Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая ответственность за нарушения прав человека




Юридическая ответственность является самой «сильной» по воздей-
ствию на нарушителей гарантией драв человека. В специально юриди-
ческом смысле она представляет собой лишения или умаления прав
лиц, нарушивших права и свободы других граждан (или их объеди-
нений).

Целью юридической ответственности является охрана прав чело-
века с помощью применения мер государственного или международ-
ного принуждения, которая достигается принудительным восстанов-
лением нарушенных прав, пресечением противоправных состояний,
наказанием правонарушителей и устранением причин и условий, спо-
собствующих нарушениям.

Поскольку по природе это принудительный инструмент повышен-
ной жесткости, то разработаны правила и принципы применения от-
ветственности: посягательства на права должны пресекаться с помо-
щью соразмерных мер, а борьба с нарушениями прав человека должна
вестись на основе принципов законности, неотвратимости и своевре-
менности применения мер к виновным лицам, неприкосновенности
прав и свобод тех, кто не совершил ничего противоправного. Юриди-
ческая ответственность служит задачам гуманизма.

Основанием привлечения к ответственности является нарушение
прав человека, т.е. деяние, выраженное позитивно в законодательной
норме как запрещенное к совершению. При этом ни признаки наруше-
ния прав человека, описанные в законе, ни санкции, определяющие
меры ответственности за него, не подлежат расширительному толко-
ванию либо применению по аналогии.

Юридическая ответственность за нарушение прав человека осу-
ществляется на основе единства материальных и процессуальных
норм: нормы материального права указывают на признаки нарушения
и санкции за его совершение, а порядок доказывания и назначения
мер ответственности регламентируется процессуальными правилами.

В зависимости от содержания принудительных мер выделяется
правовосстановительная ответственность, нацеленная главным образом
на устранение причиненного нарушением вреда (таковой в большей
части является гражданско-правовая ответственность), и карательная
(штрафная) ответственность, осуществляемая путем непосредствен-
ного воздействия на нарушителя и его права в соответствии с общей и
частной превенцией (к ней относятся уголовно-правовая, администра-
тивная и дисциплинарная виды ответственности).

Уголовная ответственность стала исторически первым видом от-
ветственности за признанные нарушения прав личности. Она извест-
на в виде лишения свободы, крупных штрафов, смертной казни, при-


§3 Эф(ректив||осты1рав человека проблемы юридических гарантий 293

нудительных работ и др. Однако по сравнению с ней правовосстано-
вительная ответственность явилась шагом вперед, поскольку оказа-
лась способной кардинально изменить обстоятельства, ведущие к на-
рушению прав человека, повлиять на поведение лиц или учреждений
с целью исправить сложившуюся ситуацию, найти компромиссное ре-
шение конфликта.

Для реализации правовосстановительной ответственности необхо-
димо доказать существование обязанностей правонарушителя, кото-
рые обеспечивали права потерпевшей стороны и которые он не вы-
полнил, а также предпринять принудительное их осуществление. Для
карательной (штрафной) ответственности важнее другое — правиль-
ная квалификация деяния, индивидуализация ответственности и ис-
полнение назначенных правонарушителю мер принуждения.

Оба вида ответственности осуществляются поэтапно и в процессу-
альной форме, причем последняя зависит от материального основа-
ния: чем строже санкция, тем более детализированы процессуальные
правила установления истины по делу и гарантии права на защиту.

И правовосстановительная, и карательная ответственность, с
одной стороны, воплощают собой принуждение, а с другой — гаранти-
руют права лиц, обвиняемых в правонарушении. При этом привлечен-
ные к ответственности вправе оспаривать предъявленное обвинение,
участвовать в исследовании материалов дела, давать объяснения,
представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать реше-
ния и т.д.

Субъектами ответственности являются физические лица, органи-
зации и государства. При этом физические лица как нарушители прав
человека могут выступать в личном качестве, как представители юри-
дических лиц либо как служащие и должностные лица государствен-
ных органов или органов местного самоуправления.

Индивид как частное лицо подлежит юридической ответственнос-
ти за нарушение прав человека по общим правилам: по основаниям и
в порядке, предусмотренном уголовным, административным, граж-
данско-правовым и дисциплинарным национальным законодательст-
вом, а в случае совершения преступления международного характера
предается суду государства своего гражданства (подданства) либо вы-
дается другому государству, на территории которого были совершены
эти деяния.

Физическое лицо, действующее от имени организации, юридичес-
ки ответственно вместе с представляемой организацией.

Индивид как представитель государства несет ответственность по
национальному и международному праву. Служащие и должностные
лица олицетворяют собой государственную власть, их авторитет и мо-


294 Глава 5. Политико-правовая сущность нрав человека

ральное достоинство воспринимаются как авторитет государства, по-
этому привлечение их к ответственности ассоциируется с ответствен-
ностью всего государственного аппарата, признающего тем самым
верховенство и обязательность закона равным образом для всех лиц.
Расширение сферы ответственности государства за правонарушения,
совершаемые его работниками, является естественным проявлением
процесса отмирания абсолютизма власти и противодействует тому,
чтобы государство стояло выше закона.

На государственных служащих в Российской Федерации возложе-
ны профессиональные обязанности по обеспечению, соблюдению и
защите прав и законных интересов граждан (п. 3, 5 ст. 10 Федерально-
го закона «Об основах государственной службы Российской Федера-
ции» 1995 г.). В п. 5 ст. 14 указанного закона установлено, что «госу-
дарственный служащий несет предусмотренную федеральным зако-
ном ответственность за действия или бездействие, ведущие к
нарушению прав и законных интересов граждан».

Тем не менее в России пренебрежительное отношение государст-
венных чиновников к обеспечению прав граждан и их безответствен-
ность в этой области присутствует на всех уровнях, подрывая веру во
власть и закон*. Опасность такого явления очевидна — вымывание
персональной ответственности государственных служащих ведет к
формированию в обществе негативного облика всех властных струк-
тур, девальвирует конституционно провозглашенную государствен-
ную задачу признавать, обеспечивать и защищать права человека
(ст. 2 Конституции РФ).

Субъектом ответственности за нарушение прав человека может
быть и государство в целом. При становлении института прав челове-
ка подразумевалось, что наличие подобных прав позволит спросить за
качество власти, правопорядка и соответственно режима прав челове-
ка с государства. Демократизация общественной жизни расширила
круг лиц, ответственных за надлежащее существование прав. Теперь
государство хотя и остается основным субъектом поддержания прав
человека, но не является единственным ответственным лицом за их
нарушение.

В настоящее время все требовательнее заявляет о себе необходи-
мость ответственного выполнения государством возложенных на него

1 Начальник управления Президента РФ по работе с обращениями граждан
М Миронов приводит следующие цифры: если сопоставить число подтвердившихся
фактов нарушений прав граждан с числом наказанных за это должностных лиц, то ока-
зывается, что ответственность последние несут лишь в одном случае из десяти (Россий-
ская газета. 1999.11 дек.).


§ 3. Эффективность нрав человека: проблемы юридических гарантий 295

функций законодательной, исполнительной и судебной власти. Ре-
зультаты этой деятельности, если они причиняют вред гражданам,
приобретают механизмы обжалования и компенсирования. В Россий-
ской Федерации ст. 53 Конституции установила, что «каждый имеет
право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов государственной власти или
их должностных лиц».

Своеобразием государственно-правовой ответственности является
то, что она наступает как за конкретное нарушение прав человека, так
и за ненадлежащее осуществление публичной власти вообще, т.е. от-
ветственность государства имеет место не только за нарушение пози-
тивных положений Конституции и законов о правах человека, но и за
неверный политический курс, опрометчивость в вопросах управления,
неспособность справиться с возложенными обязанностями, которые
затрагивают интересы и негативно отражаются на положении всего
населения страны'.

Формы юридической ответственности государства выражаются
специфически, это может быть вотум недоверия парламента прави-
тельству и отставка последнего, досрочное прекращение полномочий
(роспуск) местного представительного органа, снятие (отрешение или
освобождение) с поста должностного лица высокого уровня, лишение
депутатского мандата. Отмена незаконных нормативных и индивиду-
альных актов высших и местных органов власти, нарушающих права и
законные интересы граждан, также является следствием признания
неправомерного поведения государства и формой восстановления
ущемленных прав2.

Следует заметить, что в нашей стране государство было официаль-
но признано субъектом самостоятельной ответственности лишь с при-
нятием Указа Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении
ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов
дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» от
18 мая 1981 г. В настоящее время вред, причиненный гражданину в
результате незаконных действий (бездействия) государственных ор-
ганов, органов местного самоуправления или должностных лиц, в том

) Например, ввиду невыполнения предвыборных обещаний глава Кабинета мини-
стров Болгарии в 1994 г. был вынужден уйти в отставку. В связи с неспособностью
защитить граждан Израиля от террористов парламент страны большинством голосов
выразил в 1994 г. недоверие правительству В апреле 1995 г. Верховный Совет Украины
выразил недоверие правительству из-за отсутствия у него четкой программы стабилиза-
ции экономического положения населения, и оно ушло в отставку.

2 См.: Жилин Г. Признание нормативных актов недействительными // Российская
юстиция. 1998. № 7.


296 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека

числе в результате издания не соответствующего закону или иному
правовому акту акта государственного органа, регулируется ст. 1069 и
1070 ГК РФ, Законом РФ «О реабилитации жертв политических реп-
рессий» от 18 октября 1991 г. с последующими изменениями и допол-
нениями. Ответственность государства за нарушение прав человека —
демократическое средство в системе национальных правовых гаран-
тий прав, но оно нуждается в дальнейшем совершенствовании'.

Международная ответственность за нарушения прав человека —
относительно новое явление в истории человечества, имеющее немно-
го положительных примеров надлежащей реализации наряду с мно-
жеством проблем, появившихся в связи с ее установлением.

Развитие международной ответственности явилось результатом
понимания мировым сообществом того, что безответственность лиц,
злоупотребляющих властью, и агрессивных государств, преступно
действующих в ущерб фундаментальным правам индивидов и наро-
дов, провоцирует вседозволенность и грозит неисчислимыми ката-
строфами. Международная ответственность возникла как реакция
сообщества государств на самые серьезные, грубые и массовые посяга-
тельства на человеческие права. Международная ответственность для
тех, кто не считается с правом на жизнь, безопасное и достойное суще-
ствование людей, выступает гарантией сохранения в общепланетар-
ном масштабе человечества в целом.

Ответственность по международному праву за наиболее опасные
посягательства на права человека осуществляется в соответствии с об-
щими принципами юридической ответственности: неотвратимостью
наказания, правом на справедливое рассмотрение своего дела в суде,
гласностью судебного разбирательства, равенством перед законом и
судом, правом на защиту и т.п. Но при этом она имеет некоторые осо-
бенности.

Субъектами ответственности на международном уровне могут
быть государства, физические и юридические лица (организации).
Должностное положение лица, совершившего международное пре-
ступление против прав человека, не освобождает его от личной ответ-

1 См.: Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995.
№ 7. С. 35—42; Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федера-
ции: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нару-
шение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000; Пробле-
мы правовой ответственности государства, его органов и служащих. (Материалы «Круг-
лого стола») // Государство и право. 2000. № 3. С. 20—36; Кратов МА. Публично-пра-
вовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и
право. 1993. № 6. С 46—56; Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед
обществом // Государство и право. 2000. № 12. С. 64-72.


§ 3 Эффективность нрав человека проблемы юридических гарантий 297

ственности. Сроки давности к виновным в таких преступлениях не
применяются. Выполнение преступных приказов своего правительст-
ва или начальников не освобождает исполнителя от ответственности,
если сознательный выбор в подобной ситуации был фактически воз-
можен. Ответственность может иметь место по приговору как между-
народного юрисдикционного органа, так и национального суда кон-
кретного государства.

