Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Важнейшие сферы позитивной ответственности местного самоуправления: проблемы и пути их решения




Наряду с «негативной ответственностью», предусматривающей наказание должностных лиц и органов местного самоуправления за совершение муниципальных деликтов, органы местного самоуправления несут и «позитивную ответственность», то есть отвечают за добросовестное руководство территорией, и за создание нормальных жизненных условий для всего населения. В этом смысле употребляемый некоторыми юристами термин «позитивная ответственность» вполне может быть использован нами для определения основных функциональных направлений деятельности местного самоуправления. Итак, к ответственности местного самоуправления могут быть отнесены следующие отрасли местной жизнедеятельности.

Образование. В области образования к вопросам местного значения отнесены организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. На практике эта норма вылилась в практически повсеместную передачу полной ответственности за всю сеть образовательных учреждений органам местного самоуправления. Сегодня 71,5% расходов на образование в целом осуществляется из местных бюджетов. При этом муниципальные образования в подавляющем большинстве случаев лишены необходимых для этого материальных и финансовых ресурсов. Особенно острая ситуация сложилась в сельской местности, где почти все школы являются муниципальными, финансовые возможности органов местного самоуправления особенно невелики, а удельные затраты на одного обучающегося при этом существенно выше - в 1,25 - 1,5 раза, чем в городе.

Реальные возможности органов местного самоуправления в сфере образования должны быть ограничены обеспечением материально-технических условий для предоставления образовательных услуг. Финансирование самого образовательного процесса, в том числе заработной платы, учебных расходов и др., естественно было бы отнести к органам государственной власти регионального уровня. На общегосударственном уровне должны устанавливаться федеральные образовательные стандарты, а также приниматься меры контроля за их соблюдением. Непосредственное осуществление расходов следует возложить на органы местного самоуправления. Это распределение полномочий в наибольшей мере удовлетворяет жесткому требованию сохранения единства образовательного пространства.

Здравоохранение. Аналогичная ситуация сложилась и в области здравоохранения. Местное самоуправление ответственно не за предоставление населению медицинских услуг, а за организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения. Практика передачи медицинских учреждений в ведение органов местного самоуправления привела к возникновению серьезных проблем. С 1997 г. по 2003 гг. на 8% сократилось число муниципальных больниц, на 6% - количество диспансеров, на 3,5% - амбулаторно-поликлинических учреждений местного значения. На 7% сократился общий коечный фонд в этих заведениях. Параллельно в медицинских учреждениях, находящихся в муниципальном ведении, развивается процесс сокращения численности медицинского персонала. Относительно лучше дело обстоит в муниципальных образованиях, созданных на уровне крупных городов и районов, поскольку традиционно сложившаяся инфраструктура, как правило, предполагает наличие достаточно развитых учреждений здравоохранения в районном центре. Но такова ситуация не во всех регионах Российской Федерации.

Это свидетельствует о необходимости продуманных мер по приведению в соответствие объема ответственности и полномочий местного самоуправления с имеющейся в распоряжении муниципальных образований ресурсной базой. Отсутствие четкого определения функций местного самоуправления в области здравоохранения, отсутствие заинтересованности в оптимизации структуры медицинского обслуживания, дублирование функций повсеместно приводит к неэффективному расходованию средств в этой сфере.

Обеспечение общественного порядка. За последние годы были утрачены многие позитивные формы и методы деятельности, прежде всего связанные с привлечением широких слоев общественности к охране правопорядка, профилактике правонарушений. Следует признать, что раньше работа по предупреждению бытовых преступлений, а также борьба с такими негативными социальными явлениями, как попрошайничество, бродяжничество, алкоголизм, велась более системно и целенаправленно. Сегодня прежняя, достаточно эффективная система как общей, так и индивидуальной профилактики, оказалась практически полностью разрушенной.

Мировая практика свидетельствует, что действенная охрана общественного порядка возможна лишь при деятельном участии местного самоуправления как наиболее близкого к гражданам уровня публичной власти. В то же время реализация органами местного самоуправления этой важнейшей функции натолкнулась на серьезное препятствие в виде неопределенности статуса муниципальных органов охраны порядка. В одних случаях они трактуются как дополнительные подразделения милиции общественной безопасности, находящейся в ведения органов государственной власти федерального и регионального уровня, в других - как специальные сугубо муниципальные формирования.

В субъектах Федерации использовались различные формы сочетания этих подходов. Результаты проведенных экспериментов свидетельствуют о целесообразности создания подразделений муниципальной милиции с подчинением их органам местного самоуправления и передачи им ряда функции органов внутренних дел в области обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью - при условии одновременного появления на этом же уровне необходимых для их содержания ресурсов.

Жилищно-коммунальное хозяйство. Ответственность за положение дел в этой сфере практически полностью, без каких-либо изъятий возложена на органы местного самоуправления (за редким исключением, например, в Москве за эту сферу в основном отвечают не муниципальные, а общегородские власти). При этом до последнего времени сохранялся в неприкосновенности подход, сводящий к минимуму участие самих граждан в развитии жилищно-коммунального хозяйства. Наиболее острые проблемы здесь: неэффективность системы управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований, монопольное положение большинства предприятий, предоставляющих услуги по содержанию и обслуживанию жилищного фонда, одновременное исполнение одним субъектом функций управления жилищным фондом и обслуживания его, бесправное и зависимое положение граждан как потребителей жилищно-коммунальных услуг. Реформа жилищно-коммунального хозяйства на местном уровне часто ограничивается постоянным ростом стоимости жилищных услуг без улучшения их качества, что создает ситуацию деградации капитальной части семейных бюджетов. Люди вынуждены жить в постоянно ветшающем жилом фонде и при этом оплачивать в возрастающих объемах бесхозяйственность обслуживающих организаций и устаревшие, ресурсоемкие коммунальные технологии.

Именно в сфере жилищно-коммунального хозяйства особенно четко видна недопустимость разрыва между объемом возложенных на орган местного самоуправления функций и объемом находящихся в его распоряжении ресурсов. При анализе положения в этой отрасли становится особенно очевидно и то, что устранение этого разрыва возможно лишь в рамках комплексного подхода. Законодательство, прежде всего в налогово-бюджетной сфере, должно создать заинтересованность муниципальных руководителей в эффективном хозяйствовании. Подлежат пересмотру и конкретные объемы ответственности органов местного самоуправления, и объемы необходимых им ресурсов.

Социальная поддержка населения. Комментируемый Закон относит оказание социальной поддержки населению к вопросам местного значения. Это позволяет возлагать на органы местного самоуправления бремя ответственности по исполнению «федеральных мандатов». Ресурсное обеспечение этой обязанности несопоставимо с требуемым уровнем.

Условием исполнения органами местного самоуправления функций социального обеспечения населения должно являться наличие в их распоряжении соответствующих ресурсов. При их отсутствии эта обязанность должна возлагаться на власти того уровня, на котором эти ресурсы наличествуют.

В связи с этим представляется целесообразным закрепить на федеральном уровне ограниченный круг базовых стандартов социальной защиты, предоставить субъектам Федерации исходя из их реальных ресурсных возможностей право расширять этот список и повышать социальные стандарты. Муниципальным же образованиям отвести роль проводящей сети, обеспечивающей непосредственное доведение выделенных на эти цели средств и ресурсов до их адресатов и дополнительной социальной поддержки при наличии собственных ресурсов.

Таким образом одним из наиболее эффективных рычагов воздействия на повышение эффективности деятельности муниципальных образований в сфере их ответственности является взвешенный и продуманный подход в определении функциональных основ муниципальных образований различного типа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.