КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Традиционная лекция
Структура лекции 1. Название темы лекции. 2. Указание времени на лекцию в целом; вводную часть; основную часть; заключение. 3. Вводная часть. 4. Основная часть. 5. Краткие выводы по каждому из вопросов. 6. Заключение. 7. Список использованной литературы. Структура лекции должна отражать основные идеи проблемы. Ее разработка начинается с составления плана, который включает, как правило, не более 2-3 вопросов. Для формулировки основных вопросов плана служит программа курса. Преподаватель должен отразить в лекции основные ее положения. В лекциях, посвященных теоретическим проблемам, отражаются их важнейшие стороны. Вводная часть 1. После разработки плана необходимо, прежде всего, написать вводную часть. Это особенно ответственно, так как она открывает новую тему. 2. В вводной части преподаватель кратко характеризует место и значение данной темы в курсе. Раскрытие основных вопросов Внутренняя структура главной, центральной части лекции определяется логической структурой, которую преподаватель продумал заранее и наметил в своем развернутом плане. Материал нужно группировать, расчленять, выделять, обозначать отдельные положения цифрами. Основные способы изложения материала: 1. Описание-характеристика. Применятся в том случае, когда нужно показать характерные признаки того или иного явления, события. 2. Повествование. 3. Объяснение — разъяснение внутреннего смысла событий, теории и политики государства. Необходимо систематически прибегать к объяснениям для раскрытия внутреннего содержания тех или иных событий. При этом непременно делать анализ и обобщения, использовать приемы индукции и дедукции, прибегать к противопоставлениям и сравнениям. Элементы педагогического управления в ходе чтения лекций. 1. В круг вопросов лекции входят такие, как: — установление и поддержание контакта с аудиторией; — создание у студентов интереса к предмету лекции: — достижение убедительности речи; — эмоциональное воздействие на студентов; — применение наглядных пособий и ТСО; — соблюдение некоторых правил поведения лектора на трибуне. 2. Начало лекции. Лектор должен сообщить четко, ясно, не торопясь, название темы лекции, дать возможность студентам записать его. Затем изложить вводную часть, в которой сказать: 1. о роли и месте данной темы в курсе; 2. дать краткую характеристику литературы; 3. сообщить о распределении времени на тему. Если это не первая лекция по теме, то провести связь с предшествующей лекцией. Далее сообщить план лекции, также дав возможность студентам записать вопросы. Перед изложением каждого вопроса его надо называть. Завершается рассмотрение вопроса небольшим выводом. 3. Важное значение для установления контакта с аудиторией, для возбуждения у студентов интереса к теме имеет начало лекции. В этих целях опытные преподаватели используют яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркивают теоретическое и практическое значение данной темы в тематическом плане курса и в практической деятельности. 4. Поддержание внимания студентов на протяжении всей лекции достигается: — логикой изложения материала; — глубиной содержания материала; — четким формулированием положений; —использованием в лекции новых интересных данных; — использованием ТСО; — включением в лекцию материалов об опыте работы. Наличие тесного контакта преподавателя со студентами проявляется во внимании к лекции, ведении слушателями записей, хорошей дисциплине на занятиях. Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту аудитории. Для мобилизации внимания студентов, активизации самостоятельного мышления обучаемых преподаватель ставит их в определенную ситуацию, дает им возможность самим прийти к необходимым выводам. Хорошо, когда в лекции прозвучит ссылка на материал вчерашнего или сегодняшнего номера газеты, свежего журнала, радио или телепередачи. Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом. Привязанность к тексту вследствие плохой подготовленности к занятию или недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией. В то же время не следует, не владея соответствующими навыками, пытаться проводить лекцию без текста, по памяти. При этом допускаются ошибки, повторения, ослабление логической нити рассуждения, пропуски отдельных важных положений темы и т. д. 6. Важное условие успеха — интонация и выразительность речи, оптимальность ее ритма и темпа, включение элементов юмора и т. д. Определяя ритм и темп речи, преподаватель учитывает, что студенты записывают основные положения, поэтому изменением голоса, паузами, ударениями он облегчает студентам усвоение логики лекции, дает возможность записать основные тезисы. Цитируя произведения, необходимо повторить текст и сослаться на источник. Заключительная часть В ней обобщаются наиболее важные, существенные вопросы лекции. Делаются выводы. Ставятся задачи для самостоятельной работы. Существует твердый порядок, требующий, чтобы в конце лекции преподаватель оставил несколько минут для ответов на вопросы.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |