Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы ратифицированных международных договоров обладают в национальном пространстве приоритетом применения. 6 страница




--------------------------------

<1> См.: Каргалова М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики XXI века // Труд за рубежом. 2003. N 1. С. 5.

 

Уполномоченный по правам человека. Среди способов защиты социальных прав следует назвать и обращение с жалобой к Уполномоченным по правам человека (омбудсман). Институт омбудсмана возник в Швеции еще в 1809 г. Парламент страны принял "Документ о правлении", который был основан на идее разделения властей. Начиная с 1919 года, подобные органы постепенно учреждались в других странах и вошли в систему правового контроля. В государственно-правовом смысле омбудсман понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом страны на охрану прав граждан и на опосредованный контроль за всеми государственными должностями. В практике зарубежных стран омбудсман назначается и освобождается от должности парламентом. В некоторых странах, в первую очередь в скандинавских, имеет место специализация омбудсманов применительно к кругу защищаемых им прав и интересов граждан. Среди них есть и уполномоченные по вопросам равноправия, надзирающие за соблюдением законов о равноправии женщин и мужчин. Несмотря на свою двухсотлетнюю историю институт омбудсмана отсутствовал в странах Восточной Европы. Польша была первым государством из стран бывшего социалистического лагеря, учредив в 1988 г. институт уполномоченного по правам человека.

В России идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые была заявлена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 г. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией РФ 1993 г. Его полномочия определены Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.) <1>. Основными направлениями его деятельности являются рассмотрение жалоб и обращений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, принятие мер по их восстановлению, анализ законодательства Российской Федерации в области прав человека и гражданина, подготовка рекомендаций по его совершенствованию и приведению в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, обращение в суды общей юрисдикции и в Конституционный Суд РФ для защиты прав и свобод граждан и др. Институт Уполномоченного по правам человека получил свое развитие в нашей стране и на региональном уровне в субъектах РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 9. Ст. 1011.

 

В литературе отмечается, что в России наблюдается тенденция к формированию специализированных уполномоченных по правам человека <1>. Как свидетельствует международный опыт - это омбудсманы, специализирующиеся по защите прав отдельных категорий граждан, группе прав или спектру общественных отношений. Например, в 1988 г. была введена должность омбудсмана по социальным вопросам земли Шлезвиг-Гольдштейн в Западной Германии. В Великобритании с 1973 г. функционирует Уполномоченный по делам здравоохранения, с середины 1970-х гг. в некоторых штатах в США функционируют Уполномоченные по делам престарелых и т.д. <2>.

--------------------------------

<1> См.: Лебедев А.И. Перспективы сотрудничества Уполномоченного по правам человека в РФ с европейскими организациями и национальными омбудсманами // Российская и Европейские правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Нижний Новгород, 2003. С. 570.

<2> См.: Бойцова В.В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. М., 1996. С. 14, 318 и др.

 

С 2001 г. в субъектах РФ начался процесс формирования корпуса специализированных уполномоченных по правам человека в России. Так, в 2002 г. был назначен первый Уполномоченный по правам ребенка в г. Москве. В юридической литературе звучат предложения о создании института Уполномоченного по социальным правам, исходя из специфики и сложности социально-обеспечительного законодательства при рассмотрении жалоб граждан <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федорова М.Ю. Гарантии реализации права граждан на социальное обеспечение: понятие и виды // Гарантии реализации прав граждан в сфере труда и социального обеспечения. М., 2006. С. 581.

 

Кроме того, одним из направлений деятельности Уполномоченного по правам человека является развитие международного сотрудничества в сфере защиты прав человека. Были заключены договоры о взаимодействии и сотрудничестве между Уполномоченным по правам человека в РФ и Уполномоченными других стран: Украины (1999 г.), Молдовы (1999 г.), Республики Перу (1999 г.)., Аргентины (2000 г.), Мексики (2001 г.), Польши (2001 г.) и др.

Социально-партнерские механизмы обеспечения социальных прав. На сессии Международной конференции труда, посвященной 75-летию МОТ (1994 г.), в докладе Генерального директора "Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся" ставилась задача "беспрестанно и повсеместно развивать социальный диалог, коллективные переговоры, чувство компромисса", предпринимать "дополнительные усилия для обеспечения подлинного признания принципа трехсторонности во всем мире". Одновременно подчеркивалось, что государство, которое выступает социальным партнером, арбитром, посредником в переговорах, играет зачастую решающую роль в успешном проведении социального диалога и коллективных переговоров <1>. Необходимой составляющей упомянутых механизмов нередко являются профессиональные пенсионные системы на основе коллективных соглашений. Позиция МОТ в этой части неоднократно звучала в докладах МБТ МОТ. Так, в уже упомянутом докладе "Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире" (2000 г.) отмечалось, что Правительства стран обязаны не только обеспечить, чтобы трудящиеся были охвачены надежной обязательной пенсионной системой, но и создать необходимые условия для развития дополнительных добровольных пенсионных систем. Коллективные переговоры доказали свою эффективность в деле создания надежных частных систем, а совместное управление ими трудящимися и работодателями способно обеспечить более прочные гарантии, чем даже самое тщательное государственное регулирование <2>.

--------------------------------

<1> Ценности, которые мы защищаем, перемены, к которым мы стремимся. Социальная справедливость в условиях глобализации экономики. Доклад Генерального директора. Часть 1. МБТ. Московское отд. М., 1994. С. 3.

<2> См.: Обеспечение дохода и социальная защита в меняющемся мире. Женева: МБТ, 2000; М., 2001. С. 16.

 

Особое место в средствах обеспечения социальных прав отводится социальным партнерам. Как отмечалось в Глобальном докладе, представленном в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда "Объединение в организации в целях социальной справедливости", международное сообщество должно стремиться к укреплению и использованию потенциальной роли организаций работодателей и работников в качестве главных участников в борьбе с бедностью, в политике, направленной на повышение жизненного уровня бедных слоев населения <1>.

--------------------------------

<1> См.: Объединение в организации в целях социальной справедливости. Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Женева: МБТ, 2004. С. 23.

 

В условиях глобализации многонациональные (транснациональные) корпорации играют важную роль в экономике и социальной сфере большинства стран и в международных экономических отношениях. В связи с этим МОТ разработала и приняла Трехстороннюю Декларацию принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики (Женева, 16 ноября 1977 г., в ред. 17 ноября 2000 г.). Целью этой Декларации заявлено поощрение положительного вклада, который многонациональные компании могут внести в дело экономического и социального прогресса, свести к минимуму и преодолеть трудности, которые могут быть вызваны различными видами их деятельности. В конечном итоге эта Декларация, адресованная правительствам, организациям работодателей и трудящихся, многонациональным корпорациям, направлена на установление нового международного экономического порядка на основе международных стандартов ООН и МОТ. К многонациональным компаниям МОТ относит корпорации - государственные, смешанные или частные, в собственности или под контролем которых за пределами страны их базирования находятся производство, распределение, обслуживание и другие сферы. В Декларации отражены общие принципы, характеризующие деятельность многонациональных компаний и их взаимодействия с социальными партнерами в следующих сферах: занятость, включая содействие занятости; гарантии занятости; профессиональные пенсионные системы; равенство возможностей и обращения; профессиональная подготовка и др.

На 92-й сессии МКТ в 2004 г. внимание международного сообщества было привлечено к вопросам социального диалога в глобальных производственных системах и заключению международных рамочных соглашений. Эти социально-партнерские соглашения носят наднациональный характер и заключаются транснациональными компаниями и международными профсоюзными федерациями. В МОТ они получили наименование международных рамочных соглашений. В отличие от коллективных соглашений, заключаемых на местном и национальном уровнях, в которых обычно рассматриваются вопросы, связанные с условиями занятости, рамочные соглашения скорее направлены на обеспечение соблюдения базовых принципов, таких как свобода объединения, равенство возможностей и обращения, охрана материнства и др. МОТ считает, что международные рамочные соглашения представляют собой новое средство обеспечения свободы объединения и коллективных переговоров в условиях процесса глобализации <1>. Это уже не коллективные переговоры в их традиционном понимании, а международные действия по обеспечения международно-правовых стандартов социальных прав.

--------------------------------

<1> См.: Объединение в организации в целях социальной справедливости. Глобальный доклад, представленный в соответствии с механизмом реализации Декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда. Женева: МБТ, 2004. С. 96.

 

Но не только МОТ строит свою нормотворческую деятельность на принципах трипартизма, социального сотрудничества. В последнее время в правотворчестве ЕС по социальным вопросам все в большей мере реализуются принципы трипартизма. Директивы ЕС не только разрабатываются с учетом мнения социальных партнеров, но и сами директивы в ряде случаев придают юридическую силу европейским коллективным договорам. Международные коллективные договоры стали реальностью в объединенной Европе. Они распространяются главным образом на работников предприятий европейских транснациональных корпораций (ТНК) и фиксируют в унифицированном виде условия труда на материнских предприятиях корпорации и их филиалах. Римский договор о создании ЕС возлагает на органы ЕС задачу содействия заключению европейских коллективных договоров. В соответствии с Римским договором (ст. 39) директивы ЕС могут санкционировать "рамочные соглашения" европейских социальных партнеров, иными словами, трансформировать эти европейские коллективные соглашения в акты европейского законодательства. Первое европейское рамочное коллективное соглашение, заключенное в 1995 г., касалось родительских отпусков. В каждом случае социальные партнеры просили Комиссию Совета ЕС сделать их обязательными для государств-членов на основе принятия Директив ЕС.

Деятельность специализированных органов (организаций), неправительственных организаций по реализации специальных международных программ, целью которых является обеспечение социальной защиты.

В структуре ООН с момента учреждения этой организации были созданы специальные институты, занимающиеся вопросами социальной защиты. Наряду с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека в 1949 г. была учреждена Комиссия по положению женщин. Начиная с 1960 г. ООН рекомендует национальным правительствам организовать аналогичные структуры. В 1976 г. был создан Фонд ООН для развития в интересах женщин (ЮНИФЕМ). Он является добровольным фондом, содействующим соблюдению политических и социально-экономических прав женщин. ЮНИФЕМ призван содействовать укреплению женских организаций и сетей, консолидации их усилий по содействию расширению прав женщин и обеспечению гендерного равенства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Женщины в переходный период. Региональный мониторинговый доклад N 6. Флоренция, 1999. С. 5.

 

Организация экономического сотрудничества (ОЭСР) <1> осуществляет административную поддержку Международной ассоциации пенсионных регуляторов (International Network of Pension Regulators and Supervisors). Последняя разработала и приняла "Основные принципы регулирования частных трудовых пенсионных схем", которые включают следующие международные принципы негосударственного пенсионного обеспечения: 1) адекватности системы регулирования, т.е. система регулирования для частных пенсий должна быть гибкой, динамичной, обеспечивать защиту бенефициариев пенсионных планов, финансовую устойчивость пенсионных фондов, и не должна чрезмерно обременять пенсионные фонды; 2) надзора и контроля за соблюдением законодательства пенсионными фондами, их финансовым состоянием, а также предотвращением недобросовестных действий фондов; 3) защиты прав бенефициариев (участников): запрещается дискриминация в допуске к частным пенсионным фондам по возрасту, зарплате, полу, стажу работы, условиям найма, частичной занятости и социальному статусу. Как уже отмечалось в предшествующем изложении, российское законодательство о негосударственных пенсионных фондах в части принципов защиты прав участников пенсионных систем (отложенных пенсионных прав, сохранение пенсионных прав при смене места работы) не соответствует вышеназванным международным принципам.

--------------------------------

<1> ОЭСР - международная экономическая организация, созданная в 1961 г. Ее официальной целью является координация экономической политики и согласования программ помощи развивающимся странам.

 

Для решения задачи борьбы с безработицей и социальным отторжением как ее последствием в ЕС была сформирована сеть консультативных служб, которые получают финансовую поддержку из бюджета ЕС. Европейская служба занятости в соответствии с Регламентом 2344/92 призвана действовать как агентство занятости на европейском уровне, занимающееся предоставлением информации, консультации и размещением лиц, нуждающихся в работе, предоставляет безработным информацию о вакансиях на европейском рынке труда. Эта служба представляет собой кооперированную сеть, организующую сотрудничество государственных служб занятости во всех регионах европейского экономического пространства <1>.

--------------------------------

<1> См.: Каргалова М.В. Занятость как высший приоритет социальной политики XXI века // Труд за рубежом. 2003. N 1. С. 13 - 14.

 

Анализируя вопросы международного сотрудничества в сфере обеспечения социальных прав, нельзя не учитывать участия в нем правозащитных неправительственных организаций (как международных, так и национальных) <1>. В Европе неправительственные организации, частично или полностью посвятившие свою деятельность проблемам прав человека, действуют на протяжении более 100 лет. В 1863 г. в Женеве во имя защиты прав человека в ходе вооруженных конфликтов (гуманитарного права) был создан Международный комитет Красного Креста. Важным этапом развития правозащитного движения в Европе стало учреждении ООН и провозглашение Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). На дату празднования 20-летней годовщины Всеобщей декларации прав человека в Европе и на других континентах уже действовала сеть неправительственных организаций, в том числе Международный совет женщин, Международная организация защиты детей и др.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Матвеева Т.Д. Международная защита прав человека неправительственными организациями в России и Европе // Российская и Европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Нижний Новгород, 2003. С. 582 - 593.

 

Всемирная конференция по правам человека (1993 г.), признав, что основная ответственность за выработку международных норм лежит на государствах, отметила особый вклад, который вносят в этот процесс неправительственные организации, и подчеркнула важность продолжения диалога по этому вопросу между правительственными и неправительственными организациями. В ООН сотрудничество с неправительственными организациями осуществляется в рамках института "консультативного статуса". Органы ООН получают экспертную информацию и консультируются с неправительственными организациями по важнейшим вопросам защиты прав человека. Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) 25 июля 1996 г. принял резолюцию 1996/31 "Консультативные отношения между ООН и неправительственными организациями". Эта резолюция, в отличие от ранее действовавшей Резолюции 1296, предоставила "консультационный статус" не только неправительственным международным организациям, но и неправительственным локальным и национальным организациям. Более того, в ней подчеркнута необходимость сотрудничества ООН с организациями из стран "переходной экономикой". Это означает включение в универсальные правозащитные механизмы ООН и российских неправительственных организаций. Между тем неправительственная организация как участник консультативных отношений должна быть независимой как от правительства РФ, так и зарубежных государств. В Резолюции ЭКОСОС прямо предусматривается, что в случае "тайного правительственного финансового воздействия на организацию" ее консультативный статус может быть приостановлен или отменен вовсе.

Выработанная ООН модель "консультационного статуса" неправительственных организаций признается и Советом Европы. Консультативным статусом Совета Европы пользуются около 400 неправительственных организаций, большинство из которых занимаются правозащитной деятельностью <1>. Сотрудничество Совета Европы с неправительственными организациями распространяется на такие сферы, как реализация Социальной хартии, защита прав, в частности, женщин, детей, беженцев, борьба с неравенством и др. Эти организации активно содействуют утверждению стандартов в области прав человека в законодательстве стран, сотрудничают в сфере контроля за выполнением государствами-участниками обязательств по Конвенции о защите прав и основных свобод. Неправительственные организации также принимают участие и в процедуре приема новых государств в Совет Европы.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Матвеева Т.Д. Международная защита прав человека неправительственными организациями в России и Европе // Российская и Европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы гармонизации. Нижний Новгород, 2003. С. 587.

 

Приложение

 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕНЫЕ-СПЕЦИАЛИСТЫ

В СФЕРЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ <1>

 

--------------------------------

<1> Список построен по хронологическому принципу. Более подробные биографические данные многих из названных ученых опубликованы в следующих работах: Вестник трудового права и права социального обеспечения. Вып. 1 / Под ред. А.М. Лушникова, М.В. Лушниковой. Ярославль, 2006; Лушников А.М. Наука трудового права России. М., 2003; Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: В 2 т. М., 2003. Т. 1; 2004. Т. 2; Лушникова М.В., Лушников А.М., Тарусина Н.Н. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений. Ярославль, 2001.

 

Тернер Федор Густавович (1828 - 1906) - экономист и государственный деятель. Известный ученый, специалист по страхованию, впоследствии - товарищ (заместитель) министра финансов.

Основные публикации: О рабочем классе и мерах к обеспечению его благосостояния. СПб., 1861; Фабричное законодательство Германии. СПб., 1874.

Кеппен Алексей Петрович - инженер, общественный деятель. По образованию горный инженер, специалист по драгоценным металлам и железнодорожному строительству. Публиковаться начал с 1863 г. Был участником Постоянной совещательной конторы железозаводчиков. Занимался вопросами социального страхования и истории горного дела.

Основные публикации: Вероятные финансовые последствия законопроекта об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих для русской промышленности вообще и горной в особенности. СПб., 1893; Вспомогательные кассы для горных рабочих (Горнозаводские товарищества). СПб., 1885; К вопросу об ответственности горнопромышленников и горнозаводчиков за смерть и увечья, причиненные при эксплуатации рудников и заводов. СПб., 1884; О различных видах неспособности к труду рабочих, занятых в горной промышленности. СПб., 1899; О страховании рабочих от несчастных случаев. О предупреждении несчастных случаев с рабочими на заводах и рудниках. СПб., 1892; Социальное законодательство Франции и Бельгии. СПб., 1900.

Янжул Иван Иванович (1845 - 1914) - экономист и статистик. В 1869 г. окончил юридический факультет Московского университета. С 1876 г. доктор наук и профессор Московского университета по кафедре финансового права. Академик Петербургской Академии наук (1895). В 1882 - 1887 гг. был фабричным инспектором Московского фабричного округа, принимал участие в работе комиссий по рабочему вопросу. Занимался проблемами фабричного законодательства и историей рабочего вопроса.

Основные публикации: Воспоминания о пережитом и виденном в 1864 - 1909 гг. Вып. 1 - 2. СПб., 1910 - 1911; Восьмичасовой труд на русских фабриках и заводах. СПб., 1906; Забастовки и стачки рабочих и чиновников, их значение, критика и возможность их замены. СПб., 1906; Из воспоминаний и переписки фабричного инспектора первого призыва. Материалы для истории русского рабочего вопроса и фабричного законодательства. СПб., 1907; Очерки и исследования // Сб. статей по вопросам народного хозяйства, политики и законодательства: В 2 т. М., 1884; Отчет за 1885 г. фабричного инспектора Московского округа. СПб., 1886; Промысловые синдикаты или предпринимательские союзы. М., 1896; Фабричный быт Московской губернии: Отчет за 1882 - 1883 гг. фабричного инспектора над занятиями малолетних рабочих Московского округа. СПб., 1884.

Дементьев Евстафий Михайлович (1850 - 1918?) - врач, статистик, публицист. Окончил медицинский факультет Киевского университета в 1875 г., участвовал в качестве врача в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. Занимался обследованием санитарного состояния промышленных заведений Московской губернии в 1883 - 1885 гг. В 1894 - 1911 гг. - исполняющий дела фабричного ревизора Министерства финансов (с 1905 г. - Министерства торговли и промышленности). Доктор медицины, диссертация посвящена физиологическим аспектам труда. Был автором ряда работ об отдельных видах спорта (теннис, поло и др.), автор одной из первых публикаций по теории футбола.

Основные публикации: Врачебная помощь фабричным рабочим. СПб., 1899; Врачебная помощь фабрично-заводским рабочим в 1907 г. СПб., 1909; Законы о вознаграждении рабочих, потерпевших от несчастных случаев, со всеми изданными в их исполнение инструкциями и административными распоряжениями. СПб., 1907; Иностранное законодательство об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими. СПб., 1899; Материалы для суждения при определении степени потери трудоспособности от повреждений вследствие несчастных случаев. СПб., 1904; Общая сводка по санитарным исследованиям фабричных заведений Московской губернии за 1879 - 1885 гг. Ч. 1. М., 1890; Обзор иностранного законодательства по регулированию времени и продолжительности работы в промышленных заведениях. СПб., 1896. Организация ремесленной промышленности в западно-европейском законодательстве. СПб., 1900; Фабрика, что она дает населению и что она у него берет. СПб., 1893.

Варзар Василий Егорович (1851 - 1940) - один из первых русских земских статистиков, основоположник промышленной статистики в России, экономист. Окончил Санкт-Петербургский технологический институт (1874 г.). В 1875 - 1878 гг. статистик Черниговской земской управы и на других должностях. В 1892 - 1916 гг. - фабричный инспектор в Риге, затем старший фабричный инспектор в Ревеле. Одновременно в 1905 - 1913 гг. читал лекции по статистике на курсах МВД. Разработал систему налогообложения предпринимателей, заменившую в 1898 г. архаичную гильдийскую систему. Предложил критерии для оценки мощности промышленного предприятия: орудия производства и число рабочих. В 1900 и 1908 гг. под его руководством проведены два первых статистических обследования промышленных предприятий. Ряд работ опубликовал под псевдонимами: Иванов, Андрей, Васильев С., Бывалый человек.

Основные публикации: Статистика стачек рабочих на фабриках и заводах. Т. 1 - 3. СПб., 1905 - 1910; Статистические сведения о результатах применения закона 2 июня 1903 г. о вознаграждении пострадавших от несчастных случаев на фабриках и заводах, подчиненных надзору фабричной инспекции за трехлетие 1904 - 1906 гг. СПб., 1908; О некоторых недостатках условий страхования рабочих в частных страховых обществах // Труды Высочайше разрешенного Всероссийского торгово-промышленного съезда 1896 г. в Нижнем Новгороде. Т. III. Вып. V. СПб., 1897.

Скаржинский Людовик Борисович (1852-?) - ученый и общественный деятель, чиновник для особых поручений Министерства финансов, член Общества для содействия русской промышленности и торговли. Занимался вопросами социального страхования рабочих, представлял интересы предпринимателей в ряде государственных комиссий.

Основные публикации: Забастовки и рабочие сотоварищества. СПб., 1905; К законопроекту страхования в России на случай инвалидности и на старость. СПб., 1903; К вопросу об обязательном страховании на случай инвалидности. СПб., 1902.

Яроцкий Василий Гаврилович (1855 - 1917) - экономист, доктор наук (1896 г.), профессор политической экономии и статистики Александровского лицея (1897 г.) и Военно-юридической академии, читал лекции в Санкт-Петербургском университете, сенатор (1917 г.), специалист по финансовому праву и вопросам социального страхования. По убеждениям - умеренный социалист. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1880 г.).

Основные публикации: Ответственность предпринимателей за несчастные случаи с рабочими. СПб., 1887; Страхование рабочих в связи с ответственностью предпринимателей. Т. 1 - 2; СПб., 1895; Экономическая ответственность предпринимателей. Ч. 1 (Общая). Ответственность предпринимателя как основание законодательного регулирования отношений хозяев и рабочих. СПб., 1887; Ответственность предпринимателей за несчастные случаи с рабочими // Труды Высочайше разрешенного Всероссийского торгово-промышленного съезда 1896 г. в Нижнем Новгороде. Т. I - II. Вып. V. СПб., 1897. С. 271 - 314.

Астров Павел Иванович - юрист, специалист по гражданскому праву, публицист.

Основные публикации: Дети подмостков (К вопросу о регламентации детского труда в области зрелищ и увеселений). СПб., 1899; Как следует писать законопроекты. По поводу доклада Комиссии Государственной Думы по рабочему вопросу об обеспечении рабочих на случай болезни. М., 1911; Лечение рабочих и русское национальное сознание. Еще о законопроекте комиссии Государственной Думы об обеспечении рабочих на случай болезни. М., 1911; Право на труд и право на здоровье. М., 1910; Профессиональные болезни и гражданское право. Б.м., Б.г.; Русская фабричная медицина. Критика законопроекта комиссии Государственной Думы по рабочему вопросу. М., 1911; Юридические предпосылки рабочего права. II. Кодификации. М., 1911.

Быков Александр Николаевич (1860 - 1919) - инженер-технолог, ученый, общественный деятель. Окончил Санкт-Петербургский технологический институт. Работал на производстве, был фабричным инспектором. Читал лекции по фабричному законодательству в Санкт-Петербургских политехническом и технологическом институтах (1908 г.). Являлся членом Санкт-Петербургской городской управы (1913 г.). Часть научных публикаций издал под псевдонимом Ф.П. Павлов.

Основные публикации: Германское страхование и другие способы обеспечения рабочих. Ростов н/Д, 1905; Два могучих средства борьбы рабочих с предпринимателями: бойкот и лебель. М., 1906; За десять лет практики (Отрывки воспоминаний, впечатлений и наблюдений из фабричной жизни) М., 1901; Он же. Как обеспечить воскресный отдых фабричным рабочим. Нижний Новгород, 1896; Промышленный травматизм, его размеры, значение и возможность борьбы с ним. СПб., 1913; Страхование рабочих как фактор промышленности и русских страховых законов. СПб., 1913; Фабричное законодательство и развитие его в России. СПб., 1909.

Дерюжинский Владимир Федорович (1861 - 1920) - один из ведущих российских специалистов в области полицейского права, видный педагог и общественный деятель. Принимал участие в подготовке проектов социальных законов, в работе профильных государственных комиссий. Окончил Санкт-Петербургский университет, много лет преподавал там же, доктор наук, заслуженный профессор, заведующий кафедрой полицейского права университета. Являлся редактором журнала "Трудовая помощь", крупный специалист в области "полиции благосостояния" и социального призрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.