Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Субъекты муниципально-правовых отношений




V. Муниципально-правовые отношения.

Муниципально-правовые отношения – это общественные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на территории городских, сельских поселений и других муниципальных образований и урегулированные нормами муниципального права.

Особенности муниципально-правовых отношений:

  1. Специфика их содержания: они возникают и реализуются в особой сфере общественной жизни, а именно – в сфере местного самоуправления.
  2. Имеют локально-территориальный характер: они возникают на местном территориальном уровне, в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются законами субъектов РФ, в соответствии с требованиями предусмотренные ФЗ №131 (ст. 11 – 13).
  3. Они носят комплексный характер, т.к. они связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: политической, экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраной общественного порядка и т.д.
  4. Особый субъектный состав муниципально-правовых отношений: обязательным субъектом муниципально-правовых отношений всегда выступает либо население муниципального образования (местное население, местное сообщество), которое непосредственно решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления наделённые полномочиями по решению данных вопросов (вопросов местного значения).

Структура муниципально-правовых отношений включает в себя 3 элемента:

  1. Субъекты муниципально-правовых отношений.
  2. Объекты муниципально-правовых отношений.
  3. Содержание муниципально-правовых отношений.

 

Субъекты муниципально-правовых отношений – это участники данных правоотношений, между которыми в соответствии с нормами муниципального права возникают взаимные юридические права и обязанности.

Виды субъектов муниципально-правовых отношений – всех субъектов муниципально-правовых отношений обычно подразделяют на 3 вида:

I. К первому виду относится особый субъект – муниципальное образование. Понятие муниципального образования содержится в ст. 2 ФЗ №131: «муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения». В этом понятии, по сути - названы виды муниципальных образований, но не содержится признаков. Любое муниципальное образование должно обладать 6 обязательными (императивными) признаками:

1. Наличие собственной территории в установленных фиксированных границах, в пределах которой осуществляется местное самоуправление (согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ №131: «Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 – 13 настоящего Федерального закона (ФЗ №131)».

2. Наличие компактно проживающего местного населения (признак населённости).

3. Наличие собственного устава муниципального образования (согласно ч. 3 ст. 44 ФЗ №131: «Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования (местной думой), а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек – населением непосредственно на сходе граждан».

4. Наличие муниципальной собственности (согласно ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»).

5. Наличие обязательных органов местного самоуправления: согласно ч. 2 ст. 34 ФЗ №131 таких органов должно быть три, это:

· Глава муниципального образования.

· Представительный орган местного самоуправления (в Свердловской Области он именуется – «Дума»).

· Местная администрация (неформально – мэрия).

Исключение: в сельских поселениях числом жителей менее 100 человек, представительный орган (дума) не формируется. В этом случае его полномочия осуществляет сход граждан.

6. Наличие местного бюджета (согласно ст. 52 ФЗ №131: «Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет)»). Утверждает местный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением – представительный орган местного самоуправления (дума), а непосредственно исполняет местный бюджет - местная администрация (исполнительный орган).

7. Седьмой признак является факультативным: муниципальное образование в праве устанавливать собственные обязательные символы (например: герб, флаг, эмблема и т.п.), которые отражают исторические, культурные, национальные и иные местные традиции и особенности. Официальные символы муниципального образования подлежат государственной регистрации в порядке установленном ФЗ.

 

Виды муниципальных образований.
Муниципальные образования общего типа. Муниципальные образования специального типа.
1. Сельское поселение. 2. Городское поселение. 3. Муниципальный район *. 4. Городской округ *.   *муниципальный район и городской округ по сути являются новеллами, т.к. впервые появились в ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 1. Внутригородские территории городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). 2. Закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО) (в Свердловской Области их 4: Лесной, Новоуральск, посёлок Свободный, посёлок Уральский *. 3. Города - наукограды (в Свердловской Области это например: город Заречный *. 4. Приграничные территории.   *ЗАТО и города – наукограды имеют статус городского округа.   Правовой статус всех вышеперечисленных муниципальных образований регулируется главным образом не ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а специальным законодательством (ФЗ «О закрытых административно-территориальных образованиях», ФЗ «О наукоградах»).

 

II. Ко второму виду субъектов муниципально-правовых отношений относятся те субъекты, которые наделены правом принимать решения (участвовать в принятии решений) по вопросам местного значения. К этим субъектам относятся следующие:

1. Население муниципального образования (местное население или местное сообщество) – это граждане РФ, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования на законных основаниях, Данный факт удостоверяется регистрацией гражданина по месту жительства. В качестве регистрационных органов выступают ОВД, а там где они отсутствуют – сами органы местного самоуправления. Гражданин РФ может быть членом только одного местного сообщества. Формы, порядок и гарантии непосредственного осуществления населением местного самоуправления закрепляются в уставе муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Население городского и сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено своего права на осуществление местного самоуправления (например: со стороны органов государственной власти). Отказ местного населения от своего права на осуществление местного самоуправления является юридически ничтожным.

Что касается иностранных граждан, то при определённых условиях их всё же можно рассматривать в качестве членов местного сообщества на ряду с гражданами РФ. Таких условий 4:

· Иностранный гражданин должен постоянно проживать в РФ на территории муниципального образования, т.е. иметь вид на жительство;

· Должен быть заключён международный договор РФ с конкретным иностранным государством, о том, что его граждане имеют право в России участвовать в муниципальных выборах и местных референдумах (на настоящий момент таких договоров нет, за исключением Республики Беларусь);

· Это должно быть предусмотрено ФЗ (согласно ст. 3 ФЗ №131: «Иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами»);

· Это должно быть предусмотрено законом соответствующего субъекта РФ.

ЛБГ с юридической точки зрения не включаются в состав местного сообщества, поскольку не обладают никакими политическими правами в сфере местного самоуправления (в частности они не имеют права участвовать в муниципальных выборах, местных референдумах, не имеют права, находится на муниципальной службе и т.д.).

2. Собрания и сходы граждан – это коллективные субъекты местного самоуправления(деятельность собраний граждан – регулируется ст. 29 ФЗ №131, а сходов граждан – ст. 25 ФЗ №131). Отличия собрания от схода граждан:

· По территории их проведения: сход граждан возможен только в сельском поселении числом жителей менее 100 человек - обладающих избирательной правосубъектностью граждан, а собрание граждан проводится на части территории муниципального образования (например: на территории микрорайона, квартала, группы жилых домов, улицы);

· По их компетенции: сход граждан всегда решает вопросы местного значения, а собрание граждан – лишь обсуждает их и информирует население о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления;

· По юридической силе их решения: решения схода граждан – всегда общеобязательны, а решения собрания граждан – носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления.

3. Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом местного самоуправления – органы наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст. 2 ФЗ №131).

Органы местного самоуправления.
Обязательные органы. Факультативные органы.
Они должны быть обязательно в любом муниципальном образовании. Таких органов 3 (см. выше).   Они могут быть предусмотрены уставом муниципального образования (например: контрольный орган муниципального образования; счётная палата Екатеринбургской Городской Думы; избирательная комиссия муниципального образования).

 

«…Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

 

Из статьи 12 Конституции РФ.

 

4. Должностные лица местного самоуправления, в том числе и выборные должностные лица (например: глава муниципального образования). В соответствии со ст. 2 ФЗ №131: «должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделённое исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органов местного самоуправления». Примеры выборных должностных лиц местного самоуправления:

· Глава муниципального образования;

· Депутаты представительных органов местного самоуправления (местные депутаты).

Примеры должностных лиц местного самоуправления:

· Заместитель главы муниципального образования;

· Председатель какого-либо комитета;

· Начальник управления местной администрации.

III. Третья группа субъектов муниципально-правовых отношений – это субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления. К ним относятся:

1. Органы территориально-общественного самоуправления населения (ТОС) (ст. 27 ФЗ №131). Они могут создаваться гражданами по месту их жительства на части территории муниципального образования (например: на территории городских микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, многоквартирных жилых домов (совет дома), подъездов и тому подобных территорий, для осуществления собственных инициатив по вопросам местного самоуправления. Органы ТОС (комитеты, советы и т.п.) избираются на собраниях или конференциях граждан проживающих на соответствующей территории. В соответствии с уставом муниципального образования, органы ТОС могут являться юридическими лицами. В этом случае они подлежат государственной регистрации в форме некоммерческих организаций в органах ФРС РФ (росрегистрация). В соответствии с. 8 ст. 27 ФЗ №131: «Органы территориального общественного самоуправления:

1) Представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) Обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) Могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счёт средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориально-общественного самоуправления и органами местного самоуправление с использованием средств местного бюджета;

4) Вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципально-правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов».

2. Ассоциации и союзы муниципальных образований – целями объединения муниципальных образований являются:

· Координация деятельности муниципальных образований входящих в их состав;

· Более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований, входящих в их состав;

· Обмен опытом в осуществлении местного самоуправления;

· Выражение и защита общих интересов.

Однако ассоциациям и союзам муниципальных образований не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления, а их решения носят лишь рекомендательный характер для муниципальных образований входящих в их состав. Они регистрируются в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций.

В настоящее время в РФ функционируют более 50 различных ассоциаций и союзов муниципальных образований. По территории их действия их можно поделить на 3 группы:

1) Федеральные (например: Конгресс муниципальных образований РФ, функционирующий с 1998 г.; Всероссийский Совет муниципальных образований);

2) Межрегиональные ассоциации и союзы (например: Союз Российских Городов – объединят только крупные города (города «миллионники»); Союз малых и средних городов РФ; Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация «Города Урала»);

3) Региональные ассоциации и союзы (например: Ассоциация муниципальных образований Свердловской Области).

3. Муниципальные унитарные предприятия (МУПы) (например: горсвет, горгаз, горводоканал, ЕТТУ, предприятия ЖКХ). Их правовое положение определяется ГК РФ (ст. 113 – 115) и ФЗ от 14.11.2002 г. №161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно ст. 113 ГК РФ: «Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество …». Имущество МУПа передаётся ему на праве хозяйственного ведения. Размер уставного капитала МУПа – не менее 1000 МРОТ.

4. Муниципальные учреждения (образования, здравоохранения, культуры, спорта) (например: муниципальная школа, городская больница, библиотека, дворец спорта). Согласно ст. 120 ГК РФ: «Учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера». Данное учреждение финансируется собственником полностью или частично. Имущество, переданное учреждению учредителем закрепляется на праве оперативного управления.

Решение о создании, реорганизации или ликвидации МУПов и муниципальных учреждений принимается органом местного самоуправления, в частности – самим главой муниципального образования. Он же утверждает их уставы, назначает и увольняет их руководителей.

5. Предприятия, учреждения и организации не находящиеся в муниципальной собственности и расположенные на территории муниципального образования (государственные или частные). Отношения органов местного самоуправления с ними, строятся на сугубо договорной основе.

6. Органы государственной власти – они указывают государственную поддержку местному самоуправлению (финансовою помощь); создают необходимые условия для его развития, осуществляют контроль за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления (в частности – это органы прокуратуры).

7. Местные общественные объединения граждан – это объединения, деятельность которых в соответствии с их уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления (ст. 14 ФЗ №82 от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»).

8. Местные религиозные организации – это религиозные организации состоящие не менее чем из 10 участников достигших 18 – летнего возраста и постоянно проживающих в одной местности, либо в одном городском или сельском поселении (ч. 3 ст. 8 ФЗ №125 от 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»).

9. Местные национально-культурные автономии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.