Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Универсальная концепция прав человека




Национальные и цивилизационные системы прав человека относи-
тельно самостоятельны и автономны в своем содержательном разви-
тии и выражении. Но каждой при этом присуще нечто общее, какой-то
минимум объективно характерного, что делает их правами человека.
Эта общность первоосновы обнаруживается благодаря тому, что речь
идет о правах особого субъекта — человека как представителя челове-
чества. Поскольку индивид в любой точке земного пространства, вне
зависимости от культурной составляющей, остается все тем же суще-
ством — человеком, это и дает основание утверждать о всеобщем ха-
рактере некоторых принадлежащих ему прав, их универсальной при-
роде.

Специалисты по философской антропологии подтверждают, что в
понятии человеческого в разных культурах и в разное время обнару-
живается «нечто общее», хотя «оно кажется тривиальным нашим
современникам, отстаивающим свою индивидуальность»*. Исследова-
ния по юридической антропологии также свидетельствуют, что разли-
чия в традиционных и современных правовых системах «носят скорее
количественный, чем качественный характер. Эти системы не иден-
тичны и в то же время не отрицают друг друга»2. «Правовые взгляды
различных культур и обществ, — замечает проф. Г.В. Мальцев, — со-
вместимы в большей мере, чем предполагалось в прошлом»3. В зару-
бежной литературе существует мнение, что подавляющее большинст-
во правовых систем современного мира, несомненно, имеют между
собой целый ряд общих характеристик. Для пришельцев с других пла-
нет «все правовые системы, существующие на нашей Земле, выгляде-
ли бы, по-видимому, не иначе как в виде единой правовой семьи»4.

Лейтмотив единства человеческого в человеке, а потому и всеоб-
щности принадлежащих каждому прав звучит на многих международ-

' Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.
С 131.

2 Рулан Н. Указ. соч. С. 235.

3 Мальцев Г.В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999. С. 15.

4 Цит. по: Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. С. 456.


§ 4. Универсальная концепция нрав человека 209

ных форумах, утверждается позицией самых авторитетных лиц плане-
ты. Например, в приветствии, направленном Венской конференции по
правам человека Далай-ламой, говорится: «В той мере, в какой дело
касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком
Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или жел-
тым, все человеческие существа обладают одинаковыми правами с
рождения до смерти. Мы все одинаковы»'.

Суданский ученый А. Ан-Наим объясняет, что права человека яв-
ляются всеобщими не потому, что они указаны в международных до-
кументах, обязательных для присоединившихся государств мира, «на-
против, эти права отражены в документах как раз потому, что они
являются всеобщими, т.е. это такие права, которыми наделено каждое
человеческое существо просто по праву рождения»2.

Действительно, первоначально общим соображением для утверж-
дения об универсальной природе прав человека является простой по
логической и моральной убедительности факт: мы все люди, и к какой
бы политической, религиозной или культурной традиции человек ни
принадлежал, все являются членами одной человеческой семьи, в
силу этого каждый имеет право на жизнь, уважение своего достоин-
ства, на равную защиту и поддержку. Это и обосновывает универсаль-
ный характер прав человека, во-первых, в связи с их субъектной при-
надлежностью (права принадлежат каждому), во-вторых, в связи с их
равной принадлежностью (каждый носитель прав — равноценный
член планетарного человечества).

Ту же аргументацию А. Ан-Наим выразил следующим образом:

«Существует общее нормативное правило, разделяемое всеми главны-
ми культурными традициями, которое, будучи истолковано просве-
щенным разумом, способно стать основой всеобщих стандартов прав
человека. Это правило гласит: каждый должен относиться к другим
людям так, как он хотел бы, чтобы другие относились к нему. Это
«золотое правило» как принцип взаимности позволяет определить,
выделить всеобщие права, посмотрев на то, какие именно права каждая
культурная традиция предусматривает для своих членов. Применяя
принцип взаимности ко всем людям, а не только к представителям
какой-то частной группы, я утверждаю, что всеобщие права челове-
ка — это такие права, которые культурная традиция хотела бы гаран-
тировать для тех, кто к ней принадлежит, а следовательно, в соответ-
ствии с принципом взаимности обязана распространить и на лиц, при-

) Michigan Journal of International Law. 1994. N 2 P. 404.
2 Ан-Наим А. Указ. соч. С. 186.


210 Глава 4. Универсальность и социокультуриый релятивизм прав человека

надлежащих к другим традициям, если они рассчитывают строить с
ними отношения по принципу взаимности»*.

Однако в литературе высказано и иное мнение, отвергающее как
таковую возможность существования прав человека в смысле универ-
сальных принципов, применимых к любым человеческим сообщест-
вам. В частности, утверждается, что «для современного многовариант-
ного мира трудно сформировать... универсальный подход к правам че-
ловека»2, что «международное сообщество пока еще далеко от
консенсуса относительно прав человека»3, что образ жизни, создан-
ный для всех наций, не годится ни для какой, поскольку это чистая
абстракция, адресованная человеку, обитающему в воображаемых
пространствах, и т.п.

С.В. Черниченко, например, утверждает, что «в настоящее время
существует универсальная концепция межгосударственного сотруд-
ничества в области прав человека, а не универсальная концепция прав
человека», что «Всеобщая декларация прав человека построена на
универсальной концепции межгосударственного сотрудничества»4.
Указанная позиция ощибочна, поскольку замыкает решение всей про-
блематики прав человека на желаниях и политике государственных
властей, ставит государство в центр социальных отношений, отодви-
гая индивида и общественные формирования на периферию деятель-
ности в области прав человека, оставляет открытым вопрос, во имя
чего сотрудничают государства.

Скептицизм по поводу существования универсальных человечес-
ких прав в ситуации, когда мир двигается к глобализации, вряд ли
уместен. Предпосылкой, делающей возможной, а по ряду показателей
и необходимой универсализацию прав, являются наиболее общие со-
циологические и антропологические закономерности, проявляющиеся
в любом человеческом сообществе.

Универсальная концепция прав человека — реальный факт совре-
менности, она относится к числу активно функционирующих глобаль-
ных систем сегодняшнего дня. Ее изложение мы находим в Международ-
ном билле о правах, в ряде других документов, принятых под эгидой
ООН, а также путем сопоставления и отыскания общего в региональных
и национальных актах по правам человека. Стремление выделить всеоб-
щее, объективное, постоянное, неизбежное, присутствующее в развитии

1 Ан-НагшЛ. Указ. соч. С. 183-184.

2 Проскурин С. Указ. соч. С. 49.

3 Даншенхо Г.М. Указ. соч. С. 30.

4 Россия и Совет Европы: 5 лет. вместе. Материалы Международной конференции.
Институт нрав человека. М„ 2001. С. 241-242.


§ 4 Универсальная концепция нрав человека 211

человека и социума, обозначить его роль и пределы действия прояви-
лось в унификации и самоопределении всеобщих прав. Не снимая и
не упрощая всей сложности и множественности реальности, универ-
сальная составляющая в правах человека служит опосредующим зве-
ном, объясняющим и проясняющим все это многообразие.

Конечно, процесс универсализации прав человека как интеллекту-
ально-волевая деятельность проходит сложно, испытывает практичес-
кие трудности, связанные с адекватным выявлением и юридической
формализацией некого действительно всеобщего минимума гумани-
тарных основ (общесоциальных и общечеловеческих), а также с офор-
млением достигнутой конвенциональности. Существуют серьезные
разногласия по вопросу о том, насколько некоторые из международ-
ных стандартов можно считать действительно универсальными, а
также что является критерием (критериями), по которому можно оп-
ределить всеобщность того или иного права. Приходится преодоле-
вать и позицию заявления частной традиции о своем превосходстве
над другими традициями.

Тем не менее международные стандарты прав человека отражают
общий опыт и общее наследие народов, так как в их подготовке участ-
вовали либо к ним присоединились государства с различными поли-
тическими, экономическими, социальными, культурными и религиоз-
ными представлениями. Кросскультурное взаимодействие, обмен
информацией, «перевод» прав человека с языка одной цивилизации
на язык другой переинтерпретируют и модифицируют привнесенные
идеи. В диалоге культур происходит гибридизация и синтез позиций
во взглядах на права, локальное наследие переплетается с транснацио-
нальными мотивами. В результате на основе отыскания общезначимо-
го формируется универсальный момент, который составляет «жесткое
ядро» правочеловеческой защиты, а вокруг него стягивается поле вза-
имодействующих социокультурных моделей прав человека.

П.А. Сорокин считал, что со временем вместо разлагающего чувст-
венного строя на Западе и устаревшего иДеационального строя на
Востоке появится интегральный социокультурный строй, и это будет
связано с перемещением центра творческого лидерства на Восток, с
взаимопроникновением и смещением западных и восточных культур-
ных ценностей, идей, "Институтов, образцов и нравов1.

Универсализация прав человека не означает унификацию и уже
тем более принудительную подгонку всех под какой-то один цивили-
зационный стандарт, выдаваемый за всеобщий (на международной

1 См.: Сорокин П. Главные тенденции нашего времени. М., 1997. С. 98.


212 Глава 4. Универсальность и социокультурпый релятивизм прав человека

арене на это продолжает претендовать западная (евроатлантическая)
модель прав человека). Но мир переходит от логики монолога к диа-
логу разных логик, стремится совместить прежние исторические
эпохи и их мировоззренческие ценности с эпохой и ценностями, толь-
ко еще нарождающимися. Категория универсальных прав совмещает
межцивилизационные ценности и строится на основе принципа сим-
фонизма, единства в многообразии (или разнообразия и единстве).

