Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принудительное исполнение налоговой обязанности




Надлежащее исполнение налоговой обязанности предполагает, что налог уплачен своевременно и в полном объеме. Сумма налога, не упла-ченная в установленный срок, признается недоимкой, которая вместе с на-


численными пенями образует налоговую задолженность налогоплатель-щика перед государством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения со стороны государства мер принудительного исполнения налоговой обязан-ности. Эти меры применяются последовательно и включают три этапа:

1. Направление налогоплательщику письменного извещения - требо-вания об уплате налога.

2. Взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке.

3. Взыскание налога за счет иного имущества налогоплательщика.
При этом налог с организаций взыскивается в бесспорном порядке, с фи-
зических лиц – в судебном.

Требование об уплате налога представляет собой меру предупреди-тельного характера, назначение которой – напомнить налогоплательщику об имеющейся у него недоимке и предупредить о неблагоприятных по-следствиях неуплаты налога. Требование направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере начислен-ных пеней, сроке уплаты налога и сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения налоговой обязан-ности, которые применяются в случае неисполнения требования налого-плательщиком. В требовании должны быть также указаны подробные дан-ные об основаниях взимания налога, а также ссылки на положения закона, устанавливающие обязанность налогоплательщика уплатить налог (п. 4 ст. 69 НК РФ).

Требование об уплате налога передается руководителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтвер-ждающим факт и дату получения этого требования. НК РФ допускает пе-редачу требования законным или уполномоченным представителям нало-гоплательщика. В случае уклонения этих лиц от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом. При этом требование об уп-лате налога считается полученным по истечении шести дней с даты на-правления заказного письма.

В случае, если обязанность налогоплательщика изменилась после на-правления требования об уплате налога и сбора, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование (ст. 71 НК РФ).

Следующим этапом принудительного исполнения налоговой обязан-ности является взыскание налога за счет денежных средств, находя-щихся на счетах налогоплательщика в банках. Решение о взыскании принимается только в отношении налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не под-лежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании причитающейся к уплате суммы налога. Решение о взыскании


доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств (п. 3 ст. 46 НК РФ).

В том случае, когда суд, принявший к рассмотрению иск налогопла-тельщика о признании недействительным требования налогового органа о взыскании недоимки и пеней, запретил налоговому органу производить взыскание оспариваемых сумм, срок, в течение которого действовало со-ответствующее определение суда, не включается в установленный п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневный срок на взыскание недоимки и пеней во внесудеб-ном порядке, поскольку в этот период существуют юридические препятст-вия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий1.

На основании принятого решения налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассовое поручение на списание и перечисление в бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика. Такое поручение носит бесспорный и безакцептный характер, то есть взыскание производится без обращения в суд и без согласия налогоплательщика – клиента банка. Взы-скание налога может производиться как с рублевых, так и с валютных сче-тов, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных счетов (если не истек срок действия депозитного договора). В последнем случае налого-вый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного на расчетный (текущий) счет налогоплательщика. Для обеспечения исполне-ния инкассового поручения налоговые органы наделены полномочиями приостанавливать операции налогоплательщика по счетам в банках.

Инкассовое поручение должно быть исполнено банком при взыскании с рублевых счетов – не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им поручения, а при взыскании с валютных счетов – не позднее двух операционных дней. Что делать, если в день получения бан-ком инкассового поручения денежные средства на счетах налогоплатель-щика в банке отсутствуют или их недостаточно для уплаты налога? В этом случае инкассовое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на счета налогоплательщика, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством, а именно ст. 855 ГК РФ.

Заключительный этап принудительного исполнения налоговой обя-занности – взыскание налога за счет иного имущества налогоплатель-щика. Эта мера применяется при недостаточности или отсутствии денеж-ных средств на счетах организации или отсутствии информации о ее сче-тах. Обращение взыскания на имущество производится в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, но с учетом тех сумм, которые

1 Пункт 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения час-ти первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2001. – № 7.


уже списаны в бесспорном порядке со счетов налогоплательщика. При этом одновременное обращение взыскания и на денежные средства, и на имущество налогоплательщика недопустимо, поскольку может повлечь повторное изъятие одних и тех же сумм.

По общему правилу взыскание налога за счет имущества налогопла-тельщика в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей носит бесспорный характер. Взыскание налога с организации и индивиду-ального предпринимателя должно производиться в судебном порядке в двух случаях, а именно если обязанность по уплате налога основана на из-менении налоговым органом: 1) юридической квалификации сделок, за-ключенных налогоплательщиком с третьими лицами; 2) юридической ква-лификации статуса и характера деятельности налогоплательщика1. Напри-мер, налоговые органы могут посчитать сделку мнимой или притворной, заключенной налогоплательщиком с целью уклонения от уплаты налогов. Договоры простого товарищества нередко рассматриваются налоговиками как договоры аренды или купли-продажи, договоры займа – как купля-продажа или оказание безвозмездных финансовых услуг, залог – как арен-да и т.д.

Решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплатель-щика принимает руководитель (заместитель) налогового органа, который направляет постановление о взыскании налога судебному приставу-исполнителю для непосредственного исполнения. Постановление о взы-скании налога подписывается руководителем (его заместителем) налогово-го органа и заверяется гербовой печатью налогового органа. Исполнитель-ные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в по-становлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесяч-ный срок со дня поступления к нему указанного постановления. Обраще-ние взыскания на имущество налогоплательщика состоит из поиска иму-щества, его ареста (описи), изъятия и принудительной реализации. При этом должностные лица налоговых органов не вправе приобретать реали-зуемое имущество налогоплательщика.

НК РФ устанавливает определенную очередность взыскания налога за счет имущества налогоплательщика, которое производится последователь-но в отношении: 1) наличных денежных средств; 2) имущества, не участ-вующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частно-сти ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений; 3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве; 4) сырья и материалов, предназначенных для непосредст-

1 Указанное положение не распространяется на случаи доначисления налога по правилам ст. 40 НК РФ, поскольку корректировка исходных цен, используемых для целей исчисления налоговой базы, не может быть расценена как изменение юридической квалификации соответствующих сделок или статуса и ха-рактера деятельности налогоплательщика (См.: п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // Вест-ник ВАС РФ. – 2001. – № 7).


венного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств; 5) имущества, переданного по до-говору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспече-ния исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными; 6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуаль-ным предпринимателем или членами его семьи.

Как видим, законодатель стремится, чтобы налогоплательщик как можно дальше продолжал свою производственно-хозяйственную деятель-ность, несмотря на принудительное взыскание налогов.

Взыскание налогов с физических лиц, не являющихся индивидуаль-ными предпринимателями, всегда осуществляется в судебном порядке. Ис-ковое заявление подается в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Рассмотрение дел производится в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Взы-скание налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится по-следовательно в отношении: 1) денежных средств на счетах в банке; 2) на-личных денежных средств; 3) имущества, переданного по договору во вла-дение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке; 4) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом или членами его семьи.

Конституционность бесспорного порядка взыскания неуплаченных налогов с организаций была рассмотрена КС РФ, который сделал вывод о том, что бесспорный порядок взыскания налоговых платежей при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав юридическо-го лица не противоречит требованиям Конституции РФ.

Кроме того, КС РФ оценил различия в порядке взыскания налогов с организаций (судебный порядок) и физических лиц (судебный порядок). Как указал КС РФ, организация в отличие от физического лица имеет обо-собленное имущество и отвечает по своим обязательствам именно этим имуществом; гражданин же использует свое имущество не только для за-нятия предпринимательской деятельностью, но и в качестве собственно личного имущества, необходимого для осуществления неотчуждаемых прав и свобод. Имущество гражданина в этом случае юридически не раз-граничено. Различный порядок взыскания налоговых платежей с физиче-ских и юридических лиц направлен не на то, чтобы поставить их в нерав-ное положение в сфере налоговых отношений (обязанности платить нало-ги), а на то, чтобы не допустить административного вмешательства в права личности тогда, когда вопрос может быть разрешен лишь посредством су-дебного разбирательства.


Взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном по-рядке явилось бы выходом за рамки собственно налоговых публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе граж-данско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения, и поэтому одна сторона по отношению к другой не может действовать властно-обязывающим образом. Сочетание бесспорного и су-дебного порядков взыскания налоговых платежей – отметил КС РФ – обеспечивает права личности и государства в целом, отвечает интересам общества и не противоречит принципам демократического правового со-циального государства, закрепленным Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 17.12.96 № 20-П).

При принудительном взыскании налога налоговая обязанность при-знается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика и погашения задолженности за счет вырученных сумм (п. 8 ст. 48 НК РФ). Вместе с тем обязанность самого налогоплательщика по уплате налога в данном случае должна считаться исполненной уже с момента ареста (опи-си) его имущества. С этого момента налогоплательщик уже не вправе рас-поряжаться своим имуществом, и последующие действия с таким имуще-ством, включая его реализацию и перечисление вырученных от этого де-нежных средств в бюджет для погашения налоговой задолженности, осу-ществляются уже иным, специально уполномоченным законом и несущим за это ответственность лицом или органом (Определение КС РФ от 17.10.2001 № 238-О).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 685; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.