Демократическое государство выполняет свои функции. Оно со- здает политико-юридическое пространство, необходимое для осу- ществления прав и свобод личности. Демократии принадлежит важ- ная роль в повышении авторитета властей и тем самым в расширении ее возможностей. Демократическое государство активно ищет наибо- лее эффективные пути поддержания прав человека, постоянно кор- ректируя для этого свои режимы («дирижируемая демократия» «пат- ронируемая демократия», «полиархия», т.д.).
Право на демократию постепенно становится универсальным пра- вом. Оно означает, что по отношению к государству индивид имеет право на участие в формировании и осуществлении власти, в исполь- зовании активного и пассивного избирательного права для учрежде- ния органов государства и постов высших должностных лиц. Индивид может занять ту или иную государственную должность (при наличии ряда условий и объективных характеристик). В демократическом го- сударстве граждане способны влиять на принятие государственных
) Хотя на этот счет есть разные точки зрения. См.: Гусейнов АА. Моральная дема- гогия как форма апологии насилия. Материалы конференции «Российско-германский диалог: насилие в посттоталитарных обществах» // Вопросы философии. 1995. № 5. С. 12.
§ 2. Права человека и государство 259
решений по вопросам внутренней и внешней политики путем участия в референдумах, через средства массовой информации, обсуждения и консультации, посредством митингов, демонстраций, шествий и т.д. Партии, профсоюзы, лобби, другие общественные группы имеют воз- можность давления на власть при преследовании своих интересов. Свобода слова и выражения собственного мнения легальными спосо- бами — необходимый атрибут демократического правления. В демо- кратическом государстве возможен и осуществляется контроль за дея- тельностью властных структур средствами гражданского общества:
обжалование действий и решений государственных служащих в суд, в вышестоящие административные органы, их критика посредством средств массовой информации и общественных акций. Лояльно вос- принимается деятельность неправительственных правозащитных ор- ганизаций. Демократическое государство не исключает право на граж- данское неповиновение, если правительство становится на путь по- прания прав.
Демократическое государство тесно сотрудничает с гражданским обществом, которое на современном этапе хотя и приобрело некоторые негативные черты (стало более безличным, массовидным, формализо- ванным и т.п.), но не перестало быть сферой социальной и политичес- кой самодеятельности индивидов и их групп, с атрибутами плюрализ- ма, консенсуса базовых ценностей, механизмов мирного разрешения конфликтов, партнерства с властью и т.п.
Социальное государство связано с поддержкой и развитием прав второго поколения. Перед ним, во-первых, стоит задача создать усло- вия или обеспечить достойный уровень жизненного существования человека. Во-вторых, откликаясь на потребности социализированного и коллективизированного общества, оно принимает индивидуальные права в их сочетании с общественными интересами и коллективными правами различных групп людей. В-третьих, социальное государство защищает права человека посредством соединения государственного регулирования с саморегулированием гражданского общества.
Социальное государство самообязывается помогать тем, кто не способен к труду, а также тем, кто в силу разных обстоятельств не в состоянии обеспечить себя прожиточным минимумом (удовлетвори- тельным, достойным). Деятельность социального государства связана с перераспределением имеющихся в обществе благ в соответствии с принципами социальной справедливости. Для этого государство на- правленной политикой стимулирует предпринимательство и эконо- мический рост, финансирует программы образования, здраво- охранения, поддержки науки и культуры, создает благоприятные ус- ловия для развития творческих способностей человека, занимается
260 Глава 5. Полигико-правовая сущность прав человека
вспомоществованием безработных, инвалидов, пожилых людей, жен- щин-матерей, несовершеннолетних, беженцев и т.д.
Этап постиндустриального развития потребовал от социального государства некоторой корректировки своей деятельности и дополне- ния принципа солидарности, связанного с обеспечением основных по- требностей человека, через организацию государственно-обществен- ных служб, принципом благоприятствования труду, т.е. акцента на собственную заботу гражданина о себе и своей семье. Иждивенчество, прививаемое «государством благоденствия», стало опасным для даль- нейшего прогресса. Поэтому большее внимание стала приобретать иная модель социального государства — «государство, благоприятст- вующее труду»1. Его задача заключается в обеспечении благосостоя- ния населения путем стимулирования социальной активности самого индивида.
