Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-методическое обеспечение дисциплины. Методические рекомендации для преподавателей




Методические рекомендации для преподавателей

 

Дисциплина «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» представляет собой одну из профилирующих юридических дисциплин.

Приоритетом в изучении данного курса является гармоничное сочетание во всем учебном процессе по гражданскому процессуальному праву (гражданскому процессу) информационного (позитивного информационного материала о законодательстве) и доктринально-дискуссионного (концептуального) аспектов обучения.

Преподавание дисциплины осуществляется преподавателями кафедры предпринимательского права, гражданского и арбитражного процесса, основывается на достижениях цивилистической науки и практики применения норм гражданского права и процесса. Для достижения наибольшего эффекта в обучении студентов широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Занятия проводятся в форме лекций и семинаров.

Лекции служат организующим и ориентирующим началом работы студентов. На лекциях студентам прививается интерес к изучаемому предмету, к самостоятельному освоению проблематики процессуального права. В ходе лекций раскрываются наиболее сложные вопросы и теоретические положения процессуального права, даются рекомендации по углубленному, самостоятельному изучению отдельных институтов дисциплины.

Преподавателю при проведении лекций необходимо обратить внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектировать).

В ходе изложения лекционного материала необходимо акцентировать внимание будущих бакалавров на наиболее сложных вопросах и теоретических положениях гражданского процессуального права, дать рекомендации по организации самостоятельной работы над темами представленной дисциплины, обеспечить контроль усвоения пройденного материала.

Семинары проводятся с целью усвоения лекционного теоретического курса, углубления и расширения познаний студентов. Они призваны научить самостоятельно рассуждать, аргументировать теоретические положения, делать выводы и отстаивать собственную точку зрения.Семинарские занятия служат для контроля уровня знаний студентов, закрепления изученного материала.

При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы.

После заслушивания ответов (докладов) студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты таких ответов (докладов), а также обратить внимание на ошибки (неточности), дать рекомендации по подготовке к следующим семинарским занятиям.

Сообщения, доклады, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинарского занятия, рекомендуется заслушивать в середине занятия.

При подведении итогов обсуждения намеченных вопросов преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.

В целях контроля подготовленности студентов преподаватель в ходе семинарского занятия может проводить письменные контрольные работы.

Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов, давать соответствующие рекомендации по изучению материала, при необходимости помогать студенту составить индивидуальный план работы по изучению тем дисциплины.

Одним из методов изучения данного курса является самостоятельная работа, включающая изучение теоретических трудов, учебных пособий, законодательства, практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов по защите прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц.

 

Методические указания для студентов

Основными видами аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» являются лекции и семинарские занятия.

Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия тем изучаемой дисциплины, а также связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. Студент в ходе лекции обязан внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Изучение тем дисциплины завершается семинарскими занятиями, которые служат для контроля преподавателем подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков применения норм процессуального законодательства при решении практических задач.

Семинару предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем.

В процессе подготовки к семинару студент может воспользоваться консультациями преподавателя.

Результаты контроля качества подготовленности студента по темам изучаемой дисциплины преподаватель может оценивать, выставляя текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)» является самостоятельная работа, которая носит творческий и планомерный характер и включает изучение рекомендованной и дополнительной литературы, что обеспечивает надлежащее усвоение изучаемой дисциплины.

К зачету и экзамену допускаются студенты, систематически работавшие над дисциплиной в семестре, показавшие положительные знания как по темам, рассматриваемым на лекционных занятиях, так и по вопросам, выносимым на семинарские занятия. Форма зачета может быть различной: выставление итоговой оценки с учетом текущих оценок; собеседование по пройденному курсу; ответ по билету. После изучения полного курса проводится экзамен.

Вопросы для подготовки к зачету и экзамену приведены в данной программе.

Кроме того, по завершению изучения учебной дисциплины «Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)»студентами выполняются курсовые или контрольные работы, предусмотренные учебным планом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

1. Контрольная работа - самостоятельное исследование студента и одновременно способ контроля усвоения им учебного материала в процессе подготовки к экзамену. Контрольная работа выполняется по той теме, которая имеет такой же порядковый номер, как и фамилия студента в ведомости группы (например, студент, фамилия которого написана в ведомости под номером 1, должен выполнить контрольную работу по теме № 1).Студент может избрать и инициативную тему, но только после ее согласования с преподавателем. По решению кафедры возможна иная форма контрольной работы, представляющая из себя ряд вопросов и задач по программе дисциплины ("сквозной" метод).

2. Содержание контрольной работы.

При написании контрольной работы студент должен продемонстрировать самостоятельность в подборе и систематизации научного, учебного и нормативного материала; умение давать правовую оценку анализируемым институтам, использовать категориальный аппарат науки гражданского процессуального права, основные положения общепринятых доктрин, теорий, обоснованно и логично формулировать выводы, участвовать в научном споре, выдвигать свои аргументы и доказательства.

3. Использование литературы при подготовке работы.

Минимум литературы для подготовки работы рекомендует преподаватель (см. список литературы). Остальные необходимые источники студент подбирает самостоятельно, используя каталоги и другие средства систематизации информации. В список литературы включаются только те источники (нормативные акты, монографии, научные статьи и т.д.), на которые студент делал ссылки по тексту работы.

4. Структура работы.

Работа должна состоять из:

- титульного листа – 1 стр.

- плана – 1 стр.

- Введения – 1 стр.

- 2-3 рассматриваемых вопросов;

- заключения – 1 стр.

- списка использованной литературы.

5. Оформление контрольной работы.

Работа выполняется на пишущей машинке (компьютере) или разборчиво от руки, объем 15-18 страниц текста без титульного листа, плана и списка литературы. На титульном листе необходимо указать название учебного заведения, институт, кафедру, по которой выполняется работа, фамилию, имя, отчество, номер группы, название темы, год написания работы. После списка литературы должна стоять дата завершения работы и подпись студента.

6. Критерии оценки работы.

При зачете (незачете) контрольной работы учитываются правильность и полнота рассмотрения вопросов темы, самостоятельность, умение анализировать и истолковывать процессуальные нормы, грамотность изложения материала, оформление.

Ра­бо­та пред­став­ля­ет­ся за­бла­го­вре­мен­но до экзамена. Без за­че­та по кон­троль­ной ра­бо­те студент к экзамену не до­пус­ка­ет­ся.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ КУРСОВЫХ РАБОТ

Курсовая работа выполняется с целью закрепления, систематизации и углубления теоретических знаний, привития навыков самостоятельного проведения научных исследований, а также для развития у студентов умения осуществлять толкование процессуальных и правовых норм в целях правоприменительной практики.

Общие требования к курсовой работе:

- должна представлять самостоятельное исследование одной из актуальных проблем современного гражданско-процессуального развития России либо института гражданского процессуального права;

- основываться на новейших достижениях науки гражданского процессуального права, действующем процессуальном законодательстве;

- содержать глубокий анализ исследуемой проблемы или гражданско-процессуального института на основе использования современных методов науки гражданского процессуального права;

- отличаться логичностью, доказательностью, лаконизмом, достоверностью.

Этапы подготовки курсовой работы:

- выбор темы;

- изучение, анализ литературы, обобщение материалов;

- составление плана;

- написание работы в соответствии с планом на основе собранных материалов;

- оформление.

Выбор темы. Студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы из утвержденного в ВУЗе перечня. В отдельных случаях разрешается выбирать инициативные темы по согласованию с ведущим преподавателем и деканатом. Изменение темы допускается по ходатайству студента.

При изучении литературы следует составить библиографический перечень. В качестве основных источников научного, учебного и нормативного материала рекомендуется использовать архивные документы, официальные издания органов государственной власти РФ (Собрание законодательства РФ, Вестник Конституционного Суда РФ, Бюллетень Верховного Суда РФ, Российская газета и др.), научные журналы (Вестник, Юстиция, Журнал российского права и др.), а также учебники и учебные пособия. Работа над научной и учебной литературой требует конспектирования, выписывания цитат, тезисов. Результатом работы должна стать логически выстроенная система сведений по теме исследования.

План курсовой работы должен раскрывать основное содержание темы и иметь следующую структуру: введение (1-2 листа), 3-4 вопроса основной части (20-30 листов); заключение (1-2 листа); список использованной литературы; приложения.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, ее научная и практическая значимость, формулируются задачи исследования.

В основной части подробно раскрывается содержание вопросов темы. Основные требования: научность, доказательность, связь с практикой. Каждый вопрос основной части должен заканчиваться краткими выводами.

В заключении кратко обобщаются теоретические результаты исследования, обосновываются практические рекомендации, предложения.

В список литературы включаются только те источники, которые непосредственно приведены в тексте работы. Обычно они охватывают от 15 до 30 научных, учебных работ и нормативных правовых актов.

В приложение выносятся таблицы, графики, схемы, образцы документов и другие вспомогательные материалы. Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют, конкретизируют основные положения исследования.

Как правило, вначале пишется черновой вариант работы. Одновременно может уточняться ее структура и содержание, включаются дополнительные источники, теоретические и практические положения, вносятся коррективы, изменения. После этого текст перечитывается, редактируется, печатается и передается научному руководителю.

Следует помнить, что при использовании цитат, статистических данных, нормативных актов необходимо сразу же делать сноску, указывая источник заимствования информации. Необходимо избегать книжных формулировок, излагая содержание своими словами.

Законченная курсовая работа подписывается студентом и передается преподавателю для написания отзыва. Курсовая работа защищается. Процедура защиты состоит из: краткого сообщения студента (5-7 минут) об основном содержании работы, выводах и рекомендациях; ответов студента на вопросы и замечания преподавателя; выставления оценки в ведомость и зачетную книжку.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.