' Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. М., 1998. С. 266.
2Бержель Ж.-Л. Указ. соч. С. 75.
3 См.: Mapumeii Ж. Человек и государство. М., 2000. С. 97—98.
228 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
рование оказали существенное влияние социальные доктрины, для которых право и права обладают прежде всего социальной функцией. В итоге новый принцип незлоупотребления правами, «проявив твер- дость перед натиском индивидуализма, — как пишет Ж.-Л. Бер- жель, — подчинил общественным интересам всю правовую систему, позволив, таким образом, органам судебной власти осуществлять кон- троль за использованием почти всех действующих прав»1.
Классический либерализм в свое время выдвинул еще один важ- ный принцип реализации субъективных прав: разрешено все, кроме прямо запрещенного. Однако попытки последовательно применить его свидетельствуют о том, что он реален лишь в правокультурной среде, в которой индивиды обучены и умеют пользоваться своими правами, ответственно несут тяготы обременения правами. В России, где широко распространен правовой нигилизм, активен «антиюриди- ческий морализм»2, слышны предложения заменить этот принцип иным — «разрешено лишь то, что прямо предписано законом». Опас- ность последнего для прав человека, отстаивающих ответственность в свободе, самостоятельность и инициативу, поддержание индивида как источника общественного прогресса, очевидна. Человек вновь вместо творческой самореализации будет превращен в послушного исполни- теля всеобщего единства.
Субъективное право есть восприятие индивидом тех объективных (экономических, политических, правовых и др.) условий, в пределах которых может развиваться активная, сознательная, волевая и целена- правленная деятельность людей. Иначе: субъективное право — это единство субъективного и объективного в избирательной активности личности3, права человека в форме субъективных прав выступают со- циальным инструментом оптимального достижения субъектом того или иного блага для себя путем сохранения устойчивости обществен- ной системы в целом.
В характеристике субъективных прав важно еще одно обстоятель- ство. Даже если они не основываются на реальных социальных возможностях, содержательно расходятся с существующей действи- тельностью, они все равно обладают высоким стимулирующим потен- циалом: права как специфические юридические средства способны подтягивать социальные возможности до своего уровня. Например, во многих регионах мира у граждан нет фактической возможности поль-
' Бержель Ж. -Д. Указ. соч. С. 453-454.
2Туманов В.А. Правовой нигилизм в историко-идеологическом ракурсе // Госу- дарство и право.1993.№ 8. С.57.
3 См.: Воеводин Л Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 41.
§ 1. Права человека и право 229
зоваться здоровой и благоприятной окружающей средой. Но они, об- ладая соответствующим юридическим правом, могут требовать у госу- дарства, частных компаний в судебном, административном, ином за- конном порядке отмены тех или иных решений, запрета действий по размещению, проектированию, строительству, эксплуатации и т.д. экологически вредных объектов, привлечению к ответственности ви- новных лиц, возмещению ущерба*. Таким образом, субъективные права способствуют изменениям социальных условий и «перевода» их в фактические возможности, адекватные правовым установлениям.
С точки зрения внешней формы все правомочия, включаемые в права человека, выражены как юридические права, т.е. как прерогати- вы, позволяющие их субъекту-носителю притязать на определенный набор благ, обеспеченных обязанностями других лиц. Однако в стро- гом смысле не все эти прерогативы по существу и происхождению являются правовыми. Часть из них действительно имеют правовую основу, другие — только законническую. Следует согласиться с теми авторами, которые считают, что права второго поколения (социально- экономические) по своему генезису происходят из закона, а не права, что это легальные, а не правовые притязания, т.е. права по форме, но не по сущности2.
Так, проф. Л.С. Мамут указывает3, что целесообразно и граждан- ско-нравственно такое положение вещей, при котором трудоспособ- ные члены государственно организованного общества помогают людям, объективно не способным нормально трудиться и содержать себя. Поэтому закон предусматривает для этой части граждан дозво- ления со стороны государства притязать на некоторый безвозмезд- ный набор жизненных благ. Оказание безвозмездной социальной помощи и оформление этой акции в виде субъективных прав объ- ясняется разными причинами — общественно-исторической необхо- димостью, социальной целесообразностью, экономической выгодой, политическими интересами, моральным долгом, альтруизмом, спра- ведливостью и т.п., но не правовыми мотивами. Самообязывание общества и государства, имеющее своим следствием провозглашение социально-экономических прав граждан, по сути, лишает последние
' См.: Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. Т. 1. С. 264.