Такое государство, отмечает проф. В.Е. Чиркин, «обязано обеспе- чивать только основные нужды человека (прожиточный минимум, об- разование, инфраструктуру, здравоохранение) в тех объемах, которые позволяют реальные возможности общества. Сверх этого и во всем остальном человек, строя свое'благополучие, должен опираться на собственный труд, вкладывая его в развитие общества, и тогда он смо- жет получить необходимую долю «общественного пирога»2.
На социальное государство возлагается подготовка граждан к си- туации, порожденной глобальной конкуренцией, т.е. создание новых рабочих мест, организация профессионального образования и пере- подготовки кадров, гарантии безопасности и гигиены производства, страхования и т.д., позволяющие как можно большему числу членов общества более эффективно добиваться благополучия за счет само- стоятельной предприимчивости.
Глобальные угрозы человечеству, переход к информационному обществу ориентируют государственную стратегию в сфере прав чело- века на решение социоприродных задач — охраны и сохранения при- родной среды обитания, обеспечения выживаемости населения на тер- ритории своей страны и в планетарном объеме. С учетом этого роль государства в аспекте правочеловеческой защиты звучит много мас- штабнее, и оно приобретает облик «экогуманистического государства, соответствующего эпохе ноосферы»3.
* Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Государ- ство и право. 2002.№ 2. С. 11.
2 Там же.
3 См.: Урсул АД. Проблема государственности в перспективе перехода к устойчи- вому развитию // Социально-политический журнал. 1997. № 1. С. 36,37
§ 2. Права человека и государство 261
Биосфероцентричная парадигма порождает экологическую функ- цию государства, содержание которой составляет охрана природы и эффективное, рациональное, устойчивое использование природных ресурсов. Антропоцентричные соображения нацеливают государство на выполнение функций обеспечения выживания и непрерывного экологобезопасного развития человека и общества — укрепления здо- ровья людей, сохранения их оптимальной численности на территории государства, обеспечение пропорционального с позиций ноосфероге- неза воспроизводства людей, а также биофизических условий их су- ществования.
Право на выживание, развитие, безопасность и прогресс как инди- видуальное и коллективное право предполагает со стороны государст- ва реализацию надлежащей демографической стратегии, уравновеши- вающей численность и плотность населения. Деятельность государства должна определяться в соответствии с пределами устойчивости эко- систем. Она должна быть направлена на искоренение нищеты, умень- шение имущественного неравенства и неравенства уровней жизни людей внутри страны и между странами, изменение структуры по- требностей людей в сторону рационального и здорового образа жизни, устранение всех форм насилия над человеком и природой, прежде всего войн, террора и экоцида, поскольку мир, развитие и охрана при- роды взаимозависимы и неразделимы. Она связана с ликвидацией диспропорций в продовольственном обеспечении различных регионов и социальных групп, недопущением положения, когда в мире одно- временно существуют излишки продовольствия (и даже уничтожают- ся для воздействия на ценовой механизм) и миллионы голодающих людей1.
Ноосферная перспектива требует развития личности, совершенст- вования ее способностей, движения к гармонии человека с самим собой, другими людьми и природой, т.е. создания человекосберегаю- щей общественно-политической системы, в которой организующим лидером выступает правовое, демократическое, социальное и экогума- нистическое государство, а его цели и приоритеты смещаются к чело- веку, росту его качества.
Субъективные публичные права. Когда речь идет о правах челове- ка, опосредующих связи личности и государства, то принято имено- вать их субъективными публичными правами. Смысл такого назва- ния — в акцентировании внимания на пределы, которые воздвигаются
' См.: Кушнаренко ИА. На пути к поосферному государству М., 2000. С. 199.
262 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
для проявлений государственной власти публичными прерогативами отдельного члена общества'.
Понятие о субъективных публичных правах получило развитие под влиянием положений французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. До этого времени правовая наука оперировала лишь правами главы государства, сословными привилегиями, права- ми и преимуществами отдельных лиц или корпораций. С Декларации началось создание в области позитивного права нормативного поня- тия субъективных прав отдельного члена государства по отношению к государству как к целому. Посредством Декларации было введено и понятие гражданина, которое использовалось в качестве синонима юридически свободной личности, обладающей независимостью и пуб- личными правами не по отношению к тем или иным органам или представителям государства, а к государственной власти как таковой.
Теорию сущности и видов субъективных публичных прав одним из первых разработал проф. Г. Еллинек2, актуальность и значение ко- торой не потеряны и сегодня. Он, как известно, выделял три группы прав: права на свободу личности от государства (право на жизнь, ува- жение достоинства, личную неприкосновенность, неприкосновен- ность жилища и собственности, свобода передвижения, слова, печати, собраний, союзов, совести, творчества и др.); права на содействие со стороны государства (поддержка социально слабых слоев населения, развитие образования, здравоохранения, права на защиту); права на участие граждан в организации и деятельности государственной влас- ти (избирательные права, право на занятие государственной должнос- ти, право критики, жалобы, петиций и т.д.).
Субъективные публичные права отличаются тем, что они неотчуж- даемы, не подлежат свободному обороту подобно гражданским част- ным правам. Только те лица, которым они принадлежат, могут ими пользоваться, но не могут их никому передать3.
Субъективнее публичные права существуют в рамках публичных правоотношений, которые по природе фундаментальны, образуют конструктивные составляющие основ государственного строя, полу- чают конституционное оформление, обладают признаками асиммет-
* В отечественной литературе рубежа XIX — XX вв. они так и рассматривались в разделах, посвященных ограничениям государственного вмешательства (см., например:
Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб., 1901. Т. 1. Отд. 3. Гл. III. С. 414- 538).
2 См.: Еллинек Г. Система субъективных публичных прав. М„ 1905; его же. Декла- рация прав человека и гражданина. М., 1906.
3 См.: Кистяковский Б.А. Указ. соч. С. 543.
§ 2. Права человека и государство 263
ричности. Опосредованные такими правоотношениями индивидуаль- ные права безусловны и не взаимны, т.е. наличие прав не зависит, имеются ли соответствующие права у государства, для обладания ими не ставится никаких условий перед личностью, в том числе и требова- ние быть законопослушной.
Обязанность быть законопослушным, как указывает В.А. Четвер- нин, неверно изображать так, как будто она корреспондирует естест- венным правам в рамках конституционно-правового отношения между человеком и государством. Отношение, в котором власть обяза- на признавать, соблюдать и защищать права человека, и отношение, в котором человек обязан быть законопослушным, — это не рядополо- женные отношения. Права человека не даются властью в награду за законопослушность. Государство не может отнять у человека его есте- ственные права и свободы, даже если он нарушает эту обязанность. Государство вправе ограничить осуществление человеком его прав и свобод в качестве наказания за совершение им преступления, при этом, применяя правовую санкцию, оно может лишить человека права собственности на конкретное имущество, но оно не вправе, даже в на- казание за преступление, лишать человека права быть собственником или отказать ему в признании его человеческого достоинства. Даже смертная казнь — это лишение жизни, а не права на жизнь^.
Субъективные публичные права превращают правомерное государ- ство в правовое. Правомерное государство, как известно, управляется строго по закону, но исключительно силами бюрократии, при этом лич- ные и политические права населения минимальны. В таком государстве обеспечивается не реализация субъективных публичных прав, т.е. осу- ществляется управление по закону и при активном участии граждан, а имеет место лишь известная защита личных и общественных интересов, т.е. «обеспечивается ограниченное законом бесправие или подзаконное бесправие»2. В правовом же государстве всякое умаление субъективных публичных прав становится помехой эффективного регулирования и уп- рочения государственного порядка. Отсутствие субъективных публич- ных прав позволяет правящей элите свободно уходить от ответа перед обществом за неэффективное или преступное правление.
Наличие субъективных публичных прав означает, что у государст- ва есть обязанности перед своими гражданами, которые зафиксирова- ны в основных законах. Так, из смысла ст. 2 Конституции РФ следует,
* См.: Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. B.C. Нерсссян- ца. С. 560-561.
2Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII—начало XX в.): В 2 т. Т. 2. СПб., 2000. С. 114.
