Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности и ограниченные вещные права на земельные участки 1 страница




3.1. Право государственной и муниципальной собственности на землю

В период своего существования Советский Союз представлял собой федеративное государство со сложным административно-территориальным устройством. При этом весь земельный фонд в его границах являлся единым и неделимым объектом права государственной собственности без разделения его между субъектами (республиками, краями, областями и т.д.).

В процессе проведения земельной реформы было установлено, что в России располагаются земельные участки, находящиеся в государственной (федеральной и субъектов РФ), муниципальной, частной (граждан и юридических лиц, включая иностранных) и иных формах собственности, причем содержание последних не раскрывалось. Как справедливо отмечал Г. В. Чубуков, в будущем могут появиться новые формы собственности, поскольку экономика выше права. Уже сейчас говорят о собственности казачьих обществ, общин коренных малочисленных народов и т.д.[10]

Правовое регулирование разграничения «традиционных» форм публичной собственности на землю в Конституции РФ, ГК РФ, Законе о местном самоуправлении, иных федеральных законах и подзаконных актах, принимавшихся вплоть до 2001 г., также страдало противоречивостью и пробельностью. При этом суть проблемы заключалась не в наделении Российской Федерации землей, как иногда ставили вопрос субъекты РФ (государство было наделено земельной собственностью по Декрету о земле 1917 г.), а именно в разграничении единой государственной собственности на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.

Попыток решить данную проблему предпринималось множество, а начало разграничению публичной собственности на землю было положено Указом Президента РФ от 16.12.1993 № 2144 «О федеральных природных ресурсах». Данный Указ в целях сохранения и рационального использования природных ре­сурсов, имеющих общегосударственное значение, относил к федеральным природным ресурсам те из них, которые имеют общеполитическое, общеэкономичес­кое, общеэкологическое и иное общегосударственное значение. Впоследствии этот принцип получил дальнейшее развитие в федеральных законах. Например, ст. 2 Закона об особо охраняемых природных территориях определяла перечень таких территорий, находящихся в федеральной собственности (государственные природные заповедники, национальные парки и т.д.), собственности субъектов РФ (памятники природы, заказники и т.д.) и муниципальной собственности (курорты).

Большое значение для последующего закрепления земельных участков в государственную или муниципальную собственность имело постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». Несмотря на то, что в данном нормативном акте вопросы собственности на землю земельные участки не рассматривались, определение объектов недвижимого имущества, передаваемых в федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность имело важное значение при определении в дальнейшем собственника земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости. В развитие этого правового акта позднее было принято постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 784 «О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации», где предусматривалась передача объектов недвижимости субъекту РФ только вместе с правами на соответствующий участок.

В 90-е годы XX в. были разработаны и подписаны договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами (всего их было заключено около 50). На основе таких договоров был подписан ряд соглашений между Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ о детальном разграничении федеральных и региональных земель. В свою очередь, субъекты РФ на основе этих соглашений своими законами определяли перечень муниципальных земель. Однако все упомянутые нормативные акты либо пытались установить «общие принципы» разграничения публичной собственности на землю, либо регулировали частные вопросы такого разграничения.

Земельный кодекс РФ установил в качестве принципа земельного законодательства разграничение государственной собственности на землю, однако не предусмотрел критериев и процедур такого разграничения. Это было обусловлено существованием отдельного Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» (с 1 июля 2006 г. утратил силу). Данное разграничение собственности должно было происходить по следующей процедуре:

а) Росимущество вместе с иными федеральными органами исполнительной власти готовит по каждому муниципальному образованию отдельно перечни земельных участков, на которые возникает право собственности у Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления (далее — перечни). Перечни готовились в соответствии со ст. 3—5 Закона, определявшими основания отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. В отдельные перечни включались участки, отнесение которых к той или иной форме собственности может вызвать споры между публично-правовыми образованиями (например, земельные участки, расположенные на территории двух и более субъектов РФ);

б) подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления перечни утверждались распоряжением Правительства РФ и подлежали включению в документы государственного земельного кадастра;

в) право собственности Российской Федерации, субъектов РФ, органов местного самоуправления возникало с момента государственной регистрации права собственности на землю.

Однако указанный Закон не устанавливал четких и однозначных оснований разграничения земель всех категорий.

В результате реализации данного Закона процедуру разграничения государственной собственности на землю должны были пройти около 10 млн земельных участков. Ожидалось, что в собственности Российской Федерации будет 70% российских земель (из них 66% — земли водного и лесного фонда), 9,5% земель будет в собственности субъектов РФ, 14% — в собственности муниципальных образований и около 7,5% в частной собственности (размеры последней могут увеличиться в ближайшие 10—15 лет в 2-3 раза)[11].

Однако реализация указанного Закона столкнулась с оказалась затруднена рядом неразрешимых проблем. Во-первых, не были определены сроки окончания процедуры разграничения государственных земель. Первоначально предполагалось, что процедура разграничения закончится к 2007 г. Однако только согласование списков отнимало около 2—2,5 лет, а аппарат правительства был в состоянии выпускать не более чем 20 списков в месяц. Таким образом, реально завершить данную процедуру возможно было только к 2030—2040 гг. Между тем сама концепция ЗК РФ построена на предположении, что государственная собственность уже разграничена на федеральную, субъектов РФ и муниципальную[12].

Во-вторых, практика пошла по пути приоритетного оформления права собственности на землю Российской Федерации. Распоряжения Правительства РФ о перечнях земельных участков, передаваемых в собственность Российской Федерации, готовились и утверждались в первоочередном порядке. Это вызывало у органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления опасения относительно реализации остаточного принципа наделения правом собственности на землю субъектов РФ и муниципальных образований и порождало многочисленные обращения в Правительство РФ и иные федеральные органы власти.

В-третьих, причиной затягивания процесса разграничения публичной собственности на землю являлась сложность подготовки перечней земельных участков. Дело в том, что право собственности может возникать только на конкретный земельный участок, прошедший процедуру земле­устройства межевания и поставленный на кадастровый учет. Проведение указанных процедур, равно как и предшествующих им (инвентаризация, мониторинг, межевание и т.д.), является процессом длительным и дорогостоящим, сложным в организационном плане.

В результате внесения изменений в ЗК РФ и Вводный закон в апреле 2006 г. процедура разграничения публичной собственности на землю была упрощена. В силу ст. 31 Вводного закона в целях разграничения государ­ственной собственности на землю к федеральной собственности относят­ся: земельные участки, занятые зда­ниями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Рос­сийской Федерации; земельные участки, предоставлен­ные органам государственной власти Российской Федерации, их террито­риальным органам, а также казенным предприя­тиям, государственным уни­тарным предприятиям или некоммер­ческим организациям, созданным фе­деральными органами государствен­ной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федераль­ными законами земельные участки и предусмотренные федеральными за­конами земли. В числе последних следует выделить земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, земли железнодорожного транспорта, земли обороны и безопасности и многие другие. Кроме того, в силу ст. 49 ЗК РФ достаточно типичной является ситуация изъятия земельного участка за выкуп у частного собственника для федеральных нужд. Не менее вероятны и случаи реквизиции (ст. 51 ЗК РФ) земельных участков в федеральную собственность.

К собственности субъектов РФ относятся: земельные участки, занятые зда­ниями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъ­ектов РФ; земельные участки, предоставлен­ные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, госу­дарственным унитарным предприяти­ям или некоммерческим организаци­ям, созданным органами государст­венной власти субъектов РФ; иные предусмотренные федераль­ными законами земельные участки и предусмотренные федеральными за­конами земли. Относительно последних следует отметить, что ст. 49 и 55 ЗК РФ определены условия и порядок изъятия земельных участков для государственных нужд (в том числе нужд субъектов РФ). Кроме того, некоторые федеральные законы содержат специальные основания приобретения субъектом РФ права собственности на земельные участки. Так, согласно п. 1 ст. 8 Закона об обороте земель при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных его законом, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. В результате такой покупки земельного участка сельскохозяйственного назначения возникает право собственности на него субъекта РФ.

К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов от­носятся: земельные участки, занятые зда­ниями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соот­ветствующих муниципальных образо­ваний; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправле­ния соответствующих муниципальных образований, а также казенным пред­приятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным ука­занными органами местного самоуп­равления; иные предусмотренные федераль­ными законами и принятыми в соот­ветствии с ними законами субъектов РФ земельные участки и предусмотренные феде­ральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъе­ктов РФ земли.

Так, ст. 55 ЗК РФ определяет условия и порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд. Согласно п. 1 ст. 8 Закона об обороте земель при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов.

Государственная регистрация права собственности Российской Фе­дерации, субъекта РФ или муниципального образова­ния на земельный участок при разгра­ничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или орга­на местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основа­ние возникновения права собственно­сти Российской Федерации, субъекта РФ или муници­пального образования на земельный участок.

Распоряжение земельными участ­ками, государственная собственность на которые не разграничена, осущест­вляется органами местного самоупра­вления муниципальных районов, го­родских округов. Распоряжение земельными участ­ками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселе­ниях, являющихся административны­ми центрами, столицами субъектов РФ, осуществля­ется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установле­но, что распоряжение такими земель­ными участками осуществляется ис­полнительными органами государст­венной власти субъектов РФ.

Окончание процедуры разграничения государственной собственности на землю и регистрация права собственности соответствующих публично-правовых образований будут иметь важнейшие правовые последствия. Главное из них заключается в том, что каждое публично-правовое образование будет распоряжаться только принадлежащим ему на праве собственности земельным участком (ст. 11—13 ЗК РФ), в том числе определять порядок и размер арендной платы (п. 4 ст. 22), передавать свой участок в безвозмездное срочное пользование (п. 1 ст. 24), предоставлять земельные участки в собственность гражданам и юридическим лицам (ст. 29), осуществлять перевод земельного участка из одной категории в другую (ст. 8) и т.д.

3.2. Понятие и содержание права частной собственности на земельные участки

Право частной собственности на земельные участки можно рассматривать как объективное и как субъективное право. В объективном смысле оно представляет собой комплексный (межотраслевой) институт права, содержащий нормы, определяющие границы возможных действий физических и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, которые на основании закона не ограничены и не изъяты из гражданского оборота.

Субъективное право частной собственности на землю — это установленная объективным правом возможность субъектов земельных отношений свободно владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Правомочие владения означает возможность фактического господства (обладания) земельным участком на законных основаниях. Из правомочия владения вытекают такие права, как право огораживать зе­мельный участок, запрещать пользоваться им третьим лицам и т.д.

Правомочие пользования земельным участком означает закрепленную законом возможность его хозяйственной эксплуатации путем извлечения полезных свойств и получения дохода. Правомочие распоряжения земельным участком — это возможность определения собственником его юридической судьбы. Собственники земельных участков — граждане и юридические лица — вправе их покупать и продавать для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства, предпринимательской деятельности, осуществлять иные не запрещенные законом сделки с земельным участком.

Необходимо различать индивидуальную (частную) и общую собственность на земельные участки. Последняя подразделяется на общую долевую и общую совместную собственность (супругов, фермеров).

Субъектами права частной собственности на земельные участки являются граждане Российской Федерации и их объединения (юридические лица). Для того чтобы иметь участок в собственности, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью, а юридические лица — праводееспособностью. Не могут иметь земельные участки в собственности определенные категории юридических лиц, наделенные специальной правоспособностью. К их числу ст.20 ЗК РФ относит относятся государственные и муниципальные учреждения, казенные предприятия, центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий (имеют организационно-правовую форму фонда), которым земельные участки предоставляются исключительно на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кроме того, Собственниками земельных участков могут быть апатриды, иностранные граждане и иностранные юридические лица. Ранее такими правами данные категории субъектов не наделялись, но могли получить земельный участок в аренду. Права апатридов, иностранных юридических лиц и граждан на получение в собственность земельного участка в Российской Федерации носят, по сравнению с гражданами Российской Федерации, ограниченный характер. Это означает, что в их собственность не могут быть переданы земельные участки, находящиеся, во-первых, в приграничных территориях, перечень которых установлен Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 г. № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками». устанавливается Президентом РФ в соответствии с Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации». До установления Президентом РФ указанного перечня не допускается предоставление земельных участков, расположенных на приграничных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (п. 5 ст. 3 Ввод­ного закона).

Остается открытым вопрос: что следует понимать под «приграничными территориями» — территории всех субъектов РФ, имеющих выход к государственной границе (а их более 30)? Территории приграничных муниципальных образований? Ответ на этот вопрос дает судебная практика.

ЗАО «Минерал Кнауф» в 2000 г. были предоставлены земельные участки под карьер и производственную базу общей площадью 168,64 га на праве постоянного (бессрочного) пользования. На основании ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» ЗАО «Минерал Кнауф» обратилось в администрацию г. Ахтубинска и Ахтубинского района с заявлением о намерении приобрести в собственность названные земельные участки.

Постановлением главы администрации и муниципального образования г. Ахтубинск и Ахтубинского района от 18.10.2002 № 1405 акционерному обществу было отказано в приобретении в собственность земельных участков на основании того, что вся территория Ахтубинского района определена приграничной территорией, а п. 3 ст. 15 ЗК РФ не допускает обладание иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях.

Согласно Уставу ЗАО «Минерал Кнауф» иностранный инвестор — фирма «Кнауф Интернациональ ГМБХ» (Германия) имеет долю в уставном капитале акционерного общества в размере 66,6% (п. 4.4), следовательно, владеет контрольным пакетом акций и является иностранным юридическим лицом, зарегистрированным на территории РФ. На основании Закона РФ «О государственной границе Российской Федерации», письма Пограничной службы России Краснознаменского Северо-Кавказского регионального Управления, ст. 1 постановления главы администрации Астраханской области от 26.06.1998 № 264 «Об определении пограничных территорий внутренних и пограничных вод и установлении в них режимов приграничных территорий» вся территория Ахтубинского района определена как приграничная территория. Руководствуясь указанными нормативными актами, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа оставил кассационную жалобу ЗАО без удовлетворения.

На наш взгляд, наиболее интересно в данном деле то, что субъект РФ принял участие в определении приграничной территории, и на основании этого решения иностранному юридическому лицу было отказано в приобретении права частной собственности на землю.

Во-вторых, в собственность иностранным гражданам и юридическим лицам не предоставляются земли на иных (кроме приграничных пограничных) территориях, установленных особо федеральными законами.

В-третьих, согласно п. 5 ст. 28 ЗК РФ иностранным гражданам и юридическим лицам земельные участки из состава земель государственной или муниципальной собственности предоставляются в собственность только за плату.

В-четвертых, согласно ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками или долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

Конституционность норм ЗК РФ в части возможности иностранных граждан и юридических лиц приобретать в собственность на праве собственности земельные участки вызывает ряд сомнений. Действительно, Конституция РФ закрепляет большинство субъективных прав, как за гражданами Российской Федерации, так и за апатридами и иностранными гражданами. В таких случаях в Конституции РФ используется термин «каждый». В России каждый, находящийся в пределах ее границ, имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции), на благоприятную окружающую среду (ст. 42), право иметь имущество в собственности (ст. 35) и т.д. Это означает, что субъектом этих прав являются все лица, находящиеся в границах России, неза­висимо от пола, гражданства, национальности и т.д.

Именно в этом и проявляется «национальный режим», т.е. уравнение в правах граждан Российской Федерации и иностранных граждан (апатридов). Однако ряд субъективных прав предоставляется только гражданам России. Например, граждане Российской Федерации имеют право: участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления; собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31), имеют равный доступ к государственной службе (ст. 32) и т.д.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения (т.е. юридические лица) вправе иметь в частной собственности землю. Если данное право принадлежало бы апатридам и иностранным гражданам (их объ­единениям) либо даже юридическим лицам с иностранным участием, в указанной статье Конституции использовался бы термин «каждый».

Указанная неопределенность стала предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, окончательно разрешившего данный вопрос в Постановлении от 23.04.2004 № 8-П по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии Конституции ряда норм ЗК РФ по своему содержанию, а также ЗК РФ в целом — по порядку принятия. Заявитель полагал, что ряд норм ЗК РФ (в частности, п. 3 ст. 15, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35 и т.д.) по своему содержанию противоречат ст. 2, 4 (ч. 3), 7 (ч. 1), 9 (ч. 1), 15 (ч. 1), 19 (ч. 2), 36 (ч. 1) и 67 (ч. 1) Конституции РФ. В обоснование были приведены следующие доводы.

Земля является основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, в данном случае к таким народам относятся только народы России; закон не может ограничивать и перераспределять эту основу, право на нее в пользу лиц, не относящихся к народам РФ; из Конституции РФ следует, что субъектом права частной собственности на землю могут быть только российские граждане и их объединения; предоставление иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права собственности на землю умаляет (ограничивает) территориальную основу жизни и деятельности народов России, создает возможность отторжения земли иностранному государству посредством сделок или предъявления территориальных претензий к Российской Федерации, может привести к нарушению ее суверенитета. Кроме того, Мурманская областная Дума просила признать ЗК РФ в целом не соответствующим Конституции по порядку принятия (не было учтено мнение субъектов РФ).

В своем решении Конституционный Суд РФ признал оспариваемые статьи ЗК РФ, а также порядок его принятия не противоречащими Конституции России. В частности, Конституционный Суд отметил, что Конституция в качестве общего принципа российского законодательства устанавливает «национальный режим» для иностранных лиц и лиц без гражданства, т.е. в отношении прав и обязанностей приравнивает их к российским гражданам. Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель установил приоритет российских граждан иметь в собственности землю, введя ряд ограничений для иностранных граждан и юридических лиц, лиц без гражданства в осуществлении права землепользования (например, в части запрета приобретать земельные участки в приграничных территориях). Этого достаточно для обеспечения суверенных прав России на ее природные богатства и ресурсы и гарантирования россиянам относительно равных условий конкуренции с иностранным капиталом.

Объектом права частной собственности на землю являются земельные участки (но не их части), причем ст. 129 (п. 3) ГК РФ предусмотрено, что земля и иные природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень изъятых и ограниченных в обороте земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности, дан в ст. 27 ЗК РФ.

Все права и обязанности собственников земельных участков можно подразделить на две группы: имеющие общий и специальный характер. Общие права распространяются на все категории земель; специальные права актуальны только для одной категории земель (например, земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения).

К числу таких прав, имеющих общий характер, относится, во-первых, право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, прес­ные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ. Следует иметь в виду, что горное законодательство не предусматривает право собственности граждан и юридических лиц — собственников земельных участков на недра. Перечни же общераспространенных полезных ископаемых утверждаются персонально по каждому субъекту РФ совместным распоряжением Минстерства природных ресурсов и экологии РФ и органа исполнительной власти субъекта РФ. Такие перечни утверждены по Пензенской, Самарской областям, Респуб­лике Бурятия и многим другим субъектам РФ. В них вошли галька, гравий, мел, песок и т.д. Пользование общераспространенными полезными ископаемыми осуществляется бесплатно, если собственник их использует для собственных (не предпринимательских) нужд.

Водные объекты, расположенные в границах земельного участка частного собственника, не всегда будут находиться в его собственности. Согласно ст. 8 ВК РФ в собственности граждан и юридических лиц могут находиться только пруды и обводненные карьеры.

Во-вторых, ГК РФ и ЗК РФ предусматривают, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Это означает, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Земельный кодекс РФ определяет возможность передачи земельного участка собственником в аренду (ст. 22), безвозмездного срочного пользования (ст. 24), купли-продажи и мены земельного участка (ст. 37), а также определяет перечень земельных участков, изъятых либо ограниченных в обороте (ст. 27).

В числе прав собственников земельных участков, имеющих специальный характер, т.е. распространяющихся только на отдельные категории земель, следует отнести, во-первых, право на возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных объектов недвижимости в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, противопожарных и иных правил и нормативов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.