Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

АДАНИЕ № 3




Практическая часть

Задание 1. К данным словам с гласными у или ’а постарайтесь подобрать слова общего происхождения с наличием в них чередующегося с этими гласными носового согласного. К словам же с носовыми согласными подберите слова общего происхождения с гласными у(ю) или уа на их месте. Чередование объясните.

Сомнение, взятка, приемник, воспоминание, предприятие, занимательные, пожатие, начальник, пойму, починка, памятник, объемный, снимок, запонка, пинок, пятка, опутать, ужимки, воспрепятствовать.

Задание 2. Разбейте данные слова с сочетаниями -ор-, -ол-, -ер-, -ел- на две группы: а) слова сданными сочетаниями, не давшими полногласий в положении перед древним, впоследствии исчезнувшим гласным, б) слова с данными сочетаниями не исконными, а вторичными с о, е на месте редуцированных.

Горка, сердце, колка, поверхность, молчать, нерка, верба, пятерка, оговорка, толщина, телка, твердый, корм, пчелка, гроб, проворный, солка, солнце.

Задание 3. Из данных слов выпишите слова с наличием фонетического явления второй лабиализации е: выпишите сначала слова общеславянского происхождения, а затем отдельно слова неславянского происхождения. В каждом слове укажите фонетические условия изменения начального е.

Подосиновик, подопечный, острый, осетровый, окунь, олений, обувь, обычай, овца, оже (древнерусское и диалектное), ожина (диалектное), по-озере, озимь, олигархия, олово, олень, ольха (ср. диалектное – ельха, елоха), Астахов, Олег, озноб, однообразие.

Тема: Анализ системы гласных фонем древнерусского языка конца Х – начала XI в. (в сопоставлении со старославянским языком)

1. Состав гласных древнерусского языка конца Х – начала XI в. и пути его установления. Отличия состава и системы гласных древнерусского языка от вокализма старославянского и современного русского языков.

2. Особенности употребления (распределения) гласных в речевом потоке (синтагматике):

- гласные фонемы древнерусского языка и частота их употребления в тексте;

- гласные в абсолютном начале слова в древнерусском языке (сопоставительно со старославянским языком);

- сочетаемость гласных с предшествующими твердыми и мягкими согласными внутри и на стыке морфем;

- позиционное распределение редуцированных гласных в древнерусском языке Х – ХI вв.

3. Особенности противопоставления гласных фонем в тождественных фонетических условиях.

- гласные фонемы, их конститутивные признаки и оппозиции;

- оппозиции гласных фонем и их функциональная нагрузка.

4. Вокалическая система древнерусского языка Х ~ ХХ вв. и перспективы ее развития.

 

Основная литература

  1. Горшкова, К. В. Историческая грамматика русского языка / К. В. Горшкова, Г. А. Хабургаев. – М., 1981. – §§ 40 – 46. 2. Иванов, В. В. Историческая грамматика русского языка. – 3-е изд., пераб. и доп. / В. В. Иванов. – М., 1990. – §§ 54 – 61. 3. Колесов, В. В. Историческая фонетика русского языка / В. В. Колесов. – М., 1980. – §§ 45 – 49.

 

Практические задания

Задание 1. Определите, одинаково ли писались и произносились в старославянском и в древнерусском языке XI в. приведенные ниже слова. Дайте их фонетическую транскрипцию: м@жь, п#ть, м#ти, зв@къ, ид@, вhр@, почита\mии, мол#, р@ко\, п@ть, пам#ть, >зыкъ, ч#до, с@пр@гъ.

Задание 2. Ниже приведены слова современного русского языка, в которых когда-то были носовые гласные. Укажите, как писались и произносились эти слова в древнерусском языке X – XI вв.: время, узел, вяжу, идущий, жал, дуб, летящий, прошу, мясо, гусь.

Задание 3. Какие выводы о фонологическом статусе гласных [ъ] и [ь] можно сделать на основании приведенных ниже примеров? По какому признаку различаются [ь] и [е], [ъ] и [о]? Является ли этот признак фонематически значимым?: тъто; Донъдънь; дьньдьне; новъново; кън#жькън#же; сьсе; лъжьложь; онъоно.

Задание 4. Были ли [и] и [ы] самостоятельными фонемами? Какие гласные фонемы реализуются с помощью этих звуков в приведенных ниже словах?: мыю, ли~ть, зълыи, св#тыи, рыи, би~ши, синий, добрый, пиите.

Задание 5. В приведенных ниже словах восстановите древнейший (праславянский) вид корня и объясните, как в процессе разрушения дифтонгов возникли имеющиеся в них чередования: коватькуеткузнец; петьпоет; плеватьплюет; пловецплути (др. рус.)плыть; словославаслути (др. рус.)слыть; туртавро; гореватьгорюет; витьвенокповойник; теньтайна; литьлей.

Задание 6. Приведенные ниже слова напишите по-древнерусски. Восстановите древнейший вид основы и объясните, как в процессе разрушения дифтонгических сочетаний гласных с носовыми согласными возникли исторические чередования: звонитьзвук; имяимена; жатьжмусжимать; началоначнуначинать; памятьпомнювспоминать; запятаязапинка; надменныйнадутый; греметьгрянуть; жатважнет; мятыймнетразминать.

Вопросы для самопроверки

 

1. Какими путями устанавливается состав гласных фонем в древнерусском языке X-XI вв.?

2. Какими буквами кириллицы изображались гласные в старейших памятниках древнерусской письменности? Какие буквы и когда были исключены из русского алфавита?

3. Какова роль фонетики заимствований в воссоздании древнерусского вокализма? Ответ подтвердите примерами.

4. Какие признаки гласных фонем унаследовал древнерусский язык из праславянского? Как качество гласных было обусловлено их происхождением?

5. Какие различия характеризуют древнерусский язык по сравнению со старославянским в составе гласных фонем и наборе их дифференцированных признаков?

6. Когда в языке восточных славян были утрачены носовые гласные? Какие последствия этой утраты имела древнерусская система вокализма?

7. Какого качества была фонема <ě>, обозначаемая буквой Ђ, в древнерусском языке X-XI вв.? Какие данные помогают установить качество этой фонемы?

8. Какая тенденция исторического развития древнерусского вокализма намечается при его сравнении с вокализмом современного русского языка?

9. В чем заключается необходимость изучения древнерусских гласных в потоке речи?

10. Каким законом регулируется сочетаемость гласных с предшествующими согласными?

11. Как характеризовались гласные по частоте их использования в древнерусском тексте?

12. Какие гласные древнерусского языка могли употребляться в абсолютном начале слова?

13. В чем состоит расхождение древнерусского языка со старославянским в отношении абсолютного начала слова?

14. Как позиция абсолютного начала слова характеризует систему вокализма древнерусского языка X-XI вв.?

15. Чем объясняется специфика сочетаемости гласных с предшествующими твердыми согласными? Мягкими согласными?

16. Как характеризует распределение гласных в потоке речи вокалическую систему древнерусского языка конца X начала XI в.?

17. Как проявляются особенности системы вокализма при ее реализации на уровне словоформ?

18. Перечислите сильные позиции редуцированных гласных.

19. Какая сильная позиция редуцированных гласных являлась отличительной чертой восточнославянских языков?

20. Перечислите слабые позиции редуцированных гласных.

21. Чем обусловлены термины «сильный редуцированный» и «слабый редуцированный»?

22. При каких условиях и на месте каких гласных появляются напряженные редуцированные?

23. Как зависели признаки гласных фонем от их фонетической позиции в слове или в его форме?

24. Что представляет собой система вокализма?

25. Какому требованию должна удовлетворять идеальная внутренняя организация системы фонем?

26. Что такое фонологическая оппозиция? Сколько оппозиций гласных фонем было в вокалической системе древнерусского языка X-XI вв.?

27. Какие конститутивные признаки гласных фонем являлись дифференцированными? Как они устанавливаются?

28. Оппозиции какого типа намечают пути фонемных изменений? В чем состоит диалектика оппозиций? Покажите это на примерах.

29. Какое место занимает признак ряда в системе дифференцированных признаков древнерусского языка и как прогнозируется его дальнейшая судьба?

 

Задание № 4

Тема: Анализ системы согласных и их роли в изменении фонетической системы древнерусского языка

1. Состав согласных древнерусского языка конца Х – начало XI в. Отличия состава и системы согласных от консонантизма старославянского и современного русского языков.

2. Особенности сочетаемости согласных с последующими гласными и согласными:

– возможности сочетаемости согласных друг с другом в пределах одного слова и условия, ограничивающие эту сочетаемость (двухфонемные и трехфонемные сочетания);

– своеобразие сочетаемости твердых, мягких и заднеязычных согласных с последующими гласными: а) гласными непереднего ряда; б) гласными переднего ряда.

3. Особенности противопоставления согласных в тождественных фонетических условиях: а) в позиции перед сонорными; б) в позиции перед шумными; в) в позиции перед гласными [а] и [у] и другими гласными.

- противопоставление парных твердых – мягких согласных внутри и на стыке морфем;

- противопоставление парных глухих – звонких согласных внутри и на стыке морфем.

4. Характер позиционной мены согласных.

 

Основная литература

  1. Горшкова, К. В. Историческая грамматика русского языка / К. В. Горшкова, Г. А. Хабургаев. – М., 1981. 2. Иванов, В. В. Историческая грамматика русского языка / В. В. Иванов. – М., 1990. – С. 62 – 67.

 

Практические задания

1. Используя сборник упражнений по истории русского языка Е. Н. Иваницкого и др. (М., 1986), выполните упражнения № 81, 84, 90, 92.

2. Выполните домашнюю контрольную работу, связанную с происхождением гласных древнерусского языка. (При выполнении заданий используйте этимологические словари).

- определите происхождение звука [у]: ухо, кузнец, иду (I); муж, берут, юноша, дух (II);

- как произошел звук [е] (Ъ) в праславянском языке: вЪра, роуцЪ, цЪна, рабЪ, мЪсто, пьцЪте, волцЪ, сестрЪ (П)?;

- к каким древним звукам и звукосочетаниям восходит звук [i]: жити, неси, зима, настуси (1); лице, ходить, пить, п(любили (1);

- напишите слова по-древнерусски. Восстановите древнейший вид основы и объясните чередования, возникшие в результате разрушения дифтонгов и дифтонгических сочетаний: вито – венок – повойник, надменный – надутый (I), жатва – жнет, слово – слава – др.-рус. слуги

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Сколько было в древнерусском языке нач. XI в. согласных? твердых согласных? мягких согласных? звонких согласных? глухих согласных?

2. Сколько и какие согласные были в парных соотношениях в древнерусском языке нач. XI в.?

3. Какие согласные были непарно твердыми? непарно мягкими?

4. Перед какими гласными могли выступать твердые согласные? мягкие согласные?

5. Какие согласные в положении перед гласными приобретали позиционную полумягкость?

6. Как исконная мягкость согласных, в отличии от полумягкости, обозначалась в памятниках письменности XI – XII вв.?

7. Когда в древнерусском языке произошел процесс вторичного смягчения?

8. Сколько согласных древнерусского языка подверглось процессу вторичного смягчения?

9. Сколько согласных стало в древнерусском языке после этого процесса?

10. Как отличить согласные вторичного смягчения от исконно мягких согласных?

11. В каком позиционном качестве стали выступать согласные после процесса вторичного смягчения?

12. Какие серьезные изменения в соотношении согласных и гласных в древнерусском языке середины XI в. вызвало смягчение полумягких?

13. Какие условия функционирования сложились для фонемы [и] и [ы]? Почему нельзя считать их двумя самостоятельными фонемами?

14. Какой оказалась картина противопоставления гласных в тождественных фонетических условиях после смягчения полумягких?

15. В каком составе и в какой позиции представляются согласные после смягчения полумягких?

16. Какие принципиально новые отношения сложились между твердыми и мягкими согласными во II пол. XI века?

17. Покажите схематически новые условия противопоставления парных твердых-мягких согласных в эпоху смягчения полумягких, прибегнув к табличному сопоставлению условий противопоставления парных твердых-мягких согласных в I пол. XI века.

18. Чем были обусловлены тесные взаимосвязи между парными твердыми-мягкими согласными?

19. Как понимать свойство коррелятивности (соотносительности), которыми характеризовались отношения друг с другом парных твердых-мягких согласных?

20. Представьте схематически сочетаемость парных по твердости-мягкости согласных с гласными до и после развития согласных вторичного смягчения и отметьте принципиальные изменения в синтагматическом распределении твердых и мягких согласных перед гласными.

21. Перед какими гласными сохранилась позиция исконно парных по твердости-мягкости согласных?

22. Какая позиция м почему расширила область своего распространения в эпоху после смягчения полумягких?

23. Чем специфична позиция противопоставления для неисконно парных по твердости-мягкости согласных?

24. Какие фонетические единицы играли основную различительную роль в древнерусском языке после смягчения полумягких? Приведите примеры.

25. Почему фонологическая система древнерусского языка в отношении категории твердости-мягкости согласных оказалась внутренне противоречивой?

26. Какие изменения произошли в составе гласных фонем в древнерусском языке II пол. XI века? Чем эти изменения объясняются?

27. Покажите схематически позиционную предопределенность утраты фонемы [ä]?

28. Какой фонетический процесс был вызван к жизни после вторичного смягчения полумягких и какое графическое отражение он получил в памятниках письменности XI-XII в.?

29. Что представляют собой развившиеся в древнерусском языке пересекающиеся ряды позиционной мены твердых-мягких согласных?

30. Что такое абсолютно сильная и слабая позиция для согласных? Какими они были и почему эти позиции развились?

31. В соответствии с каким законом шла перестройка фонологических отношений в древнерусском языке в эпоху после смягчения полумягких согласных? Кто сформулировал этот закон?

32. Почему следует считать, что «эпоха смягчения полумягких была переходной от вокалической к консонантной в истории русского языка»?

33. В каком состоянии пребывало соотношение парных по звонкости-глухости согласных в связи с процессом вторичного смягчения?

Задание 8

Тема: Анализ процесса падения редуцированных в древнерусском языке и его роли в становлении консонантной фонологической системы русского языка




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.