2 См.: Алексеев С.С. Указ. соч. С. 622; его же: Философия права. М., 1997. С. 125;
Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права // Государство и право. 2001. № 7. С. 9; Четвернин В.А. Государство: сущность, понятие, структура, функции // Про- блемы общей теории права и государства / Под общ. ред. В.А. Нерсесянца. М., 1999 С.639.
3 См.: Мамут Л.С. Указ. соч. С. 9-10.
230 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
качества правовости, которое основано на «логике эквивалентного обмена благами».
Собственно «правом» является способность индивида самостоя- тельно действовать, добиваться, получать, иметь, полагаясь главным образом на свои усилия, используя свою свободу, выполняя свои обя- занности и под свою ответственность. Индивидуальные притязания на меру свободы, которые обременены следующими из свободы собст- венными (а не других) обязанностями и ответственностью, и пред- ставляют собой «право» индивида в прямом значении этого термина. Право — это обремененное обязанностью притязание, или свобода, ог- раниченная собственной ответственностью за нее. Чем шире право субъекта его носителя, тем объемнее бремя, что он несет одновремен- но с ним.
Подобным качеством обладают преимущественно гражданские и политические права. Социально-экономические права по природе явно другие, они субсидиарны воле государства, возникают не естест- венным путем из способностей личности добиваться благ собственны- ми усилиями, а из закона как привилегии. Они не опираются и не обременены соответствующими обязанностями лиц, которым права предоставлены. Тем не менее они получили форму субъективных прав, что позволяет их обладателям требовать, пользоваться и распо- ряжаться правовыми возможностями по общим правилам.
Таким образом, сегодня под влиянием социальных доктрин систе- ма прав человека включает субъективные права не только «для сатис- факции его свободы и эгоистических потребностей, но и учитывает соответствующие компенсации и обязанности»1. Гетерогенность (не- однородность) прав человека хотя и провоцирует внутреннюю напря- женность и несогласованность этой юридической системы в целом, тем не менее не исключает сосуществования субъективных прав, раз- ных по происхождению, в режиме их взаимодополняемости.
Права человека и обязанности. В принципе права человека не нуждаются в специальных оговорках, акцентах, противопоставлениях им обязанностей, поскольку обязанность — органичная часть субстан- ционально-содержательной природы правовой свободы, выраженной как «право». «Право» подразумевает обязанность и существует с ним в нерасторжимом единстве. В свое время Т. Пейн в очерке «Права человека» писал: «Декларацию прав следовало бы сопроводить Декла- рацией обязанностей... Декларация прав есть одновременно и Декла- рация обязанностей. Все, что является правом одного человека, в то
WeillA. et Terre F. Droit Civil. Introduction geniSrale. (Dalloz. 4 &L). P. 70.
§ 1 Права человека и право 231
же время является и правом другого; и моя обязанность — обеспечи- вать, а не только пользоваться»*.
Однако обыденное сознание разводит права и обязанности, считая первые проявлением эгоизма, а вторые — общественными добродете- лями. К тому же в науке существуют различные позиции, отдающие пальму первенства во взаимоотношениях и происхождении либо пра- вам, либо обязанностям. Так, социалистические, солидаристские, эта- тистские и т.п. теории утверждают, что общество (государство) может устанавливать для своих граждан и потребовать выполнения от них любых обязанностей; обязанности, несомненно, приоритетны перед правами.
Аналогичные суждения были высказаны учениями о служении, которые в России развивались в русле нравственно-этических идей о самообязывании и самоограничении. Так, Н.А. Бердяев писал: «Обя- занности человека глубже прав человека, они и обосновывают права человека. Право вытекает из обязанности. Если все будут очень силь- но сознавать права и очень слабо сознавать обязанности, то права никем не будут уважаться и не будут реализовываться»2. С.Л. Франк указывал на то, что «все человеческие права вытекают из одного един- ственного права требовать, чтобы ему дана была возможность испол- нить обязанность»3.
Либеральный подход, благодаря которому права человека получи- ли свое оформление, наоборот, провозглашает право первичным, а обязанности — вытекающими из нега.
Конечно, верно, что субъект прав является одновременно и субъ- ектом обязанностей, но неверно, что права человека определяются его обязанностями. Ведь лишь фактическая свобода личности создает ус- ловия для обязанностей и ответственности, а не наоборот, не обязан- ности создают свободу. Раб, не имеющий свободы, — не субъект, а объект отношений. Поэтому верной представляется позиция, выска- занная Т.С. Лапиной: «Только обладая правами и свободами, человек может выступать субъектом выполнения полноты обязанности... Обеспечение личности правами должно предварять наложение на нее обязанностей»4.
* Пейн Т. Права человека // Хрестоматия по теории государства и права, полито- логии, истории политических и правовых учений / Сост. Мухаев РТ. М., 2000. С. 244.
2Бердяев Н.А. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л., 1991. С. 125.
3 Франк СЛ. Духовные основы общества // Русское зарубежье. Л., 1991. С. 380.
4Лапина Т.С. Разрешение противоречий между правом и моралью как условие функционирования правового государства // Правовое государство: связь веков (исто- рико-теорстический аспект). Сб. научных трудов МЮИ / Отв. ред. К.И. Батыр. М., 1991. С. 35.
232 Глава 5 Политико-правовая сущность прав человека
Философия права от Локка до Канта утверждала, что в разумно устроенном обществе любым государственным запретам и требовани- ям предшествует первоначальное признание — дозволение. Людям должно быть категорически разрешено думать так, как они думают, открыто выражать все, что они думают, свободно распоряжаться свои- ми силами и имуществом1. Право как система регулирования должна содержать положения, безусловно разрешающие индивиду определен- ное поведение, а равно оказывающие ему помощь или активизирую- щие его.
Вопрос о генетическом первенстве прав или обязанностей тесно связан, но отличен от другого важного вопроса — онтологического су- ществования в единстве прав и обязанностей в рамках прав человека. Если речь идет о правах человека как этико-гуманистической кон- струкции, то права и обязанности в них сосуществуют в субстанции правообязанностей.
Как известно, право (отдельное право) есть «мера» свободы. Мера — философская категория, определяющая взаимосвязи и взаи- мозависимости, пределы количественно-качественной определеннос- ти явления, при нарушении, увеличении или уменьшении которых оно перестает быть тем, чем оно было. В границах своего формата (диапазона) явление, даже изменяясь, сохраняет единство своих каче- ственно-количественных параметров, т.е. остается самотождествен- ным, идентичным самому себе2.
«Мера» свободы означает одновременно два обстоятельства: с одной стороны, личное усмотрение в поведении, т.е. право, а с дру- гой — ограничение этого усмотрения, т.е. обязанность. Право и обя- занность — слитные стороны единого явления, неразрываемые, непро- тивопоставляемые, образующие содержательные компоненты меры свободы. Противопоставление прав и обязанностей при юридической характеристике прав человека не имеет смысла, поскольку мера чего- либо (в данном случае свободы) есть ограничение свободы, т.е. возло- жение определенных обязанностей. Обязанность — оборотная сторона права. Каждое Право обременено обязанностями. Именно поэтому права не абсолютны и могут быть ограничены в большей или меньшей степени.
Кроме того, в человеческом сообществе состояние взаимности предопределяет особые связи субъектов: притязания одного могут осуществляться лишь при условии создания остальными благоприят-
1 См Соловьев Э Ю Прошлое толкует нас (Очерки по истории философии и куль- туры) М.1991 С 410
2 См Новейший философский словарь С 617—618
§ 1 Права человека и право 233
ных обстоятельств, т.е. другие несут обязанности для обеспечения ин- тереса и притязаний одного. Но поскольку точно такие же притязания есть у каждого в отдельности, следовательно, каждый в отдельности несет обязанности для поддержания соответствующих прав. Добросо- вестное исполнение собственных обязанностей является юридичес- ким и моральным основанием для индивида требовать от других лиц обеспечения его прав.
Поэтому в науке были высказаны соображения о том, что обязан- ности, о которых говорится в контексте прав человека, могут быть «разбиты на две большие группы. В первую входят те, которые кор- респондируют правам. Вторые могут быть описаны как ограничения прав, скрывающие обязанности»'.
Права и обязанности — показатели единого совместного качества всякой активности. Обязанности и права — категории, используемые для раскрытия термина «мера» как характеристики правовой свободы индивида в обществе. Из этого следует, чю права и обязанности — глубоко социальные (а не индивидуалистические) институции.
