Юридическая ответственность является самой «сильной» по воздей- ствию на нарушителей гарантией драв человека. В специально юриди- ческом смысле она представляет собой лишения или умаления прав лиц, нарушивших права и свободы других граждан (или их объеди- нений).
Целью юридической ответственности является охрана прав чело- века с помощью применения мер государственного или международ- ного принуждения, которая достигается принудительным восстанов- лением нарушенных прав, пресечением противоправных состояний, наказанием правонарушителей и устранением причин и условий, спо- собствующих нарушениям.
Поскольку по природе это принудительный инструмент повышен- ной жесткости, то разработаны правила и принципы применения от- ветственности: посягательства на права должны пресекаться с помо- щью соразмерных мер, а борьба с нарушениями прав человека должна вестись на основе принципов законности, неотвратимости и своевре- менности применения мер к виновным лицам, неприкосновенности прав и свобод тех, кто не совершил ничего противоправного. Юриди- ческая ответственность служит задачам гуманизма.
Основанием привлечения к ответственности является нарушение прав человека, т.е. деяние, выраженное позитивно в законодательной норме как запрещенное к совершению. При этом ни признаки наруше- ния прав человека, описанные в законе, ни санкции, определяющие меры ответственности за него, не подлежат расширительному толко- ванию либо применению по аналогии.
Юридическая ответственность за нарушение прав человека осу- ществляется на основе единства материальных и процессуальных норм: нормы материального права указывают на признаки нарушения и санкции за его совершение, а порядок доказывания и назначения мер ответственности регламентируется процессуальными правилами.
В зависимости от содержания принудительных мер выделяется правовосстановительная ответственность, нацеленная главным образом на устранение причиненного нарушением вреда (таковой в большей части является гражданско-правовая ответственность), и карательная (штрафная) ответственность, осуществляемая путем непосредствен- ного воздействия на нарушителя и его права в соответствии с общей и частной превенцией (к ней относятся уголовно-правовая, администра- тивная и дисциплинарная виды ответственности).
Уголовная ответственность стала исторически первым видом от- ветственности за признанные нарушения прав личности. Она извест- на в виде лишения свободы, крупных штрафов, смертной казни, при-
§3 Эф(ректив||осты1рав человека проблемы юридических гарантий 293
нудительных работ и др. Однако по сравнению с ней правовосстано- вительная ответственность явилась шагом вперед, поскольку оказа- лась способной кардинально изменить обстоятельства, ведущие к на- рушению прав человека, повлиять на поведение лиц или учреждений с целью исправить сложившуюся ситуацию, найти компромиссное ре- шение конфликта.
Для реализации правовосстановительной ответственности необхо- димо доказать существование обязанностей правонарушителя, кото- рые обеспечивали права потерпевшей стороны и которые он не вы- полнил, а также предпринять принудительное их осуществление. Для карательной (штрафной) ответственности важнее другое — правиль- ная квалификация деяния, индивидуализация ответственности и ис- полнение назначенных правонарушителю мер принуждения.
Оба вида ответственности осуществляются поэтапно и в процессу- альной форме, причем последняя зависит от материального основа- ния: чем строже санкция, тем более детализированы процессуальные правила установления истины по делу и гарантии права на защиту.
И правовосстановительная, и карательная ответственность, с одной стороны, воплощают собой принуждение, а с другой — гаранти- руют права лиц, обвиняемых в правонарушении. При этом привлечен- ные к ответственности вправе оспаривать предъявленное обвинение, участвовать в исследовании материалов дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать реше- ния и т.д.
Субъектами ответственности являются физические лица, органи- зации и государства. При этом физические лица как нарушители прав человека могут выступать в личном качестве, как представители юри- дических лиц либо как служащие и должностные лица государствен- ных органов или органов местного самоуправления.
Индивид как частное лицо подлежит юридической ответственнос- ти за нарушение прав человека по общим правилам: по основаниям и в порядке, предусмотренном уголовным, административным, граж- данско-правовым и дисциплинарным национальным законодательст- вом, а в случае совершения преступления международного характера предается суду государства своего гражданства (подданства) либо вы- дается другому государству, на территории которого были совершены эти деяния.
Физическое лицо, действующее от имени организации, юридичес- ки ответственно вместе с представляемой организацией.
Индивид как представитель государства несет ответственность по национальному и международному праву. Служащие и должностные лица олицетворяют собой государственную власть, их авторитет и мо-
294 Глава 5. Политико-правовая сущность нрав человека
ральное достоинство воспринимаются как авторитет государства, по- этому привлечение их к ответственности ассоциируется с ответствен- ностью всего государственного аппарата, признающего тем самым верховенство и обязательность закона равным образом для всех лиц. Расширение сферы ответственности государства за правонарушения, совершаемые его работниками, является естественным проявлением процесса отмирания абсолютизма власти и противодействует тому, чтобы государство стояло выше закона.
На государственных служащих в Российской Федерации возложе- ны профессиональные обязанности по обеспечению, соблюдению и защите прав и законных интересов граждан (п. 3, 5 ст. 10 Федерально- го закона «Об основах государственной службы Российской Федера- ции» 1995 г.). В п. 5 ст. 14 указанного закона установлено, что «госу- дарственный служащий несет предусмотренную федеральным зако- ном ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан».
Тем не менее в России пренебрежительное отношение государст- венных чиновников к обеспечению прав граждан и их безответствен- ность в этой области присутствует на всех уровнях, подрывая веру во власть и закон*. Опасность такого явления очевидна — вымывание персональной ответственности государственных служащих ведет к формированию в обществе негативного облика всех властных струк- тур, девальвирует конституционно провозглашенную государствен- ную задачу признавать, обеспечивать и защищать права человека (ст. 2 Конституции РФ).
Субъектом ответственности за нарушение прав человека может быть и государство в целом. При становлении института прав челове- ка подразумевалось, что наличие подобных прав позволит спросить за качество власти, правопорядка и соответственно режима прав челове- ка с государства. Демократизация общественной жизни расширила круг лиц, ответственных за надлежащее существование прав. Теперь государство хотя и остается основным субъектом поддержания прав человека, но не является единственным ответственным лицом за их нарушение.
В настоящее время все требовательнее заявляет о себе необходи- мость ответственного выполнения государством возложенных на него
1 Начальник управления Президента РФ по работе с обращениями граждан М Миронов приводит следующие цифры: если сопоставить число подтвердившихся фактов нарушений прав граждан с числом наказанных за это должностных лиц, то ока- зывается, что ответственность последние несут лишь в одном случае из десяти (Россий- ская газета. 1999.11 дек.).
§ 3. Эффективность нрав человека: проблемы юридических гарантий 295
функций законодательной, исполнительной и судебной власти. Ре- зультаты этой деятельности, если они причиняют вред гражданам, приобретают механизмы обжалования и компенсирования. В Россий- ской Федерации ст. 53 Конституции установила, что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
Своеобразием государственно-правовой ответственности является то, что она наступает как за конкретное нарушение прав человека, так и за ненадлежащее осуществление публичной власти вообще, т.е. от- ветственность государства имеет место не только за нарушение пози- тивных положений Конституции и законов о правах человека, но и за неверный политический курс, опрометчивость в вопросах управления, неспособность справиться с возложенными обязанностями, которые затрагивают интересы и негативно отражаются на положении всего населения страны'.
Формы юридической ответственности государства выражаются специфически, это может быть вотум недоверия парламента прави- тельству и отставка последнего, досрочное прекращение полномочий (роспуск) местного представительного органа, снятие (отрешение или освобождение) с поста должностного лица высокого уровня, лишение депутатского мандата. Отмена незаконных нормативных и индивиду- альных актов высших и местных органов власти, нарушающих права и законные интересы граждан, также является следствием признания неправомерного поведения государства и формой восстановления ущемленных прав2.
Следует заметить, что в нашей стране государство было официаль- но признано субъектом самостоятельной ответственности лишь с при- нятием Указа Президиума Верховного Совета СССР «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» от 18 мая 1981 г. В настоящее время вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных ор- ганов, органов местного самоуправления или должностных лиц, в том
) Например, ввиду невыполнения предвыборных обещаний глава Кабинета мини- стров Болгарии в 1994 г. был вынужден уйти в отставку. В связи с неспособностью защитить граждан Израиля от террористов парламент страны большинством голосов выразил в 1994 г. недоверие правительству В апреле 1995 г. Верховный Совет Украины выразил недоверие правительству из-за отсутствия у него четкой программы стабилиза- ции экономического положения населения, и оно ушло в отставку.
2 См.: Жилин Г. Признание нормативных актов недействительными // Российская юстиция. 1998. № 7.