Интеграционный характер универсальных прав не означает дви-
жения к унылому однообразию. Напротив, чем богаче, разнообразнее
целостность, тем она жизнеспособнее, энергичнее, дифференциация
разностей формирует энергию динамики. Универсальность прав чело-
века проявляется как общая форма, внутри которой бушует палитра
конкретных проявлений. Современный мир полицентричен, поли-
центричны и права человека. Универсализм прав естественным обра-
зом дополняется их фундаментальным релятивизмом. При этом если
универсальный срез прав выполняет функцию руководящего принци-
па, единой целевой установки, то цивилизационные и национальные
версии наполняют права специфическим смыслом и культурным
своеобразием в рамках этих ориентиров.

В универсальных правах заключена инструментальная ценность,
столь необходимая для этапа модернизации: они формируют инициа-
тивную, самоопределяющую и творческую личность. Самоопределение
индивида, динамика которого ускорилась благодаря существованию
института прав человека, отмечается как общечеловеческая тенден-
ция, самоопределение личности необходимо сопровождает информа-
ционнно-технологический и экономический прогресс модернизирую-
щихся государств. Чем крепче человек стоит на ногах, тем меньше он
нуждается в общинных и семейных связях, тем реальнее проявляется
его самостоятельность, ощущается ответственность. Самостоятель-
ность и индивидуализм отнюдь не были свойственны Европе до эпохи
великих географических открытий. Теперь такой тип личности вос-
требован и в других странах, вставших на путь развития.

Еще большую заявку на творческую саморазвивающуюся лич-
ность, обладающую всеобщими правами, сделала эпоха постиндустри-
альной глобализации. Появление универсальных прав неразрывно
связано с «перерождением человеческого рода в человечество»
(Н.А. Бердяев), которому стали «тесны» исторические национальные
рамки. С возникновением и обострением проблем антропоэкологи-
ческого порядка значимость различий в моделях социальной органи-
зации сообществ становится для человечества менее актуальной,
нежели проблемы выживания и сохранения жизни. Тенденции объ-
единяющегося мира интенсифицируют процессы самоопределения


§ 4. Универсальная концепция прав человека 213

индивидов, заставляют отыскивать и выдвигать на передний план в
укладах жизни разных сообществ те социальные основы, на которые
могло бы опереться раскрытие созидательных начал человеческой
природы. Всеобщие права отражают эти процессы и способствуют ин-
теграционным движениям.

Интернационализация общественной жизни и универсальный
подход к правам человека стали результатом победы международного
общения над началами государственной исключительности и нацио-
нально-культурной замкнутости. Рано или поздно народы всего мира
присоединятся к этому процессу и права человека станут частью пла-
нетарной гуманитарной культуры.

Основные положения универсальной концепции, воплощающей
идею всеобщих прав, заключаются, как представляется, в следующем.

1. Права человека есть признание значимости для населения пла-
неты Земля каждого человека, веры в его творческие силы и способ-
ности для освоения мира. Цель прав — обеспечить свободное и аде-
кватное развитие каждой личности.

2. Универсальные права являются следствием и одновременно
средством защиты общесоциальных и общечеловеческих ценностей:

жизни, достоинства человека, его свободы, равноправия людей и наро-
дов, солидарности между ними, справедливости человеческого обще-
жития, гуманизации отношений.

3. Права человека — это нравственно-правовой инструмент модер-
низации сообществ, способ устройства общественных связей, свобод-
ных от рабства, страха, насилия и нужды. Права человека содействуют
развитию, социальному прогрессу, улучшению условий жизни.

4. Всеобщие права выполняют интеграционную функцию, ориен-
тируют народы и государства на сотрудничество и взаимопомощь,
способствуют становлению единого планетарного человечества.

5. Универсальные права — это нравственный регулятор поведения
людей и властей, они формируют посредством совместных усилий че-
ловека,' государства и общества самоопределяющуюся творческую
личность, действующую во имя общего блага. «Люди должны посту-
пать в отношении друг друга в духе братства и по совести» (ст. 1 Все-
общей декларации прав человека 1948 г.).

6. Права человека как юридический институт закреплены в нацио-
нальных законах, предупреждающих, с одной стороны, проявление
эгоизма и насилия при преследовании индивидом своих интересов, а с
другой — гарантирующих его законные интересы путем создания эф-
фективных механизмов их реализации и защиты.

7. Всеобщие права отражены в международных документах (Меж-
дународном бидле) в качестве интернациональных стандартов дейст-


214 Глава 4. Универсальность и социокультурный релятивизм нрав человека

вия государств в области прав человека. В этой роли они выступают
одновременно и как обязательства государственных властей перед
своими гражданами, и как обязательства перед международным сооб-
ществом, которые добровольно ограничили свой суверенитет для
сферы прав человека.

8. Универсальные стандарты прав человека сегодня выражены как
минимальные ориентиры для установления их в национальных режи-
мах. Они требуют соблюдения принципа «непонижения» статуса
граждан, но при этом благожелательны и к повышению этого уровня.

9. Условием реальности прав человека является знание каждым
своих прав, умение ими пользоваться; кто не знает своих прав, тот их
и не имеет.

10. Обязанности неразрывны с правами, выполнение обязаннос-
тей — свидетельство признания и соблюдения прав других людей.
Добросовестное исполнение своих обязанностей есть предваритель-
ное притязание на уважение индивидуальных прав каждого со сторо-
ны окружающих.

11. Принцип ответственности за свои действия при реализации
прав предполагает и обосновывает запрет злоупотреблять правами.

12. Равенство в правах, солидарность и взаимопомощь между людь-
ми, между индивидуумом и государственной властью предупреждает
перерастание личностных притязаний в индивидуализм, не допускает
отчуждение каждого от всех, власти от общества и гражданина.

13. Индивидуальные и коллективные права сбалансированы.
Крайности индивидуализации либо обобществления прав не способ-
ствуют гармоничному и устойчивому развитию личности, социума и
природы.

14. Ограничение прав возможно, но в разумных пределах и време-
ни, по мотивам социально значимым и в форме надлежащей про-
цедуры.

15. Признание международным сообществом универсальных прав
означает, что никакие правила национального, политического или ре-
лигиозного характера не могут ограничить всеобщие права. Универ-
сальные права имеют самую широкую пространственную и субъект-
ную сферу распространения.

16. Всеобщими являются права, которыми обладает и должен
иметь реальную возможность осуществлять каждый человек в любой
стране. Их перечень изначально был и остается открытым.

К ним относятся:

• право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность;

• свобода от рабства и подневольного состояния;

• свобода от пыток и бесчеловечного обращения и наказания;


§ 4. Универсальная концепция нрав человека 215

• право на признание правосубъектности;

• право на равную защиту закона и справедливое правосудие;

• свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания;

• свобода от произвольного вмешательства в личную и семейную
жизнь, произвольного посягательства на неприкосновенность жили-
ща, тайну корреспонденции или на честь и репутацию;

• свобода передвижения, право на убежище от преследования;

• право на гражданство;

• право вступать в брак и основывать семью;

• право владеть имуществом;

• свобода мысли, совести, религии, убеждений;

• свобода мирных собраний и ассоциаций;

• право на участие в управлении своей страной, равного доступа к
государственной службе;

• равные избирательные права;

• право на социальное обеспечение в соответствии с ресурсами
каждого государства;

• право на труд, свободный выбор работы, защиту от безработицы,
равную оплату за равный труд, на создание профессиональных со-
юзов;

• право на отдых, и досуг;

• право на жизненный уровень, необходимый для поддержания
здоровья и благосостояния;

• право на образование;

• право свободного участия в культурной жизни общества, автор-
ские права;

• право на социальный и международный порядок, позволяющий
осуществлять права;

• другие.

Однако, признавая всю значимость появления всеобщих прав,
нельзя забывать, что «развитие не исчерпывается следованием толь-
ко... общему универсальному началу. Фактическое многообразие об-
щественных систем, идеологический, нравственный, духовный плюра-
лизм, относительная свобода воли людей, их сознательная целе-
устремленность, возрастание степени творческого начала в жизни
людей в целом означает принципиальную несводимость к универсаль-
ному началу, которое не является единственно определяющим и само-
достаточным фактором»*.

* Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / Под ред. М.Н. Мар-
ченко. С. 352.


216 Глава 4 Универсальность и социокультурнын релятивизм прав человека

Концепция универсальных прав делает главное — благодаря ей до-
стигнуто согласие международного сообщества относительно необхо-
димости внимания и поддержки отдельного человека. Подтверждени-
ем достигнутого единства является международная стандартизация
прав человека, пытающаяся выровнять уровни жизнедеятельности
людей, и желание народов и властей следовать ей во внутренних пра-
вопорядках.

Таким образом, всеобщие права есть фиксация в терминах соот-
ветствующих культур интернационального понимания значимости
сбережения человека и договоренности о претворении в жизнь разны-
ми национальными юридическими, политическими и нравственными
способами этой задачи. В этом состоит общее универсальное и специ-
фическое социокультурное определение прав человека. Цивилизаци-
онная пластичность прав человека в сочетании с универсальной целе-
направляющей идеей — линия стратегического использования нравст-
венно-юридических прав в механизмах сохранения и развития
человека и человечества. Дивергенция национально-цивилизационно-
го проявления прав человека в рамках единого экогуманистического
закона — мощнейший фактор устойчивого общественного развития.


Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.