Для международного права характерно отсутствие четкого разгра-
ничения между карательной и правовосстановительной ответствен-
ностью, поэтому санкции чаще всего выступают в смешанном виде, в
них присутствуют компенсационные элементы и элементы нака-
зания*.

Международными санкциями являются, например, прекращение
незаконной оккупации, освобождение неправомерно задержанных
лиц, аннулирование законодательных, исполнительных и администра-
тивных актов и распоряжений, отмена судебных решений, возбужде-
ние уголовного или административного преследования лиц, виновных
в нарушениях прав человека по международным нормам, возмещение
материального ущерба в форме выплаты денежных сумм, констатация
международным актом факта имевшего место нарушения прав чело-
века и т.д.

Высокая общественная опасность международных преступных по-
сягательств на права человека, причиняющих невосполнимый вред
множеству людей, вряд ли имеет адекватные санкции. Да это и невоз-
можно. Международное сообщество не может использовать для борь-
бы с ними меры, аналогичные действиям международных преступни-
ков. Так, государства, покаравшие виновников Второй мировой
войны, не применили к ним тех жестоких мер, которые сами эти пре-
ступники считали вполне обычной нормой поведения по отношению к
порабощенным народам. В соответствии с решениями Ялтинской кон-
ференции на Германию был наложен объем репараций значительно
меньше того ущерба, который она нанесла странам, втянутым в войну.

Для наказания лиц, виновных в тяжких преступлениях против на-
родов, развивается практика создания международных трибуналов и
международных уголовных судов (Нюрнбергский международный
военный трибунал, Токийский трибунал, международные уголовные
трибуналы по Югославии и Руанде). Эти международные трибуналы
полномочны осуществлять судебное преследование лиц, которые со-
вершали или отдавали приказы о совершении умышленных убийств,

* Подробнее см: Курс международного права' В 7 т. Т. 3. М., 1990. С 195


298 Глава 5 Полот ико-правовая сущность прав человека

пыток и бесчеловечного обращения, включая биологические экспери-
менты и нанесение ущерба здоровью, а также проводимые в широких
масштабах разрушения и присвоения имущества, принуждение воен-
нопленных и гражданских лиц к службе в вооруженных силах, неза-
конное депортирование, взятие гражданских лиц в качестве заложни-
ков, нарушение законов или обычаев войны, совершение геноцида и
других бесчеловечных актов.

17 июля 1998 г. под эгидой ООН был утвержден римский статут
Международного уголовного суда, которому стали подсудны дела о
преступлениях против мира и безопасности человечества'. По мнению
ООН, независимый суд, свободный от политического давления, уч-
режденный на правовой основе и обеспечивающий максимальные га-
рантии обвиняемым, предотвратит события, могущие оказать негатив-
ное воздействие на целые народы.

В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности че-
ловечества предусматривается ответственность физических лиц за со-
вершение деяний, квалифицируемых как преступления против мира и
безопасности человечества: агрессия, геноцид, апартеид, системати-
ческие и массовые нарушения прав человека, исключительно серьез-
ные военные преступления, вербовка и использование наемников,
терроризм, незаконный оборот наркотических средств, серьезный
ущерб окружающей среде и т.п.

На такие деяния не распространяется действие срока' давности.
При этом судебное преследование какого-либо лица за преступление
против мира и безопасности человечества не освобождает государст-
во, от имени которого осуществлялись подобные действия виновными
лицами, от ответственности. Официальный статус лица, совершивше-
го преступление против мира и безопасности человечества, в частнос-
ти тот факт, что он является главой государства или правительства, не
исключает его ответственности.

Данный принцип определился благодаря ряду прецедентов, имев-
ших место в международной практике2. В международной практике

' См.: Итоги. 2002.16 июля С. 10-13.

2 Так, после Первой мировой войны в соответствии со ст. 227 Версальского догово-
ра союзные и объединившиеся державы предъявили Вильгельму II, бывшему императо-
ру Германии, «публичное обвинение в высшем оскорблении международной морали и
священной силы договора». Версальский договор предусматривал создание специаль-
ного международного трибунала для осуществления правосудия над Вильгельмом II.
Суд над германским императором, правда, не был проведен из-за отказа Голландии
выдать его Однако союзные державы, предъявляя обвинение, исходили из оценки роли
императора как преступной в развязывании мировой войны 1914—1918 гг. (Междуна-
родное уголовное право. Учебное пособие / Под род В.Н. Кудрявцева. М., 1999. С. 51).


§ 3 Эффскгивноаь нрав человека проблемы юридических гаратий 299

используются и несудебные формы рассмотрения вопросов о наруше-
ниях прав человека. Они также являются результатом «спроса» с го-
сударства за его деятельность. Комиссия ООН по правам человека,
конвенционные комитеты (Комитет по правам человека, Комитет
против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и др.)
в случае установления нарушений обязательств по правам человека, со-
гласно международному договору, указывают государству на это нару-
шение, высказывают свое мнение относительно соответствия государ-
ственных законов и национальной практики международным стандар-
там прав человека. Следуя замечаниям и рекомендациям этих
органов, соответствующие государства возмещают нанесенный жертве
ущерб, освобождают заключенных, изменяют национальное законода-
тельство, совершенствуют свою систему защиты прав человека и т.д.

Таким образом, международное воздействие является важным
средством подавления экстремистских, национальных и других амби-
циозных проявлений со стороны руководителей отдельных государств
и исполнителей их преступных приказов. И хотя институт междуна-
родной ответственности применяется не столь часто, и виновные ин-
дивиды не всегда несут заслуженную кару, тем не менее он имеет вы-
сокую значимость в борьбе за права человека и мир. Он является
гарантией неприкосновенности человека и его прав, служит предосте-
режением объединенного человечества всем государственным деяте-
лям и силам агрессии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По мере развития и распространения идей защиты и гарантии прав
человека происходит расширение и углубление их содержания, права
становятся все более «интересными» (сложными), в них накаплива-
ются все новые открытые вопросы. Сегодня постнеклассическое зна-
ние определяет права комплексно, встраивая их этико-политико-пра-
вовую сущность в системы более крупных порядков — процессы
модернизации, глобализации и гуманизации, относит их к составляю-
щим коэволюционного развития, принципам формирования креатив-
ной цивилизации.

1. Права человека являются обязательным элементом обществ,
осуществляющих переход от традиционных культур к современным.
Права человека — необходимая сторона и практический инструмент
индустриализации и модернизации. Последние предполагают глубо-
кую трансформацию практически всех пластов социальной жизни, т.е.
связаны и востребуют новый тип личности и новые типы обществен-
ных связей. Модернизация основывается на наличии частной собст-
венности, рынка, демократии, самоопределения индивида, опирается
на личную, имущественную и гражданскую самостоятельность пос-
леднего. А без прав человека, раскрепощающих людей, стимулирую-
щих их творческую инициативу, это осуществить невозможно. Права
человека стали условием, а также действенным механизмом проведе-
ния модернизации. Появление прав человека сыграло поистине рево-
люционную роль в смысле открывшихся перед индивидом новых воз-
можностей и перспектив. Права человека формируют творческую
личность, обладающую качествами гражданственности, строящую
свои отношения с другими людьми и властью на принципах взаимно-
го уважения и сотрудничества. Самоопределение индивида, динамика
которого ускорилась благодаря существованию института прав чело-
века, является объективной тенденцией, общечеловеческим показате-
лем развития, сопровождающей информационно-технологический и
экономический прогресс модернизирующихся государств. Поэтому
права человека имеют перспективу распространения во всем мире.

2. Права человека — глобальное явление и фактор становления
постиндустриального человечества, глобализации мира. Собственно


Заключение

 

 


 


глобализация прав человека является отражением стандартизации ви-
тальных и социальных потребностей людей, которая возросла в ходе
появления сходности условий жизни, формирования общих экономи-
ческих, информационных, культурных пространств, интернационали-
зации и транснационализации. Глобализация включает индивидов в
социально-экономические системы больших масштабов и связывает
их права с правами всего человечества. Эта связь проявляется в общей
заинтересованности в поддержании мира и безопасности, в поисках
способов индивидуальной и коллективной защиты от негативных по-
следствий техносферы, в озабоченности будущей судьбой всемирной
цивилизации. Права человека связаны с решением практически всех
глобальных проблем, они напрямую подключены к решению главной
глобальной проблемы — преодолению антропологического кризиса и
сохранению человеческой личности в условиях растущих и всесторон-
них процессов отчуждения. Они составляют важный фрагмент страте-
гии устойчивого (самоподдерживающего) развития. На права человека
возлагаются надежды по формированию креативно-гуманистической
постиндустриальной цивилизации, в которой на первое место выдви-
гается человек и его творческие начала.

3. Права человека все больше из социального и личностного фено-
мена обретают экоприродное измерение. Техногенная цивилизация
породила предельные характеристики антропоцентризма как исклю-
чительности и выделенное™ человека, его «вознесенности» над при-
родным миром, уверенности в своем праве покорять и властвовать.
С обострением вызовов экологического порядка значимость различий
в моделях социальной организации культурных сообществ оказывает-
ся для человечества менее актуальной, нежели проблемы выживания
и сохранения жизни. Приоритеты выхода из кризиса и предотвраще-
ния гибели человеческой цивилизации связываются с переходом к
биоцентризму и коэволюционной стратегии. В прогнозах социоэкора-
звития правам человека уделяется важное место, в них человеческие
права аккумулируются с программами сохранения естественных сооб-
ществ и экосистем, идея человека как имеющего право завоевывать и
подчинять себе природу переосмысливается в идею человека как
одного из равноправных членов земной биосферы, ответственного за
ее сохранение.

4. Феномен прав человека развивается как многообразие в единст-
ве, он имеет универсальное ядро и разнообразные социокультурные
формы осуществления. В качестве универсального общего права чело-
века являются активно функционирующей современной глобальной
системой. Универсальный подход к человеку и его правам стал ре-
зультатом победы международного общения над началами государст-


302 Заключение

венной исключительности и национально-культурной замкнутости.
Признание всеобщих прав неразрывно связано с перерождением чело-
веческого рода в человечество, которому стали тесны историко-нацио-
нальные рамки. Универсальные права объединяют людей, преодолевая
синдром национальной исключительности и разрушая ксенофобию. Од-
нако развитие прав человека не исчерпывается следованием только
универсальным тенденциям. Социокультурный, нравственно-духов-
ный, идеологический плюрализм, свобода воли людей, возрастание
степени творческого начала предполагают вариативность форм осу-
ществления правочеловеческой защиты. Поэтому наряду со всеобщи-
ми правами формируются цивилизационные, региональные, государ-
ственно-национальные модификации прав. Отражая то общее, что
необходимо для сбережения человека планетарного, они включают в
свое содержание специфику и стереотипы разных культур и конкрет-
но-исторических обстоятельств, предопределяя развитие прав челове-
ка как единство в многообразии.

5. Права человека — часть планетарной гуманистической культу-
ры, это гуманитарное понятие, всесторонне культивирующее уваже-
ние к человеческому достоинству. Права человека играют важную
роль в деле гуманизации общественных отношений, смягчения нра-
вов, повышения терпимости людей друг к другу. Благодаря идее прав
человека общественное сознание и практика медленно, но начали эво-
люционировать от насилия к человечности, накапливая нравственный
потенциал в оценках значимости человека и сбережения каждой чело-
веческой жизни. Права человека презентуют праксеологический срез
гуманизма, они «переводят» в русло практической деятельности и
обыденного сознания высокие и абстрактные идеалы человекоуваже-
ния — свободу, равенство, солидарность, добро, толерантность, граж-
данственность и т.д. Задача прав человека — восстановить в человеке
человеческое, освободить от рабства и самоотчуждения, обратить себя
к себе и собственному познанию. Права человека — процесс «очелове-
чивания» людей. Современное развитие прав продолжается в рамках
нового гуманитарного ренессанса — резкого повышения статуса обще-
человеческих ценностей, изживания техногенного синдрома предыду-
щей эпохи, становления ноосферного общества. Мировое сообщество
взялось за решение чрезвычайно сложной задачи — навести порядок в
общежитии, помня о человеке не как о его средстве, а как обществен-
ной цели.

