Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы ратифицированных международных договоров обладают в национальном пространстве приоритетом применения. 3 страница




--------------------------------

<1> См.: Кутафин О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002. С. 66; и др.

 

Таким образом, общепризнанные принципы подлежат прямому непосредственному применению. Они не требуют процедуры имплементации. В обоснование данной позиции приведем, по крайней мере, два аргумента. Во-первых, по нашему мнению, общепризнанные принципы международного права обладают более высокой юридической силой, чем международные договоры, как в международном, так и в российском трудовом праве. Это вывод вытекает из признаков, определяющих характеристики общепризнанных принципов международного права. Круг общепризнанных принципов международного права закрепляется в международных пактах, конвенциях и других документах, обязательных для государств-членов международных сообществ. В общепризнанные принципы включаются лишь те международные принципы, которые носят императивный характер. И во-вторых, Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" подчеркнул, что неправильное применение судом не только норм международных договоров РФ, но и общепризнанных принципов и норм международного права является основанием к отмене или изменению судебного акта.

В заключение следует хотя бы кратко остановиться еще на одном предназначении международных стандартов социальных прав. Мы солидарны с теми авторами, которые считают, что пробельность национального законодательства при разрешении судами конкретных дел может быть восполнена не аналогией закона или права, как это принято в правоприменительной практике, а прямым применением международных норм <1>. Полагаем, что в такой роли будут выступать как общепризнанные принципы и нормы международного права, так и ратифицированные конвенции. Применение в порядке аналогии нератифицированных конвенций и рекомендаций вызывает у нас сомнение, хотя и предлагается некоторыми авторами <2>.

--------------------------------

<1> См.: Анишина В.И. Применение российскими судами международных трудовых норм. М., 2003. С. 14.

<2> См.: Там же. С. 15.

 

9.2. Международно-правовые акты о социальном обеспечении

 

Акты Организации Объединенных Наций. Главным вкладом ООН в международно-правовое регулирование социальной защиты является определение каталога основных прав человека, которые должны обеспечиваться в законодательстве любой страны, претендующей считаться цивилизованной. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) - это в первую очередь программный политический документ, в котором сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых социально-трудовых прав человека. Среди таких прав Декларация провозглашает право на социальное обеспечение; право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по независящим от человека обстоятельствам; право на особую защиту материнства и детства; право на образование, которое должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования, причем начальное образование должно быть обязательным. Всеобщая Декларация прав человека стала основой, международным стандартом для всей системы международных актов по правам человека, в том числе Деклараций о правах отдельных категорий лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, пактов и конвенций ООН. Специалисты международного права считают, что права и свободы, провозглашенные во Всеобщей декларации являются юридически обязательными общепризнанными нормами.

Международные Декларации ООН содержат общепризнанные международные принципы и права. Так, Принципы ООН в отношении пожилых людей (1991 г.) включают такие общепризнанные международные принципы, как независимость пожилых людей, обеспечение их участия в жизни общества, защита их достоинства и обеспечение реализации внутреннего потенциала, а равно общепризнанные социальные права на уход и защиту со стороны семьи и общества в соответствии с системой культурных ценностей данного общества, на обеспечение доступа к медицинскому обслуживанию, к социальным и правовым услугам. Декларация ООН о правах инвалидов (1975 г.) предусматривает права инвалидов в социальной сфере, которые обеспечивают им социальную интеграцию (реинтеграцию), такие как: право на восстановление здоровья и социального положения в обществе, на профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на социальное обслуживание и др.

Пакты и конвенции ООН, ратифицированные государством, носят юридически обязательный характер. Согласно Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (1966 г., ратифицирован в 1973 г. <1>) участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9); право каждого на достойный жизненный уровень для него и его семьи (ст. 11); право на образование, на обязательный и бесплатный характер начального образования (ст. 13). Государства, ратифицировавшие этот пакт, обязаны периодически представлять доклады о соблюдении взятых обязательств. Доклады рассматриваются Комитетом независимых экспертов и Экономическим и социальным Советом ООН.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1976. N 17. Ст. 291.

 

Конвенция о правах ребенка (1989 г., ратифицирована в 1990 г. <1>) признает за каждым ребенком право на жизнь, на имя, на приобретение гражданства, на сохранение его индивидуальности, а равно права пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование; право на образование и т.д. Конвенция закрепляет права неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на особую заботу со стороны общества, гарантирующую ему достойную и полноценную жизнь.

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1990. N 26. Ст. 497.

 

Акты Международной организации труда. Одним из основных источников международно-правового регулирования социально-обеспечительных прав являются акты МОТ. В 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором была создана Международная организация труда (МОТ). Первоначально это была Международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшению условий труда при Лиге Наций. С 1945 г. с принятием Устава ООН Международная организация труда становится специализированным учреждением ООН и в настоящее время объединяет 178 государств <1>. Характерной чертой структуры МОТ является трипартизм, т.е. формирование и деятельность почти всех органов на основе трехстороннего представительства: правительств, предпринимателей и работников. Одним из основных направлений деятельности МОТ является нормотворчество - разработка и принятие международно-правовых актов (деклараций, конвенций, рекомендаций), содержащих международные социально-трудовые нормы. Декларации МОТ (хотя и являются юридически необязательными актами), однако носят основополагающий характер для разработки и принятия конвенций и рекомендаций. Ратифицированные конвенции МОТ являются юридически обязательными (императивными) актами. Рекомендации МОТ, как уже следует из их наименования, носят рекомендательный характер, сопровождают соответствующие конвенции МОТ, детализируя, уточняя эти положения, расширяя возможности выбора для государств тех или иных международно-правовых норм. Они не требуют ратификации.

--------------------------------

<1> О деятельности МОТ см.: Бордадын А.Ф. Международная организация труда и Россия. М., 1999; Владимиров Н.А. Международная организация труда. М., 1959; Гусов К.Н., Курилин Н.М. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях МОТ). М., 1992; Иванов С.А. Международная организация труда и профсоюзное право в капиталистических странах. М., 1959; Костин Л.А. Международная организация труда. М., 2002; и др.

 

Основополагающие документы Международной организации труда являются источниками общепризнанных международных принципов и норм права социального обеспечения. Всего в истории МОТ были приняты 3 торжественные декларации. Первой является Филадельфийская декларация 1944 г., включенная впоследствии в Устав МОТ. В ней отмечалось, что мандат МОТ заключается в создании условий "свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей", в которых все люди, независимо от пола, расы или веры, имеют право на осуществление своего материального благосостояния и духовного развития. Вторая декларация, принятая в 1964 г., была посвящена действиям против апартеида в Южной Африке. С исчезновением апартеида она была объявлена устаревшей и отменена в 1994 г. Третья - Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации", принятая 18 июня 1998 г. на 86-й сессии МОТ. Она имеет целью дать социально-политические решения проблемам, поставленным эпохой глобализации. В Декларации содержится своеобразный социальный минимум, которому должно следовать каждое государство в рамках мандата МОТ. Декларации МОТ подтвердили, что одним из принципов, на которых основана Организация, является то, что нищета в любом месте является угрозой для общественного благосостояния, и борьба с ней должна вестись в каждом государстве. Более того, государства должны стремиться к расширению социального обеспечения с тем, чтобы обеспечить основной доход для всех нуждающихся в этом и предоставить всем полное медицинское обслуживание.

Учитывая, что не все государства - члены МОТ ратифицировали основополагающие конвенции, в Декларации "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и механизме ее реализации провозглашено принципиальное положение: все государства - члены МОТ, даже если они не ратифицировали указанные конвенции, имеют обязательство, вытекающее из самого факта их членства в Организации, соблюдать, содействовать применению и претворять в жизнь в соответствии с Уставом принципы, касающиеся основополагающих прав, которые являются предметом этих конвенций. Как отмечал Генеральный директор МБТ (Международного Бюро Труда) в докладе "Достойный труд" на 87-й сессии Международной конференции труда (1999 г.): "Декларации - это такие акты, которыми МОТ пользовалась довольно широко. В отличие от международных договоров, которые являются обязательными лишь для государств-членов, которые их ратифицировали, действие декларации автоматически распространяется на все страны, принявшие Устав МОТ, независимо от того, ратифицировали они или нет основополагающие конвенции МОТ" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Достойный труд. Доклад Генерального директора. Международная конференция труда. 87-я сессия. Женева: МБТ, 1999. С. 19.

 

В контексте рассматриваемых проблем заслуживает внимания названный выше доклад Генерального директора МБТ "Достойный труд", в котором выдвинута и обоснована программа достойного труда, которая рассматривает в единстве взаимодействия право на труд и право на социальное обеспечение. Названная программа преследует четыре стратегические цели: претворение в жизнь основополагающих прав в сфере труда; расширение возможностей занятости и получения дохода, совершенствование системы социальной защиты, укрепление социального диалога <1>. Таким образом, как определяет МОТ, стратегия развития трудовых и социально-обеспечительных отношений в XXI в. должна строиться на создании возможностей равного доступа всех граждан к фундаментальным правам и свободам - право на труд и социальное обеспечение, свобода объединений, принципы равенства возможностей каждого, недопустимости дискриминации и принудительности труда.

--------------------------------

<1> Вступительное слово Генерального директора на МКТ: Закрепить успех и двигаться вперед. Доклад 1 (А). МКТ. 93-я сессия. Женева: МБТ, 2005. С. 5.

 

Рассматриваемая программа МОТ "Достойный труд" в качестве своей составляющей включает концепцию "социальной безопасности". Социальная безопасность в измерении МОТ - понятие многогранное, оно охватывает безопасность и гигиену труда, стабильность рабочих мест, гарантии дохода и доступность государственных услуг, надлежащие доходы в старости и в случае болезни, а также защиту против разного рода непредвиденных обстоятельств. В связи с этим под достойным трудом понимается работа, обеспечивающая не только приличный доход в настоящее время, но и гарантированный доход в случае экономической неопределенности и рисков, с которыми сталкиваются трудящиеся на производстве и после выхода на пенсию. Для решения этой задачи МОТ особое внимание уделяет проблемам формирования в государствах социальной политики, обеспечивающей социальную защиту населению. В этой части особый для нас интерес представляет Доклад Генерального директора МБТ МОТ Хуана Сомавия "Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире", который был сделан на рубеже веков в 2000 г. <1>. В этом докладе были даны определения основных понятий и ориентиры для социальной политики в отношении того, как системы социальной защиты населения могли бы развиваться в XXI в.

--------------------------------

<1> См.: Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Женева: МБТ, 2000; М., 2001.

 

МОТ дефиницию "социальное обеспечение" связывает с государственными мерами, охватывающими социальное страхование (т.е. системы, основанные на страховых взносах) и универсальные выплаты (т.е. пособия, финансируемые за счет налогов и выплачиваемые без проверки дохода и нуждаемости получателя). Между тем МОТ не ограничивается проблемами социального обеспечения и, как правило, социальную политику увязывает с более широким понятием "социальная защита". При этом в социальную защиту включаются не только государственные системы социального обеспечения, но и частные, или необязательные, преследующие аналогичные цели, при условии, что взносы в них не целиком (выделено нами. - А.Л., М.Л.) определяются рыночными факторами. Такие системы, по мнению МОТ, могут опираться, например, на трудовую солидарность, субсидию работодателя или даже на государственную субсидию <1>. Таким образом, мы еще раз убеждаемся, что в современных условиях новый облик отрасли права социального обеспечения (именно под таким названием эта отрасль исторически сформировалась в системе отраслей советского, а затем российского права) обусловлен ее экспансией в частную сферу общественных отношений. Частно-публичный характер отрасли определяется активной ролью государства в регулировании названной сферы. Более того, в качестве основной тенденции развития системы социальной защиты в XXI в. МОТ считает передачу государством некоторых своих функций частному сектору на договорных началах. В рассматриваемом докладе отмечается, что "в условиях увеличивающегося бремени социальной защиты многие правительства уступили влиянию неолиберальных идей в пользу сокращения прямого участия государства в обеспечении социальной защиты и усилении роли частного сектора <2>. В ряде стран это привело к переосмыслению ролей и ответственности, в результате чего обычно считают, что государство непосредственно отвечает лишь за базовый уровень защиты, а сверх этого - выступает только как регулятор и координатор. Это оставляет простор для развития смешанных систем. Но при этом государство, по мнению МОТ, не может отказаться от своей ответственности за систему социальной защиты, оно должно обеспечить и эффективный контроль за частным сектором предоставления социальных услуг, дополнительных страховых пенсий в системе добровольного пенсионного страхования и т.д. Это означает, что по мере усиления сочетания государственных и частных начал в системах социальной защиты становится все более очевидной потребность в общих рамках и системе координации, формировании цельной согласованной системы социальной защиты в меняющемся мире.

--------------------------------

<1> Там же. С. 34 - 35.

<2> См.: Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Женева: МБТ, 2000; М., 2001. С. 212 - 213.

 

По классификации МОТ механизм социальной защиты включает в себя следующие элементы: 1) системы здравоохранения; 2) социальная защита в случае нетрудоспособности, которая распространяется не только на наемных работников, но и самозанятых лиц; 3) пенсии по старости, по случаю потери кормильца; 4) пособия по безработице; 5) социальные выплаты родителям и детям; 6) социальная помощь, которая рассчитана на нуждающихся лиц. При этом социальная защита должна базироваться, во-первых, на обязательных взносах в фонды социального обеспечения, во-вторых, на общем налогообложении, и, в-третьих, дополняться частными системами социального обеспечения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Женева: МБТ, 2000; М., 2001. С. 9.

 

Конвенции МОТ в сфере социального обеспечения. Конвенции МОТ по вопросам социального обеспечения можно разделить на две группы. Первую составляют основополагающие рамочные конвенции, обеспечивающие единство (равенство) правового регулирования социально-обеспечительных отношений. К ним относятся Конвенции N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 г.); N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 г.); N 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения" (1962 г.); N 143 "О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения" (1975 г.); N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями" (1981 г., ратифицирована в 1997 г. <1>); N 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982 г.).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 44. Ст. 5020.

 

Вторую группу конвенций составляют акты, посвященные дифференциации социального обеспечения по видам социального обеспечения и по кругу лиц. Имеются в виду следующие Конвенции: N 2 "О безработице" (1919 г.); N 103 "Об охране материнства" (1952 г., ратифицирована в 1956 г. <1>); N 121 "О пособиях в случае производственного травматизма" (1964 г.); N 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" (1967 г.); N 130 "О медицинской помощи и пособиях по болезни" (1969 г.); N 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" (1983 г., ратифицирована в 1988 г. <2>); N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.); N 183 "О пересмотре Конвенции 1952 г. "Об охране материнства" (2000 г.).

--------------------------------

<1> Ведомости ВС СССР. 1956. N 14. Ст. 301.

<2> Ведомости ВС СССР. 1988. N 14. Ст. 233.

 

Часть конвенций специально посвящена социальному обеспечению моряков в силу характера их трудовой деятельности. Это Конвенции: N 55 "Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков" (1936 г.); N 71 "О пенсиях морякам" (1946 г.), N 164 "О здравоохранении и медицинском обслуживании моряков (1987 г.); N 165 "О социальном обеспечении моряков (пересмотренная)" (1987 г.).

Из перечисленных конвенций нашей страной ратифицированы только три - N 103; 156; 159. Одной из причин столь незначительного числа ратифицированных международных актов является характер социально-обеспечительных прав, которые должны быть не просто гарантированы государством, но и обеспечены в объеме достойного жизненного уровня. Так, еще в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2000 - 2001 гг. от 16 декабря 1999 г. стороны взяли на себя обязательства обеспечить ратификацию Конвенций МОТ N 42; 102; 117; 157. Но обязательство было не выполнено. Вновь в Генеральном соглашении на 2002 - 2004 гг. от 20 декабря 2001 г. это обязательство было воспроизведено и Перечень конвенций дополнен Конвенцией N 168. Однако история повторилась. В Генеральном соглашении на 2005 - 2007 гг. от 29 декабря 2004 г. Перечень конвенций был дополнен еще одной Конвенцией N 143.

В рассматриваемом Перечне конвенций особого внимания заслуживает рамочная Конвенция N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 г.). Она включает, во-первых, свод международных принципов права социального обеспечения. Во-вторых, она устанавливает минимальные международные нормативы социально-обеспечительных прав по основным видам социального обеспечения и по кругу лиц, на которые распространяется социальное обеспечение (медицинское обслуживание, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице, семейные пособия, пособия по старости, по инвалидности). В юридической литературе отмечается, что в российском законодательстве регламентируются все виды обеспечения, предусмотренные Конвенцией N 102. Для ратификации этой Конвенции достаточно, чтобы национальное законодательство предусмотрело 3 из 9 видов социального обеспечения. При этом обязательными являются пособие по безработице, пособие в случае трудового увечья или профессионального заболевания, пособие (пенсия) по старости, инвалидности или по случаю потери кормильца. Между тем анализ действующего российского законодательства, как пишет Е.Е. Мачульская, показал, что из обязательных для ратификации Конвенции пособий только пособие по временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем или профзаболеванием по своему размеру соответствует международным нормативам. В связи с этим делается вывод об отсутствии достаточных оснований говорить о возможной ратификации этой Конвенции в ближайшем будущем <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мачульская Е.Е. Перспективы ратификации Россией международных актов в сфере социального обеспечения // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения. М., 2004. С. 439.

 

Проблема ратификации государствами Конвенций МОТ носит не только национальный характер, эта проблема имеет и международные аспекты в условиях глобализации. Для того чтобы МОТ сохранила свою значимую роль в международном нормотворчестве в настоящее время, ей необходимо определить новые подходы к работе с международными нормами трудового права и права социального обеспечения. Сегодня МОТ в качестве своей задачи ставит переоценку давно принятых конвенций МОТ с точки зрения их соответствия современной ситуации. Изменения на рынке труда бросают вызов многим нормам МОТ. Например, Конвенция N 102 "О минимальных нормах в области права социального обеспечения" (1952 г.) была принята в то время, когда большинство работников в промышленно развитых странах работали на условиях полного рабочего времени, когда было меньше неполных семей и разводов. Программы, основанные на этой модели, по-прежнему ущемляют права женщин, которые часто не могут иметь такой же непрерывный стаж работы, как мужчины. В настоящее время МОТ ведет работу в направлении обновления нормативной базы организации. Административный совет организации принял решение в отношении 181 конвенции и 191 рекомендации, которые распределены по трем категориям: современные акты, акты, требующие пересмотра и устаревшие акты. Современной признана 71 конвенция, 24 конвенции подлежат пересмотру и 54 - предложена к денонсации. В этой связи проводится ратификация поправки к ст. 19 Устава МОТ о процедуре отмены конвенции большинством в две трети голосов, поданных присутствующими делегатами. Нельзя не отметить еще одну современную тенденцию международно-правового регулирования трудовых и социально-обеспечительных отношений. Речь идет о комплексном подходе к разработке международных трудовых и социально-обеспечительных норм на основе создания всеобъемлющих (рамочных) конвенций. Конвенции нового типа должны содержать общую и особенную части. Каждую из частей можно дополнять приложениями, для которых будет предусмотрен упрощенный порядок обновления. Это придаст необходимую гибкость общим нормам конвенции, расширит возможности ратификации такой конвенции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Богатыренко З.С. Международная организация труда в XXI веке: новые условия и новые перспективы // Трудовое право. 2006. N 4. С. 33 - 34.

 

Рассмотрим поставленную проблему на примере конвенций, посвященных охране материнства. Проблемы охраны материнства находятся в сфере внимания МОТ со времени основания этой организации. В 1919 г. на первой Генеральной конференции МОТ была принята Конвенция N 3 "Об охране материнства". Эта Конвенция распространялась только на работающих в промышленности и торговле. В 1921 г. была принята Рекомендация об охране материнства в сельском хозяйстве, которая рекомендовала государствам-членам принять меры по охране труда женщин, подобных тем, которые предусмотрены Конвенцией N 3.

В 1952 г. были приняты Конвенция N 103 "Об охране материнства" и Рекомендация N 95 (1952 г.), которые расширили и уточнили ряд положений Конвенции N 3, повысили уровень международно-правовых стандартов социальных прав работающих женщин. Всеобъемлющая Конвенция N 103 (1952 г.) охватывает все сферы занятости: промышленные предприятия, непромышленные работы, сельское хозяйство, надомный труд. Однако при этом странам предоставлялась возможность делать небольшие исключения. Государства, ратифицировавшие указанную Конвенцию, могут изъять установленные в ней запретительные и ограничительные нормы в отношении некоторых категорий непромышленных, сельскохозяйственных работ, надомного труда, транспортных учреждений. В Конвенции N 103 предусматривается выплата пособий по беременности и родам за период законодательно установленного отпуска, т.е. по меньшей мере за 12 недель. Размеры денежного пособия по беременности и родам устанавливаются национальным законодательством, но согласно Конвенции "таким образом, чтобы обеспечить для самой женщины и ее ребенка хорошие, с точки зрения гигиены, жизненные условия и надлежащий уровень жизни". Предусмотрена и минимальная норма этого пособия - не менее двух третей предыдущего заработка женщины, принимаемого в расчет для установления размера пособия. В Рекомендации N 95 предлагается по мере возможности повышать размеры пособий по беременности и родам до 100% заработка.

В период отпуска по беременности и родам женщина имеет право на медицинскую помощь, обслуживание. Согласно Конвенции N 103 медицинские услуги должны включать дородовое обслуживание, услуги во время родов и послеродовое обслуживание со стороны квалифицированных акушерок и медицинского персонала, а равно как госпитализацию в случае необходимости. Конкретные условия, дающие право на эти льготы, находятся в компетенции законодательства каждой страны. Однако женщинам, которые по действующему национальному законодательству не могут претендовать на денежные пособия и медицинскую помощь, должна предоставляться соответствующая помощь за счет фондов общественного вспомоществования при условии проверки доходов этих женщин. Конвенция МОТ N 103 специально предусматривает, что медицинские услуги и денежные пособия - сфера деятельности системы обязательного страхования, или же они финансируются за счет государственных средств. Эти издержки не должен нести каждый отдельный работодатель. Считается, что в случае исключительной ответственности работодателя за оказание таких услуг они неохотно бы брали на работу женщин детородного возраста, а это отрицательно отразилось бы на равном обращении в отношении мужчин и женщин.

По заключению экспертов МОТ, многие страны сталкиваются с трудностями при принятии решения о ратификации Конвенций 1919 и 1952 гг. "Об охране материнства" в силу их излишне жесткого характера. В связи с этим назрела необходимость в более гибком подходе при подготовке новой конвенции <1>. В повестку дня 87-й сессии Международной конференции труда, состоявшейся в июне 1999 г., был включен вопрос о пересмотре Конвенции N 103 (1952 г.) и сопровождающей ее Рекомендации N 95 "Об охране материнства". Принятию новой конвенции предшествовали процедура обсуждения, консультации с государствами - членами МОТ, организациями работодателей и трудящихся. Так, правительство США выразило готовность поддержать пересмотр конвенции, если новый акт послужит для администрации стран гибким руководством, более четко определяющим право женщин на собственный выбор. В случае необоснованного повышения этим документом роли государства в предоставлении обязательных льгот такой поддержки обещано не было. В ряде случаев при обсуждении положений будущей конвенции высказывались противоположные точки зрения. Так, Конфедерация ассоциации немецких предпринимателей подчеркивала, что при пересмотре актов следует остановиться на определении минимальных норм в сфере охраны материнства. Они должны быть сформулированы так, чтобы стать доступными для всех стран мира, прежде всего развивающихся. Позиция профсоюзов Моравии и Чехии иная: конвенцию нельзя строить на минимальных требованиях, поскольку она должна стать эталоном на первую половину XXI в.

--------------------------------




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.