Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джумаада аль-Уля 1435 г. 4 страница




 

 

21. Из прав жены на мужа - чтобы он уважал и ценил ее, а также хвалил ее за те семейные дела, которые она совершает:

Передается со слов Абу Хурейры, что пророк сказал: «Не благодарит Аллаха тот, кто не благодарит людей». Этот хадис передал имам Абу Дауд и его иснад является достоверным.

Если ты дашь своей жене понять, что ты рад и доволен тем, что она делает, то это приведет к тому, что она будет еще больше стараться в этом.

Из этой же сферы – проявление уважения к чувствам женщины перед другими женами. Не нужно хвалить ее так, что будет принижена другая. А также не надо унижать ее, ведь это может привести к тому, что ее сердце сгорит.

Всегда помни слова пророка : «Сообщить ли мне вам о том, что лучше по степеням, чем Пост, намаз и милостыня?». Люди сказали: «Конечно, посланник Аллаха!». Он сказал: «Примирение между людьми. А портить отношение между людьми - подстригающая». [34] Этот хадис передал имам Абу Дауд со слов Абу ад-Дарды, и его иснад является достоверным. [35]

 

 

РАЗДЕЛ: О многоженстве:

 

Сказал Всевышний Аллах (смысл): «…то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной» (4:3).

Спросили шейха Мукбиля ибн Хади аль-Уади’и: «Является ли многоженство Сунной?». На что он ответил: «Нет, это не Сунна [36], однако это разрешено».

 

 

22. Из подражаний пророку – то, что муж предоставляет для каждой жены отдельное местожительство:

 

Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Оставайтесь в своих домах» (33:33).

Или сказал (смысл): «И поминайте то, что читается в ваших домах из аятов Аллаха и мудрости» (33:34).

А также (смысл): «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят» (33:53).

В этом аяте пришло «дома», и не пришло «дом».

Передается со слов ‘Айшы, что посланник Аллаха в своей предсмертной болезни спрашивал: «Где я буду завтра? Где я буду завтра?». Он желал дня ‘Айшы. Тогда его жены позволили ему быть там, где захочет. Он был в доме ‘Айшы, пока не умер. Сказала ‘Айша: «Он умер в тот день, в котором обычно приходил ко мне домой. Аллах забрал его тогда, когда его голова была у меня на груди, и его слюна смешалась с моей слюной». [37] Этот хадис передал имам аль-Бухари.

Передается со слов Анаса, что однажды пророк был у одной из своих жен, и другая жена послала посуду с едой. Та, в чьем доме находился пророк , ударила по руке слугу, и посуда с едой упала и разбилась. Пророк собрал осколки и еду в эту разбитую посуду, и сказал: «Ваша мать заревновала». Затем он задержал слугу и отдал целую посуду из дома той, у которой она разбилась той, чья посуда была разбита. А сломанную посуду оставил у той, в доме которой она была разбита. Этот хадис передал имам аль-Бухари.

Имам Ибн Аби Шейба передал асар о том, что однажды спросили Хасана аль-Басри о человеке, у которого две его жены находятся в одном доме. Он сказал: «Они [38] не разрешали этого. То есть, когда человек совокупляется с одной из своих жен, а другая смотрит». Иснад этого сообщения является достоверным.

Сказал Ибн Кудама в «Аль-Мугни» (7т./26стр.): «Нельзя человеку собирать двух своих жен в одном доме, кроме как с их согласия на это, будь то они молодыми или взрослыми. Ведь это наносит им вред из-за их ревности и ненависти друг другу. И если соберутся две жены вместе в одном доме, то это разожжет ссоры и вражду. В таком случае одна из них будет слышать его чувства ко второй жене или видеть, когда тот будет совокупляться с ней. Но если они обе согласны на это (жить вместе в одном доме), то это дозволено. Ведь право выбора отдается им. Если они обе согласны, но он не хочет этого, то им не надо перечить ему. Также он может спать с ними обеими под одним одеялом, если есть на это их согласие. Но запрещается ему совокупляться с одной из них тогда, как вторая наблюдает за этим. Ведь в этом есть пошлость, низость и некультурность, поэтому это не разрешается даже с их согласия».

Сказал имам аль-Куртуби (14т./217стр.): «Нельзя мужу жить с двумя женами в одном доме, кроме как с их согласия».

Сказал имам ан-Науауи в «Аль-Маджму’» (16т./415стр.): «Если у человека есть несколько жен, то нельзя ему жить с ними вместе, кроме как с согласия каждой из них. Потому что это ведет к ссорам. А также он не должен совокупляться с одной из них в присутствии другой, ведь это не соответствует этикету правильного поведения, но является плохим образом семейных отношений».

ПРИМЕЧАНИЕ: Если муж предоставляет для каждой жены отдельное местожительство, то он должен предоставлять для каждой из них отдельное пропитание. Довод на это вышеупомянутый хадис со слов Анаса.[39] Если же жены согласны, чтобы их пропитание было общим, то нет в этом ничего запретного. И Аллах знает лучше!

 

 

23. Что делает муж на следующее утро после брачной ночи?:

Имам аль-Бухари передал сообщение со слов Анаса, что когда пророк женился на Зейнаб дочери Джахша, то сделал свадебное угощение, на котором люди наелись хлебом и мясом. Затем он зашел в комнаты своих жен так же, как он делал это раньше, когда женился. Он приветствовал их и делал за них ду’а, и они приветствовали его и делали за него ду’

24. Сколько времени он уделяет внимание после брачной ночи девственнице или той, которая уже была замужем до него?:

 

Передал имам аль-Бухари со слов Анаса, который сказал: «Из Сунны – если человек женился на девственнице, тогда как у него уже есть жена, то остается у нее семь дней, а затем распределяет между ними время поровну. А если он женился на той, которая уже была замужем притом, что у него есть жена-девственница, то остается с ней три дня».

Передается со слов Умм Салямы, что когда посланник Аллаха женился на ней, то пробыл у нее три дня. Он сказал ей: «Не постигнет твой род позор из-за тебя. Если ты хочешь, то я пробуду с тобой семь дней, но тогда я проведу со всеми своими женами по семь дней». Этот хадис передал имам Муслим.

Сказал Ибн Кудама: «Тот, у которого есть жены и он женился на новой женщине, которая является девственницей, то он может остаться у нее семь дней. И он не обязан восполнять остальным женам эти дни. А если же он женился на уже побывавшей замужем женщине, то может остаться с ней в течение трех дней. В этом случае он также не обязан восполнять остальным женам. Если же она пожелает, чтобы он остался с ней семь дней, то он может это сделать, но будет обязан восполнить остальным женам эти дни. Довод на это – хадис со слов Анаса. И этого мнения придерживались имамы аш-Ша’би, ан-Наха’и, Малик, аш-Шафи’и, Исхак, Абу ‘Убейд аль-Касим ибн Саллям и ибн уль-Мунзир». [40]

 

 

25. Является обязательным соблюдать справедливость между женами при распределении дней между ними:

 

Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости (или бедности)» (4:3).

Или (смысл): «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (4:135).

Или (смысл): «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (5:8).

А также сказал Аллах (смысл): «Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей» (4:129).

Передается со слов Анаса, что у пророка было девять жен. Когда он распределял между ними время, то не возвращался к первой, кроме как после девяти дней. Его жены собирались вечером в доме той, у которой находился пророк . Однажды, когда он был в доме ‘Айшы, к нему пришла Зейнаб. Он протянул к ней руку, но ‘Айша сказала: «Это - Зейнаб». Тогда пророк удержал свою руку, после чего они две начали спорить, повысив свои голоса. Пришло время намаза. В это время Абу Бакр проходил мимо и услышал все это. Он сказал: «Посланник Аллаха! Выходи на намаз и брось в их рты песок». После этого пророк вышел на намаз. ‘Айша сказала: «Сейчас пророк закончит свой намаз и вернется, а Абу Бакр сделает со мной то-то и то-то!». Когда же пророк закончил совершать намаз, пришел к ‘Айше Абу Бакр и сказал ей строгие слова. А затем сказал ей: «Ты делаешь такое?!». Этот хадис передал имам Муслим.

Передается со слов ‘Айшы, что она сказала: «Если посланник Аллаха хотел выехать в путь, то бросал между нами жребий, и брал с собой ту, на которую падал жребий. Также он распределял поровну между своими женами дни и ночи, кроме Сауды дочери Зам’ы, которая отдала свой день ‘Айше. Тем самым она желала достичь довольства посланника Аллаха ею». Этот хадис передал имам аль-Бухари.

 

 

26. И из этого также - справедливое распределение для тех из жен, которые больны или находятся в менструальном цикле:

Передается со слов ‘Айшы, что она сказала: «Если у одной из нас был менструальный цикл и посланник Аллаха хотел прийти к ней (совершить совокупление), то он приказывал ей обернуть это место, затем совершал с ней половой акт поверх одежды». Затем она сказала: «Кто же из вас сможет владеть своей страстью так же, как владел ею посланник Аллах ?!». Этот хадис передал имамы аль-Бухари и Муслим.

 

 

27. Муж не должен уходить от одной из своих жен к другой посреди ночи, кроме как при нужде в этом:

Имам Муслим передал хадис со слов ‘Айшы, что она сказала: «Рассказать ли мне вам о моей истории с посланником Аллаха ?: «Однажды посланник Аллаха пришел ко мне, в ту ночь, когда он должен был находиться у меня. Он положил свою одежду и снял обувь, которую оставил около своих ног. Затем расстелил край своего изара на ложе и лег. Как только подумал, что я уже сплю, не стал задерживаться у меня. Он не спеша взял свою одежду и обулся. Затем также не спеша открыл дверь, вышел и закрыл ее за собой. Я прикрыла свое тело одеждой, накрыла голову и пошла за ним. Он пришел на кладбище аль-Баки’, долго стоял там, затем поднял свои руки три раза, после чего удалился. Я удалилась за ним. Он пошел торопясь, и я пошла торопясь. Он пришел домой, и я пришла, но я опередила его, и только успела лечь, как он вошел и сказал: «Что с тобой, ‘Айша, почему ты так тяжело дышишь?». Я ответила: «Ничего». Он сказал: «Расскажешь мне или мне расскажет Проницательный, Сведущий». Я сказала: «Посланник Аллаха! Пусть мой отец и мать станут выкупом за тебя…». Я рассказала ему обо всем. Тогда он сказал: «Значит, это ты была той темнотой, которую я видел перед собой?». Я сказала: «Да». Он толкнул меня в грудь так, что я почувствовала боль, затем сказал: «Ты думала, что Аллах, а затем Его посланник обидят тебя?». ‘Айша сказала: «Как бы ни скрывали люди, Аллах все равно знает об этом». Он сказал: «Да». Затем сказал: «Поистине, Джибриль пришел ко мне и позвал меня, и скрыл это, я ответил ему, и скрыл это от тебя. Он не стал заходить к тебе домой, ведь ты уже сняла свою одежду. Я подумал, что ты уже легла спать, поэтому не хотел тебя будить, чтобы ты не испугалась. Он сказал мне: «Поистине, твой Господь приказывает тебе прийти к тем, кто похоронен на кладбище аль-Баки’, и попросить для них прощения». Тогда ‘Айша сказала: «Что же мне говорить им, посланник Аллаха?». Он сказал: «Говори: «Мир вам обитатели этих могил из верующих и мусульман. Пусть Аллах помилует тех из нас, которые опередили и тех, которые последуют за ними позже. Поистине, если того пожелает Аллах, мы присоединимся к вам».

Сказал имам Ибн Кудама: «Что касается того, если муж придет к одной из своих жен ночью в то время, когда он должен находиться у другой жены, то это запрещено, кроме как в вынужденной ситуации. Например, если он пришел к ней из-за ее болезни, и хочет остаться у нее. Или она послала к нему из-за какой-то срочной нужды и т.п. Если он сделал такое и вышел от нее, не став задерживаться, то он не обязан восполнять день той жене, у которой он должен был быть. А если же он остался у больной жены, и затем она выздоровела, то он обязан восполнить той жене столько, сколько пробыл у первой.

А что касается того, если он придет к ней днем из-за какой-нибудь нужды, то это дозволено. К примеру, если он хочет дать ей деньги на пропитание, или навестить ее, или хочет спросить ее о чем-то. Также если хочет навестить ее из-за каких-нибудь соглашений между ними и т.п. ситуации. Но он не должен задерживаться у нее и не имеет право совокупляться с ней. Ведь в таком случае будет считаться, что он провел этот день с ней, а она его не заслуживает». [41]

 

 

28. Он может совокупляться с одной из своих жен вне очереди только в том случае, если позволит другая жена, у которой этот день является ее днем по очереди:

Передается со слов ‘Урвы ибн Зубейра, что ‘Айша сказала ему: «Брат моей сестры! Посланник Аллаха не отдавал предпочтение никому из своих жен при распределении времяпровождения. И редко бывало, чтобы он не обходил всех своих жен за один день так, что приближался к каждой из них без того, чтобы прикасаться к ней. Когда постарела Сауда дочь Зам’ы, и побоялась, что посланник Аллаха расстанется с ней, то сказала: «Я отдаю свой день ‘Айше». Посланник Аллаха принял это от нее. По этому поводу Всевышний Аллах ниспослал (смысл): «Если женщина опасается, что муж будет проявлять к ней неприязнь или отворачиваться от нее, то на них обоих не будет греха, если они заключат между собой мир, ибо мирное решение – лучше. Душам свойственна скупость, но если вы будете добродетельны и богобоязненны, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете». Этот хадис передал имам Абу Дауд и его иснад уровня хорошего.[42]

Сказал Ибн уль-Кайим: «Человек может приходить ко всем своим женам в один день, который принадлежит какой-либо конкретной жене. Но не может совершать половое сношение с той женой, очередь которой не пришла». [43]

 

РАЗДЕЛ: Слова Всевышнего Аллаха (смысл): «Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не склоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный».

Сказал Ибн Касир (1т./563стр.): «То есть, люди! Вы не сможете относиться к женам одинаково справедливо полностью. Даже если человек распределяет между ними дни поровну, все же происходит с его стороны различие между ними в любви и желании.

Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Не склоняйтесь же полностью к одной». То есть, если вы склоняетесь к одной из них, то не склоняйтесь полностью «оставляя другую словно висящей». То есть, эта вторая останется подвешенной. А от некоторых обладателей знания передается, что они сказали: «Имеется в виду, что вторая не будет считаться обладательницей мужа, и в то же время, она не разведенная».

Сказал Всевышний Аллах (смысл): «Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный». То есть, если вы будете исправлять свои дела, и будете распределять между женами по справедливости в том, чем владеете. А также будете бояться Аллаха во всех ваших делах, то Аллах простит вам то, что в ваших сердцах из склонности к одним женам и предпочтении их над другими».

 

 

29. Не является обязательным для мужа любить всех жен равным образом, а также распределять совокупление с ними поровну:

Передал имам аль-Бухари хадис со слов Ибн ‘Аббаса от ‘Умара, что он зашел к Хафсе и сказал: «Дочь моя! Пусть тебя не обольщает эта, которой нравится любовь посланника Аллаха к ней». То есть он имел в виду ‘Айшу. Хафса сказала: «Я рассказала об этом посланнику Аллаха , и он посмеялся».

Передается со слов ‘Айшы, что посланник Аллаха во время своей болезни, от которой умер, сказал: «Где я сегодня? Где я буду завтра?». Он желал дня ‘Айшы. Она сказала: «Когда же был мой день Аллах забрал его к Себе, и он был на моей груди. И его похоронили в моем доме». Этот хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим.

Передается со слов ‘Айшы, что она сказала: «Однажды жены посланника Аллаха послали его дочь Фатиму к нему . Она пришла и попросила разрешения зайти в тот момент, когда он лежал со мной под моим плащом. Он разрешил ей войти. Тогда сказала Фатима: «Посланник Аллаха! Поистине, твои жены послали меня к тебе с просьбой, чтобы ты проявлял справедливость относительно них и дочери Абу Кухафы». Я молчала. Посланник Аллаха сказал: «Дочь моя! Разве ты не любишь то, что люблю я?». Она сказала: «Конечно да!». Он сказал: «Тогда полюби же эту». После того, как Фатима услышала это от посланника Аллаха , встала и пошла к его остальным женам, и сообщила о своих словах, и ответе посланника Аллаха ей. Тогда они сказали ей: «Мы не видим, что ты сделала нечто больше, чем могли бы мы. Вернись же к посланнику Аллаха , и скажи ему: «Поистине, твои жены заклинают тебя быть справедливым относительно дочери Абу Кухафы». Фатима ответила им: «Клянусь Аллахом! Я никогда не буду разговаривать с ним относительно нее». Сказала ‘Айша: «После этого жены посланника Аллаха послали с этим поручением Зейнаб дочь Джахша. Она - та из жен посланник Аллаха , которая соревновалась со мной относительно него . И я не видела в этом мире женщины лучше, чем Зейнаб. Лучше нее в богобоязненности, правдивости, укреплении родственных связей, большей раздачи милостыни, и большим пренебрежением по отношению к себе в делах, посредством которых она приближалась к Всевышнему Аллаху, кроме того, что она быстро приходила в состояние злости и обладала жестким нравом». ‘Айша сказала: «Она попросила разрешения войти к посланнику Аллаха». В этот момент посланник Аллаха находился со мной в том же положении, в котором его застала Фатима. Посланник Аллаха разрешил ей войти. Она сказала: «Посланник Аллаха! Поистине, твои жены послали меня, чтобы попросить справедливости относительно дочери Абу Кухафы». Затем она посмотрела на меня и удержала свой взгляд на мне. А я наблюдала за посланником Аллаха , даст ли он мне возможность ответить ей. Зейнаб оставалась на своем месте пока я не поняла, что посланник Аллаха не противится тому, чтобы я ответила ей. Я не стала медлить с ответом. После чего посланник Аллаха сказал: «Она – дочь Абу Бакра!». Этот хадис передал имам Муслим.

Сказал Ибн уль-Кайим (5т./151стр.): «Равенство в любви не является обязательным, ведь любовь – то, чем невозможно владеть. ‘Айша была любимой женой пророка . Из этого вытекает, что также не является обязательным равенство в отношении совокупления, ведь оно основывается на любви и влечении. А это дело в Руках Того, Кто переворачивает сердца, как пожелает. Здесь уместно привести детальные разъяснения: То есть, если он оставил половой акт с женой из-за отсутствия у него влечения или он не способен совершать половой акт, тогда у него есть оправдание. Если же он оставил половой акт с ней вместе с тем, что у него есть влечение, но его влечение к другой жене больше, то это из того, чем он может совладеть. Если же он выполнил те права, которые есть на нем относительно жены, то у нее нет права что-либо требовать. Но если он оставит выполнение возложенных на него прав, то она имеет право требовать от него».

 

 

30. Затраты на жен обязательно должны быть равными:

Сказал шейх уль-Ислам Ибн Теймия: «Что касается справедливости в затратах на пропитание и одежду, то это также Сунна, ведь в этом - подражание пути пророка . Поистине, он соблюдал справедливость в затратах на жен также, как и при распределении дней между ними. Люди же разошлись во мнениях [44] – эта справедливость в днях и затратах являлась обязательным для него, или желательным? Мнение о том, что это является обязательным более сильное, и ближе к Корану и Сунне». [45]

Передается со слов Анаса, что однажды Умм Сулейм послала его к посланнику Аллаха со спелыми свежими финиками. Он взял горсть и послал ее к некоторым из своих жен, затем взял еще одну горсть и послал еще к некоторым из жен. Затем сел и поел то, что осталось так, как ест человек, которому нравится эта еда. Этот хадис передал имам Ахмад.[46]

 

 

31. Примеры справедливости у праведных предшественников:

Сказал имам Ибн Аби Шейба[47]: «Рассказал нам Абу Дауд ат-Тайялиси от Харуна ибн Ибрахима: «Я слышал, как Мухаммад сказал относительно того, у которого есть две жены: «Нежелательно ему брать малое омовение в доме одной, а в доме второй не брать». Это сообщение достоверно.

Сказал Ибн Аби Шейба[48]: «Нам рассказал Джарир от Мугиры от Зияда ибн Кулейба от Ибрахима, что тот сказал относительно того, который собрал несколько жен: «Поистине, они соблюдали справедливость между женами так, что даже если оставался излишек из Сауика или другой еды в таком количестве, что нельзя было это взвесить, то распределяли между ними по горстям». Это сообщение достоверно.

 

 

32. Узаконенность бросать жребий между женами, при отправлении в путь:

Передается со слов ‘Айшы, что она сказала: «Если посланник Аллаха хотел выехать в путь, то бросал между нами жребий, и брал с собой ту, на которую падал жребий. Также он распределял поровну между своими женами дни и ночи, кроме Сауды дочери Зам’ы, которая отдала свой день ‘Айше. Тем самым она желала достичь довольства посланника Аллаха ею». Этот хадис передал имам аль-Бухари.

Передается со слов ‘Айшы, что посланник Аллаха однажды бросил жребий между женами, и он пал на Хафсу и ‘Айшу. Когда наступила ночь, он садился на того верблюда, на котором ехала верхом ‘Айша, и разговаривал с ней. Тогда Хафса сказала ‘Айше: «Сядь ночью на моего верблюда, а я сяду на твоего». ‘Айша согласилась и села на верблюда Хафсы. После этого посланник Аллаха пришел к верблюду ‘Айшы, на котором сидела Хафса. Он поприветствовал ее, и они отправились в путь пока не приехали. ‘Айша потеряла его, а когда приехали, она поместила свои ноги в душистый тростник, и сказала: «Господь! Пошли ко мне скорпиона или змею, чтобы она ужалила меня». Больше я ничего не могла сказать». Этот хадис передал имам аль-Бухари.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.