296 Глава 5. Политико-правовая сущность прав человека
числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, регулируется ст. 1069 и 1070 ГК РФ, Законом РФ «О реабилитации жертв политических реп- рессий» от 18 октября 1991 г. с последующими изменениями и допол- нениями. Ответственность государства за нарушение прав человека — демократическое средство в системе национальных правовых гаран- тий прав, но оно нуждается в дальнейшем совершенствовании'.
Международная ответственность за нарушения прав человека — относительно новое явление в истории человечества, имеющее немно- го положительных примеров надлежащей реализации наряду с мно- жеством проблем, появившихся в связи с ее установлением.
Развитие международной ответственности явилось результатом понимания мировым сообществом того, что безответственность лиц, злоупотребляющих властью, и агрессивных государств, преступно действующих в ущерб фундаментальным правам индивидов и наро- дов, провоцирует вседозволенность и грозит неисчислимыми ката- строфами. Международная ответственность возникла как реакция сообщества государств на самые серьезные, грубые и массовые посяга- тельства на человеческие права. Международная ответственность для тех, кто не считается с правом на жизнь, безопасное и достойное суще- ствование людей, выступает гарантией сохранения в общепланетар- ном масштабе человечества в целом.
Ответственность по международному праву за наиболее опасные посягательства на права человека осуществляется в соответствии с об- щими принципами юридической ответственности: неотвратимостью наказания, правом на справедливое рассмотрение своего дела в суде, гласностью судебного разбирательства, равенством перед законом и судом, правом на защиту и т.п. Но при этом она имеет некоторые осо- бенности.
Субъектами ответственности на международном уровне могут быть государства, физические и юридические лица (организации). Должностное положение лица, совершившего международное пре- ступление против прав человека, не освобождает его от личной ответ-
1 См.: Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. № 7. С. 35—42; Колосова Н.М. Конституционная ответственность в Российской Федера- ции: ответственность органов государственной власти и иных субъектов права за нару- шение конституционного законодательства Российской Федерации. М., 2000; Пробле- мы правовой ответственности государства, его органов и служащих. (Материалы «Круг- лого стола») // Государство и право. 2000. № 3. С. 20—36; Кратов МА. Публично-пра- вовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право. 1993. № 6. С 46—56; Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12. С. 64-72.
§ 3 Эффективность нрав человека проблемы юридических гарантий 297
ственности. Сроки давности к виновным в таких преступлениях не применяются. Выполнение преступных приказов своего правительст- ва или начальников не освобождает исполнителя от ответственности, если сознательный выбор в подобной ситуации был фактически воз- можен. Ответственность может иметь место по приговору как между- народного юрисдикционного органа, так и национального суда кон- кретного государства.
Для международного права характерно отсутствие четкого разгра- ничения между карательной и правовосстановительной ответствен- ностью, поэтому санкции чаще всего выступают в смешанном виде, в них присутствуют компенсационные элементы и элементы нака- зания*.
Международными санкциями являются, например, прекращение незаконной оккупации, освобождение неправомерно задержанных лиц, аннулирование законодательных, исполнительных и администра- тивных актов и распоряжений, отмена судебных решений, возбужде- ние уголовного или административного преследования лиц, виновных в нарушениях прав человека по международным нормам, возмещение материального ущерба в форме выплаты денежных сумм, констатация международным актом факта имевшего место нарушения прав чело- века и т.д.
Высокая общественная опасность международных преступных по- сягательств на права человека, причиняющих невосполнимый вред множеству людей, вряд ли имеет адекватные санкции. Да это и невоз- можно. Международное сообщество не может использовать для борь- бы с ними меры, аналогичные действиям международных преступни- ков. Так, государства, покаравшие виновников Второй мировой войны, не применили к ним тех жестоких мер, которые сами эти пре- ступники считали вполне обычной нормой поведения по отношению к порабощенным народам. В соответствии с решениями Ялтинской кон- ференции на Германию был наложен объем репараций значительно меньше того ущерба, который она нанесла странам, втянутым в войну.
Для наказания лиц, виновных в тяжких преступлениях против на- родов, развивается практика создания международных трибуналов и международных уголовных судов (Нюрнбергский международный военный трибунал, Токийский трибунал, международные уголовные трибуналы по Югославии и Руанде). Эти международные трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование лиц, которые со- вершали или отдавали приказы о совершении умышленных убийств,
* Подробнее см: Курс международного права' В 7 т. Т. 3. М., 1990. С 195
298 Глава 5 Полот ико-правовая сущность прав человека
пыток и бесчеловечного обращения, включая биологические экспери- менты и нанесение ущерба здоровью, а также проводимые в широких масштабах разрушения и присвоения имущества, принуждение воен- нопленных и гражданских лиц к службе в вооруженных силах, неза- конное депортирование, взятие гражданских лиц в качестве заложни- ков, нарушение законов или обычаев войны, совершение геноцида и других бесчеловечных актов.
