Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы местного значения городских округов




С учетом того, что городские округа являются городскими поселениями, но не входят в состав муниципальных районов, а сами имеют аналогичный с ними статус муниципальных образований второго уровня, перечень принадлежащих им вопросов местного значения включает в себя все вопросы местного значения как поселений, так и муниципальных районов. К числу таких вопросов относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов городского округа;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

4) организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа;

9) организация охраны общественного порядка на территории городского округа муниципальной милицией;

10) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа;

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

12) организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории городского округа, за исключением объектов, экологический контроль которых осуществляют федеральные органы государственной власти;

13) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время;

14) организация оказания на территории городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

15) создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

16) организация библиотечного обслуживания населения;

17) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

18) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа;

19) обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта;

20) создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;

21) опека и попечительство;

22) формирование и содержание муниципального архива;

23) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

25) организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах городского округа;

26) планирование застройки, территориальное зонирование земель городского округа, установление правил землепользования и застройки территории городского округа, изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, в том числе путем выкупа, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, ведение кадастра землеустроительной и градостроительной документации;

27) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Органы местного самоуправления городского округа вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными, региональными законами, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).

 

6. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными
полномочиями

В соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ в компетенцию органов местного самоуправления, помимо вопросов местного значения, могут входить и отдельные государственные полномочия, которые им передаются государством.

Встает резонный вопрос: зачем это необходимо государству? Дело в том, что такая передача является эффективной:

· позволяет государству экономить затраты на создание соответствующих территориальных государственных структур;

· способствует более качественному оказанию некоторых государственных услуг населению, в случае их передачи на места.

Вместе с тем в 90-е гг. сложилась практика чрезмерного перенасыщения муниципальных структур дополнительными государственными полномочиями. В отраслевых федеральных законах и законах субъектов Федерации присутствовали сотни норм, возлагающих на органы местного самоуправления те или иные функции, не обеспеченные финансированием.

Особо обременительным для местных бюджетов являлись (и являются по-прежнему) так называемые федеральные мандаты – льготы и гарантии населению, предоставляемые федеральным законодательством (бесплатный проезд на муниципальном транспорте, льготы по оплате ЖКХ, лекарственных средств). На органы местного самоуправления были возложены такие функции, как организация выплаты государственных пенсий, детских пособий, запись актов гражданского состояния, воинский учет, государственный архитектурный и ветеринарный надзор и т.п.

Не отставали и субъекты Российской Федерации, как правило перекладывающие на органы местного самоуправления свои полномочия по вопросам; охраны труда; лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и муниципальных образовательных учреждений; совершения нотариальных действий; регулирования в сфере лесных отношений; ведения государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности; создания учреждений для лиц без определенного места жительства и занятий; организации архивного дела; ведения государственного земельного кадастра и т.д.

Чтобы исправить ситуацию, в 2002-2003 гг. часть названных функций (организация выплаты пенсий и пособий, запись актов гражданского состояния и др.) была возвращена органам государственной власти. В новом же Законе от 6 октября 2003 г. (ст.19-21) была с максимально возможной четкостью прописаны процедуры связанные с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, которые вкратце могут быть сведены к следующим положениям:

· наделение возможно только в законодательной форме(нельзя наделить органы местного самоуправления государственными полномочиями, например, актом правительства, договором). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ - законами субъектов Федерации;

· так как на практике в законах передающих определенные полномочия муниципальным властям, они зачастую не именуются государственными (что с формальной точки зрения создает спорную ситуацию) Законом 2003 г. предложен простой и понятный критерий разделения муниципальных и государственных полномочий: все, что отсутствует в перечнях вопросов местного значения соответствующих муниципальных образований (ст.14 - 16 Закона), относится к государственным полномочиям;

· на местный уровень делегируются как правило только полномочия по оказанию услуг населению;

· переданные государственные полномочия осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ;

· полномочия могут передаваться как всем муниципальным образованиям определенного вида, так и каким-то конкретным. Такая дифференциация, оправдана, так как даже в рамках одного субъекта Федерации муниципальные образования могут существенно различаться по демографическому, экономическому, социальному и другим потенциалам

· могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий;

· финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов;

· органы местного самоуправления имеют право (но не обязаны!) привлекать дополнительные ресурсы для реализации отдельных государственных полномочий, но только в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования;

· органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств;

· органы государственной власти и после передачи отдельных государственных полномочий, относящихся к их компетенции, сохраняют возможность влиять на их исполнение. С этой целью они наделяются правом издавать по указанным вопросам обязательные для исполнения органами местного самоуправления нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением, осуществлять информационную, методическую и консультационную поддержку последних.;

· органы, должностные лица местного самоуправления обязаны предоставлять уполномоченным государственным органам документы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий.

Закон (федеральный или региональный) о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должен содержать:

1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий;

3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты;

4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня;

5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий;

6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль;

7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Действующие законы субъектов о порядке наделения отдельными государственными полномочиями содержат и другие требования к законам о передаче полномочий. Например, Закон Пензенской области от 23 декабря 2002 г. N 427-ЗПО "О порядке наделения органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области" требует также указывать дату начала исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий; срок действия полномочий, которыми наделяются органы местного самоуправления; порядок исполнения отдельных государственных полномочий в случае наделения ими органов местного самоуправления на ограниченный срок.

Законы РФ и субъектов РФ, иные нормативных правовых акты РФ, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, могут быть признаны в судебном порядке несоответствующими вышеизложенным требованиям, что является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.

Основания прекращения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий содержатся в большинстве соответствующих законов субъектов РФ. Чаще всего указывают следующие основания:

1) истечение срока, на который были переданы указанные полномочия;

2) признание органами государственной власти субъекта Федерации нецелесообразности дальнейшего осуществления полномочий органами местного самоуправления, в том числе из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

3) невозможность обеспечения ранее переданных государственных полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами;

4) систематическое нарушение законодательства органами местного самоуправления при реализации переданных государственных полномочий;

5) принятие федерального нормативного акта, изменяющего правовое регулирование в данной сфере;

6) отказ органов местного самоуправления от дальнейшей реализации полномочий.

Вопрос о допустимости последнего основания является достаточно спорным, так как большинство законов субъектов РФ, так же, как и комментируемый Закон, не требуют согласия органов местного самоуправления на передачу им отдельных государственных полномочий, следовательно, признак добровольности в данном случае отсутствует.

На этот счет существует вполне обоснованное мнение, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий без их согласия не будет способствовать повышению эффективности их осуществления [94].

Подробнее см.: 2, 7.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.