264 Глава 5 Политико-правовая сущность прав человека
что конституционными обязанностями государственной власти явля- ется законодательное закрепление прав человека, создание действен- ных механизмов их реализации и защиты. Эти обязанности можно рассматривать и как соответствующие гарантии, которые государство обязуется создать для практического осуществления прав и свобод.
Если государство не уважает права своих граждан, «угнетает» их, по терминологии эпохи Просвещения, то индивиды вправе сопротив- ляться государственному насилию. Ф. Люшер считает угнетение «гру- бейшим из нарушений прав и свобод теми, кто фактически или юри- дически осуществляет бесконтрольные властные полномочия»'. Он выделяет несколько видов угнетения: исходящее от законодателя, когда закон попирает неотъемлемые права, которые он призван гаран- тировать; исходящее от государственных должностных лиц, когда они нарушают закон при его применении к индивидуальным случаям; уг- нетение осуществляется поведением любого индивида вследствие его произвольных действий, нарушающих права граждан и вопреки тре- бованиям закона2.
Сопротивление угнетению является естественным правом челове- ка, правом на гражданское неповиновение. Исторически оно известно в форме восстания и в форме мирного неповиновения. Мыслители XVII-XVIII вв. (Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, Т. Джефферсон, А.Н. Ради- щев и др.) видели в праве на вооруженное выступление гарантию от тиранической власти, считали восстание делом рук большинства на- рода. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. сопротивление угнетению отнесла к естественным и неотчуждаемым правам личности. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. говорится о восстании как о крайнем праве: «Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последне- го средства, к восстанию против тирании и угнетения».
С появлением демократических форм организации государств право на народное восстание теряет свою актуальность, так как демократия, пусть даже и неразвитая, по определению исключает тиранию и, наобо- рот, предполагает широкие легальные способы изменения управления.
Однако право на сопротивление угнетению как естественное право народа слишком сильно приближает для политической оппозиции ле- гальные возможности насильственного свержения находящегося у власти правительства под предлогом нарушения им прав человека и
' Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности. М., 1993. С. 368 2 См. там же. С. 367.
§ 2. Права человека и государство 265
народа. Поэтому его нет в актах конституционного характера даже де- мократических стран*.
Право на неповиновение правонарушающей власти — это «право против государства», следовательно, оно не может быть гарантирова- но существующим государством..Но в современном мире, считает В.А. Четвернин, оно может и должно быть гарантировано мировым или макрорегиональным государственно-правовым сообществом. Но здесь возникает вопрос о допустимости силового вмешательства меж- дународного сообщества (гуманитарной интервенции), т.е. по сущест- ву вопрос о противоправности власти и о пределах уважения между- народным сообществом суверенитета государства, в котором грубо на- рушаются права человека2.
На практике о праве на восстание говорят тогда, указывает далее В.А. Четвернин, когда восстание победило, в противном случае гово- рят, что был бунт против законной власти или попытка государствен- ного переворота. Отсюда можно заключить, что право на неповинове- ние — это не нормативная, а объяснительная категория, так как она не устанавливает критерий терпения государственного произвола, но post factum дает правовое объяснение революций, меняющих органи- зацию власти»3.
Нужно согласиться с утверждением о том, что право на восста- ние — это не позитивная категория и в силу указанных обстоятельств имеет мало шансов для позитивирования. Однако с естественноправо- вой точки зрения это право находится в одном ряду с другими инди- видуальными и коллективными правами человека и народов.
Мирные способы сопротивления государственному произволу не столь радикальны, как восстание, а их апробация (движения, напри- мер, М.К. Ганди, М.Л. Кинга) выявила их новые возможности и пре- имущества. Гражданское неповиновение как конфликт личности, об- щественной группы или населения страны с государственной властью имеет место на индивидуальном, коллективном или массовом уровне и происходит в рамках закона либо вне их. Право на гражданское не- повиновение представляет собой вызов власти, форму борьбы с ней, заключающуюся в неподчинении законам, но без применения силы и без попыток избежать неблагоприятных последствий таких акций4.
1 См.: Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб., 2001. С. 33.
2 См.: Проблемы общей теории права и государства / Под общ. ред. B.C. Нсрсссян- ца. С. 556.
3 Там же.
4 См.: Мартышип О.В. Политическая обязанность // Государство и право. 2000. №4. С. 11.
266 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
Формы реализации права на гражданское неповиновение многооб- разны: митинги, манифестации, марши протеста, агитации, забастовки, бойкот правительственных учреждений, голодовки, прямое неподчи- нение законам. Россия в прошедшее десятилетие стала ареной массо- вых забастовок, голодовок, самосожжений, перекрытий железнодо- рожных, автотранспортных магистралей и т.д. При демократических режимах заявил о себе новый способ гражданского неповиновения — право на молчание, т.е. право на неучастие в делах власти, игнориро- вание и отстраненное наблюдение за происходящим (подобное невоз- можно в тоталитарных государствах).
Акции гражданского неповиновения, даже если они проходят с ис- пользованием запрещенных законом действий, существенным обра- зом отличаются от обычных правонарушений.
О-В. Мартышин называет следующие их черты: 1) цели граждан- ского неповиновения справедливые, а не корыстные или эгоистичес- кие (последние свойственны рядовым житейским правонарушениям), идя на нарушение закона во имя благородных целей, человек созна- тельно рискует своим благополучием; 2) гражданское неповиновение предполагает гласность, открытый вызов власти, чтобы привлечь к этой акции общественное внимание. Обычные же правонарушения ха- рактеризуются, как правило, стремлением тайного или завуалирован- ного совершения, желанием скрыть их следы; 3) участники граждан- ского неповиновения не стремятся избежать наказания, наоборот, они подвергаются ему сознательно и добровольно, предполагая, что оно вызовет сочувствие и расширит фронт сопротивления; 4) гражданское сопротивление исключает насилие, конспирацию, обман, хитрость, его участники следуют высоким этическим принципам поведения*.
Гражданское неповиновение, будучи противоправным и наказуе- мым, не заслуживает морального осуждения. Наоборот, в лучших своих проявлениях оно безупречно морально, это поведение высоко- нравственных людей, идеалистов, альтруистов, приносящих свои лич- ные интересы в жертву общему благу и справедливости. Гражданское неповиновение — акция символическая, невозможная без духовных вождей, способных на самопожертвование2.
Таким образом, право на гражданское сопротивление является ес- тественным правом человека в самом чистом и классическом виде его выражения.
' См. Мартышин О.В. Политическая обязанность // Государство и право. 2000. №4. С. 11.
2 См. там же.
§ 2. Права человека и государе гво 267
Права человека как государственно-правовая политика и право- вая государственная идеология. Признание государственной властью прав человека — не абстрактный факт, не умозрительное утверждение, а официальная акция; которая находит свое подтверждение в полити- ческом курсе государства, его правовой политике, публичных заявле- ниях должностных лиц о приверженности соответствующей идео- логии.
Политика государства, направленная на обеспечение и защиту прав человека, представляет собой комплекс идеологем, норм, концеп- ций, программ и мероприятий, призванных управлять общественны- ми процессами, повышать степень их упорядоченности на базе уваже- ния человеческого достоинства.
Перед Российской Федерацией сегодня стоит проблема конкрети- зации и оптимизации такой политики, повышения уровня ее эффек- тивности, практического достижения поставленных правами человека целей, их материализации в конкретных результатах. Политика, направленная на устранение грубейших нарушений прав человека, преодоление негативных демографических, экономических, культур- но-образовательных, криминальных и т.п. тенденций, существенно по- нижающих качество жизни россиян, является актуальнейшим и без- отлагательным делом государственной власти на современном этапе.
В правовом, демократическом, социальном и экогуманистическом государстве права человека, с одной стороны, образуют самостоятель- ное направление общенациональной политики, а с другой — пронизы- вают как цель, ценность и принцип все остальные виды государствен- ной политики — экономическую, социально-культурную, военную, международную и др. Следует различать политику, проводимую госу- дарством в сфере прав человека, т.е. деятельность по формированию и совершенствованию «техники и технологии»' политико-правовых и иных возможностей человека, и государственную политику, осущест- вляемую с использованием прав человека, т.е. связанную с воздейст- вием и преобразованием общественных отношений посредством прав человека в целях поддержания достойной жизни человека, развития личности и ее самореализации.
В основе государственно-правовой политики лежит правовая госу- дарственная идеология уважения прав человека.
Идеология как таковая представляет собой некоторую совокуп- ность утверждений относительно ценностей и фактов, актуальных для
* Малько А В., Шундикм К.В Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7. С. 19.
268 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
какой-то группы людей и выражающих их интересы. Идеология во- площается в идеях, мифах, политических лозунгах, научных концеп- циях, программных документах, нормах, которые ориентируют на ре- шение практических задач и управляют людьми путем воздействия на их сознание. Права человека как идеология есть система идей, суждений и предпочтений относительно места и роли человека в государственно организованном обществе, принципов взаимоотношений индивида и власти. Идеология уважения прав человека объясняет и осваивает действительность с позиций человеческого измерения. Наделяя смыс- лом и значениями актуальные идеалы и ценности, она вызывает к жизни соответствующую практику (в этом состоит отличие идеологии от идеи), раскрывая тем самым свой колоссальный мобилизационный и преобразовательный потенциал. Права человека являются гуманис- тической и демократической идеологией, в максимальной степени де- политизированной и приближенной к морально-этическим и миро- воззренческим ценностям (что чрезвычайно важно для утверждения ее в качестве государственной и правовой идеологии).
Права человека в демократическом, правовом, социальном и эко- гуманистическом государстве «обречены» стать государственной и правовой идеологией. При действии демократического принципа идеологического плюрализма такая идеология должна пониматься как система приоритетных ценностей, стратегических целей и осново- полагающих принципов государственно-правовой жизни. Она не пре- тендует на абсолютную власть над индивидуальным и общественным сознанием, а занимает локальную сферу — структурирования право- вой системы, организации и деятельности государственного механиз- ма, определения основ отношений государственной власти с индиви- дом и гражданским обществом. Идеология уважения прав человека, признанная на правовом и государственно-властном уровнях, сущест- вует именно как одна из множества идеологий общества, она не внед- ряется насильственно государственными структурами в общественное сознание, а обосновывает приоритеты и ориентиры собственной госу- дарственно-правовой политики.
Следует признать убедительной аргументацию А. Г. Хабибулина и Р.А. Рахимова, относящих идеологию как ценностную систему к атри- бутам любого государства, «даже если оно демонстративно заявляет о своей свободе от идеологических догм»'. Часть 2 ст. 13 Конституции РФ провозглашает: «Никакая идеология не может устанавливаться в
* Хабибулии А.Г., Рахимов РА. Государственная идеология: к вопросу о правомер- ности категории // Государство и право. 1999. № 3. С. 20.
§ 2. Права человека и государство 269
качестве государственной или обязательной». Представляется, что конституционное заявление в части запрета установления государст- венной идеологии есть результат реакции на тоталитарное прошлое России и увлечения либеральными характеристиками власти.
Правы вышеуказанные авторы в том, что идеология в любой ее форме — признак государственности, наличие которого делает возмож- ным возникновение и существования государства. Идеология наряду с правовыми нормами выступает средством реализации государственных целей,-политики государства. Именно идеология позволяет обеспечить реальное или иллюзорное единство ценностных ориентации индивида и государства. Идеологические регулятивные механизмы теснейшим обра- зом связаны с правовым регулированием общественной жизни, право можно рассматривать как легитимизированную идеологию государства. Именно идеология позволяет создать систему ценностей, лежащих в основе политического поведения, определить конкретные цели, вы- брать средства их достижения, т.е. можно сказать, что идеология по- рождает политику (конечно, чрезмерное подчинение политики идео- логии имеет прямо обратный эффект, «подгонка» социальных процессов под некие формы чревата мифологизаторством общественного сознания и государственного управления, что и было подтверждено практикой Советского государства). Государственная идеология — неотъемле- мый признак государства, как и другие его общепризнанные призна- ки. Поэтому существование государства как формы организации по- литической жизни и политической власти необходимым образом предполагает и идеологическую деятельность государства'.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление