Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, сущность и практическое значение законности в государственном управлении




Законность в государственном управлении - режим должного функционирования системы государственного управления, состоящий в точном, строгом и неукоснительном соблюдении и исполнении всеми субъектами управленческих отношений действующих на территории государства нормативных правовых актов.Способы обеспечения законности – совокупность юридических, организационных приемов и форм деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, граждан, общественных объединений по поддержанию и укреплению законности в сфере государственного управления.Общие черты законности:1-является принципом организации и деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений и граждан;2-выступает обязательным требованием к деятельности субъектов государственного управления;3-является методом осуществления властных полномочий субъектов управленческой деятельности;4-основывается на действующем российском законодательстве;5-представляет собой режим должного поведения физических лип и коллективных субъектов в сфере государственного управления.

29.ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ВЗЫСКАНИЯ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНОЛицо, совершившее админист. правонар., может быть освобождено от админ. ответственности лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.1) Освобождение от админ. Ответствен. при малозначительности правонарушения.2)Освобождение от админ. Ответств. с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность.3)Освобождение от админ. Ответств. в связи с примирением с потерпевшим.4)Освобождение от админ. ответств. военнослужащих и иных лиц, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине.5)Освобождение от админ. взыскания или замена админ. взыскания более мягким вследствие болезни.6) Освобождение от админ.ответствен. жертв торговли людьми.


14.Контрольные полномочия Главы государства в государственном управлении.Глава государства – единоличный высший государственный орган, представляющий данное государство на международной арене. Глава государства наделен полномочиями: 1) по верховному представительству (участие в торжественных государственных церемониях в качестве главного действующего лица, выступление с обращениями к нации, совершение действий от имени страны), к этой же группе примыкает его право оказывать покровительство учреждениям культуры;2) в сфере внешней политики;3) связанными с деятельностью парламента (осуществляет назначение парламентских выборов, созыв и роспуск парламента, участие в законодательном процессе благодаря праву законодательной инициативы, праву вето, промульгации законов);4) в сфере государственного управления;5) в области обороны и безопасности (он является Главнокомандующим вооруженными силами, председателем Совета обороны по должности, объявляет чрезвычайное, военное положение);6) связанными с судебной властью (участие в деятельности высших органов судейского сообщества, назначение на высшие судебные должности);7) в сфере личного статуса граждан и иностранцев (осуществляет награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, помилование). В монархиях глава государства наделен еще некоторыми традиционно принадлежащими ему в данной стране полномочиями (королева Великобритании является главой англиканской церкви, король Норвегии решает вопрос о богослужениях, Великий Герцог Люксембурга «имеет право чеканить монету» и т. д.).

15.Контрольные полномочия законодательных, исполнит ельных и судебных органов в Республике Беларусь.Законодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей (110 депутатов), верхняя — Совет Республики (64 члена). Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года. Исполнительную власть осуществляет Правительство — Совет министров Белоруссии. Он состоит из премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Белоруссии. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.


№5.Особенности административно-правовых отношений.Административно-правовое отношение - есть урегулированное нормой административного права общественное отношение управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой.Правоотношение создается (возникает) непосредственно в конкретном случае между конкретными субъектами, как правило, в процессе применения административно-правовых норм. Административно-правовая норма является основой возникновения административно-правовых отношений, т.к. она в общей форме предусматривает, что данное общественное отношение при соответствующих условиях и при наличии соответствующих субъектов становится административно-правовым.Она предусматривает, что во всех возможных случаях подачи жалобы в соответствующий орган управления возникает на этой основе административно-правовое отношение, т.е. намечает предпосылку возникновения конкретного правоотношения, например, между районным исполкомом и гражданином Петровым.В административно-правовом отношении, как и во всех других правоотношениях, урегулированных нормами права, одна из сторон обладает правом требовать от другой стороны поведения, предусмотренного административно-правовой нормой.Нормы устанавливают для одной стороны вид и меру возможного поведения, а для другой — вид и меру должного поведения.Особенности административно-правовых отношений:1)Они складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности.2)Их участниками могут быть разнообразные субъекты: органы государственного управления, предприятия, учреждения, граждане и др., чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности.3)Обязательным субъектом должен быть орган государственного управления.4)Невозможность их возникновения без участия органа государственного управления (должностного лица) или в определенных законом случаях общественной организации, наделенной внешневластными полномочиями.5)Орган государственного управления или должностное лицо действует властно, распоряжаясь, т.е. реализуя принадлежащие ему полномочия государственно-властного характера.6)Они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения; в тех случаях, когда таковое согласие (желание) требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения, не имеющего, однако, правообразующего значения, т.е. оно превращается тем самым в самостоятельный юридический факт (договор).Административно-правовые отношения порождаются, изменяются и прекращаются как волевыми (правомерными и неправомерными), так и не волевыми юридическими фактами. К волевым правомерным фактам относятся акты органов государства.


28. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛA ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ Должн. лицо органа, ведущего админ. Процесс, расматривающие дела об а.п.(выясняют обстоятельства, исключающие админ.процесс;и требуют необходимые доп. материалы;извещают лиц, участвующих в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения.Дело об админ. правонар.рассматривается в 15 дневный срок со дня получения судьей, долж. лицом органа, ведущего а.п.Дело об а.п., совершение которого влечет админ. арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола об а.п. и других материалов дела, но не позднее сорока 8ми часов с момента админ. задержания физического лица в случае.Рассмотрение дела об админ. правонар. начинается с объявления состава коллегиального органа или представления судьи, должностного лица органа, ведущего а.п., уполномоченных рассматривать дела об а.п.Председательствующий устанавливают факт явки участников а.п., разъясняют лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, до начала дачи объяснений свидетелей удаляют из помещения, в котором рассматривается дело об а.п., разъясняют право отвода, оглашают протокол об а.п. разрешают ходатайства, устанавливают порядок дачи объяснений и исследования доказательств.Председательствующий при рассмотрении дела об а.п.обязаны выяснить:было ли совершено а.п.;виновно ли данное физическое лицо в его совершении;подлежит ли физическое лицо а.отвтств.имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;причинен ли вред а.п.;виновно ли юр. лицо в совершении а.п..При рассмотрении дела об а.п.коллегиальным органом ведется протокол заседания коллегиального органа.В протоколе заседания коллегиального органа указываются место и дата заседания, время его начала и окончания; какое дело об а.п. рассматривается; наименование и состав коллегиального органа; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела; данные о лице, в отношении которого ведется а.п.; ход заседания коллегиального органа; ходатайства участников а.п., указание на постановление, вынесенное в ходе заседания коллегиального органа, постановление коллегиального органа по делу об а.п., разъяснение срока и порядка его обжалования; ознакомление с протоколом коллегиального органа и разъяснение срока подачи на него замечаний.Председательствующий обязан обеспечить лицу, в отношении которого ведется а.п., другим участникам а.п. возможность ознакомиться с протоколом заседания коллегиального органа.Участники а.п. заседания коллегиального органа в течение трех суток после его подписания. О принятии или отклонении замечаний на протокол заседания коллегиального органа председательствующий коллегиального органа выносит мотивированное постановление. Постановление и замечания на протокол заседания коллегиального органа приобщаются к протоколу заседания коллегиального органа.Постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, о наложении админ. взыскания в виде административного ареста либо депортации приводится в исполнение немедленно.

 


30.ОБЖАЛОВАНИЕ И ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ВЗЫСКАНИИПраво обжаловать постановление имеют лицо, в отношении которого оно вынесено, потерпевший (при его наличии), их представители, защитник. Защиту прав и законных интересов должностного или иного физ. лица, не являющегося инд.предпринимателем, в отношении которого ведется а.п., осуществляет защитник, которым может выступать только адвокат. Опротестование постановления осуществляется прокурором.Жалоба (кроме жалобы на постановление, вынесенное судом) может быть подана либо в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу), либо в суд. Постановление, как правило, выносится от имени гос. органа. Постановление суда может быть обжаловано в вышестоящий суд. При этом областной, Минский городской суды рассматривают жалобы на постановления районных (городских) общих судов, а Высший Хозяйственный Суд — на постановления хозяйственных судов области (г. Минска). Поступившая жалоба в течение 3 суток передаётся вместе с делом в суд или иной орган, которому она адресована и который уполномочен рассматривать ее. Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня объявления лицу, привлекаемому к а.п., постановления или со дня вручения или получения им копии постановления (последнее касается ситуаций, когда лицо отсутствовало при рассмотрении дела об а.п.). Как исключение — жалоба на постановление о наложении взыскания в виде админ. ареста, которая может быть подана в течение 5 суток с указанной даты.

19.Состав административного правонарушения (САП)Состав правонаруш-я – совокупн-ь закрепл-х правовой нормой элементов деяния, при наличии кот-х оно признается АП-ем. Эл-ты САП:объект, объект. сторона, субъект, субъективн. стор-а. Объект П.- урегулиров-ые и охраняемые нормами права обществ-е отнош-ия. Объект.ст-на закл-ся в соверш-ии общественно опасного деяния, запрещ-го нормами права. Обязательна причинная связь между деянием и наступив-ми последствиями. Содерж-е объект.ст-ны может включ. характер действия или бездействия - длящееся, оконченное правонаруш-е. Субъектом АП явл. тот, кто его совершил, лицо, в деянии кот. имеется описанный в законе проступок. Признаки субъекта: - общие (достиж-е 16-го возраста и вменяемость); - спец-ые (особ-ти труда, служебное полож-ие, прошлое противоправн. поведение, сост. здоровья и др). Субъективная ст-на АП – психическое отнош-ие субъекта к противоправн-у действию или бездействию и его последствиям. Она включ-т обязат-е эл-ты - вину нарушителя, и факультативные – мотив, цели. Субъетивн. ст-на П. всегда связ-а со спосбн-ю лица отвечать перед госуд-ом за противоправн.деяние, с наличием вины в ф-ме умысла или неосторожн-ти. Умысел:лицо, соверш-е П., сознавало противоправн-ь св. деяния, предвидело вредные последствия и желало их наступл-ия. Неосторожн-ть: самонадеянность – лицо предвидит наступл-е вредн. последствий св. деяния, но рассчит-ет на возм-ть избежать их; небрежность – лицо не предвидит возм-ти наступл-я вредн. последствий св. деяния.

 


20. Понятие и основания применения административного взыскания (АВ).АВ явл-ся мерой админ-ой ответст-сти. АВ, налагаемое на физ. лицо, примен-ся в целях воспитания физ. лица, совершившего администрат.правонаруш-е, а также предупр-ия совершения новых правонарушений как самим физ. лицом, совершившим такое правонаруш., так и друг. физ. лицами. АВ, налагаемое на юр. лицо, прим-ся в целях пред-ия совершения новых АП. Прим-ие АВ призвано способствовать восстановлению справедливости и явл-ся основанием для взыскания с физ. или юр. лица возмещения вреда в порядке, предусм-ом законод-ом РБ. АВ выраж-ся либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя или соч-т в себе одновременно и моральное осуждение, и мор-ое воздействие, и временное ограничение прав нарушителя. АВ образ-т стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости. В ст. 23 КоАП РБ закреплены след. АВ: предупреждение; штраф;исправит. работы; администрат. арест; лишение спец.права, предоставл-о физ лицу; лиш-е права заним-я определ. деят-ю; конфискация; депортация; взыскание стоимости предмета АП. АВ может быть наложено тогда, когда в действиях виновного лица установлен состав проступка. Оно налаг-ся в пределах, устан-ыхактом, предусматр-им ответсв-ь за соверш-ое АП. При налож-ии АВ учит-ся хар-р соверш-го правонаруш-я, степень его вины, имущественное положение. Если лицо совершило несколько АП, взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному взысканию может быть присоединено одно из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных преступлений.

3. СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как государственное управление – категория организационно – правовая. Право на существование имеют обе эти государственно – правовые категории. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно – распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

 


21. Виды административных взысканий (АВ). Предупреждение - взыскание мор-го хар-ра. Выносится в письменной форме или оформл-ся иным способом. Устное предупреждение не является АВ. Пред-ие примен-ся 1)за соверш-е незначит-х АП, 2)лицам, соверш-м проступок впервые. Штраф - денежное взыскание, налагаемое за АП в случаях и пределах, предусмотренных законод-ом; он является наиболее распространенным взысканием, предусмотренным почти за все виды АП. Исправит. работы – длящееся взыскание имущественного хар-ра. Срок от 1 до 2 мес. с пребыв-ем по месту пост. р-ты правонаруш-ля и с удержанием до 20% его заработка в доход гос-ва. Администр. арест – устан-ся и прим-ся лишь в исключит. случаях за отдельные виды АП на срок до 15 сут; адм. арест назнач-ся районным (гор) народным судом. Не может прим-ся к: лицам, не достигшим 18;беремен. женщ.; женщ. и одиноким мужч., имеющим детей в возрасте до 12 или детей-инвалидов;инвалидам I и II гр;лицам, имеющим на иждивении инвалидов I гр. Лиш-ие спец. права, предост-го физ лицу, примен-я за грубое или систематич-е наруш-е порядкапользования этим правом на срок от 6 мес. до 3 лет. Лиш-е права заним-ся определ. деят-ю примен-я сучётом хар-ра соверш-го АП, связ-го с занятием видом деят-ти, на осущ-е кот треб-ся лицензия. Устанавлив-ся на срок от 6 мес. до 1 г. Конфискация сост-т в принудит-м безвозмездном обращении в собств-ть гос-ва дохода, получ-го в рез-те противоправной деят-ти.конфиск-и подлежит предмет, наход-ся в личной собств-ти нарушителя. Депортация с тер-рии РБ может примен-ся только к иностр-м гражд-м и лицам без гражданства. Взыскание стоимости предмета АП сост-т в принудит-м изъятии и обращении в собств-ть гос-ва денежной суммы, состовл-й стоим-ть товаров, трансп, предм. Предупреждение, штраф, исправит. р-ты и админ. арест прим-ся в качестве основного АВ. Лишение спец. права, лишение права заниматься опред. деят-ю, а также депортация могут примен-ся как в качестве основного, так и дополнительного АВ.Конфискация, взыскание ст-ти предмета АП прим-ся в качестве дополнительного АВ.За 1 АП могут быть наложены основное либо основное и дополнительные АВ из числа указанных в санкции статьи Кодекса.

 

1.Административное право - самостоятельная отрасль, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений в сфере исполнительной власти.

Административное право имеет особое назначение в механизме правового воздействия на общественные отношения. Оно призвано регулировать отношения, складывающиеся по поводу реализации функций государственного управления.

Предмет науки – те общественные отношения, на которые распространяют своей действие нормы данной отрасли права, или предмет науки – то, что она изучает.

Следовательно, административное право - это управленческое право, или право управления.

Однако необходимо уточнить, что административное право регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые закреплены другими отраслями права.

Административное право рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права, с помощью которой государство регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.