17 июля 1998 г. под эгидой ООН был утвержден римский статут Международного уголовного суда, которому стали подсудны дела о преступлениях против мира и безопасности человечества'. По мнению ООН, независимый суд, свободный от политического давления, уч- режденный на правовой основе и обеспечивающий максимальные га- рантии обвиняемым, предотвратит события, могущие оказать негатив- ное воздействие на целые народы.
В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности че- ловечества предусматривается ответственность физических лиц за со- вершение деяний, квалифицируемых как преступления против мира и безопасности человечества: агрессия, геноцид, апартеид, системати- ческие и массовые нарушения прав человека, исключительно серьез- ные военные преступления, вербовка и использование наемников, терроризм, незаконный оборот наркотических средств, серьезный ущерб окружающей среде и т.п.
На такие деяния не распространяется действие срока' давности. При этом судебное преследование какого-либо лица за преступление против мира и безопасности человечества не освобождает государст- во, от имени которого осуществлялись подобные действия виновными лицами, от ответственности. Официальный статус лица, совершивше- го преступление против мира и безопасности человечества, в частнос- ти тот факт, что он является главой государства или правительства, не исключает его ответственности.
Данный принцип определился благодаря ряду прецедентов, имев- ших место в международной практике2. В международной практике
' См.: Итоги. 2002.16 июля С. 10-13.
2 Так, после Первой мировой войны в соответствии со ст. 227 Версальского догово- ра союзные и объединившиеся державы предъявили Вильгельму II, бывшему императо- ру Германии, «публичное обвинение в высшем оскорблении международной морали и священной силы договора». Версальский договор предусматривал создание специаль- ного международного трибунала для осуществления правосудия над Вильгельмом II. Суд над германским императором, правда, не был проведен из-за отказа Голландии выдать его Однако союзные державы, предъявляя обвинение, исходили из оценки роли императора как преступной в развязывании мировой войны 1914—1918 гг. (Междуна- родное уголовное право. Учебное пособие / Под род В.Н. Кудрявцева. М., 1999. С. 51).
§ 3 Эффскгивноаь нрав человека проблемы юридических гаратий 299
используются и несудебные формы рассмотрения вопросов о наруше- ниях прав человека. Они также являются результатом «спроса» с го- сударства за его деятельность. Комиссия ООН по правам человека, конвенционные комитеты (Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и др.) в случае установления нарушений обязательств по правам человека, со- гласно международному договору, указывают государству на это нару- шение, высказывают свое мнение относительно соответствия государ- ственных законов и национальной практики международным стандар- там прав человека. Следуя замечаниям и рекомендациям этих органов, соответствующие государства возмещают нанесенный жертве ущерб, освобождают заключенных, изменяют национальное законода- тельство, совершенствуют свою систему защиты прав человека и т.д.
Таким образом, международное воздействие является важным средством подавления экстремистских, национальных и других амби- циозных проявлений со стороны руководителей отдельных государств и исполнителей их преступных приказов. И хотя институт междуна- родной ответственности применяется не столь часто, и виновные ин- дивиды не всегда несут заслуженную кару, тем не менее он имеет вы- сокую значимость в борьбе за права человека и мир. Он является гарантией неприкосновенности человека и его прав, служит предосте- режением объединенного человечества всем государственным деяте- лям и силам агрессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По мере развития и распространения идей защиты и гарантии прав человека происходит расширение и углубление их содержания, права становятся все более «интересными» (сложными), в них накаплива- ются все новые открытые вопросы. Сегодня постнеклассическое зна- ние определяет права комплексно, встраивая их этико-политико-пра- вовую сущность в системы более крупных порядков — процессы модернизации, глобализации и гуманизации, относит их к составляю- щим коэволюционного развития, принципам формирования креатив- ной цивилизации.
1. Права человека являются обязательным элементом обществ, осуществляющих переход от традиционных культур к современным. Права человека — необходимая сторона и практический инструмент индустриализации и модернизации. Последние предполагают глубо- кую трансформацию практически всех пластов социальной жизни, т.е. связаны и востребуют новый тип личности и новые типы обществен- ных связей. Модернизация основывается на наличии частной собст- венности, рынка, демократии, самоопределения индивида, опирается на личную, имущественную и гражданскую самостоятельность пос- леднего. А без прав человека, раскрепощающих людей, стимулирую- щих их творческую инициативу, это осуществить невозможно. Права человека стали условием, а также действенным механизмом проведе- ния модернизации. Появление прав человека сыграло поистине рево- люционную роль в смысле открывшихся перед индивидом новых воз- можностей и перспектив. Права человека формируют творческую личность, обладающую качествами гражданственности, строящую свои отношения с другими людьми и властью на принципах взаимно- го уважения и сотрудничества. Самоопределение индивида, динамика которого ускорилась благодаря существованию института прав чело- века, является объективной тенденцией, общечеловеческим показате- лем развития, сопровождающей информационно-технологический и экономический прогресс модернизирующихся государств. Поэтому права человека имеют перспективу распространения во всем мире.
2. Права человека — глобальное явление и фактор становления постиндустриального человечества, глобализации мира. Собственно
Заключение
глобализация прав человека является отражением стандартизации ви- тальных и социальных потребностей людей, которая возросла в ходе появления сходности условий жизни, формирования общих экономи- ческих, информационных, культурных пространств, интернационали- зации и транснационализации. Глобализация включает индивидов в социально-экономические системы больших масштабов и связывает их права с правами всего человечества. Эта связь проявляется в общей заинтересованности в поддержании мира и безопасности, в поисках способов индивидуальной и коллективной защиты от негативных по- следствий техносферы, в озабоченности будущей судьбой всемирной цивилизации. Права человека связаны с решением практически всех глобальных проблем, они напрямую подключены к решению главной глобальной проблемы — преодолению антропологического кризиса и сохранению человеческой личности в условиях растущих и всесторон- них процессов отчуждения. Они составляют важный фрагмент страте- гии устойчивого (самоподдерживающего) развития. На права человека возлагаются надежды по формированию креативно-гуманистической постиндустриальной цивилизации, в которой на первое место выдви- гается человек и его творческие начала.
3. Права человека все больше из социального и личностного фено- мена обретают экоприродное измерение. Техногенная цивилизация породила предельные характеристики антропоцентризма как исклю- чительности и выделенное™ человека, его «вознесенности» над при- родным миром, уверенности в своем праве покорять и властвовать. С обострением вызовов экологического порядка значимость различий в моделях социальной организации культурных сообществ оказывает- ся для человечества менее актуальной, нежели проблемы выживания и сохранения жизни. Приоритеты выхода из кризиса и предотвраще- ния гибели человеческой цивилизации связываются с переходом к биоцентризму и коэволюционной стратегии. В прогнозах социоэкора- звития правам человека уделяется важное место, в них человеческие права аккумулируются с программами сохранения естественных сооб- ществ и экосистем, идея человека как имеющего право завоевывать и подчинять себе природу переосмысливается в идею человека как одного из равноправных членов земной биосферы, ответственного за ее сохранение.
4. Феномен прав человека развивается как многообразие в единст- ве, он имеет универсальное ядро и разнообразные социокультурные формы осуществления. В качестве универсального общего права чело- века являются активно функционирующей современной глобальной системой. Универсальный подход к человеку и его правам стал ре- зультатом победы международного общения над началами государст-
302 Заключение
венной исключительности и национально-культурной замкнутости. Признание всеобщих прав неразрывно связано с перерождением чело- веческого рода в человечество, которому стали тесны историко-нацио- нальные рамки. Универсальные права объединяют людей, преодолевая синдром национальной исключительности и разрушая ксенофобию. Од- нако развитие прав человека не исчерпывается следованием только универсальным тенденциям. Социокультурный, нравственно-духов- ный, идеологический плюрализм, свобода воли людей, возрастание степени творческого начала предполагают вариативность форм осу- ществления правочеловеческой защиты. Поэтому наряду со всеобщи- ми правами формируются цивилизационные, региональные, государ- ственно-национальные модификации прав. Отражая то общее, что необходимо для сбережения человека планетарного, они включают в свое содержание специфику и стереотипы разных культур и конкрет- но-исторических обстоятельств, предопределяя развитие прав челове- ка как единство в многообразии.
5. Права человека — часть планетарной гуманистической культу- ры, это гуманитарное понятие, всесторонне культивирующее уваже- ние к человеческому достоинству. Права человека играют важную роль в деле гуманизации общественных отношений, смягчения нра- вов, повышения терпимости людей друг к другу. Благодаря идее прав человека общественное сознание и практика медленно, но начали эво- люционировать от насилия к человечности, накапливая нравственный потенциал в оценках значимости человека и сбережения каждой чело- веческой жизни. Права человека презентуют праксеологический срез гуманизма, они «переводят» в русло практической деятельности и обыденного сознания высокие и абстрактные идеалы человекоуваже- ния — свободу, равенство, солидарность, добро, толерантность, граж- данственность и т.д. Задача прав человека — восстановить в человеке человеческое, освободить от рабства и самоотчуждения, обратить себя к себе и собственному познанию. Права человека — процесс «очелове- чивания» людей. Современное развитие прав продолжается в рамках нового гуманитарного ренессанса — резкого повышения статуса обще- человеческих ценностей, изживания техногенного синдрома предыду- щей эпохи, становления ноосферного общества. Мировое сообщество взялось за решение чрезвычайно сложной задачи — навести порядок в общежитии, помня о человеке не как о его средстве, а как обществен- ной цели.
6. Права человека «переделывают» механизм власти, они стали импульсом, а также результатом изменений взаимоотношений лич- ности и олицетворяющего публичную политическую власть государ- ства. Они оказали огромное влияние на изменение характера органи-
зации и деятельности государственных структур в целом, лимитиро- вали административно-бюрократический произвол и препятствуют тому, чтобы мощная власть выродилась в деспотическую и диктатор- скую. Права человека призвали граждан к бдительности по отноше- нию к своим правителям, установили в форме правовых правил, кото- рые защищают индивида, границу для поведения властей. Ноосфер- ная перспектива предполагает создание человекосберегающей общественно-политической системы, т.е. такой, в которой организую- щим лидером выступает правовое, демократическое, социальное и экогуманистическое государство, а его цели и приоритеты смещаются к человеку и росту его качества.
7. Права человека углубляют нравственно-этические начала права как системы социальной регуляции, они способствуют замене фор- мально-технического, ценностно-нейтрального права правом гуманис- тическим. Международные и внутригосударственные нормы оправах человека сегодня понимаются прежде всего как эвристическая модель современного социогуманитарного знания о человеке, его природе, интересах и потребностях, месте и роли в обществе и мире. Под влия- нием прав человека позитивное право начинает соотноситься с осно- вами человеческого бытия, потребностями и интересами человека, а не только с волей властей предержащих. Благодаря правам человека правовые системы очеловечиваются, гуманизируются и демократизи- руются, поворачиваются лицом к, людям, помогая им решать их на- сущные проблемы. Право, которое включает защиту прав человека, начинает представлять собой интересы не только власти, но и индиви- да и перестает быть исключительной монополией государства. Гума- нистическое право, «наполненное» правами человека, материализует не формальную свободу с произвольным содержанием, а защищаемое самоуправление личности в системе организованной социальности.
Книги Издательской группы «Юристъ» можно купить:
• В книготорговом объединении «Юристь — Гардарика»
107082, Москва, ул. Ф. Энгельса, д. 75, стр. 10 (ст. метро «Бауманская»)
Адрес электронной почты: yr_grd@aha.ru Интернет-магазин •«Юристъ — Гардарика»: http://www.u-g.ru
Оптовый отдел, «Книга — почтой» — с 9.00 до 18.00, выходные — суб., воскр. Розничный магазин — с 10.30 до 20.00 (понсд. — суб.) с 10.00 до 16.00 (воскр.)
• В книжном магазине «Юристь»
101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 (ст. метро «Лубянка», «Китай-город») Тел.: (095) 924-5036 Время работы: с 10.00 до 19.00, выходные — суб., воскр.
Глухарева Людмила Ивановна
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ И ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ)
Редактор ВА. Кочанов Корректор Г Д. Шаровка Художественный редактор А.В. Аптипов Компьютерная верстка И.Г. Долгой
Изд. лиц. № 071461 от 26.06.97.,
Подписано в печать 25.02.2003. Формат 60х901/16. Гарнитура Петербург Печать офсетная. Усл. печ. л. 19,0. Тираж 1000 экз. Заказ № 288
Издательская группа «Юристъ» 101000, Москва, Лубянский пр., д. 7, стр. 1 Тел.: (095) 928-4840
Отпечатано с готовых диапозитивов в Щербинской типографии. 113623, Москва, ул. Типографская, д. 10
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление