Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

II. Акты федеральных органов государственной власти, как источники муниципального права




К таким актам в частности относятся:

  1. Конституция РФ (в ней закреплены конституционные основы местного самоуправления) – это главный (основной) источник муниципального права. Она содержит нормы, закрепляющие исходные начала и принципы организации местного самоуправления в РФ, а также устанавливает важнейшие гарантии прав местного самоуправления в РФ. Конституция РФ содержит главу 8 «Местное самоуправление», состоящую из 4 статей: ст. 130 – 133. Глава 8 Конституции РФ устанавливает основы организации местного самоуправления в РФ, а именно:

1) Понятие местного самоуправления – ч. 1 ст. 130 Конституции РФ под «местным самоуправлением» понимает: право граждан на «самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (право население на самостоятельное решение вопросов местного значения).

2) Формы осуществления местного самоуправления – согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ: местное самоуправление может осуществляться гражданами в двух формах:

Непосредственно. Опосредовано.
Например: путём выборов, референдумов и иных форм прямого волеизъявления. Через выборные и другие органы местного самоуправления.

3) Общие параметры территориальных органов местного самоуправления – ч. 1 ст. 131 Конституции РФ гласит: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций» (понятие «другие территории» здесь не расшифровано, а раскрывает его ч. 1 ст. 10 ФЗ №131: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения»). Ч. 2 ст. 131 Конституции РФ даёт жёсткое правило (императив): «Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учётом мнения населения соответствующих территорий».

4) Организационные основы местного самоуправления – ч. 1 ст. 131 Конституции РФ гласит: «структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно».

5) Конституция РФ определяет сферу деятельности местного самоуправления, а именно, вопросы местного значения. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ: «Органы местного самоуправления могут наделяться законом (либо ФЗ, либо законом субъекта РФ) отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств».

6) Основные гарантии прав местного самоуправления в РФ. В данном случае гарантии – это закреплённые в Конституции РФ условия, средства и меры, обеспечивающие фактическое осуществление местного самоуправления, их охрану и защиту. К ним относятся:

· Самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления населением (ч. 1 ст. 131 Конституции РФ);

· Необходимость обязательного учёта мнения населения при изменении границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление (ч. 2 ст. 131 Конституции РФ);

· Обязательность передачи органам местного самоуправления соответствующих материальных и финансовых средств при наделении их отдельными государственными полномочиями (ч. 2 ст. 132 Конституции РФ);

· Право органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью, формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы (но предусмотренные НК РФ), а также решать иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ);

· Запрет на ограничение прав местного самоуправления установленных самой Конституцией РФ и федеральными законами (в основном ФЗ №131);

· Право местного самоуправления на судебную защиту (ст. 133 Конституции РФ);

· Компенсация дополнительных расходов местному самоуправлению, возникших в результате решений принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);

В Конституции РФ, вопросам местного самоуправления, кроме главы 8 также посвящены:

· Ст. 12 (гл. 1) – это базовая статья для местного самоуправления: она устанавливает принцип отделения органов местного самоуправления от органов государственной власти: «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти»;

· Ч. 2 ст. 3 – она закрепляет местное самоуправление в качестве одной из форм народовластия в РФ;

· Ч. 2 ст. 8 – она посвящена муниципальной собственности: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»;

· Ст. 32 (гл. 2) – закрепляет право граждан избирать и быть избранными в ораны местного самоуправления;

· П. «н» ч. 1 ст. 72 (гл. 3) – установление общих принципов в организации местного самоуправления – находится в совместном ведении РФ и её субъектов;

  1. Кроме Конституции РФ есть федеральные законы, но не все, а содержащие в себе муниципально-правовые нормы. Их в свою очередь можно разделить на 3 группы:
Систематизированные (базовые) федеральные законы. Специализированные федеральные законы. Отраслевые федеральные законы.
В настоящее время такой закон один – это ФЗ от 6 октября 2003 г. №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(в ред. 18.10.2007 г.). Данный закон состоит из преамбулы и 12 глав. Они регулируют отдельные аспекты организации и деятельности местного самоуправления (например: ФЗ от 2 марта 2007 г. №25 «О муниципальной службе»; ФЗ от 21.07.2005 г. №97 «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»; Закон РФ от 14.07.1992 г. №3297 – 1 «О закрытых административно-территориальных образованиях», в ред. 18.10.2007 г. (данный закон интересует нас в части, регламентирующей местное самоуправление в закрытых городах); ФЗ от 6 апреля 1999 г. №70 «О статусе наукоградов в Российской Федерации»(в ред. 18.10.2007 г.); ФЗ №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Они являются одновременно источниками и других отраслей российского права (например: НК РФ (в плане регулирования местных налогов и сборов); БК РФ (в плане регулирования местного бюджета); ГК РФ (в плане регулирования муниципальной собственности); ЗК РФ (в плане муниципальных земель); ЖК РФ (регулирование полномочий органов местного самоуправления в сфере жилищной политики); Градостроительный кодекс РФ).
  1. Нормативные Указы Президента РФ содержащие нормы муниципального права (например: Указ Президента РФ от 22.10.1998 г. №1281 «О конгрессе муниципальных образований Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 15.10.1999 г. №1370 «Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации».
  2. Постановления Правительства РФ содержащие нормы муниципального права (например: Постановление Правительства РФ от 01.06.2005 г. №350 «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 12.08.2002 г. №584, которым было утверждено Положение «О проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества».
  3. Нормативно-правовые акты ФОИВ: в частности – это в основном акты Министерства Юстиции РФ (например: Приказ Минюста РФ от 25.04.2006 г. №300 «Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования».

 

III. Акты субъектов Российской Федерации как источники муниципального права (на примере Свердловской области).

Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, общие принципы организации местного самоуправления находятся в совместном ведении РФ и её субъектов. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Следовательно – субъекты РФ в праве самостоятельно принимать собственные законодательные акты (законы) регулирующие отдельные аспекты организации и деятельности местного самоуправления на своей территории. Однако такие акты субъектов РФ не должны противоречить Конституции, ФЗ №131 и другим ФЗ.

На уровне субъектов РФ, правовую базу местного самоуправления составляют акты 6 уровней:

  1. Уровень: конституции (уставы) субъектов РФ, в которых содержаться отдельные главы, посвящённые местному самоуправлению (например: глава 11 Устава Свердловской области «Местное самоуправление» (ст. 89 – 95)).
  2. Уровень: законы субъектов РФ, устанавливающие:

· Наименование органов местного самоуправления в соответствующем субъекте РФ (например: Закон Свердловской области от 22.11.2004 г. №182 «О наименованиях органов местного самоуправления в Свердловской области»);

· Условия контракта для глав местной администрации в части касающейся осуществления отдельных государственных полномочий (например: Закон Свердловской области от 14.06.2005 г. «Об условиях контракта для главы местной администрации муниципального района или городского округа расположенных на территории Свердловской области, в части касающейся осуществления отдельных государственных полномочий»);

· Законы устанавливающие статус и границы муниципальных образований (в данном субъекте) (например: Закон Свердловской области от 12.10.2004 г. №95 «Об установлении границ муниципального образования «Город Екатеринбург» и наделении его статусом городского округа»;

· Законы которые устанавливают отдельные государственные полномочия передаваемые органам местного самоуправления (в Свердловской области такой закон пока не принят);

  1. Уровень: акты высших должностных лиц субъектов РФ (например: Указ Губернатора Свердловской области от 22.05.2007 г. №451 «О совете глав муниципальных образований при Губернаторе Свердловской области».
  2. Уровень: постановления законодательных органов государственной власти субъектов РФ (например: Постановление Областной Думы Свердловской области от 03.12.2004 г. №1064 «О правилах описания границ территорий и оформления схематических карт при подготовке соответствующих проектов законов Свердловской области».
  3. Уровень: акты высших исполнительных органов (ВИО) государственной власти субъектов РФ, т.е. акты правительств (например: Постановление Правительства Свердловской области от 31.08.2004 г. №817.
  4. Уровень: Решения Конституционных (уставных) судов субъектов РФ (там где они есть) (например: согласно ст. 4 Закона Свердловской области «Об уставном суде», последний правомочен рассматривать дела о соответствии уставу Свердловской области нормативных актов органов местного самоуправления. К настоящему времени Уставной Суд Свердловской области такие решения выносил (например: Постановление Уставного Суда Свердловской области от 11.02.1999 г. «По делу о проверке соответствия отдельных положений Устава муниципального образования «Ревдинский Район» Уставу Свердловской области». В этом Постановлении многие положения Устава Ревдинского района были признаны не соответствующими Уставу Свердловской области.

 

IV. Муниципально-правовые акты: понятие и особенности.

Понятие муниципально-правовых актов дано в ст. 2 ФЗ №131: «муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее или изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер».

Признаки муниципально-правовых актов:

  1. Принимаются управомоченными на это субъектами местного самоуправления в рамках их компетенции, а именно:

· Населением муниципального образования непосредственно (на местном референдуме, либо сходе граждан) – такие акты именуются «решения»;

· Органами местного самоуправления, причём, как представительными, так и исполнительно-распорядительными (например: местная администрация);

· Должностными лицами местного самоуправления (например: главой муниципального образования).

  1. Имеют локальный характер, т.е. их действие ограничено территорией соответствующего муниципального образования.
  2. Носят общеобязательный властный характер: подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования (ч. 3 ст. 7 ФЗ №131).
  3. За неисполнение муниципально-правовых актов – ответственность в соответствии с законодательством.
  4. Муниципально-правовые акты имеют особый предмет регулирования: муниципально-правовые акты принимаются по вопросам:
Местного значения – в соответствии со ст. 2 ФЗ №131, вопросы местного значения, это: «вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно». Осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
  1. Муниципально-правовые акты носят подзаконный характер, т.е. они не должны противоречить Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ №131 и другим ФЗ, а также конституциям (уставам) и законам субъектов РФ (ч. 4 ст. 7 ФЗ №131).
  2. Муниципально-правовые акты не могут быть отменены (приостановлены) в административном порядке, т.е. органами государственной власти и государственными должностными лицами. Они могут быть признаны недействительными в судебном порядке, либо отменены самими органами и должностными лицами местного самоуправления их принявшими (издавшими) (ст. 48 ФЗ №131).
  3. Муниципально-правовые акты имеют особый порядок вступления в силу (в юридическую силу). Согласно ст. 47 ФЗ №131, муниципально-правовые акты вступают в силу в порядке установленном уставом муниципального образования. При этом, имеется 2 исключения:

· Акты представительных органов местного самоуправления (т.е. акты местной думы) о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с НК РФ;

· Муниципально-правовые акты затрагивающие права, свободы и обязанности граждан – вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования).

  1. По своей форме муниципально-правовые акты – это всегда письменные, документально оформленные решения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.