
Однако права человека как государственно-правовая идеология, будучи системой официально принятых ценностей, чтобы стать мак- симально действенной, должна быть принята массовым правосозна- нием, сопрягаться с национальной идеей'. Сомнительно, чтобы права человека в России за тот короткий период, что о них говорят, нашли широкую поддержку у населения. В силу идеологической «перекор- мленности» постсоветского общества, установок российской менталь- ности на жесткое размежевание позиций и непримиримость взглядов, правового нигилизма, высокой степени криминализации обществен- ных отношений и т.п. вряд ли права человека являются сегодня идеей, вдохновляющей массы.
Но есть в российской действительности и оптимистические мо- менты. А.И. Ковлер заметил, что сегодня в стране «апелляция к правам человека и гражданина — самая распространенная форма легитимации социального протеста»2. Впервые выиграл дело против своего государства российский гражданин А. Бурдов в Европейском Суде по правам человека в Страсбурге, причем, как отмечалось в прессе, он действовал самостоятельно, не обращаясь за помощью к каким-либо общественным или государственным структурам3. По- степенно налаживаются контакты и уважительное отношение между правозащитными организациями и структурами власти. Значит, при проведении последовательной правовой и воспитательно-идеологи- ческой политики права человека имеют шансы быть понятыми и утвердиться во взаимоотношениях гражданина и государства в России.
1 П.Б. Струве считал, что права личности и есть истинная национальная идея. Он писал: «Признание неотъемлемых нрав личности... и есть единственный вид истинного национализма, подлинного уважения и самоуважения национального духа, то есть при- знания нрав его живых носителей и творцов на свободное творчество и искание...» (П.Б. Струве. Избр. соч. М., 1999. С. 30).
2Ковлер АЛ. Антропология права. М., 2002. С. 18.
3 См.: Российская газета. 2002. 13 мая, 15 мая.
276 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление