Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Правоотношения. Правонарушение и юридическая ответственность 48 страница




вместного предпринимательства с иностранными инвесторами

созданы особые условия хозяйствования.

Понятие «свободная экономическая зона» (СЭЗ) является со-

бирательным и охватывает в зависимости от целевой, отраслевой

направленности такой зоны и от государства, в котором она соз-

дается, разные названия. Это могут быть свободные таможенные

зоны (Болгария, Югославия), свободные беспошлинные зоны

(Болгария), специальные экономические зоны (Китай), свободные

промышленные зоны (страны Азии и Африки), экспортно-произ-

водственные зоны (страны Азии и Латинской Америки), зоны

свободного предпринимательства (США), свободные порты (Гер-

мания), технополисы (США).

Все вышеперечисленные СЭЗ можно условно разделить на

три вида: свободные промышленные зоны; внешнеторговые (свобод-

ные таможенные зоны и порты, включая зоны экспортного про-

изводства, транзитные зоны); функциональные или отраслевые

(технопарки, технополисы, туристические, страховые, банковские

зоны и др.).

Свободные промышленные зоны преимущественно создаются

в странах с развивающейся рыночной экономикой и представляют

собой территории, в пределах которых действует льготный право-

вой режим в области торгового, валютного, налогового и таможен-

ного регулирования для расположенных в них предприятий.

Внешнеторговые зоны предназначены в основном для обеспе-

чения дополнительных валютных поступлений за счет создания

консигнационных складов, сдачи в аренду помещений для выста-

вок, перевалки транзитных грузов и т. п. и имеются практически

во всех странах. Наибольшее распространение они получили

в Западной Европе, в частности в ФРГ, на территории которой

находятся шесть городов-портов, являющихся свободными (Бре-

 

мен, Бремерхафен, Кукехафен, Эмден, Киль, Гамбург). В этих

портах можно производить погрузку, разгрузку, перегрузку, хране-

ние, сортировку товаров, заниматься выставочной деятельностью.

Там же осуществляется продажа товаров, организуются торги,

предоставляются банковские, страховые услуги. Основной харак-

теристикой торговых портов ФРГ является невзимание торговых

пошлин, а также налога на добавленную стоимость товара

в результате улучшения его потребительских свойств.

Технологические парки и технополисы способствуют ускорению

научно-технического прогресса на основе активизации междуна-

родного сотрудничества в области внедрения результатов фунда-

ментальной науки с целью разработки новых наукоемких техно-

логий и готовой продукции и расширения их экспорта.

В зависимости от целей деятельности СЭЗ можно разделить

на два типа: замкнутый (анклавный), полностью ориентированный

на экспорт с целью получения прибыли в свободно конвертируе-

мой валюте (например, СЭЗ Китая), и интеграционный, тесно

связанный не только с внешним рынком, но и с национальной

экономикой.

Среди наиболее важных задач, стоящих перед СЭЗ, необходи-

мо выделить задачу привлечения в экономику страны, где созда-

ется свободная экономическая зона, иностранного капитала, пе-

редовой технологии и управленческого опыта, т. е. всего того, что

традиционно входит в понятие «иностранные инвестиции». Как

показывает законодательная практика, именно в СЭЗ для ино-

странных инвестиций создаются наиболее благоприятные условия.

Льготы в области внешнеэкономической деятельности дополня-

ются бюджетными кредитами на финансирование приоритетных

объектов инфраструктуры.

В ряде стран были приняты специальные законы, определяю-

щие единые для всей страны условия создания и функционирова-

ния СЭЗ. Такие законы существуют в США (1934 г. с последую-

щими изменениями), Мексике (1946 г.), Южной Корее (1970 г.),

Румынии (1978 г.), Венгрии (1982 г.), Великобритании (1984 г.),

Колумбии (1985 г.), Болгарии (1978/79 гг.) и в ряде других стран.

Деятельность СЭЗ регулируется не только национальным за-

конодательством, но и международными договорами (например,

Международной конвенцией по упрощению и гармонизации та-

моженных процедур от 18 мая 1973 г.), а также унифицированны-

ми правовыми нормами. В частности, в странах — членах ЕС

(ЕЭС) действует постановление Совета Сообщества от 25 июля

1988 г. «О свободных таможенных зонах и складах», которое уста-

навливает порядок помещения товаров, ввезенных из стран, не

являющихся членами ЕС, в подобных зонах и складах, определя-

ет режим деятельности таможенных учреждений, предприятий

и организаций страны, на территории которой находится зона

или склад, а также предусматривает порядок вывоза (экспорта)

товаров из зон (складов).

В области создания СЭЗ наиболее привлекателен опыт КНР.

Решение о создании СЭЗ было принято в Китае в 1980 г., и на

сегодняшний день существует три разновидности свободных эко-

номических зон — специальные экономические зоны (Шень-чжэнь,

Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямынь в провинции

Фуцзян и островная провинция Хайнань), открытые приморские

города (Шанхай, Далянь, Тяньцзинь и Гуанчжоу)1 и районы эконо-

мического развития2.

Достаточно интересен механизм правового регулирования дея-

тельности СЭЗ Китая. Формула экономической политики КНР

такова: от простого, очевидного —к сложному; от практики, опы-

та—к их законодательному воплощению. Как правило, процесс

правового обеспечения экономических нововведений начинается

с принятия временных подзаконных актов. По мере наработки

опыта они заменяются постоянными. Лишь когда жизнь подтвер-

дит правильность принятых решений, начинается разработка со-

ответствующего закона.

Создание трех первых специальных экономических зон было

юридически регламентировано в августе 1980 г. принятием Поло-

жения «О специальных экономических зонах провинции Гуан-

дун». Этот документ впоследствии стал основой регулирования

деятельности СЭЗ и в других районах Китая. Законодательным

органам провинций было предоставлено право принимать в раз-

витие установок Положения юридические акты, регулирующие

конкретные стороны деятельности зон. Они должны были исхо-

дить из основных принципов, установленных соответствующими

законами и указами, и учитывать конкретные условия и реальные

потребности СЭЗ в каждой из провинций. В результате были

приняты следующие документы: «Правила въезда и выезда», «По-

ложение о труде и заработной плате», «Порядок регистрации

предприятий», «О порядке заключения контрактов», «Порядок ис-

пользования земельных участков и их оплаты» и т. д.

Что касается Российской Федерации, то краткие положения

в отношении СЭЗ были изложены еще в Основах законодательства

об иностранных инвестициях в СССР. Закон РСФСР «Об ино-

странных инвестициях в РСФСР» 1991 г. содержал раздел, посвя-

щенный правовому регулированию инвестиционной деятельности

в СЭЗ. Новый закон об иностранных инвестициях не содержит по-

ложений, специально касающихся СЭЗ. Для иностранных инвести-

ций в СЭЗ, следовательно, существует тот же самый правовой ре-

жим, что и для всех иностранных инвестиций на территории РФ.

Кроме закона об иностранных инвестициях на сегодняшний

день деятельность свободных экономических зон на территории РФ

регулируется постановлениями Правительства РФ. Так, например,

в отношении СЭЗ «Находка» действует Положение о свободной

экономической зоне в районе г. Находка Приморского края, утвер-

жденное постановлением Совета Министров РСФСР от 23 ноября

1990 г.; правовое положение СЭЗ «Янтарь» (Калининградская об-

ласть) определило постановление Совета Министров РСФСР

от 25 сентября 1991 г., впоследствии был принят Закон РФ

«Об особой экономической зоне в Калининградской области» 1996 г.

и т. д. Неоднократно высказывалась идея принятия отдельного за-

кона о свободных экономических зонах, было выработано несколь-

ко проектов, однако на сегодняшний день такой закон не принят.

Таможенный кодекс РФ содержит положения, в соответствии

с которыми появилась возможность создания свободных тамо-

женных зон, способствующих расширению внешнеэкономиче-

ской и производственной деятельности. В Москве были созданы

три такие СЭЗ: «Шереметьево», «Московский Франко-Порт», «Фран-

ко-Порт Терминал».

В большинстве стран, в которых созданы СЭЗ, действует зако-

нодательство, предусматривающее, за некоторыми исключениями,

следующие льготы функционирующим в СЭЗ предприятиям (как

иностранным, так и местным с участием иностранного капитала):

отмену пошлин и других ограничений на импорт материалов, ма-

шин и оборудования, необходимых для развития экспортного про-

изводства; освобождение от налогообложения на определенный пе-

риод (так называемые «налоговые каникулы») или снижение на

более длительное время ставок прямых и косвенных налогов; сво-

боду от валютного контроля; гарантии возврата вложенного капи-

тала и неограниченного перевода прибыли; компенсацию предпри-

нимателям расходов на обучение кадров; уменьшение налогообло-

жения средств, направляемых на создание и реконструкцию

предприятий; упрощение процедуры создания предприятий; пре-

доставление скидок за пользование коммунальными, транспортны-

ми и другими услугами; предоставление различного рода кредитов.

В настоящее время СЭЗ является дополнительным рычагом

в деле привлечения иностранных инвестиций. В современном

мире идет острая конкурентная борьба за привлечение иностран-

ных капиталовложений, и в связи с этим одной из приоритетных

задач в области создания и функционирования СЭЗ является соз-

дание таких условий хозяйствования, которые были бы привлека-

тельными для иностранного инвестора. Вопрос привлечения ино-

странных инвестиций на сегодняшний день в РФ является одним

из актуальных. Именно при помощи СЭЗ можно было бы обес-

печить более широкий доступ иностранным предпринимателям

к внутреннему рынку России.

 

________________________________________________________________

Гетьман-Павлова 2005

 

5.3. Правовое положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах

 

В настоящее время в ООН зафиксировано более 30 различных

наименований свободных экономических зон, которые представля­

ют собой обособленную территорию государства, где созданы осо­

бые условия хозяйствования путем совместного предприниматель­

ства с иностранными инвесторами. Понятие «свободная экономиче­

ская зона» (СЭЗ) является условным и собирательным — это

свободные таможенные зоны (Болгария, Словения), свободные бес-

 

пошлинные зоны (Герцеговина, Македония), специальные

экономические зоны (Китай), свободные промышленные зоны (Син­

гапур, Гонконг), экспортно-производственные зоны (Малайзия, Мек­

сика), зоны свободного предпринимательства и технополисы (США),

свободные порты (ФРГ, Нидерланды).

Все СЭЗ можно условно разделить на три вида:

1. Свободные промышленные зоны — создаются в странах с

развивающейся рыночной экономикой и представляют собой терри­

тории, где действует льготный правовой режим в сфере торгового,

валютного, таможенного и налогового регулирования.

2. Внешнеторговые зоны — предназначены для обеспечения до­

полнительных валютных поступлений за счет создаваемых логисти­

ческих складов, организации выставок, перевалки транзитных гру­

зов, невзимания торговых пошлин и налога на добавленную сто­

имость товара. Такие зоны имеются практически во всех странах.

Наибольшее распространение — страны Западной Европы (ФРГ ~

шесть городов — открытых портов: Бремен, Бремерхафен, Киль,

Гамбург, Кукехафен, Эмден).

3. Технологические парки и технополисы — способствуют уско­

рению научно-технического прогресса на основе международного

сотрудничества в области внедрения результатов фундаментальных

наук и разработки новых наукоемких технологий; расширение экс­

порта готовой продукции. Создание подобных СЭЗ характерно в

первую очередь для США.

СЭЗ можно также разделить на два типа: замкнутый или анк­

лавный (полностью ориентированный на экспорт — Китай); инте­

грационный — связанный не только с внешним рынком, но и с на­

циональной экономикой (США). Наиболее важная задача СЭЗ —

привлечь в экономику страны иностранный капитал, передовые

технологии, управленческий опыт (все то, что традиционно имену­

ется иностранными инвестициями). Именно в СЭЗ для иностран­

ных инвесторов создаются наиболее выгодные условия, — льготы в

сфере внешнеэкономической деятельности дополняются бюджетны­

ми кредитами на финансирование приоритетных объектов инфра­

структуры. Во многих государствах приняты специальные законы,

определяющие единые для всей страны условия создания и функ-

 

ционирования СЭЗ (США, Мексика, Румыния, Южная Корея,

Венгрия, Великобритания, Колумбия, Болгария).

Деятельность СЭЗ регулируется не только национальным зако­

нодательством, но и международным правом (Международная кон­

венция по упрощению и гармонизации таможенных процедур 1973 г.,

постановление Европейского Совета 1988 г. «О свободных таможен­

ных зонах и складах»). Для функционирующих в СЭЗ предприятий

предусмотрены следующие льготы: отмена пошлин и других огра­

ничений на импорт товаров, необходимых для экспортного производ­

ства; предоставление «налоговых каникул», снижение ставок пря­

мых и косвенных налогов; свобода от валютного контроля; гаран­

тии возврата вложенного капитала и неограниченного перевода

прибыли; упрощение процедуры создания предприятий; предостав-

ление различных скидок и кредитов.

На территории России с начала 90-х годов было создано не-

сколько СЭЗ — «Находка», «Янтарь» и др. Их правовой статус оп­

ределен постановлениями Правительства. На территории Москвы

действуют три свободные таможенные зоны ~ «Шереметьево», «Мо­

сковский Франко-Порт», «Франко-Порт Терминал». В законах об

иностранных инвестициях 1999 г. отсутствуют положения, касаю­

щиеся СЭЗ. Можно сделать вывод, что для иностранных инвесто­

ров в СЭЗ действует такой же правовой режим, что и для всех ино­

странных инвесторов на территории РФ. Неоднократно высказыва­

лась идея принятия отдельного закона о свободных экономических

зонах, было выработано несколько проектов такого закона, но пока

подобный закон так и не принят.

 

Во многих государствах созданы специальные офшорные терри­

тории и центры. От офшорных зон офшорные центры отличаются

тем, что льготная регистрация и льготное налогообложение ино­

странных компаний разрешены не на всей территории государства,

а только в пределах офшорной территории (кантон Женева, штат

Вайоминг, провинция Андалузия). Цель создания таких террито­

рий — привлечение иностранных инвестиций (точно так же, как и

создание СЭЗ). Однако в рамках офшорных территорий нет созда­

ния совместных предприятий, как в СЭЗ. Компании, зарегистриро­

ванные в офшорных центрах, ведут свою деятельность за предела-

ми этих территорий. Для офшорных территорий характерно созда­

ние следующих типов офшорных компаний:

1. Торгово-посреднические — экспортно-импортные, закупоч­

ные, распространительные, дистрибьюторские.

2. Холдинговые — оперативно-холдинговые, инвестиционные,

фирмы по владению недвижимостью, фирмы по владению объекта­

ми промышленной собственности, фирмы по владению судоходным

транспортом.

3. Финансовые — офшорные банки, фирмы общего страхова­

ния, финансово-посреднические, перестраховочные.

 

 

______________________________________________________________

Забелина

 

Оффшорная зона — это страна или территория, национальное законодательство которой предусматривает возможность регистрации юридических лиц, занимающихся международным бизнесом, и предоставление им льготного режима налогообложения. Оффшорные зоны создаются с целью привлечения иностранных инвестиций и создания рабочих мест для собственного населения. Кроме того, в государстве регистрации оффшорные компании уплачивают регистрационный сбор и ежегодные пошлины (как правило, 3—5% от прибыли). Для государств, не имеющих богатых природных ресурсов, этот доход может составлять существенную или даже основную часть государственного бюджета (например, около 30% государственного бюджета Лихтенштейна составляют именно доходы от зарегистрированных на его территории 40 тыс. оффшорных компаний).

 

Промышленно развитые страны достаточно негативно относятся к практике использования оффшорных центров их национальными компаниями. В целях ужесточения контроля за движением капиталов через границы и ограничения количества оффшорных компаний во многих странах принято антиоффшорное законодательство (США, Великобритания, Франция). В рамках Европейского Союза в обязательном порядке проверяются все сделки с компаниями из оффшорных зон и все отчисления в адрес оффшорных компаний облагаются дополнительным налогом «у источника». Процесс борьбы с оффшорами начался в середине 80-х гг. XX в. В России принят Федеральный закон от 7.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

 

Большинство оффшорных зон — это развивающиеся и островные государства. Однако, несмотря на мировую борьбу с оффшорами, выгоды от них для «принимающего» государства очевидны. Именно поэтому на территории многих развитых европейских стран (Швейцария, Португалия, Испания, Великобритания, Мальта, Люксембург) и на территории США (Делавэр, Невада, Вайоминг) существуют оффшорные центры. С середины 90-х гг. XX в. предпринимаются попытки создания оффшорных зон на территории РФ (свободные экономические зоны или зоны экономического благоприятствования — Ингушетия, Калмыкия, Бурятия и др.).

________________

Дмитриева 2004

 

«Офшорные» компании.

 

Благодаря сложившейся в результате

усиления хозяйственного взаимодействия и интернационализации

торгово-производственных связей между различными государства-

ми экономической ситуации многим странам приходится соревно-

ваться друг с другом за привлечение в свою экономику дополни-

тельных денежных и иных средств. В то же время любой предпри-

ниматель на определенном этапе сталкивается с проблемами

управления, отчетности, с необходимостью выхода на международ-

ные рынки компании, а также обязанностью платить в ряде случа-

ев достаточно высокие налоги. Возникает вопрос о средствах ре-

шения этих проблем. В настоящее время одним из весьма практи-

куемых средств подобного рода является офшорный бизнес.

Юридическое содержание понятия «офшорный бизнес» за-

ключается в том, что за рубежом появляется новый, в правовом

смысле «самостоятельный» субъект хозяйственных отношений.

Этот механизм используется для различных целей, в том числе

налогового планирования и др. (управления риском; получения

доступа к международным финансовым и инвестиционным услу-

гам и т. д.). Бесспорно, налоговое планирование — одно из основ-

ных направлений и мотивов не только создания, но и развития

офшорного бизнеса. Следует подчеркнуть, что термин «налоговое

планирование» свойствен в большей мере западной экономиче-

ской и юридической науке и практике. В советской, российской,

а также экономико-правовой литературе других стран СНГ он до

сих пор активно использовался лишь применительно к анализу

ситуации в экономике именно развитых стран.

Для Российской Федерации понятия, употребляемые в этой

связи («офшорный бизнес», «офшорная компания»), являются не

только сравнительно новыми, но и спорными в некоторых отно-

шениях. Так, например, весьма распространенным мнением было

то, что категория «офшорная компания» не может рассматривать-

ся в качестве юридического понятия. Вместе с тем сегодня, как

представляется, это уже не соответствует действительности, так

как существуют примеры законодательного закрепления этого

термина, причем в его противопоставлении другой катего-

рии — «внутренней компании» («in shore company»), как это имеет

место в Англии, на Кипре, Виргинских островах (Брит.), Багам-

ских островах и др.

Таким образом, юридическое содержание понятия «офшорная

компания» в современном значении подразумевает такое образова-

ние преимущественно корпоративного типа, созданное в рамках

определенных юрисдикции, которое не вправе вести производст-

венную, торговую и вообще какую-либо хозяйственную деятель-

 

ность в пределах государства учреждения, и, следовательно, соглас-

но действующим в большинстве подобных юрисдикции территорий

не подлежащее налогообложению в ее пределах, однако является

юридическим лицом, инкорпорированным (учрежденным, образо-

ванным) в соответствии с законодательством последнего.

Сошлемся на один из самых известных примеров использова-

ния конструкций, предлагаемых офшорным бизнесом для целей

минимизации налогообложения. Это схема, разработанная гол-

ландским концерном «Филипс». Ее суть состоит в следующем: на

Бермудских островах указанным концерном было учреждено до-

чернее предприятие — страховая компания «Кингстоун Кэптив

Иншуэренс», единственным клиентом которого стал сам концерн

«Филипс». По высоким ставкам было застраховано имущество

концерна, в том числе такое, которое обычно в страховом бизне-

се не страхуется, поскольку шансы его порчи или гибели ничтож-

ны. Соответствующие суммы страховых премий стали переводить-

ся за границу Голландии —на Бермуды. Оттуда средства в виде

займов были предоставлены материнскому обществу. В сочетании

со страховыми платежами суммы платы за пользование кредитом

существенно меняли объемы прибыли и, следовательно, снижали

налогооблагаемую базу. Экономия только за один годичный пери-

од составила несколько миллионов долларов. Главным фактором

в данной цепочке является ее юридическая неуязвимость.

Видовым понятием, используемым в рамках родового — «оф-

шорная компания», — выступает «компания международного биз-

неса» (от англ. «international business company»). В настоящем оно

известно праву ряда территорий, имеющих преимущественно за-

висимый или схожий с ним статус, а иногда и статус самостоя-

тельных суверенных государств, предоставляющих льготные нало-

говые режимы («налоговые убежища»), что способствует учрежде-

нию в их пределах значительного числа иностранных компаний,

действующих в международном гражданском обороте. Как прави-

ло, компании международного бизнеса не могут осуществлять хо-

зяйственную деятельность внутри таких территорий или госу-

дарств. В их числе прежде всего получившие наибольшее распро-

странение в последнее время так называемые офшорные зоны —

Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Панама, Сингапур, ряд

штатов США (Делавэр, Невада, Вайоминг и др.), британские за-

висимые территории, которые не входят в состав Соединенного

Королевства Великобритании и Северной Ирландии и пользуются

определенной степенью самоуправления, включая собственное за-

конодательство, а также территории иных государств: Бермудские,

Виргинские, Каймановы, Фолклендские острова, Гибралтар, Гон-

конг (ныне Сянган), острова Терке и Кайкос, Мэн, Джерси,

Гернси, Нидерландские Антильские острова и др. Одним из глав-

ных требований по учреждению и функционированию компаний

 

международного бизнеса выступает условие о ведении деятельно-

сти исключительно за границей конкретного государства или

территории. Кроме того, в силу положений местного законода-

тельства необходимо наличие зарегистрированного в пределах

рассматриваемой юрисдикции административного центра (центра

управления офиса компании), назначение директорами компании

граждан данной страны, финансирование компании из источни-

ков, находящихся вне этой территории1.

69. ЭЦП

 

Типовой закон ЮНИСТРАЛ об электронных подписях 2001г.

 

Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ(ред. от 08.11.2007)

"Об электронной цифровой подписи"(принят ГД ФС РФ 13.12.2001)

 

электронный документ - документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме;

 

электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе;

 

Статья 18. Признание иностранного сертификата ключа подписи

 

Иностранный сертификат ключа подписи, удостоверенный в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором этот сертификат ключа подписи зарегистрирован, признается на территории Российской Федерации в случае выполнения установленных законодательством Российской Федерации процедур признания юридического значения иностранных документов.

__________________________________

дмитриева 2004 12.9

 

Наконец, еще одним требованием к электронному документу

является условие об электронной подписи и идентификации лич-

ности составителя сообщения данных1. Электронная подпись яв-

ляется действительной при условии, что использован надежный

и соответствующий цели сообщения способ идентификации лица

и указания на его согласие с передаваемой информацией (ст. 7)2.

Более детально условия юридической действительности под-

писи содержатся в Типовом законе об электронных подписях

2001 г. Так же, как и предыдущий, Закон 2001 г. ограничивает

сферу его действия использованием электронной подписи3 в об-ласти торговой деятельности, оставляя при этом государствам

право расширить его области действия (ст. 1). Так же, как и пре-

дыдущий, Закон 2001 г. приравнивает по юридической силе элек-

тронную подпись к подписи на письменном документе: в тех слу-

чаях, когда законодательство требует наличия подписи лица, это

требование считается выполненным в отношении сообщения дан-

ных, если использована электронная подпись, отвечающая требо-

ваниям надежности (п. 1 ст. 6).

Электронная подпись считается надежной, если она удовле-

творяет следующим требованиям (п. 3 ст. 6):

1) данные для создания электронной подписи исключительно

связаны с подписавшим, а не с каким-то другим лицом. Это

должно исключить любую неясность относительно личности под-

писавшего. «Подписавший» означает лицо, которое обладает дан-

ными для создания подписи и действует от своего собственного

имени или от имени лица, которое он представляет» (п. «d» ст. 2);

2) означенные данные в момент подписания находились под

контролем подписавшего, а никакого другого лица. Это правило

направлено на исключение возможности подписания электронно-

го документа другим лицом;

3) любое изменение, внесенное в электронную подпись после

момента подписания, «поддается обнаружению». Это требование

не касается изменений, которые могут быть внесены в сам доку-

мент. Оно не означает, что измененная подпись автоматически

утрачивает юридическую силу, важно, чтобы «полагающееся лицо»

(лицо, которое может действовать на основании сертификата или

подписи, — п. «f» ст. 2) имело возможность обнаружить любые

изменения в подписи;

4) если по законодательству наличие подписи направлено на

гарантирование целостности документа, то любое изменение

электронного документа «поддается обнаружению»; т. е. контр-

агент (полагающееся лицо) должен иметь возможность обнару-

жить подобные изменения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.186 сек.