6. Права человека «переделывают» механизм власти, они стали
импульсом, а также результатом изменений взаимоотношений лич-
ности и олицетворяющего публичную политическую власть государ-
ства. Они оказали огромное влияние на изменение характера органи-


зации и деятельности государственных структур в целом, лимитиро-
вали административно-бюрократический произвол и препятствуют
тому, чтобы мощная власть выродилась в деспотическую и диктатор-
скую. Права человека призвали граждан к бдительности по отноше-
нию к своим правителям, установили в форме правовых правил, кото-
рые защищают индивида, границу для поведения властей. Ноосфер-
ная перспектива предполагает создание человекосберегающей
общественно-политической системы, т.е. такой, в которой организую-
щим лидером выступает правовое, демократическое, социальное и
экогуманистическое государство, а его цели и приоритеты смещаются
к человеку и росту его качества.

7. Права человека углубляют нравственно-этические начала права
как системы социальной регуляции, они способствуют замене фор-
мально-технического, ценностно-нейтрального права правом гуманис-
тическим. Международные и внутригосударственные нормы оправах
человека сегодня понимаются прежде всего как эвристическая модель
современного социогуманитарного знания о человеке, его природе,
интересах и потребностях, месте и роли в обществе и мире. Под влия-
нием прав человека позитивное право начинает соотноситься с осно-
вами человеческого бытия, потребностями и интересами человека, а
не только с волей властей предержащих. Благодаря правам человека
правовые системы очеловечиваются, гуманизируются и демократизи-
руются, поворачиваются лицом к, людям, помогая им решать их на-
сущные проблемы. Право, которое включает защиту прав человека,
начинает представлять собой интересы не только власти, но и индиви-
да и перестает быть исключительной монополией государства. Гума-
нистическое право, «наполненное» правами человека, материализует
не формальную свободу с произвольным содержанием, а защищаемое
самоуправление личности в системе организованной социальности.


Книги Издательской группы «Юристъ» можно купить:

В книготорговом объединении «Юристь — Гардарика»

107082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская»)

Тел.: (095) 797-9081,797-9082,797-9083,797-9084
363-0634,363-0635,363-0636

Адрес электронной почты: [email protected]
Интернет-магазин •«Юристъ — Гардарика»: http://www.u-g.ru

Оптовый отдел, «Книга — почтой» — с 9.00 до 18.00, выходные — суб., воскр.
Розничный магазин — с 10.30 до 20.00 (понсд. — суб.)
с 10.00 до 16.00 (воскр.)

В книжном магазине «Юристь»

101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1
(ст. метро «Лубянка», «Китай-город»)
Тел.: (095) 924-5036
Время работы: с 10.00 до 19.00, выходные — суб., воскр.

Глухарева Людмила Ивановна

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
(СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ
И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)

Редактор ВА. Кочанов
Корректор Г Д. Шаровка
Художественный редактор А.В. Аптипов
Компьютерная верстка И.Г. Долгой

Изд. лиц. № 071461 от 26.06.97.,

Подписано в печать 25.02.2003. Формат 60х901/16. Гарнитура Петербург
Печать офсетная. Усл. печ. л. 19,0. Тираж 1000 экз. Заказ № 288

Издательская группа «Юристъ»
101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1
Тел.: (095) 928-4840

Отпечатано с готовых диапозитивов
в Щербинской типографии.
113623, Москва, ул. Типографская, д. 10




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 8199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.288 сек.