Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень природно-ресурсных и экологических платежей




по регионам Российской Федерации в 1998 г.

(в % к величине внутреннего регионального продукта)

 

    Природно-ресурсные платежи Экологические платежи
Всего по России 1,01 0,12
В том числе по        
экономическим районам        
Северный 1,03 0,17
Северо-Западный 0,47 0,05
Центральный 0,29 0,06
Волго-Вятский 0,28 0,25
Центрально-Черноземный 0,89 0,05
Поволжский 0,79 0,09
Северо-Кавказский 0,36 0,14
Уральский 0,95 0,11
Западно-Сибирский 3,15 0,20
из них Тюменская область 5,30 0,30
Восточно-Сибирский 0,52 0,16
Дальневосточный 0,78 0,20

 

В общем виде выделяют следующие четыре группы природно-ресурсных платежей в зависимости от объекта обложения:

— плата при пользовании недрами;

— плата за землю;

— плата за пользование водными объектами;

— плата за пользование лесным фондом.

В структуре платежей за природные ресурсы в целом по Российской Федерации в 90-х годах преобладала плата при пользовании недрами (около 70% суммы всех природно-ресурсных платежей), но ее значимость по отдельным регионам существенно различается, что обусловлено крайне неравномерным размещением запасов и добычи минерального сырья и ископаемых топливно-энергетических ресурсов по территории страны. Примерно 2/3 этой платы приходится на Тюменскую область и примерно по 10% — на Уральский и Поволжский экономические районы, которые, как известно, являются основными районами добычи углеводородов — нефти и природного газа,

В течение длительного периода (вплоть до 2001 г.) порядок взимания платежей при пользовании недрами был регламентирован Законом РФ «О недрах» от 24 февраля 1992 г. № 2395-1 в редакции федеральных законов от 3 марта 1995 г. № 27-ФЗ и от 10 февраля 1999 г. № 32-ФЗ (Раздел V) и определял следующие виды платежей:

— сбор за участие в конкурсе (аукционе) на получение права пользования недрами и выдачу лицензий на конкретные виды пользования недрами;

— платежи за пользование недрами, взимаемые с пользователей недр за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях (например, для строительства и эксплуатации подземных сооружений);

— отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, взимаемые с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств (регламентированные Федеральным законом от 30 декабря 1995 г. № 224-ФЗ «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы»);

— акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками (могут вводиться Правительством России в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 1991 г. № 1993-1 «Об акцизах» (с изменениями и дополнениями)).

В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов Законодательства Российской Федерации» с 1 января 2002 г. упомянутый выше Федеральный закон «О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы» признается утратившим силу, а раздел V Закона РФ «О недрах» излагается в принципиально новой редакции. В новой редакции Закона «О недрах» система платежей при пользовании недрами включает:

— разовые платежи при пользовании недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

— регулярные платежи за пользование недрами;

— плата за геологическую информацию о недрах;

— сбор за участие в конкурсе (аукционе);

— сбор за выдачу лицензий.

Наибольшее значение в рассматриваемой системе имеют регулярные платежи за пользование недрами. По Закону «О недрах» в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Возможный размер этих платежей регламентирован постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 926 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок регулярных платежей за пользование недрами и Правил уплаты регулярных платежей за пользование недрами».

Если в Законе «О недрах» в редакции федеральных законов 1995 и 1999 гг. плата за пользование недрами могла взиматься в форме как денежных платежей, так и части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем недр продукции (за исключением радиоактивных и других материалов и продуктов, распоряжение которыми входит в исключительное ведение Российской Федерации), выполнения работ или предоставления услуг (кроме услуг военного характера и информации, составляющих государственную тайну), а также зачета сумм предстоящих платежей в бюджеты соответствующих уровней в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия, то в новой редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ регулярные платежи за пользование недрами могут взиматься только в денежной форме.

Особо следует отметить, что система платежей при пользовании недрами по Закону «О недрах» в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ не содержит платежи за добычу полезных ископаемых, которые определялись как доля от стоимости добытых полезных ископаемых, а также потерь при добыче, превышавших нормативы, устанавливаемые ежегодными планами горных работ. Эти платежи в настоящее время трансформированы в налог на добычу полезных ископаемых с соответствующим отражением норм, регламентирующих его расчет, взимание и распределение по уровням бюджетной системы, в Налоговом и Бюджетном кодексах РФ.

По Налоговому кодексу РФ (часть вторая, гл. 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 126-ФЗ) налоговая база этого налога определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, а ставки — в размере от 3,8 до 16,5% этой стоимости в зависимости от вида добытых полезных ископаемых (табл. 6).

Таблица 6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.