Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Время 4 часа. Цель занятия: - закрепить теоретические знания, полученные на лекции и выработать первоначальные умения определять наличие причинно-следственной связи между




Цель занятия: - закрепить теоретические знания, полученные на лекции и выработать первоначальные умения определять наличие причинно-следственной связи между общественно опасным деянием и наступившими вредными последствиями, факультативные признаки объективной стороны преступления, а также устанавливать обстоятельства, характеризующие непреодолимую силу, физическое и психическое принуждение и влияние их на решение вопроса об уголовной ответственности;

- вырабатывать общекультурные компетенции: умение анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс (ОКу-3);

- формировать следующие профессиональные компетенции: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления (ПКв-2); способность формировать свой уровень правовой культуры на основе развитого правосознания, правового мышления (ПКв-2).

 

Контрольные вопросы к теме:

1. Понятие причинной связи в уголовном праве. Этапы установления причинной связи.

2. Способ, время, место, обстановка совершения преступления.

3. Орудия и средства совершения преступления.

 

Нормативные акты:

Уголовный кодекс РФ: ст. ст. 14, 40.

 

Решить задачи.

Задача 1

Во время драки Бахмаев причинил тяжкий вред здоровью Силину. Скорая помощь, в которой везли Силина в больницу, попала в аварию, и он погиб. Следователь привлек Бахмаева к ответственности по ч.4 ст. 111 УК РФ, сославшись на то, что Силин оказался в машине скорой помощи по вине Бахмаева. Если бы не действия Бахмаева, Силин был бы жив.

Имеется ли причинно-следственная связь между действиями Бахмаева и смертью Силина? Должен ли нести уголовную ответственность Бахмаев?

Задача 2

На почве ревности Акулин ударил Юркова ножом в грудь. Через три часа после операции потерпевший умер. Вскрытие показало, что смерть наступила в следствие небрежности врача Михайлова, который оперировал Юркова.

Имеется ли причинно-следственная связь между действиями Акулина и наступившей смертью Юркова? Должен ли Акулин нести уголовную ответственность?

Задача 3

Осужденному Холдаеву был предоставлен краткосрочный выезд домой. По месту кратковременного пребывания он был зарегистрирован в органах внутренних дел. Однако к установленному сроку он не возвратился в места отбывания уголовного наказания. Об уважительных причинах задержки руководству он не сообщал.

Какой по конструкции состав уклонения от отбывания лишение свободы (ст. 314 УК РФ)? Имеется ли здесь факультативный признак объективной стороны? Если да определите его. В каких случаях факультативные признаки становятся обязательными признаками составов преступлений?

Задача 4

Яблоков и Попов, неоднократно судимы за квартирные кражи, проникли в квартиру предпринимателя и после того, как собрав ценные вещи, чтобы скрыть следы преступления, облили квартиру бензином и подожгли. Огонь стал проникать в соседнюю квартиру, в которой проживал престарелый Гаврилов. Кода огонь отрезал путь выхода через дверь, Гаврилов решил спуститься с четвертого этажа на бельевой веревке, которая не выдержала груза и разорвалась. Гаврилов в результате падения получил травмы несовместимые с жизнью.

В какой форме совершены деяния Яблокова и Попова? Имеется ли причинная связь между деяниями Яблокова и Попова и смертью Гаврилова?

Задача 5

Во время драки Лосев причинил средний вред здоровью Сабурову. Скорая помощь, в которой везли Сабурова в больницу, попала в аварию и он погиб. Следователь привлек Лосева к ответственности по ч.4 ст. 111 УК РФ (деяния, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего), сославшись на то, что Сабуров оказался в машине скорой помощи по вине Лосева. Если бы не действия Лосева, Сабуров был бы жив.

Имеется ли причинная связь между действиями Лосева и гибелью Сабурова? Назовите правила (этапы) установление причинной связи между действием (бездействием) и общественно опасными последствиями.

Задача 6

Квашнин, находясь в нетрезвом состоянии, из хулиган­ских побуждений стал приставать на улице к незнакомым ему Сазоновой и Гончаровой, оскорблял их, выражался нецензурно, бросил в Сазонову кирпич, но не попал. После этого он поднял из земли лежащую палку и дважды ударил ею Сазонову по лицу, а когда Гончарова, пресекая хулиганские действия, схватила Клюквина за воротник, он нанес ей несколько ударов палкой по спине. Клюквин был осужден по п. «а» ч. 1 ст. 213 УК за хулиганство, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия.

Каково содержание объективной стороны преступления, совершенного Клюквиньш? Правильно ли суд квалифицировал его действия? Если нет, то почему?

Задача 7

Шкуратов, проживая на берегу реки Урал, изго­товил скользящие петли на длинных капроновых шнурах, а также крупноячеистые сети для вылова севрюги и осетров. В местах нереста севрюги Шкуратов расставлял в реке недозволенные ору­дия лова. Ночью он вытаскивал улов, выбирал икру, а рыбу выбрасывал. Приготовленную домашним способом икру, он сбывал перекупщикам, получая за это крупные суммы денег. Суд оценил ущерб, причиненный рыбному хозяйству, в 120 тыс. 150 руб.

Каково содержание объективной стороны преступления, со­вершенного Шкуратовым? Имеются ли в ней «факультативные» признаки? Если да, то ка­кова их роль в данном составе?

Задача 8

Донской, владелец бультерьера, в ночное время остановил Найденова и потребовал от него деньги и кожаное пальто. Испугавшись грозно рычавшего на него пса, Найденов выполнил требование Донского.

Можно ли считать участие в данном эпизоде собаки как приме­нение предмета, используемого в качестве оружия при совершении разбоя (п «г» ч. 2 cт. 162 УК)? Какой состав преступления (по конструкции) имеется в действи­ях Донского?

Задача 9

Быстров осужден за незаконную охоту (п. «г» ч. 1 ст. 258 УК - незаконная охота на особо охраняемой природной территории). На место охоты он приехал на принадлежавшем ему автомобиле, кото­рый оставил на опушке леса недалеко от дороги. Выследив и неза­конно добыв зверя, он погрузил добычу в автомобиль и пытался вы­вести ее, но был задержан. В приговоре суд постановил конфиско­вать автомобиль Быстрова как орудие преступления на основании п. 1 ч. ст. 81 УПК РФ.

Примечание: Статья 81. Вещественные доказательства

1. Вещественными доказательствами признаются любые предметы:

1) которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;

2) на которые были направлены преступные действия;

2.1) деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

3) иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.

2. Предметы, указанные в части первой настоящей статьи, осматриваются, признаются вещественными доказательствами и приобщаются к уголовному делу, о чем выносится соответствующее постановление.

Быстров обжаловал приговор в части конфискации автомобиля, ссылаясь на то, что автомобиль не является орудием незаконной охоты, так как он стрелял в зверя из ружья, а не давил его автомоби­лем. Подлежит ли удовлетворению жалоба Быстрова? Имеются в ли в фабуле задачи другие признаки, относящиеся к факультативным признакам объективной стороны?

Задача 10

Филатов выставил из квартиры на лестничную площадку коробку со старыми вещами, которые он намеревался утром отвести на дачный участок. Его сосед, Дроздов, возвращаясь ночью выйдя из лифта, в виду того, что электрическая лампочка перегорела и было темно, споткнулся о коробку и при падении получил сотрясение головы и перелом правой руки.

Находятся ли действия Филатова в причиной связи с наступившими последствиями? Назовите обстоятельства, которые необходимо определять при установлении причиной связи.

 

Выполнить упражнения

(1) Время совершения преступления (ч.3 ст. 337 УК РФ) «самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу продолжительностью свыше десяти суток, но не более одного месяца, совершенные военнослужащим..» выступает в качестве …

1. обстоятельства, отягчающего наказание

2. обязательного (конструктивного) признака основного состава преступления

3. признака, отграничивающего один состав преступления от другого

4. квалифицирующего признака состава преступления

(2) Место совершения преступления (ст. 270 УК РФ) «неоказание капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или ином водном пути, если эта помощь могла быть оказана без серьезной опасности для судна, его экипажа и пассажиров» выступает в качестве …

1. обстоятельства, отягчающего наказание

2. признака, отграничивающего один став преступления от другого

3. обязательного (конструктивного) признака основного состава преступления

4. квалифицирующего признака состава преступления

(3) В преступлении с материальным составом причинная связь является …

1. обязательным (конструктивным) признаком объективной стороны преступления

2. факультативным признаком объективной стороны преступления

3. квалифицирующим признаком объективной стороны преступления

4. обстоятельством, отягчающим или смягчающим наказание

(4) Обстановка совершения преступления (ч.2 ст. 169 УК РФ) «воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, совершенное в нарушении вступившего в законную силу судебного акта» выступает в качестве …

1. квалифицирующего признака объективной стороны преступления

2. обстоятельства, отягчающего наказание

3. обязательного (конструктивного) признака объективной стороны преступления

4. признака отграничивающего один состав от другого

5. факультативного признака объективной стороны преступления

(5) Обязательным признаком объективной стороны преступления с формальным составом является …

1. способ, место время совершения преступления

2. причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасными последствиями

3. общественно опасные последствия

4. общественно опасное деяние

5. обстановка, орудия, средства совершения преступления

(6) Обязательным признаком объективной стороны преступления с материальным составом является …

1. способ, место время совершения преступления

2. причинная связь между общественно опасным деянием и общественно опасными последствиями

3. общественно опасные последствия

4. общественно опасное деяние

5. обстановка, орудия, средства совершения преступления

(7) В п. «е» ч.2 ст. 105 УК РФ (убийство, совершенное общественно опасным способом) способ совершения преступления выполняет функцию …

1. признака, отграничивающего один состав преступления от другого

2. квалифицирующего признака состава преступления +

3. признака, придающий деянию преступный характер (т.е. конструктивного признака основного состава преступления)

4. обстоятельства, отягчающего наказание

(8) К признакам (обязательным и факультативным) образующим объективную сторону преступления относятся …

1. мотив и цель

2. время, место, способ, орудия и средства совершения преступления
3. умысел

4. деяние (действие или бездействие)

5. общественно опасные последствие

6. причинная связь между деянием и последствием

(9) Вопрос о причинной связи возникает применительно к преступлениям …

1. с формальным составом

2. с материальным составом

3. с усеченным составом

(10) Укажите, какими следует руководствоваться правилами при установлении причинной связи между действием (бездействием) и общественно опасным последствием …

1. установить объективную причинно-следственную связь между деянием и наступившими последствиями независимо от вины

2. деяние должно быть признано не просто необходимым условием, но и причиной последствия в конкретной обстановке, месте и времени его действия

3. действие (бездействие) по времени должно предшествовать наступлению вредного результата

4. было ли правомерное деяние необходимым условием наступления вредных последствий

5. было ли деяние, выполнявшее роль необходимого условия, собственно причиной последствия

(11) Отметьте те положения, которые указывают на значение «факультативных признаков». Факультативные признаки …

1. если указаны законодателем в уголовно-правовой норме, то они становятся обязательными

2. в отдельных случаях приобретают значение квалифицирующего признака и тем самым влияют на квалификацию

3. учитываются при определении наказания как смягчающие или отягчающие ответственность

(12) Явления, которые сами по себе не могут непосредственно породить другое явление (следствие), но сопутствуя причинам и влияя на них, обеспечивают определенное их развитие – это …

1. причина

2. условие

3. необходимая связь

4. случайная связь

(13) Водитель, в нарушении правил дорожного движения (перевозка людей), посадил грузчиков в кузов самосвала. В пути следования один из них выпрыгнул из кузова. Падая, он попал под колесо машины и был раздавлен насмерть. Вопрос: имеется ли причинная связь между фактом нарушение шофером правил перевозки людей на автотранспорте и наступлением смерти потерпевшего …

1. не имеется, хотя нарушение правил дорожного движения и было необходимым условием наступления преступного результата (посадка грузчиков в кузов в нарушении правил дорожного движения хотя и является условием, которое вызвало причину - смерть потерпевшего, но не было тем определяющим, необходимым условием, которое закономерно с внутренней необходимостью вызвало наступления смерти, либо создало реальную опасность наступление смерти в конкретной обстановке)

2. имеется, т.к. нарушения правил перевозки людей на автотранспорте было необходимым условием наступления преступного результата (если бы шофер не допустил нарушения указанных правил, смерть потерпевшего не наступила бы)

(14) Явление, которое закономерно, с внутренней необходимостью порождает другое явление, рассматриваемое как следствие – это …

1. причина

2. необходимаясвязь

3. условие

4. случайная связь

5. косвенная связь

(15) К признакам причинной связи в уголовном праве теория и правоприменительная практика относит …

1. это связь, носящая объективный характер и независящая от сознания субъекта преступления

2. наличествуют общественно опасное деяние и наступившие последствия, описаны в норме статьи

3. деяние по времени предшествует последствию (наступившему вредному результату)

4. без данного деяния последствие не наступило бы

5. именно данное деяние (или совокупность деяний) породило преступный результат

(16) К какому учению о причинной связи относится это положение. «Причиной преступных последствий признается любое действие (бездействие), которое выступало необходимым условием наступления преступного результата. Все причины и условия оцениваются как имеющие одинаковое значение для уголовной ответственности».

1. теорииэквивалетной причинности

2. теорииадекватной причинности

3. теориипричинной связи

(17) К какому учению о причинной связи относится это положение. «Для установление причинной связи недостаточно необходимого условия, нужно, чтобы деяние, как правило, было способно вызвать наступление общественно опасного последствия. Причиной признаются лишь те явления, которые по своей адекватности были способны вызвать определенные последствия, притом вообще, а не только в данном случае».

1. теорииэквивалетной причинности

2. теорииадекватной причинности

3. теориипричинной связи

(18) При решении вопроса о наличии или отсутствии причинной связи между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием руководствуются следующими крите­риями установления причинной связи:

1. причинная связь — это процесс, протекающий во време­ни. Исходя из этого для признания деяния причиной наступив­шего последствия необходимо установить их временную последовательность, при которой деяние всегда предшествует по времени последствию (временной критерий)

2. деяние может выступать в качестве причины лишь при условии, если наступившие последствия в данных обстоятельст­вах были неизбежны, Наступившее преступное последствие должно быть результатом именно этого, а не какого-либо иного
деяния (критерий неизбежности)

3. деяние явилось необходимым условием наступления преступного результата, без которого он не наступил бы, т. е. уста­новление того, что оно закономерно, вызывает наступление последствий. Это означает, что уже в моменте совершения деяния
заключена реальная возможность наступления преступных по­следствий (критерий необходимости)

4. все причины и условия оцениваются как имеющие одинаковое значение для уголовной ответственности

(19) «Побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи, совершенный лицом, отбывающим наказание или находящимся в предварительном заключении (ч.1 ст. 313 УК РФ)» выступает в качестве …

1. обстоятельства, отягчающего наказание

2. признака, отграничивающего один став преступления от другого

3. обязательного (конструктивного) признака основного состава преступления

4. способа совершения преступления

5. места совершения преступления

(20) «Грабеж, открытое хищение чужого имущества (ч.1 ст. 161 УК РФ)» выступает в качестве …

1. обстоятельства, отягчающего наказание

2. признака, отграничивающего один став преступления от другого

3. обязательного (конструктивного) признака основного состава преступления

4. способа совершения преступления

5. места совершения преступления

(21) «Убийство матерью новорожденного ребенка … в условиях психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 106 УК РФ)» выступает в качестве …

1. обстоятельства, отягчающего наказание

2. время совершения преступления

3. обязательного (конструктивного) признака основного состава преступления

4. способа совершения преступления

5. места совершения преступления

6. обстановки совершения преступления

2.8. Тема 8.Лекция: Субъективная сторона преступления.

Время – 2 часа

Форма занятия - лекция: применяемая технология – смешанная: объяснительно-иллюстративная; лекция-беседа; лекция дискуссия; лекция-исследование.

Цель лекции:- раскрыть вопросы, касающиеся: понятия и значения субъективной стороны преступления; содержания вины, как основного признака субъективной стороны преступления; сущности, содержания и формы вины, интеллектуальных и волевых признаков; умысла и его видов; неосторожности и ее видов; казуса (случайности) как невиновное причинение вреда; двойной (смешанной) формы вины; факультативных признаков субъективной стороны состава преступления, ошибок и их видов;

- вырабатывать общекультурные компетенции: умение анализировать, синтезировать, обобщать необходимую информацию, верно строить мыслительный процесс (ОКу-3);

- формировать следующие профессиональные компетенции: способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления (ПКв-2); способность формировать свой уровень правовой культуры на основе развитого правосознания, правового мышления (ПКв-2).

Вопросы лекции

1. Понятие и значение субъективной стороны преступления.

2. Вина и ее формы.

3. Умышленная форма вины и ее виды.

4. Неосторожная форма вины и ее виды. Невиновное причинение вреда.

5. Преступления с двойной формой вины.

6. Мотив и цель преступления.

7. Ошибка и ее уголовно-правовое значение. Отклонения действия.

 

1. Понятие и значение субъективной стороны преступления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.