КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Занятие 5 (тема 6). Организационный механизм в сфере охраны окружающей среды (экологическое управление)
Экологическое право. Задача 1. Вопрос 1: Вправе ли Департамент природных ресурсов Томской области проводить государственный экологический контроль в отношении ОАО «Томскнефть»? Ответ: Согласно ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; а также земельное, водное и лесное законодательство, законодательство в сфере охраны окружающей среды. Таким образом, в общем плане вопросы, связанные с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ, однако при более детальном рассмотрении нужно отметить разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ. На основании ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю в соответствии с настоящим ФЗ, другими федеральными законами, определяется Правительством РФ. (ч.2 ст.65) Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих государственному экологическому контролю, за исключением объектов, указанных в пункте 2 настоящей статьи. На основании вышеназванной статьи 31 марта 2009 года было издано Постановление Правительства РФ № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». Данным Постановлением установлен перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. В данном постановлении (п.7 Перечня) сказано, что федеральному государственному экологическому контролю подлежат также объекты, отнесённые федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (21.07.1997 № 116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов. Данным федеральным законом установлен перечень опасных производственных объектов, приведённый в приложении 1. На основании данного перечня к опасным производственным объектам относятся в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются воспламеняющиеся вещества и горючие вещества, в т.ч. газы и жидкости. Исходя из условия задачи ОАО «Томскнефть» можно отнести к такого рода объектам. Таким образом, исходя из вышесказанного, жалоба ОАО «Томскнефть» об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности является обоснованной, поскольку орган исполнительной власти субъекта РФ не правомочен проводить государственный экологический контроль в отношении ОАО «Томскнефть».
Ответы на вопросы поставленные в задаче: 1. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, устанавливается Правительством РФ. Объекты, подлежащие экологическому контролю органов исполнительной власти субъектов федерации, устанавливаются по остаточному принципу. 2. ---//--- 3. В общем плане это могут быть следующие критерии (на основании вышеназванного Постановления Правительства) · Объекты хозяйственной и иной деятельности, способствующие трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. · Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование: (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2006 N 845) а) поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; б) водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд; в) внутренних морских вод; г) территориального моря Российской Федерации; д) особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий; е) водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами; ж) водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; з) трансграничных (пограничных) водных объектов; и) водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения сто тысяч человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. метров в год. · Все объекты, которые в соответствии с федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» отнесены к категории опасных производственных объектов.
Задача 2. Компетенция органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны окружающей среды определяется федеральным законно «Об охране окружающей среды» путём установления перечня объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю. Данный перечень устанавливается Правительством РФ. Рассмотрение отдельных полномочий: 1. Осуществление государственного управления и государственного контроля в сфере организации, охраны и функционирования особо охраняемых природных территорий – только в случае если они относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. (Постановление Правительства № 285 2009 года) 2. Установление нормативов качества окружающей среды – на основании ст. 6 Федерального закона «Об охране окружающей среды» подобное установление возможно, но только не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне. 3. Организация и проведение нормирования предельно допустимого воздействия на окружающую среду – нет, т.к. это прерогатива федеральной власти. 4. Согласование лимитов размещения отходов – нет, т.к. данный норматив в области охраны окружающей среды устанавливается Правительством РФ, которое является федеральным органом исполнительной власти (ст. 19 Федерального закона об охране окружающей среды). 5. Утверждение нормативов образования твёрдых бытовых отходов на территории населённых пунктов – нет. это прерогатива федерального органа исполнительной власти, т.е. Правительства РФ. 6. Осуществление мер по охране водных объектов за счёт субвенций из федерального бюджета – нет, т.к. на основании Постановления Правительства РФ от 4.11.2006 № 640, для того, чтобы водный объект подлежал региональному контролю и надзору, необходимо, чтобы данный объект полностью располагался в рамках конкретного субъекта федерации и не относился к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору. 7. Согласование размещения объектов в водоохранных зонах – нет, это прерогатива федеральной власти, см. ст.65 Водного кодекса РФ, а также постановление Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных полос защитных объектов». 8. Контроль платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю – да, возможно, см. ст. 6 Федерального закона об охране окружающей среды Контроль качества моторного топлива в местах его хранения и реализации на соответствие экологическим требованиям – возможно, т.к. это прерогатива субъектов федерации[1]. Так, в городе Москве действует ряд актов в этой области. Это Закон г. Москвы от 14 июля 1999 г. N 33 "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям" (с изм. от 21 февраля 2001 г.); Технические требования к качеству бензинов автомобильных неэтилированных с улучшенными экологическими свойствами (городские) для реализации в Москве, утвержденные Москомприроды 29 апреля 1997 г.; Положение о лицензировании деятельности по содержанию и эксплуатации нефтебаз (кроме входящих в топливно-энергетический комплекс Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том числе передвижных) в городе Москве, утвержденное Постановлением правительства Москвы от 20 августа 1996 г. N 690; Положение о единой системе контроля качества моторного топлива, реализуемого в г. Москве, утвержденное распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 366-РМ; распоряжение премьера Правительства Москвы от 10 ноября 1996 г. N 1083-РП "О мерах по использованию на муниципальном транспорте Москвы моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками". Ведение областного кадастра отходов производства и потребления – да возможно, т.к. на основании ч. 3 ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, осуществляющими деятельность по обращению с отходами. Порядок ведения региональных кадастров отходов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 9. Выдача разрешений на выброс вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух) – нет, т.к. на основании ст. 5 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установление порядка выдачи подобных разрешений относится к полномочиям федеральных органов исполнительной власти. Ведение радиационно-гигиентического паспорта территории – да, т.к. на основании Постановления Правительства РФ от 28.01.1997 N 93 "О Порядке разработки радиационно - гигиенических паспортов организаций и территорий" (п.4 Порядка разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий) 10. Выдача лицензий на право пользования недрами… – нет, т.к. на основании ст. 13.1 Федерального закона № 122-ФЗ от 22.08.2004 вопрос выдачи лицензий относится к ведению федерального органа управления государственным фондом недр и его территориальным органам. 11. Организация и развитие системы экологического образования и формирования экологической культуры – нет, т.к. ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды» это отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
Задача 3. Вопрос 1: Каким образом ФГУП «Спецмашстрой» могло быть привлечено к административной ответственности за аварийный сброс сточных вод по статье 8.6 КОАП в то время как данная статья регламентирует привлечение к административной ответственности за порчу земель. Вопрос 2: Источники формирования информации о состоянии окружающей среды: Экологическую информацию формируют многочисленные и разнообразные организации: законодательные, исполнительные органы власти РФ и аналогичные органы в субъектах Федерации, которые издают различные нормативные акты, принимают планы и программы; службы соответствующих министерств и ведомств, которые ведут те или иные наблюдения за состоянием окружающей среды, здоровьем людей, а также за факторами воздействия на окружающую среду; научно-исследовательские организации - институты, станции и пр.; проектные организации и проектировщики. Источниками экологической информации могут быть и другие коммерческие организации, например выполняющие измерения характеристик окружающей среды, разрабатывающие цифровые карты на основе геоинформационных систем и т.п. Общественные экологические организации во многих случаях выступают не только как потребители экологической информации, но и осуществляют ее сбор, анализ и распространение на профессиональном уровне. Такие организации могут служить источником экологической информации для своих коллег и другой заинтересованной аудитории. Существуют международные организации, координирующие деятельность по охране окружающей среды. Под эгидой таких организаций действуют информационные системы, обеспечивающие анализ и хранение экологической информации, получаемой из различных источников, а также обмен ею в международном масштабе Вопрос 3: Орган государственной власти, который должен быть проинформирован о чрезвычайной ситуации, которая оказала или может оказать негативное воздействие на окружающую среду – на основании ст. 12 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также на основании Указа Президента РФ от 11.07.2004 № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» - это МЧС России. Вопрос 3: критерии признания чрезвычайной ситуации техногенного характера: ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 21 мая 2007 г. N 304
О КЛАССИФИКАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА
Во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Установить, что чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на: а) чрезвычайную ситуацию локального характера, в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей; б) чрезвычайную ситуацию муниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей, а также данная чрезвычайная ситуация не может быть отнесена к чрезвычайной ситуации локального характера; в) чрезвычайную ситуацию межмуниципального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. рублей; г) чрезвычайную ситуацию регионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; д) чрезвычайную ситуацию межрегионального характера, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. рублей, но не более 500 млн. рублей; е) чрезвычайную ситуацию федерального характера, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. рублей. 2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст. 4563).
Председатель Правительства Российской Федерации М.ФРАДКОВ
Вопрос 4: Возникла ли у ФГУП «Спецмашстрой» обязанность информирования о чрезвычайной ситуации техногенного характера, которая оказала негативное воздействие на окружающую среду – да, на основании вышеназыванного постановления Правительства. Вопрос 5: Обязанность информирования населения о чрезвычайной ситуации техногенного характера – на основании ст. 6 Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и администрация организаций обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них.
[1] Комментарий к Федеральному закону "Об охране атмосферного воздуха" (постатейный) / С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, В.Г. Емельянова и др.; под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2002.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |