Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет земельного права 3 страница




Объектами земельных правоотношений являются земля, земельные участки и части земельных участков (ст. 6 ЗК РФ). Понятие земли как объекта правоотношений выделяется, главным образом, в целях ее общей характеристики как объекта государственного и муниципального управления. Земля как природный объект и природный ресурс не может быть ни объектом земельных отношений, ни отношений собственности, ни каких-либо еще отношений, ибо объектом земельных отношений всегда является какая-либо юридическая категория, отражающая наиболее характерные и юридически значимые признаки соответствующего объекта природы. Поэтому объектом земельных отношений является индивидуализированная часть земли, т.е. конкретный земельный участок.

В связи с этим оправданы предложения ученых закрепить в ЗК РФ следующее определение земли: земля — «это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции»[6].

Под земельным участком как объектом земельных правоотношений следует понимать часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Данный подход корреспондирует с положениями п. 2 ст. 261 ГК РФ, из которого следует, что, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участокраспространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Согласно п. 3 ст. 261 ГК РФ собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными законами. Данная конструкция корреспондирует воззрениям римских юристов, по которым право собственности на землю простирается вглубь под поверхностью и вверх над нею до бесконечности. Однако, как отмечал еще И. А. Покровский, «логическим последствием этого воззрения было бы то, что собственник земельного участка может воспрепятствовать проведению тоннеля, проложению газо- или водопроводных труб и других подобных сооружений под его участком на какой угодно глубине, проведению телеграфных или телефонных проволок на какой угодно высоте. Но такое положение, очевидно, несовместимо с самыми разнообразными интересами современного благоустройства»[7].

Граница между землей и недрами как различными объек­тами правоотношений показана в ст. 19 Закона о недрах, согласно которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы имеют право, по своему усмотрению, в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до 5 м, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Таким образом, установлены пределы реализациисобственником своих правомочий и показана юридически значимая граница земли и недр.

Представляется, что в ст. 6 ЗК РФ «земельный участок» упоминается как общее, родовое понятие, которое конкретизируется применительно к отдельным категориям земель (например, «лесной участок») либо видам разрешенного использования целевому назначению земельного участка (например, «дачный участок»). Кроме того, земельное законодательство часто использует различные синонимы понятия «земельный участок». Например, «полоса отвода» (п. 2 ст. 90 ЗК РФ) означает земельный участок вдоль железнодорожной магистрали; важной составной частью земель сельскохозяйственного назначения являются сельскохозяйственные угодья (ст. 79), а в других федеральных законах упоминаются водно-болотные угодья, охотничьи угодья и т.д. Подобная дополнительная терминология служит цели уточнения правового режима конкретного земельного участка как объекта земельных отношений[8]. Более того, Европейская конвенция о ландшафтах (Флоренция, 20 октября 2000 г.), которая пока не ратифицирована Россией, предусматривает и такой объект земельных отношений, как ландшафт.

Как следует из анализа земельного законодательства, де-факто объектом земельных отношений выступают не упомянутые в ст. 6 ЗК РФ земельные доли, т.е. доли в праве общей собственности на земельный участок. Порядок использования земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Законом об обороте земель (п. 5 ст. 79 ЗК РФ). В данном Законе (ст. 15) земельные доли фактически рассматриваются как самостоятельный объект земельных отношений, что полностью отвечает реальности.

ЗК РФ выделяет в качестве объекта земельных отношений часть земельного участка, что является ошибочным. По нашему убеждению, часть земельного участка в принципе не может выступать в качестве объекта правоотношения, поскольку в случае разделения земельного участка на две части (если он является делимым) каждой из них в установленном порядке присваивается индивидуальный кадастровый номер, а собственник каждой вновь образованной «части» земельного участка получает правоустанавливающий документ на земельный участок, а не на его часть. Аналогичным образом невозможно приватизировать часть земельного участка, а в случае продажи собственником «части участка» сделка будет зарегистрирована только после проведения раздела участка, составления межевого плана землеустроительных работ и постановки продаваемого участка на кадастровый учет.Данный вывод подтверждают и материалы судебной практики. Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.07.2004 № А56-2920/04 было отмечено, что «изменение кадастрового номера объекта недвижимости свидетельствует о прекращении существования объекта, права на который зарегистрированы, и создании нового объекта недвижимости. Следовательно, в силу… Закона о регистрации в случае разделения земельного участка должны быть прекращены права на прежний земельный участок и зарегистрированы на вновь образованные земельные участки».

Индивидуализация земельного участка происходит посредством подготовки его межевого плана проведения землеустройства и его кадастрового учета и постановки земельного участка на кадастровый учет. Следовательно, собственник земельного участка до заключения договора аренды обязан индивидуализировать «часть» участка с присвоением ему кадастрового номера. Соответственно, в договоре аренды или любом другом в качестве предмета договора будет указан земельный участок, индивидуализированный на местности. Более того, ЗК РФ упоминает в ст. 6 и некоторых других ряде статей «часть земельного участка», однако соответствующей нормы-дефиниции не содержит, в то время как определение земельного участка дано в п. 2 ст. 6 ст.11.1 ЗК РФ.

Признание земельного участка делимым или неделимым имеет ряд важнейших гражданско-правовых и земельно-правовых последствий. Например, в случае если здание (помещение в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ и иными федеральными законами (п. 3 ст. 36 ЗК РФ). При этом сам ЗК РФ, равно как и иные федеральные законы, не содержат четких критериев и процедур классификации земельного участка в качестве делимого или неделимого.

Сама возможность делимости и неделимости земельных участков вытекает из положений ст. 133 ГК РФ, призна­ющей, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения, является неделимой. Условием делимости земельного участка является сохранение его разрешенного использования и категории, а также не упомянутый в ст. 6 ЗК РФ соблюдение требований о минимальном размере земельного участка. Это означает, что в результате раздела земельного участка не могут образовываться новые земельные участки меньше минимального размера, определяемого в порядке, установленном законодательством. Критерий сохранения установленного разрешенного использования земельного участка, упомянутый выше, имеет значение главным образом в границах категории земель населенных пунктов и не имеет универсального характера. Такой вывод мы делаем на основании того, что под разрешенным использованием земельного участка понимается его использование в соответствии с градостроительными регламентами, а последние не устанавливаются в отношении земель сельскохозяйственных угодий, земель лесного и водного фонда и некоторых других категорий (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).

Критерии делимости или неделимости земельных участков указаны в ч. 4 ст. 41 ГрК РФ и заключаются в следу­ющем:

а) инициатива постановки вопроса о делимости или неделимости земельного участка принадлежит его правообладателям;

б) размеры земельного участка, образованного в результате объединения либо разделения, не должны превышать предельные размеры земельных участков, предусмотренные градостроительным регламентом (ст. 38 ГрК РФ);

в) разделение земельного участка на два и более допускается только в случае наличия самостоятельных подъездов и подходов к каждому образованному земельному участку (в целях предотвращения массовых судебных процессов об установлении сервитутов);

г) объединение земельных участков в один допускается только при условии, если образованный земельный участок будет находиться в границах одной территориальной зоны (ст. 35 ГрК РФ).

Особым объектом земельных отношений является поч­ва  — верхняя часть плодородного слоя. Наряду с землей почва является компонентом природной среды и отдельным объектом охраны окружающей среды (ст. 1, 4 Закона об охране окружающей среды). Указанный Закон, разделяя земли и почвы как объекты правовой охраны, отдельно предусматривает необходимость принятия мер по сохранению земель и почв при размещении объектов энергетики (ст. 40), эксплуатации сельскохозяйственных объектов (ст. 42), мелиорации земель (ст. 43), размещении отходов (ст. 51) и т.д. Не менее важно и установление мер по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, в отношении которых ведется Красная книга почв (ст. 62).

Содержание земельных правоотношений составляют взаимообусловленные субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право — предоставленные управомоченному лицу вид и мера возможного поведения в сфере использования и охраны земель, обеспеченного обязанностью другой стороны и гарантированного государством. В основе субъективного права лежит обеспеченная правовая возможность, реализация которой зависит от собственного усмотрения лица.

Юридическая обязанность — возложенные на обязанное лицо вид и мера должного поведения, обеспечивающего право другой стороны и гарантированного государством. Юридическая обязанность устанавливается в интересах как управомоченной стороны, так и государства в целом, в связи с чем ее реализация имеет властный, императивный характер. Юридические обязанности бывают активными (необходимость совершения действия) и пассивными (необходимость воздержания от действий).

Содержание прав и обязанностей субъектов земельных отношений определяется принадлежностью участка к определенной категории и субкатегории земель, особенностями целевого назначения и разрешенного использования участка, иными условиями и правилами использования земельного участка, предусмотренными градостроительной документацией, экологическими и другими требованиями и ограничениями, титулом видом прав на землю.

Возникновение, изменение и прекращение земельных пра­во­от­ношений происходит в результате наступления преду­смот­ренных законом юридических фактов (событий или действий) — конкретных жизненных обстоятельств, с наступлением которых закон связывает возникновение юридически значимых последствий. При этом в отдельных случаях для возникновения земельных правоотношений событий или действий не предусмотрено, а соответству­ющие правоотношения возникают в силу прямого указания закона. Таковой является конструкция общего природопользования, когда граждане могут свободно пребывать на землях лесного фонда и собирать там грибы и ягоды либо находиться на землях общего пользования населенных пунктов (дороги, скверы, пляжи и т.д.).

Возникновение земельных правоотношений обычно связано не столько с событиями, сколько с принятием административных актов органами публичной власти, вытекает из договоров и иных сделок, а также из судебных решений. Допускается и сочетание таких юридических фактов (фактический состав). Например, орган публичной власти своим актом выносит земельный участок на торги, с победителем которых заключается договор купли-продажи (аренды) земельного участка. Типичным административным актом является решение органа местного самоуправления о переоформлении (приватизации) гражданину принадлежащего ему на праве пользования земельного участка о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей без торгов и без предварительного согласования мест размещения объектов. Судебные решения могут выступать как основание возникновения прав на землю земельные участки при наличии споров по спорным участкам либо в случае установления земельного сервитута.

Изменение земельных правоотношений может происходить как по волеизъявлению его субъектов, так и по иным причинам. Например, стороны могут внести изменения в договор аренды земельного участка; собственник делимого земельного участка может в соответствии с действу­ющим порядком разделить его на две части и одну продать; гражданин-землепользователь может приватизировать (переоформить) земельный участок и т.д. Другими случаями изменения правоотношений могут являться образование по решению органов публичной власти особо охраняемой природной территории, резервирование земельного участка, установление публичного земельного сервитута либо зоны с особыми условиями использования территорий, в которых правообладатели земельных участков будут правомерно ограничены в возможностях по их использованию с внесением соответствующих записей в правоустанавливающие документы о правах на земельный участок.

Основания прекращения земельных правоотношений могут быть безусловными (событие — смерть собственника, уничтожение земельного участка в силу природных факторов, истечение срока договора аренды), а также обусловленными совершением определенных действий (в результате исполнения договора купли-продажи земельного участка происходит прекращение для продавца правоотношений права собственности на земельный участок землю) либо бездействий (неиспользование землепользователем либо землевладельцем земельного участка может повлечь принудительное прекращение прав на землю).

1.5. Источники земельного права

Под источником права понимается закрепление общеобязательных правовых норм в следующих формах: нормативный правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор. Основную роль в регулировании земельных отношений играет нормативный правовой акт, изданный уполномоченным органом публичной власти, содержащий нормы земельного права, действующие на определенной территории (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования), и адресованный указанному в нем кругу лиц. Земельное законодательство, понимаемое нами в данном случае в широком смысле как совокупность законов и подзаконных актов, может быть классифицировано по нескольким основаниям.

По критерию вида регулируемых отношений можно различать законодательство о собственности на землю, платности использования земли, об ответственности за земельные правонарушения и т.д. Его анализ показывает межотраслевую природу многих земельно-правовых институтов, включающих нормы различной отраслевой принадлежности.

По критерию уровня можно различать Конституцию РФ, международные договоры, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, акты органов местного само­управления.

Конституционные нормы имеют важное значение для установления на отраслевом уровне конкретных прав и обязанностей субъектов земельных отношений. Следует выделить ст. 9, 36, 42, 58 и 72 Конституции РФ, непосредственно посвященные вопросам использования земель и их охране как составной и неотъемлемой части окружающей среды. Как следует из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора.

В числе федеральных земельных законов главное место принадлежит ЗК РФ, который содержит ряд правовых гарантий получения земельного участка в собственность, в том числе для строительства, гражданами и юридическими лицами, установив весьма прозрачные необходимые процедуры такого предоставления; решает вопрос об основаниях и порядке изъятия путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд; определяет особенности охраны земель, меры земельно-правовой ответственности и т.д.

Наряду с ЗК РФ земельные отношения регулируют как собственно «земельные» законы, так и законодательные акты иной отраслевой принадлежности. В числе первых следует назвать Закон о переводе земель из одной категории в другую, Закон о землеустройстве, Закон об обороте земель и др. Во второй группе мы выделяем ГК РФ, ГрК РФ, НК РФ, Закон об охране окружающей среды, Закон о местном самоуправлении, ЛК РФ, ВК РФ и т.д.

Субъекты РФ вправе принимать законы, регулирующие земельные отношения, не противоречащие только ЗК РФ и иным федеральным законам. Данный вывод прямо вытекает из ст. 76 Конституции РФ и означает, что в случае противоречия закона субъекта РФ по земельному вопросу указу Президента РФ, постановлению Правительства РФ или акту федерального органа исполнительной власти большей юридической силой будет обладать закон субъекта РФ. Земельные законы субъектов РФ могут быть приняты как по вопросам, прямо указанным в ЗК РФ, так и в порядке «опережающего нормотворчества» в случае обнаружения пробела в земельном законодательстве. В последнем случае такие законы действуют вплоть до принятия соответствующего федерального закона, с которым и приводятся в соответствие. До принятия ЗК РФ в условиях наличия пробелов и противоречивости федерального регулирования земельных отношений именно этим актам принадлежало главное место в регулировании земельных отношений.

Указы и распоряжения Президента РФ могут быть приняты по любым вопросам (кроме случаев, когда ЗК РФ предусматривает принятие федерального закона) и не должны противоречить ЗК РФ и федеральным законам. Некоторые такие вопросы прямо указаны в тексте ЗК РФ. Так, согласно п. 3 ст. 15 ЗК РФ Президент РФ определяет перечень приграничных территорий, в пределах которых земельные участки иностранным гражданам и юридическим лицам, лицам без гражданства в собственность не предоставляются.

Акты Правительства РФ, регулирующие земельные отношения, могут приниматься лишь в пределах полномочий, определенных ЗК РФ, федеральными законами, а также указами Президента РФ. Следовательно, если вышеупомянутые нормативные правовые акты не содержат прямых отсылок к актам правительства, то таковые и не принимаются. Например, ЗК РФ прямо определяет полномочия Правительства РФ в части перевода земель из одной категории в другую (ст. 8), принятия ряда мер в сфере охраны земель (ст. 13—14), порядка проведения торгов (ст. 38) и т.д.

Нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств как источники земельного права вообще не упоминаются в ЗК РФ. Примечательно, что органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного само­управления прямо уполномочены принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы земельного права (ст. 2 ЗК РФ), в то время как, например, Министерству экономического развития РФ либо иному федеральному органу исполнительной власти такие полномочия не предоставлены.

Указанная выше ст. 2 ЗК РФ предусматривает полномочие Правительства РФ принимать решения, регулирующие земельные отношения. Думается, что данная норма противоречит ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, согласно которой «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение». На наш взгляд, Правительство может издавать только постановления и распоряжения, поскольку актов Правительства РФ в форме решений Конституция РФ не знает, поэтому указание на них в ЗК РФ изначально должно быть признано неконституционным и противоречащим правилам юридической техники.

Действительно, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» упоминает «решения» правительства по ряду вопросов (ст. 27—29, 35), например, решения по вопросам о внесении законопроектов в Государственную Думу. Однако данные «решения» не носят самостоятельного характера, а оформляются в конституционных формах — постановлениями и распоряжениями.

Органы местного самоуправления вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие земельные отношения, в пределах своих полномочий. Такие акты могут устанавливать публичные сервитуты; порядок проведения муниципального земельного контроля; предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории муниципального образования для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и т.д. Однако главное значение нормотворчества органов местного самоуправления состоит в том, что именно муниципальными правовыми актами — правилами землепользования и застройки — определяется правовой режим конкретных земельных участков на территории муниципального образования посредством установления для каждой территориальной зоны градостроительных регламентов.

В числе источников земельного права можно выделить постановления и руководящие разъяснения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Хотя официально правовая доктрина не признает данные акты источниками права, признание Конституционным Судом РФ нормы закона не соответствующей Конституции влечет прекращение ее действия, что может рассматриваться как акт «отрицательного» нормотворчества. Существует несколько таких постановлений Конституционного Суда РФ, имеющих важнейшее значение для понимания сложившейся системы применения норм земельного права. Не меньшее значение имеют руководящие разъяснения Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ, обязательных для учета при рассмотрении дел соответствующими звеньями судебной системы.

Недостаточно исследованным, но все же объективно существующим источником земельного права является правовой обычай. Ключевой особенностью правовых обычаев является то, что они прямо не устанавливаются нормами права (в этом случае они теряют свойство правового обычая), однако нормы права могут отсылать к ним. Наиболее разработан правовой обычай в гражданском праве (обычаи делового оборота). В земельном правеможно выделить следующие правовые обычаи:

а) согласно подп.7 п.3 ст.23 ЗК РФ, могут устанавливаться публичные сервитуты для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

б) согласно ст.23 ГПК РФ, мировому судье подсудны дела об определении порядка пользования имуществом. Следовательно, при наличии спора о порядке пользования земельным участком (например, между сособственниками), такой спор может разрешаться исходя из местных условий и обычаев.

в) свойством правового обычая обладает возведение заборов по периметру земельного участка. Так, ЗК РФ и иные федеральные законы и подзаконные акты не упоминают именно такого варианта осуществления собственником своего правомочия владения и ограничения доступа третьих лиц на свой участок. С точки зрения задач индивидуализации земельного участка вполне достаточно определения его площади и составления межевого плана. Следовательно, постройка забора (который, иногда будучи выстроенным из кирпича, приобретает все признаки недвижимости), есть еще один пример правового обычая.

г) большую роль правовой обычай играет в пределах отдельно взятых национальных и национально-религиозных общностей. В данном случае наиболее ярким примером являются коренные и малочисленные народы. Например, согласно ст.13 Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 7 мая 2001 г., использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов.

Таким образом, правовой обычай в земельных отношениях может либо прямо упоминаться в качестве такового, либо (что не противоречит законодательству и научной доктрине) существовать без прямой отсылки закона. При этом ранее (по ЗК РСФСР 1922 г.) правовой обычай в ограниченном виде уже был зафиксирован в качестве источника земельного права. На наш взгляд, существует необходимость дополнения ЗК РФ нормой, упоминающей правовой обычай как источник земельного права.

Контрольные вопросы и задания

1. Сформулируйте определение земельного права как отрасли права. Какие общественные отношения регулируют нормы земельного права?

2. Назовите основные принципы земельного права.

3. Какова система земельного права? Назовите основные институты земельного права. Что понимается под категорией земель?

4. Сформулируйте определение земельных правоотношений. Какие виды земельных правоотношений вы знаете? Назовите субъекты и объекты земельных правоотношений и основания их возникновения.

5. Перечислите источники земельного права. Какое место в их иерархии занимает ЗК РФ?

Литература

Анисимов, А. П.  Субъекты и объекты земельных правоотношений / А. П. Анисимов // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. — 2006. — № 4.

Анисимов, А. П.  Разрешенное использование земельных участков: вопросы теории / А. П. Анисимов // Гражданское право. — 2006. — № 4.

3. Анисимов, А. П. О делении земельного фонда на категории / А. П. Анисимов // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2006. — № 5.

4. Анисимов, А. П. К вопросу о правах на земельные участки иностранных государств на территории Российской Федерации / А. П. Анисимов, Р. Г. Мельниченко // Бюллетень нотариальной практики. — 2007. — № 5.

5. Анисимов, А. П. Часть земельного участка как объект земельных отношений: критический анализ / А. П. Анисимов // Российская юстиция. — 2007. — № 12.

6. Анисимов, А. П. Правовой режим земельных участков: новый межотраслевой подход к соотношению норм гражданского и земельного права / А. П. Анисимов, А. И. Мелихов // Право и экономика. — 2008. — № 12.

7. Анисимов, А. П. К вопросу о земельной правосубъектности коренных малочисленных народов Российской Федерации / А. П. Анисимов // Недвижимость и инвестиции: правовое регулирование. — 2009. — № 2.

8. Анисимов, А. П. Судебный прецедент: от теории к практике / А. П. Анисимов, Р. Г. Мельниченко // Российский судья. — 2009. — № 3.

9. Анисимов, А. П. Обеспечение земельного правопорядка градостроительно-правовыми средствами / А. П. Анисимов // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 4.

10. Анисимов А.П., Чаркин С.А., Рыженков А.Я. Теоретические проблемы соотношения земельного и экологического права // Аграрное и земельное право. – 2011. - № 6.

10. Баразгова, Р. С. Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков: содержание и соотношение понятий / Р. С. Баразгова // Современное право. — 2009. — № 6.

11. Боголюбов С.А. Земельное законодательство и Концепция развития гражданского законодательства // Журнал российского права. – 2010. - № 1.

12. Боголюбов С.А. Земля – природный ресурс и объект права собственности // Экологическое право. – 2009. - № 5.

11. Буров, В. А. Некоторые вопросы применения и совершенствования законодательства об изменении целевого назначения земельных участков / В. А. Буров // Аграрное и земельное право. — 2009. — № 9.

12. Буров В.А. О правовой природе целевого назначения земель // Аграрное и земельное право. – 2011. - № 6.

12. Волков, Г. А. К вопросу о принципах земельного права / Г. А. Волков // Аграрное и земельное право. — 2006. — № 5.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.