Права индивидуальны в том смысле, что принадлежат отдельным субъектам, но их общая организация социальна: если бы обладание правами было просто делом отдельных лиц, притязающих на какие-то блага, то они действительно выражали бы собой индивидуалистичес- кую, конкретно-эгоистическую борьбу. Но права являются общест- венно значимыми благодаря тому распределению обязанностей среди отдельных лиц и институтов, которые признают это распределение.
Обладая правами, люди гарантируют друг другу, что: не будут ме- шать достигать тех целей, что включены в права, не будут лишать дру- гих тех благ, которые стоят за правами, будут защищать друг друга от третьих лиц в случае попыток лишить их этих прав. Иными словами, эти гарантии выражают обязанности не мешать, защищать, оказывать содействие. Из признания прав вытекают обязанности уважать права других, не нарушать и не препятствовать осуществлению прав други- ми, не злоупотреблять своими правами. Эти обязанности органичны правам, они само собой разумеющиеся в контексте прав и не требуют поэтому специальной, отдельной от прав фиксации в законах.
Круг лиц, на которых возлагается обязанность соблюдать или ох- ранять соответствующие права, сегодня все более и более расширяет- ся. Перечень лиц, обязанности которых корреспондируют правам, можно рассматривать в широком и узком значении. В узком, специ-
' Buergental Т, Kiss A La protection Internationale dcs droits de 1'homnie Precis Stras- bourg, 1991 P 132
234 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
альном смысле непосредственным адресатом обязанностей выступают представители органов публичной власти. В противопоставлении именно их произволу и беззаконию зародились требования прав че- ловека.
В широком значении к ним относят и частных лиц, поскольку любое право порождает обязанность, по крайней мере, как минимум обязанность не препятствовать его реализации. Кроме того, в техно- генном обществе все большую опасность для прав человека представ- ляют действия отдельных лиц, рядовых граждан. Решения и действия властвующих отступают на второй план перед лицом тех опасностей, которые могут наступить в результате использования индивидом со- временных научно-технических и информационных средств.
Правы Г.М. Вельяминов и B.C. Семенов, которые пишут: «Нельзя, полагаем, считать, что обязанности, корреспондирующие правам чело- века, лишь на стороне государств. В жизни люди страдают от ущемле- ния своих важнейших прав прежде всего из-за несоблюдения долж- ных обязанностей другими людьми же»1. При демократическом режиме поведение гражданина, не умеющего или злоупотребляющего своей сво- бодой, порой опаснее действий должностных лиц.
Круг обязанных субъектов сегодня расширяется и за счет включе- ния в него не только национальных властей и рядовых граждан (их объединений), но и межгосударственных образований, которые свои- ми действиями или решениями глобального, регионального или инди- видуального характера способны ущемить как права отдельного граж- данина, так и права больших групп людей (например, Совет Безопас- ности ООН, НАТО, Европейский Суд по правам человека и т.п.).
Обязанность выражает социальную связанность поведения субъ- екта, которая «не выдумывается» законодателем, а создается правопо- рядком, природой государственного и общественного строя. Связан- ность предписывает каждому члену общества вид и меру поведения, а также ответственность за ненадлежащие поступки. Реестр требова- ний, предъявляемых государственно-организованным обществом к личности в обязанностях, с юридической точки зрения выражает ми- нимум должного, необходимого поведения (такой максимум заклю- чен в морали). Если субъективное право выражает некую власть лица в сфере его деятельности, то юридическая обязанность — правовую связанность, нарушение которой влечет применение санкций.
* Вельяминов Г.М., Семенов B.C. Бог и право (много- или однополярный мир) // Московский журнал международного права. 1999. № 3. С. 32.
§ 1 Права человека и право 235
Под обязанностью в юридической науке понимается вынужден- ность действий, проистекающих из внутренних побуждений или внешнего давления*. Н.И. Матузов определяет обязанности как «об- ратную сторону субъективных прав» и включает в их содержание че- тыре элемента: необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них; необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомо- ченного; необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований; необходимость не препятствовать контрагенту пользо- ваться тем благом, в отношении которого он имеет право2.
Обязанность интерпретируется в праве путем использования фи- лософской категории необходимости. Необходимость для сферы права, где доминирует сознательно-волевое управление социальными процессами, означает существование лишь одной возможности пове- дения при данной ситуации3. Это необходимость внешняя, поскольку порождается привходящими обстоятельствами (социальным поряд- ком и интересами других людей), но она может быть и внутренней в случае самообязывания личности по нравственным, гражданственным либо практическим мотивам.
Функциональное назначение обязанностей — корреспондировать субъективным правам. Те и другие существуют в состоянии единства и комплиментарности. Это означает, что всякое право порождает обя- занности, а обязанности мотивируются правом, право «пропитывает- ся» обязанностью, а обязанность — правом. Таким образом, начала со- циальности придают индивидуальному праву характер обязанности, соединяя их в субстанциональную целостность правообязанности.
В правообязанности права одного не являются противостоящими правам других с «враждебных» позиций. В них «свободное усмотре- ние соединено с повиновением»4, свободная возможность внутренне соединена с долгом и гражданственностью. Внутренняя, органичная связь прав и обязанностей, нашедшая свое воплощение в «утерян- ных»5 для нашего отечественного права началах правообязанности, выражает подлинный смысл прав человека как этико-правового фено- мена («делай добро и избегай зла»).
И.А. Ильин, рассуждая в свое время о качествах гражданина, писал, что ему свойственно «умение осуществлять свои права как вме-
1 См.: Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998. С. 155.
2 См: Матузов Н.И. Указ соч. С. 34.
3 См.: Новейший философский словарь. С. 675.
4Алексеев Н.Н Указ. соч. С. 158-159
5 Там же. С 167.
236 Г.чава 5. Политико-правовая сущность прав человека
ненные самому себе обязанности, а свои публично-правовые обязан- ности как свои драгоценные и почетные права». Он фактически рас- крыл основное содержание правообязанностей и указал на смысл прав человека1. В этом же ключе неоднократно высказывался и А.И. Сол- женицын2.
Разведение прав и обязанностей неизбежно приводит к взаимным претензиям, ссорам и обидам, кичливость своим правом питает тще- славие, ведет к противопоставлению интересов людей, общностей, го- сударств и культур. В России всегда слабая идея права подпитывалась сильной идеей православного долга и духовно-нравственными требо- ваниями. Сегодня права человека в Российской Федерации проводят «новую старую идею» — идею недозволенности обращаться с челове- ком как с «одним из многих», запретить государству и обществу ис- пользовать людей как подсобный материал. Эта идея находится под влиянием общего духовного и социокультурного наследия страны, поэтому права человека ставятся и воспринимаются главным образом как необходимая гармония или паритет индивидуальных и общест- венных интересов, а также равное право всех на права.
Поэтому представляется, что в сущностно-содержательной опре- деленности права человека адекватны смыслу понятия правообязан- ностей, отражающему синтезированное существование в действитель- ности юридических категорий прав и обязанностей, которые были разложены методом анализа в теории и силовым методом на практике в разные стороны.
Тесная связь прав и обязанностей ставит вопрос как бы о «навязы- вании» индивиду обязанности реализовать свои права (например, за- коны об обязательном участии в выборах и наказании за уклонение от них). Не превращаются ли здесь права в обязанности, и не эволюцио- нируют ли обязанности в форме гражданского долга в направлении прав (например, обязанность-право защищать Отечество)? Представ- ляется, что здесь речь идет о статике и динамике прав: состояния «иметь право» и «пользоваться правом» — далеко не одно и то же.
* Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948— 1954 годов: В 2 т. Т. 2. М., 1992. С. 75.
2 В работе «Как нам обустроить Россию? Посильные соображения» (Литератур- ная газета. 1990. № 38) А.И. Солженицын писал: «Существование общества «необу- зданных прав» невозможно. Устойчивое общество может быть достигнуто не на равен- стве сопротивлений, но на сознательном самоограничении... Свобода хватать и насыщаться есть и у животных. Человеческая же свобода включает добровольное само- ограничение в пользу других. Наши обязательства всегда должны превышать предо- ставленную нам свободу».
§ 1. Права человека и право 237
Однако сама постановка такого вопроса практикой знаменатель- на — она еще раз свидетельствует об усилении тенденции развития прав человека в направлении их существования как правообязаннос- тей. Создаваемые за последнее время социально-правовые механизмы «подталкивают» граждан к осуществлению своих прав, особенно тех, которые имеют значительный публичный резонанс (избирательные и другие демократические права, право на труд, социальное обеспечение и т.п.). \
Прошедшие, да и настоящая, эпохи характерны энергичным про- возглашением прав, акцентированием внимания на них при оттесне- нии на второй план обязанностей. Большинство демократических конституций мира ограничиваются установлением минимума консти- туционных обязанностей (хотя заметно, что перечень последних по- степенно расширяется). В Конституции РФ обязанности граждан представлены незначительным образом (напрямую обязанности ука- заны в ст. 15, 44, 57—59). Дисбаланс между количеством прав и обя- занностей граждан «обычно объясняется тем, что если первые охваты- вают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основ- ном лишь с поддержанием общественного порядка»1.
Такое положение может и приводит в действительности к обо- стренному желанию человека осуществить свои права немедленно и в полном объеме, не считаясь с интересами других лиц и общества. Тем самым создается благоприятная ситуация для секуляризованного, ос- вобожденного от духовных, нравственных и иных сдерживающих начал индивидуализма и конфронтации.
Из понимания опасности пропаганды формальных прав, лишен- ных нравственно-социального и гражданского содержания, обозначи- лась позиция, предлагающая во имя восстановления гармонии между правами и обязанностями создать Всеобщую декларацию основных обязанностей человека2.
Такая декларация имела бы важное воспитательное значение в деле формирования правосознания и культуры прав человека. Она по- могла бы осознать людям, что индивиды, сообщества и государства имеют в отношении друг друга обязанности, что широкое осуществле-
1 Матузов Н.И. Указ. соч. С. 35.
2 Такие предложения прозвучали, в частности, в 1990 году на XII Всемирном со- циологическом конгрессе в Мадриде, на конгрессе Международного общества социаль- ной защиты в Париже в 1991 г. О них неоднократно говорилось в различной литературе (см., например: Права человека в России: декларации, нормы и жизнь. Материалы Меж- дународной научной конференции, посвященной 50-летию Всеобщей декларации нрав человека. С. 147). В декабре 1998 г. разработана но инициативе ЮНЕСКО и принята в Валенсии (Испания) Декларация обязанностей и ответственности человека.
238 Гчава 5 По читико-правовая сущность прав человека
ние прав возможно лишь в случае, если каждый будет на всех уровнях добросовестно выполнять свои обязанности, декларация служила бы «компасом в лабиринте эгоизма, заблуждений и невежества»'.
Профессор И. Виг предложил перечень основных обязанностей, которые могли бы составить основу такой декларации. Это. никто не может препятствовать, ограничивать или ущемлять осуществление прав других; каждый индивид обязан работать и действовать в соот- ветствии со своими способностями во имя осуществления и защиты интересов сообщества; каждый гражданин обязан в соответствии со своими доходами и имущественным положением нести часть общест- венного бремени (налоги и т.д.); каждый обязан воздерживаться от ос- корбления или ущемления чести и человеческого достоинства других путем распространения неверной, необоснованной информации, а также понижения общественного авторитета других лиц; каждый ин- дивид обязан заботиться о своих детях и нуждающихся родителях;
каждый индивид обязан по возможности оказывать помощь нуждаю- щимся в случае опасности, несчастного случая или катастрофы; каж- дый должен воздерживаться от загрязнения окружающей среды; ин- дивид должен стремиться к соблюдению не только правовых, но также политических и моральных норм; в^ случае столкновения, неосущест- вимости (невыполнимости) прав индивид не может применять наси- лие, а должен попытаться реализовать свои права с помощью перего- воров, компромиссов или при помощи государства2.
Нетрудно заметить, что перечисленные обязанности, которым предлагается придать правовой характер, выражают одновременно и основные нравственные императивы. Усиление значимости послед- них посредством правового закрепления, видимо, не будет лишним в век отчуждения и духовного кризиса. Примером законодательного выражения подобной позиции является поправка 42 Конституции Индии 1950 г., которая провозглашает обязанности морального свой- ства: следовать идеалам национально-освободительной борьбы, содей- ствовать гармонии и духу общего братства среди всех индийцев, проявлять гуманизм, стремиться к совершенству во всех областях ин- дивидуальной и коллективной деятельности и др. Аналогичные обя- занности перечисляет Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г. в ст. 29.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление