КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К общей сумме 2 страница
Показатели экологичности продукции должны характеризовать все виды вредных воздействий этой продукции на окружающую среду посредством изменения характеристик ее элементов. При выборе и обосновании номенклатуры показателей экологичности продукции необходимо руководствоваться следующими принципами: — принцип потенциальной опасности любой продукции, воздействующей на окружающую среду при использовании ее по назначению; — принцип обязательности устранения недопустимых вредных воздействий продукции на окружающую среду; — принцип обязательности отражения в нормативно-технических документах требований экологичности продукции по всем видам недопустимых вредных воздействий; — принцип пригодности выбранных показателей для достоверной оценки экологичности продукции по всей совокупности характеризующих ее свойств при проведении контроля и испытаний. Оценка экологичности продукции осуществляется с целью предотвращения выпуска и поставки потребителю продукции, не отвечающей требованиям экологической безопасности и экологической чистоты. Успехи, достигнутые в результате внедрения систем управления качеством на основе стандартов ИСО серии 9000 (в том числе и в части регулирования экологических свойств продукции), основаны на понимании того факта, что качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой продукции, а должно формироваться, начиная с первых этапов ее создания. И хотя стандарты длительное время допускали обеспечение качества продукции только при производстве, монтаже и обслуживании (ГОСТ Р ИСО 9002-96) и даже только при окончательном контроле и испытаниях (ГОСТ Р ИСО 9003-96), гарантированный уровень качества может быть достигнут лишь при комплексном подходе с охватом деятельностью по формированию качества всех этапов жизненного цикла продукции, включая маркетинг и изучение рынка, проектирование и разработку изделия, материально-техническое обеспечение, технологическую подготовку производства, собственно производство, контроль и проведение испытаний, упаковку и хранение, реализацию и распределение продукции, монтаж и эксплуатацию, техническую помощь и обслуживание, утилизацию после использования, что отражено в новом стандарте ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Как показывает опыт, экологическая сертификация должна осуществляться не только как сертификация продукции по соответствующим параметрам, но и как сертификация всех объектов, связанных с воздействием на окружающую среду и рациональным природопользованием, включая системы управления охраной окружающей среды. Поэтому в новом Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлены специальные нормы, связанные с экологической сертификацией. В соответствии со ст. 31 этого закона экологическая сертификации проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. По закону обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. В общем виде сертификация проводится на основе оценки воздействия производства, получаемой в результате экологического аудита. Вместе с тем в соответствии с имеющейся в настоящее время базовой документацией, и в первую очередь стандартом ГОСТ Р ИСО 14001-98, следует различать сертификацию и оценку. Сертификацию проводит аккредитованная организация по сертификации на основе имеющихся руководящих документов. Возложение полномочий по проведению работ в области экологической сертификации на экспертов и аккредитация организаций, имеющих соответствующие полномочия, происходит согласно национальному законодательству. После проведения проверки в случае ее положительных результатов проводившая проверку аккредитованная организация выдает сертификат. Этот сертификат свидетельствует о соответствии параметров и характеристик объектов, процессов и продукции природоохранным нормам и правилам, обеспечивающим безопасный уровень воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Наличие такого сертификата является определенным гарантом устойчивости выпуска предприятиями продукции, отвечающей стандартам, в том числе по экологическим требованиям, стимулирует привлечение инвестиций, а также способствует формированию у предприятия благоприятного экологического имиджа. В связи с указанными обстоятельствами в Российской Федерации ряд ведомств проводили работу по созданию законодательной и нормативной базы для проведения экологической сертификации. В мае 1996 г. министром охраны окружающей среды и природных ресурсов России была утверждена Концепция системы обязательной сертификации по экологическим требованиям, на основе которой разработаны и утверждены документы для регистрации Системы экологической сертификации и ее знака соответствия в Государственном реестре Госстандарта России (регистрационный номер системы POCC.RU. 0001.01 ЭТОО от 1 октября 1996 г.). В Министерстве природных ресурсов Российской Федерации создана система так называемой водохозяйственной сертификации, которая имеет официальное наименование «Система добровольной сертификации материалов, оборудования, изделий, технологических установок и сооружений, связанных с использованием, восстановлением и охраной водных объектов и их водных ресурсов» (регистрационный номер POCC.RU.0001.03 ЭПОО от 29 мая 1998 г.), что тесно связано с обеспечением охраны окружающей среды. В области некоторых частных аспектов обеспечения экологической безопасности работают и другие системы сертификации, например, «Система добровольной сертификации сточных вод», созданная АОЗТ «Бифар» (регистрационный номер POCC.RU.0001.04. ЮЖОО от 18 августа 1997 г.), «Система добровольной сертификации биоэнергетической безопасности (Биостандарт)», созданная Независимым международным центром радиационной и биологической безопасности потребителей (регистрационный номер POCC.RU.0001.04. ЮЩОО от 12 февраля 1998 г.), и другие. Процедура экологической сертификации тесно связана с экологической маркировкой (этикетированием). В соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 14000 в процессе изготовления продукции (оказания услуг) на ней должен быть установлен обязательный знак, информирующий о соответствии требованиям системы управления охраной окружающей среды (например, изображение цветка). Зарубежный опыт показывает, что экологическая маркировка наряду с экспертизой и сертификацией может вести к предупреждению и значительному уменьшению нагрузки на окружающую среду. К примеру, в ФРГ с момента введения экологического знака в 1997 г. политика в области охраны окружающей среды ориентировалась на экологическое сознание потребителей и технический уровень развития природоохранных технологий. Эти обстоятельства способствовали успешному использованию инструментов рыночной экономики, ориентированных на спрос и предложение, и тем самым ставящих конкуренцию между отдельными производителями на службу охраны окружающей среды. В последнее время значительно усилился интерес к введению маркировки экологических характеристик и в России. Это в определенной мере объясняется успешной практикой применения экологического знака в ряде стран: ФРГ, Канаде, Японии, Австрии, Швеции, Швейцарии и других. В рамках единого общего рынка ЕС без границ и таможенных ограничений предпринимаются шаги по введению «Европейского экологического знака». Последнее обстоятельство усиливает заинтересованность России в данном вопросе, учитывая значение экологической маркировки в условиях рыночных отношений и развития международной конкуренции.
4.2. Сертификация систем управления охраной окружающей среды
Общая схема сертификации систем управления охраной окружающей среды в соответствии со стандартом ИСО 14001, действующая и в странах - членах ЕС, уже предусмотрена в Российской Федерации. При сертификации по этой схеме в первую очередь оцениваются не столько характеристики конкретной продукции и технологии или наличие очистных сооружений и пылегазоулавливающего оборудования, сколько эффективность системы экологического менеджмента в целом. Первым был создан Орган по сертификации систем управления охраной окружающей среды Всероссийским научно-исследовательским институтом сертификации (ВНИИС) в системе сертификации ГОСТ Р (Регистрационный номер POCC.RU.FO 26 04 СЭОО). Учитывая значительное сходство концептуальных основ, сущности и содержания стандартов ИСО серии 9000 и ИСО серии 14001, процесс сертификации в области охраны окружающей среды может проводиться методами, аналогичными оправдавшим себя методам проведения проверок в области управления качеством. Если организация располагает внедренной системой управления качеством, то сертификация системы управления охраной окружающей среды может быть проведена в рамках сертификации или проверки системы управления качеством. Тем не менее, при проведении сертификации системы управления охраной окружающей среды необходимо учитывать имеющиеся различия. Если при подготовке к проведению проверки системы управления качеством принято в основном знакомиться с документацией (руководством, методическими материалами) и давать ей оценку, то при подготовке к проверке систем управления охраной окружающей среды необходимо наряду с оценкой документации давать описание наиболее важных аспектов и процессов в области охраны окружающей среды, а также нормативно-правовых и законодательных требований, которые должно выполнять предприятие. Конкретные процедуры проведения сертификации могут существенно различаться в отдельных системах сертификации. Исходя из апробированных методов сертификации системы управления качеством в системе сертификации ГОСТ Р (с учетом специфики систем управления охраной окружающей среды на предприятии), могут быть выделены наиболее важные этапы работ по сертификации этих систем: 1. Подготовка к проведению проверки систем управления охраной окружающей среды. 2. Сертификационная проверка: — проверка документов; — оценка воздействия деятельности организации на окружающую среду. 3. Повторная сертификационная проверка (в случае выявления при первой проверке недопустимых несоответствий и отказа в выдаче сертификата). 4. Инспекционный контроль. На подготовительном этапе определяются целевые мероприятия посредством: — совместного сбора сведений о предприятии (например, о ранее проведенных мероприятиях); — интерпретирования требований системы ИСО с учетом специфики предприятия; — указаний в отношении возможного комбинирования с уже действующими системами управления. Исходя из предварительно собранных материалов определяется программа и процедуры проверки. Собственно сертификационная проверка включает проверку документов и оценку воздействия деятельности организации на окружающую среду с точки зрения нормативно-правовых и законодательных требований. Целью проверки документов является обнаружение возможных недостатков в системе для ее оценки с точки зрения понятности, полноты, целесообразности и отсутствия противоречий (например, в справочнике-руководстве, методических указаниях и т.д.) с руководящими указаниями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98. Система должна быть контролепригодной, т. е. полностью документированной, и вся документация должна поддерживаться в рабочем состоянии и быть легко доступна (в том числе экспертам, осуществляющим сертификационную проверку). Как отмечалось ранее, в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать состав информации, актуализировать ее и хранить. Информация на бумажном или электронном носителе должна описывать основные элементы системы управления охраной окружающей среды и их взаимодействия, а также обеспечивать ссылку на соответствующую документацию (см. раздел 2.3). Для выполнения установленных требований документирования системы экологического менеджмента в случае наличия на предприятии системы управления качеством необходимы лишь ссылки, указывающие на соответствие документации обеих систем, что и подлежит сертификационной проверке. Документы по планированию и результатам мониторинга и измерений являются основой оценки воздействия деятельности организации на окружающую среду. При этом сертификационная проверка должна содержать следующие элементы: — выполнение требований, вытекающих из законодательства и нормативных актов в области охраны окружающей среды; — соответствие экологических аспектов экологической политике; — контроль производственного процесса и оценку ранее имевших место аварийных и других нештатных ситуаций. Первостепенное значение имеет проверка выполнения требований законодательных актов в области охраны окружающей среды (см. раздел 2.3). В странах ЕС при проверке систем управления окружающей средой для целей сертификации обязательной является проверка следующих пунктов: 1. Оценка воздействия соответствующих видов деятельности на различные элементы окружающей среды. 2. Управление энергопотреблением и экономия энергии. 3. Рациональное использование, экономия, выбор и транспортировка сырья; рациональное использование и экономия водных ресурсов. 4. Предотвращение образования вредных веществ, вторичное использование, транспортировка и правильное хранение отходов. 5. Оценка шумового воздействия внутри и вне производственных комплексов. 6. Выбор и изменения в сторону улучшения существующих производственных процессов. 7. Планирование продукции (внешний вид, упаковка, транспортировка, использование и хранение конечного продукта). 8. Защита окружающей среды от воздействия производственных процессов и работа в этой области с подрядчиками, субподрядчиками и поставщиками. 9. Предупреждение и ограничение аварийных ситуаций, ведущих к загрязнению окружающей среды. 10. Особые меры при аварийных ситуациях, ведущих к загрязнению окружающей среды. 11. Информирование и обучение персонала по экологическим вопросам. 12. Информация по экологическим проблемам, полученным от сторонней организации. В России нет нормативных требований к проверке именно этих пунктов, но они в целом вытекают из требований стандарта ГОСТ ИСО 14001-98 и дают определенный ориентир в отношении охвата основных направлений, связанных с управлением охраной окружающей среды и аудитом для целей сертификации. Важной задачей сертификационной проверки является установление правильности и полноты идентификации экологических аспектов, что определяет степень управляемости процессами воздействия деятельности предприятия на окружающую среду. При этом следует учитывать, что в соответствии с требованиями стандартов ГОСТ Р ИСО серии 14000 процесс идентификации экологических аспектов не требует детализированной оценки всей деятельности организации, а ориентирован только на те виды деятельности, последствия воздействия которых рассматриваются как значительные. Инструментарий, применяемый на практике для определения правильности идентификации экологических аспектов взаимодействия с окружающей средой, обычно включает проведение анализа процесса производства, а также представление выводов об экологических последствиях производства описательным методом или методом экологического ограничения, когда данные проверки представляют в баллах загрязнения. В перспективе большой объем необходимой информации по экологическим аспектам на предприятии может быть получен из новых экологических паспортов, которые подлежат разработке в соответствии со стандартом ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 «Охрана природы. Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы». Однако этот стандарт введен в действие только с 1 июля 2001 г., и разработка экологических паспортов по его типовым формам потребует значительного времени. Поэтому для первоначального ознакомления экспертов со всей производственной структурой предприятия с точки зрения воздействия на окружающую среду практический интерес представляют старые экологические паспорта, разработанные еще в начале 90-х годов (см. раздел 2.3). Эти паспорта, как отмечалось ранее, не стали основным документом, характеризующим в полной мере воздействие производства на природную среду, и к тому же они устарели. Но эти паспорта пока не имеют никакой адекватной замены, хранятся практически на всех предприятиях и могут дать некую целостную картину о совокупности процессов, связанных с природопользованием и техногенными воздействиями на природную среду. Вместе с тем в сведения, содержащиеся в старых экологических паспортах, должны быть внесены существенные коррективы. Для этого могут быть использованы современные данные, которые содержатся в документах по обоснованию предельно допустимых выбросов и сбросов, лимитов размещения отходов, экологических и ресурсных платежей, технологических картах, материалах землеустройства, статистической отчетности и т.п. На основе этих данных можно выработать наиболее важные направления активных действий экспертов по анализу правильности идентификации экологических аспектов. Приемлемый анализ может быть выполнен путем опросов, непосредственного контроля и измерений, рассмотрения результатов ранее проведенных проверок или с помощью других видов контроля в зависимости от характера деятельности организации. Как отмечалось ранее, наиболее достоверной является оценка полноты и достоверности идентификации экологических аспектов, когда на предприятии составляется производственный экобаланс, обеспеченный контролем материалов и продукции на «входе» и «выходе» (см. раздел 2.3). Вместе с тем стандарты ИСО серии 14000 не содержат обязательных требований наличия экобаланса, и его на предприятиях, как правило, не составляют. Поэтому для самостоятельной оценки материальных потоков можно воспользоваться топливно-энергетическим и материальными балансами, которые обычно имеются в службах главного энергетика и главного технолога предприятия. Существенным вопросом при проведении сертификационной проверки является определение ее критериев, которые должны быть соответствующим образом детализированы и согласованы между ведущим экспертом и заказчиком. Для оценки и определения соответствия критериям проверки должна быть собрана, проанализирована, проинтерпретирована и задокументирована информация. Качественные и количественные показатели, полученные в рамках проверки данных, должны обеспечивать одинаковые результаты при их оценке по одним и тем же критериям компетентными экспертами, работающими независимо друг от друга. Процесс сертификационной проверки должен обеспечивать согласие заказчика и эксперта в оценке надежности результатов проверки и заключений. Данные, полученные при проведении проверки, неизбежно являются только частью имеющейся информации в связи с тем, что проверка проводится в ограниченные сроки и при ограниченных ресурсах. Поэтому любая проверка содержит элемент неопределенности, который следует учитывать всем пользователям при интерпретации результатов проверки. После проведения на предприятии проверки системы управления охраной окружающей среды члены комиссии рассматривают результаты своих наблюдений и должны решить, какие из них должны быть представлены как несоответствия. Очевидно, что определенные отклонения от установленных требований существуют в любой системе, и вопрос заключается в том, как эти отклонения могут быть дифференцированы по степени значимости с точки зрения возможности или невозможности сертификации системы. В связи с этим может быть рекомендован опыт такой известной и ранее упомянутой системы, как «Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества», которая предусматривает в качестве неких разновидностей отрицательных результатов понятия «несоответствие» и «уведомление». Несоответствие — это невыполнение установленных требований. Несоответствия в системе сертификации ГОСТ Р разделяются на две категории — значительные (категория 1) и малозначительные (категория 2). Значительное несоответствие заключается, например, в отсутствии требований к элементам системы, а малозначительное — в единичных упущениях по отдельным элементам системы. Под уведомлением понимается наблюдение, осуществленное экспертом в целях предотвращения возможных несоответствий. В сфере охраны окружающей среды значительным несоответствием (наряду с сугубо системными аспектами) должно признаваться серьезное нарушение природоохранного законодательства (например, ввод в эксплуатацию объектов без экологической экспертизы и процедур ОВОС или с их отрицательным заключением и т.п.). Как малозначительное несоответствие может рассматриваться несущественное нарушение отдельных нормативов (например, ПДВ, ПДС). Все наблюдения, свидетельствующие о несоответствиях и подтвержденные объективными данными, должны быть представлены проверяемой организации и обоснованы. Критерии принятия решения об одобрении (неодобрении) системы управления могут существенно различаться. Они определяются правилами каждой конкретной системы сертификации. В упомянутой выше системе сертификации ГОСТ Р решение о признании системы качества, соответствующей стандартам ГОСТ Р ИСО серии 9000, принимается при отсутствии значительных несоответствий и при наличии не более 10 малозначительных несоответствий. Наличие уведомлений не влияет на решение о сертификации. Аналогичные критерии используются в системе Госстандарта России и при сертификации систем управления охраной окружающей среды. По окончании сертификационной проверки составляется акт, в котором указываются ее результаты, выводы и рекомендации. При положительных результатах принимается решение о рекомендации системы к сертификации с последующей выдачей сертификата на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 14001-98. В этом случае организация заключает договор с аудиторской фирмой на инспекционный контроль или проведение надзорных проверок с составлением соответствующих актов и принятием решений о подтверждении, приостановлении или аннулировании сертификата соответствия. При этом предполагается, что организация осуществляет корректирующие действия по устранению установленных при сертификационной проверке несоответствий и предотвращает появление новых несоответствий. В случае отрицательных результатов сертификационной проверки организации дается мотивированный отказ в сертификации вплоть до устранения значительных несоответствий и сокращения числа малозначительных несоответствий. Если организация выполняет рекомендации, полученные при сертификационной проверке, она может повторно обращаться с заявкой на сертификационную проверку своей системы управления охраной окружающей среды в ту же систему сертификации, либо обращаться в другие системы сертификации с иными критериями оценки.
Раздел 5
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
5.1. Условия, задачи и методы обоснования затрат на осуществление природоохранных мероприятий
Проведение природоохранных мероприятий связано со значительными затратами. Так, в последнее время ежегодные расходы в США на поддержание качества окружающей среды составляют свыше 60 млрд дол., что превосходит средства, расходуемые на здравоохранение, жилищное и дорожное строительство. При этом половина затрат представляет собой расходы на создание современных систем очистки стоков и выбросов. В структуре расходов общенациональных программ США до 50% средств тратится на борьбу с воздушными загрязнениями и около 30% — на предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод. В Российской Федерации абсолютные масштабы затрат на охрану окружающей среды существенно меньше, но тем не менее по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) превышают 2% внутреннего валового дохода и составляли в 1997 г. в целом по России 60,3 трлн руб. в действовавших ценах (приблизительно 10 млрд дол. США), из них на рациональное использование и охрану водных ресурсов — 65%, охрану воздуха — 21%. В этих условиях обоснование и поддержание оптимального уровня и структуры затрат экологического назначения имеет важное значение для управления природопользованием и охраной окружающей среды, и в частности, для разработки и реализации программ экологического оздоровления предприятий и их финансирования из различных источников. Практическое использование обоснованных показателей затрат на предотвращение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду может обеспечить оптимальный выбор вариантов проектирования и строительства природоохранных объектов, обоснованный расчет предотвращенного экологического ущерба при проведении природоохранных мероприятий и их эффективности, а также решение ряда других эколого-экономических задач при формировании системы экологического менеджмента. В системе методических разработок по охране окружающей среды вопросы определения затрат на извлечение загрязняющих веществ из сточных вод и улавливание и обезвреживание отходящих веществ, загрязняющих атмосферный воздух, занимают сравнительно скромное место. Вместе с тем технико-экономические показатели очистки сточных вод и улавливания отходящих загрязняющих веществ имеют важное значение в связи с разработкой методов наиболее эффективных природоохранных мероприятий и планирования охраны окружающей среды в целом. При сравнении вариантов природоохранных мероприятий, различающихся по воздействию на производственные результаты предприятий, осуществляющих эти мероприятия, в качестве наилучшего с точки зрения сравнительной эффективности устанавливается вариант, отличающийся минимальной суммой инвестиций и эксплуатационных расходов, приведенных к годовой размерности затрат с помощью коэффициента дисконтирования (Е). К капитальным вложениям природоохранного назначения относятся единовременные затраты на создание новых и реконструкцию существующих основных фондов, предотвращающих (сокращающих) отрицательное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также затраты на модификацию технологии производства, осуществляемую исключительно с целью снижения его неблагоприятного воздействия на окружающую среду или в части, обеспечивающей достижение природоохранных целей. Несмотря на очевидность содержания капитальных вложений экологического назначения, на практике их выделение сопряжено с определенными проблемами, поскольку в ряде случаев трудно разделить технологические и природоохранные мероприятия. Поэтому для практических нужд разработаны отраслевые перечни конкретных видов зданий, сооружений и других объектов, затраты на проектирование и строительство которых признаются в качестве затрат природоохранного назначения. Эти перечни в основном весьма схожи, поскольку обычно включают сооружения очистки производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод, пылегазоулавливающие устройства, полигоны и установки для хранения и обезвреживания твердых отходов, системы оборотного и повторно-последовательного водоснабжения, коммуникации для отвода сточных вод и т.д. Вместе с тем они отражают и некоторую отраслевую специфику природоохранной деятельности. Так, в теплоэлектроэнергетике, предприятия которой, с одной стороны, выделяются среди отраслей наибольшими объемами выбросов окислов азота (в 2000 г. в целом по отрасли — 927 тыс. т), а с другой — их крайне низкими концентрациями в отходящих газах, исключающими экономически приемлемое улавливание, в перечне природоохранных мероприятий особо выделены системы подавления образования оксидов азота в топках котлов. Такие системы не являются отдельными установками, а по существу представляют собой лишь элементы конструкции оборудования основного производства, которые могут давать природоохранный эффект при определенных технологических режимах. В качестве другого примера можно привести цветную металлургию, которая выделяется как наибольшими концентрациями в отходящих газах сернистого ангидрида, так и максимальным абсолютным объемом его выбросов (в 2000 г. в целом по отрасли — более 2,7 млн т), что определяет приоритетность улавливания и утилизации серосодержащих газов в этой отрасли. Исходя из указанных особенностей в цветной металлургии в отраслевой перечень природоохранных объектов были включены сернокислотные цеха. Эти цеха производят товарную серную кислоту, но не из природного сырья, а из уловленного сернистого ангидрида, поступающего с сооружений газоочистки, т.е. они обеспечивают утилизацию токсичных газообразных отходов основного производства и таким образом решают важную природоохранную задачу предотвращения загрязнения атмосферного воздуха соединениями серы. При использовании рассматриваемых отраслевых перечней следует иметь в виду, что включение в них тех или иных объектов и мероприятий носит в известной степени субъективный характер. Так, перечень природоохранных установок и сооружений на электростанциях, применительно к которым из их сметной стоимости выделяются затраты на природоохранные мероприятия, включает рассеивающие выпуски сточных вод в водоемы общего пользования. Ранее в суммарных капитальных затратах природоохранного назначения учитывались и дымовые трубы электростанций. В настоящее время трубы исключены из указанного перечня, что вряд ли можно считать правильным, так как они играют важную роль в рассеивании дымовых газов в атмосферном воздухе до уровня ПДК, т.е. функционируют аналогично рассеивающим выпускам сточных вод. К эксплуатационным расходам природоохранного назначения относятся: — текущие затраты по содержанию и обслуживанию основных фондов природоохранного назначения; — текущие затраты, связанные с проведением мероприятий, способствующих улучшению качественных характеристик элементов окружающей среды, как относимые на счет основной деятельности, так и осуществляемые за счет ежегодных ассигнований из бюджета и других источников;
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |