КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. — М.: 1996, С. 111-145
Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания// Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. — М.: 1996, С. 111-145. Бібліографія ТЕМА 15. СОЦІОЛОГІЯ РЕЛІГІЇ.
Обов’язкова література Додаткова Бурдье П. Разложение религиозного // Бурдье П.Начала. М., 1994. Вебер М. Социология религии // Избранное. Образ общества. М., 1994. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества. М., 1994. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996. Давыдов Ю.Н. Очерки истории теоретической социологии XX столетия. М., 1995. де Лоб'є Социальная доктрина Католической Церкви.-Брюссель.1989. Демид М. Церки і цековні громади України: сьогодення і перспектива // Людина і світ. -1994.-№ 10. Єленський В. Релігія у ХХI століття: спроба прогнозу// Людина і світ.- 1994. №11-12. Зиммель Г. Социология религии // Избранное. М., 1996. Т. 1. Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Под общей ред. В.И.Гараджи. М., 1994. Ч.I-II, 2-е изд., 1996. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Социология религии Р. Белла // Американская социология. М., 1972. Социология религи: классические подходы / Науч. ред. и сост. М.П. Гапочки, Ю.А.Кемелева.М., 1994. Соціальна доктрина Церкви.- Львів.1998. Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.
В этой книге мы ставим перед собой цель исследовать наиболее простую и неразвитую из всех первобытных религий, известных в настоящее время, проанализировать ее и попытаться ее объяснить.; Мы говорим о религиозной системе, что ей в наибольшей степени присущи черты первобытности, если она соответствует двум условиям. Во-первых, необходимо, чтобы общества, в которых она встречается, не имели себе равных по простоте организации. Во-вторых, необходимо, чтобы ее можно было объяснить, не прибегая к какому бы то;ни 'было элементу, заимствованному из предшествующей религии. Мы постараемся описать устройство этой системы, настолько точно и достоверно, насколько это мог бы сделать этнограф или историк. Но наша задача этим не ограничивается, мы "стремимся исследовать отжившие формы цивилизации не:'только с целью познать и реконструировать их. Как и у всякой позитивной науки ее предмет прежде всего состоит в объяснении-реальности современной, близкой к нам и, следовательно,;способной повлиять на наши идеи и поступки. Эта реальность — человек, главным образом, человек сегодняшнего дня, так 'как нет для--нас 'ничего более интересного; Стало быть, весьма архаичную религию, о которой пойдет речь, мы: исследуем не просто ради удовольствия. Если мы выбрали ее в качестве объекта исследования, то потому, что в нашем представлении.она больше чем любая другая,- способна прояснить религиозную природу человека, иначе говоря, раскрыть нам существенный и постоянный аспект человеческой природы. Но такой подход нередко-вызывает резкие возражения. Находят странным, что для того, чтобы познатьсовременное человечество, надо отвернуться от него и перенестись к началу истории. Такой подход представляется особенно парадоксальным в занимающем нас вопросе. В самом деле, считается, что ценность и достоинство различных религий не одинаковы; обычно говорят, что не все они заключают в себе одинаковую долю истины. Отсюда представление о том, что невозможно сравнивать наивысшие формы религиозного мышления с низшими, не низводя при этом первые до уровня вторых. Допустить, что грубые культы австралийских племен могут помочь нам понять, например, христианство, не значит ли тем самым предположить, что, последнее коренится в том же сознании, иначе говоря, что оно содержит те же суеверия и базируется на тех же заблуждениях? Вот каким образом теоретическое значение, приписываемое иногда первобытным религиям, могло истолковаться как признак систематизированной иррелиги-озности, которая, предрешая результаты исследования, заранее порочит их. У нас нет надобности выяснять здесь, существовали ли в действительности ученые, заслужившие этот упрек и сделавшие'из истории и этнографии религии орудие войны против нее/Во всяком случае, точка зрения социолога не может быть таковой. В' действительности основной постулат социологии состоит в том, что.созданный человеком институт не может базироваться на заблуждении и обмане: иначе он не смог бы существовать достаточно долго. Если бы он не основывался на природе вещей, он встретил бы сопротивление, которое не смог бы преодолеть. Стало быть, мы приступаем к изучению первобытных религий, будучи уверены в том, что они укоренены в реальности и выражают'ее.. Мы увидим постоянное применение этого принципа в дальнейшем, в ходе анализа и обсуждения, и как раз в его непризнании мы упрекаем школы, с которыми расходимся. Несомненно, если ограничиваться только:буквой религиозных формул, эти верования и действия кажутся иногда странными, и возникает соблазн объяснить их чем-то вроде глубинной аберрации. Но под символом надо суметь обнаружить представляемую им реальность, которая и придает ему его истинное значение. Самые варварские или диковинные обряды.» самые странные мифы, выражают какую-либо человеческую потребность, какой-то аспект жизни, либо индивидуальный, либо социальный. Причины, которыми обосновывает их сам верующий, возможно, а чаще всего, и действительно, ошибочны. Но истинные причины тем не менее существуют, и дело науки раскрыть их. Таким образом, в сущности," нет'религий,"которые были; бы ложными. Все они по-своему истинны; все: они,-'хотя и по-разному, соответствуют данным условиям человеческого существования: Вероятно, можно расположить их в иерархическом порядке. Одни могут считаться выше других в том смысле, что приводят в деиствие более высокие мыслительные функции, богаче идеями и чувствами, включают в себя больше понятий и меньше ощущений и образов, отличаются более изощренным характером систематизации. Но как бы сложны и идеалистичны 'ни были в действительности соответствующие религии; этого недостаточно,': чтобы поместить их в особые виды. Все они в равной мере являются религиями, так же как, все живые существа равным образом относятся к живым,'начиная от низших пластид и кончая'человеком. Стало быть, мы обращаемся к первобытным религиям не-с.тайным намерением умалить значение религии в целом, так как эти религии достойны не меньшего уважения, <чем другие. Они отвечают тем же самым нуждам, играют ту.же самую роль, зависят от тех же самых причин. Они могут поэтому так же хорошо послужить выявлению сущности религиозной 'жизни.' и, следовательно, решению проблемы,'которую мы хотим рассмотреть. Но почему эти религии надо наделять чем-то вроде прерогативы? Почему именно' их надо предпочесть; всем другим в качестве объекта нашего исследования? Все это исключительно' по причинам,'связанным с методом. Прежде всего, мы можем прийти к пониманию новейших религий, только прослеживая тот исторический путь, которым они постепенно сформировались. В действительности история составляетединственный метод объяснительного анализа; который можно к ним применить. Только она'позволяет нам разложить институт на его составные части, поскольку она показывает нам их рождающимися во времени друг за другом. С другой'стороны, помещая каждый из них в совокупность 'обстоятельств, в которых он возник; она дает нам в руки единственный возможный, метод определения породивших его причин. Поэтому всякий раз, когда предпринимается попытка объяснить какое-нибудь человеческое явле-ние, взятое;в определенный момент времени —-будь то религиозное верование, нравственное правило, правовое предписание, художественная техника, экономический порядок >— надо 'начать -с восхождения к его наиболее 'простой, первобытной форме, постараться понять его; особенности, характерные для этого периода;его существования, затем показать, как оно стадо-тем, что оно есть в рассматриваемый период. Отсюда легко представить себе, насколько важно для этого ряда последовательных объяснений определить отправной пункт,'от которого они отталкиваются. Согласно картезианскому принципу в цепи научных истин первое звено играет решающую роль. Речь, конечно, не идет о том, чтобы положить в основу науки о религиях представление, разработанное в картезианском духе, т.е. логическое, понятие, чистую возможность, сконструированную исключительно силой ума. Нам необходимо обнаружить конкретнуюреальность, раскрыть которую нам может только историческое и этнографическое наблюдение. Но, хотя к этой основной концепции следует идти иными путями, тем не менее, она призвана оказать значительное влияние на весь ряд утверждений, выдвигаемых наукой. Биологическая эволюция стала пониматься совершенно иначе начиная с того момента, когда узнали, что существует одноклеточные существа. Подобно этому и совокупность религиозных фактов объясняется по-разному, в зависимости от того, помещают ли в начало эволюции натуризм, анимизм или какую-либо другую религиозную форму. Даже наиболее узкоспециализированные ученые, если они не намерены ограничиваться просто демонстрацией эрудиции, если они хотят попытаться понять анализируемые факты, обязаны выбрать ту или иную из эпох гипотез и руководствоваться ею. Хотят они того или нет, вопросы, которыми они задаются, неизбежно принимают следующую форму: как здесь или там натуризм или анимизм были детерминированы таким образом; что приняли такой-то облик, развились или деградировали в той или иной форме? Поскольку, стало быть, неизбежно надо занять какую-то позицию в этой исходной проблеме и поскольку предлагаемое ее решение призвано повлиять на науку в целом, следует вплотную и прямо приступить к ее рассмотрению. Именно это мы и намереваемся сделать.,; Кроме того, даже помимо этих Косвенных следствий 'изучение первобытных религий само по себе представляет непосредственный, первостепенной важности интерес.. ' В самом деле, если полезно знать, в чем состоит та или иная отдельная религия, то еще Важнее исследовать, что есть религия вообще. Проблема эта вызывала любопытство философов во все времена, и не без основания, так как она интересует все человечество; к сожалению, метод, обычно применяемый ими для ее решения, — сугубо диалектический: они ограничиваются лишь анализом идеи, формируемой ими по поводу религии, иллюстрируя результаты этого мыслительного анализа примерами, взятыми из религий, наилучшим образом реализующих их идеал. Но если от этого метода и следует отказаться, то проблема целиком остается, и большая заслуга'философии состоит в том, что она не была забыта из-за пренебрежительного отношения эрудитов. А подойти.чс ней можно и другими путями. Поскольку все религии'сопоставимы, поскольку все они доставляют виды одного 'и того,же; рода; постольку неизбежно существуют основные,; общие для (них-всех элементы. Под ними мы подразумеваем не просто внешние и; ви- димые;черты, всем им в равной мере/присущие, и позволяющие'в самом начале исследования дать им предварительное i определение. Обнаружить эти <, явные знаки относительно легкр,чтак. как наблюдение, которого это требует, не должно; идти дальше по.-! верхностной стороны вещей. Но эти внешние сходства предполагаютсуществование других, глубинных;! В основе: всех систем верований и всех культов с необходимостью должно существовать некоторое число основных представлений и ритуальных устано-' вок, которые, несмотря на всевозможное разнообразие принимаемых ими форм, везде имеют одно и то же объективное значение и выполняют одинаковые функции. Это постоянные элементы, образующие в религии то, что-есть в ней'вечного и человеческого; они составляют объективное содержание идеи, которую выражают, когда говорят о религии вообще. 'Как же-можно прийти к их постижению? Это возможно отнюдь непутем наблюдения сложных религий, возникающих;в ходе.'истории. Каждая. из них сформировалась из столь разнообразных элементов, что' очень трудно отличить; в -них вторичное от главного, существенное от; преходящего. Возьмем религии Египта, Индии или классической древности. Это; запу-. тайное переплетение многочисленньх культов, меняющихся в зависимости от местности, -храмов;.поколений»; династий, вторже ний и;т.д. Народные суевериясмешаны в них;с самыми рафинированными догмами. Ни религиозное мышление; ни деятельность не рас пределены здесь равномерно, в массе верующих;'разными людьми,-кругами, в различных обстоятельствах 'верования, как и обряды; воспринимаются по-разному. В одном случае это жрецы, в другом монахи, в третьем — миряне; встречаются мистики и рационалисты,! теологи и пророки и т;д. В этих,условиях трудно уловить то общее, что присуще всем;.Можно найти вполне полезное средство изучить через ту или; иную из; этих; систем какой-то отдельный факт; который' получил в ней особое; развитие,; например, жертвоприношение или' пророчество, монашество или таинства.) Но как обнаружить общее основание религиозной жизни под скрывающими его пышно разросшимися зарослями? Как за столкновениями теологии, изменчивостью i ритуалов, множественностью группировок, разнообразием индивидов выявить фундаментальные'состояния, характерные для религиозного сознания вообще? Совершенно иначе обстоит дело; в низших обществах.; Незна читедьное: развитие индивидуальностей, меньшие размеры Труппы, однородность внешних условий — все способствует сведению различий и изменчивости к минимуму. Группа постоянно создает интеллектуальное и моральное единообразие, которое в более развитых обществах мы находим лишь в редких случаях. Все одинаково присуще всем Движения стереотипизированы: вес выполняют одни и'те же в одинаковых обстоятельствах, и этот конформизм поведения лишь выражает конформизм мышления. Поскольку все сознания втянуты в один и тот же круговорот, индивидуальный тип почти полностью смешивается с родовым. В то же время все не только единообразно, но и просто. Ничто так не примитивно, как эти мифы, состоящие из одной-единственной, бесконечно повторяемой-темы, как эти обряды, состоящи& из небольшого числа беспрерывно возобновляемых жестов. Воображение народа или духовенства еще не располагало ни временем, ни средствами, чтобы рафинировать и преобразовывать исходный материал религиозных идей и действий. Последний, поэтому оказывается открытым и доступным наблюдению, которому требуется лишь малейшее усилие, чтобы его обнаружить. Преходящее, второстепенное, избыточное еще не стало скрывать главное. Все сведено к необходимому, к тому, без чего религия не может существовать. Но необходимое — это также и существенное, т.е. то, что нам важно прежде всего познать. Таким образом, первобытные цивилизации составляют'для нас факты исключительного значения,' потому что факты эти' просты. Вот почему среди всех категорий фактов наблюдения этнографов часто были настоящими откровениями, обновившими' изучение институтов, созданных человеком.' Например,'до середины XIX в.: были убеждены, что отец является главным элементом-семьи; даже представить себе: не могли, что' возможно существование' семейной организации,- тде отцовская власть не составляет ее основу.5 Открытие Бахофена разрушило эту старую концепции До совсем недавнего времени считалось очевидным; что моральные и юридические отношения, образующие родство,.составляютлишь иной аспект физиологических отношений, вытекающих из общности потомства; Бахофен и его'последователи, Мак-Леннан,.Морган и многие другие, находились еще под влиянием этого предрассудка. С тех пор, как. мы узнали природу первобытного клана мы, напротив, знаем, что родство не может определяться единокровном. Возвращаясь к религиям, отметим, что рассмотрение только наиболее близких к нам религиозных форм в течение длительного времени заставляло считать понятие бога характернымдля. вс го религиозного; Однако религия, которую;мы далее исследуем, значительной мере далека от всякой идеи божества..Силы, к которым обращены'в ней обряды, весьма отличны от, сил, занимаю-.щих первостепенное место в наших-.современных религиях,-и тем не менее они помогут нам лучше понять последние.;:Нет, стало быть, ничего несправедливее, чем пренебрежение, скоторым многие историки относятся к трудам этнографов. Несомненно, что этнография очень часто вызывала в различных отраслях социологии наиболее плодотворные, революционные изменения. Впрочем, именно по такой же причине открытие одноклеточных существ, о котором мы только что говорили, перестроило бытовавшее представление о жизни; Поскольку у этих простейших существ жизнь сведена к ее-основным чертам, последние могут; легче распознаваться. Но первобытные религии не только позволяют выявить конструктивные элементы религии; ониюбладают также тем.большим преимуществом; чтооблегчают;ихобъяснение. Поскольку факты в них проще, связи между фактами.в,них также проступают; более явственно. Причины, которыми люди объясняют себе свои действия, еще не были разработаны я искажены изощренной рефлексией; они ближе, интимнее связаны с теми движущими силами» которые реально определили эти действия. Чтобы лучше понять бред и иметь возможность применить к нему наиболее подходящее лечение, врачу, надо узнать, какова была его исходящая точка; А это событие: тем легче распознать, чем;в более ранний период можно бред наблюдать, И наоборот, чем больше времени оставляется для развития болезни, тем дальше он ускользает от наблюдения. Дело в том, что попутно-вторгаются всякого рода истолкования, стремящиеся оттеснить.исходноесостояние в сферу бессо-знательного.и заменить.его другими состояниями, сквозь которые иногда трудно, обнаружить первоначальное. Между систематизированным бредом и породившими его, первыми впечатлениями дистанция часто велика. Так; же обстоит дело и с религиозным мышлением. По мере того, как оно прогрессирует в истории, вы звавшие его к жизни причины, по-прежнему сохраняя свое действие, заметны уже только сквозь обширную систему искажающих их истолкований. Народные,.мифологии и изощренные теологии сделали свое-дело: они напластовали на чувства изначальные весьма различные чувства, хотя и связанные с первыми (развитой формой которых они являются), но все. же очень мешающие проявлению их истинной природы. Психологическая дистанция между причиной и следствием, между причиной внешней и причиной реально действующей стала более значительной и трудной для познающего ума. Продолжение этой работы будет иллюстрацией и проверкой этого методологического замечания. Мы увидим далее, как в первобытных религиях религиозный факт еще несет на себе видимый отпечаток своего происхождения; нам было бы гораздо труднее понять его путем рассмотрения лишь более развитых религий. Таким образом, предпринимаемое нами исследование представляет собой подход к решению старой, но в новых условиях проблемы происхождения религий. Правда, если под происхождением понимать абсолютное первоначально, то постановка вопроса будет совершенно не научна, и ее следует решительно отвергнуть. Не существует точного мгновения, когда начала существовать религия, и речь не идет об обнаружении хитроумного способа, позволяющего мысленно перенестись в него. Как и всякий созданный человеком институт, религия не начинается нигде. Поэтому все умозрительные построения такого рода справедливо дискредитированы; они могут заключаться лишь в субъективных и про-, извольных конструкциях, не поддающихся никакой проверке. Мы ставим перед собой совсем иную задачу. Мы хотели бы найти средство выявления постоянно действующих причин, от которых зависят наиболее существенные формы религиозного мышления и религиозной практики. А эти причины, по только что изложенным соображениям, наблюдать тем легче, чем менее сложны общества, в которых они наблюдаются. Вот почему мы стремимся приблизиться к истокам'. Это не значит, что мы приписываем низшим религиям особые добродетели. Наоборот, они рудиментарны и грубы; стало быть, речь не может идти о том, чтобы делать из них нечто вроде образцов, которые последующим религиям оставалось лишь воспроизводить. Но даже сама их грубость делает их поучительными, так как в них таким образом осуществляются удобные эксперименты, в которых легче обнаружить факты и их отношения. Физик, для того чтобы открыть законы изучаемых им явлений, стремится упростить последние, освободить их от второстепенных характеристик. Что касается институтов, то природа стихийно производит такого же рода упрощения в начале истории. Мы хотим лишь воспользоваться ими. И, вероятно, этим методом мы сможем постичь весьма элементарные факты. Когда же мы объясним их в той мере, в какой нам это удастся, всякого рода новшества, возникшие и ходе дальнейшей эволюции, уже не будут объясняться подобным образом. Не думая отрицать важность проблем, связанных с этими новшествами, мы полагаем, что они будут исследованы в свое время и что приступить к их изучению уместно только после тех, исследование'которых мы сейчас предпримем. Но наше исследование может заинтересовать не только науку о религиях. В действительности у всякой религии имеется такая сторона, которою она выводит за пределы собственно религиозных идей; тем самым изучение религиозных явлений дает нам возможность нового подхода к проблемам, которые до сих пор обсуждались только среди философов. Давно известно, что первые системы представлений, созданных человеком о мире и о самом себе, имеют религиозное происхождение. Нет такой религии, которая, будучи умозрением отног сительно божественного, не была бы в то же время космологией. Философия и науки родились из религии потому, что религия вначале заменяла науки и философию. Менее Заметно, однако, было то, что она не ограничилась обогащением человеческого ума известным числом идей, а внесла вклад в формирование самого этого ума. Люди в значительной мере обязаны ей не только содержанием своих познаний, но также формой, в которую эти познания отлиты...
Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 1107; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |