КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самопроверки
Молодец, дом, больно, отец, борец, шел, нос, ров, оно, сотня, локоть, сынок, высок, крючок, мешок, посол, годен, кусочек, корка, брошен, овец, стол, мельник, возраст, пес, умна, топот, жена, дно, горшок, темный, кошка, денек, пенек, уголок, нога, новость, хвост, донышко, больно, гортань, восток, платок, лесной, дорожка, создание, холоден, лодка, подошел, опенок. 3. Известно, что падение слабых редуцированных началось не одновременно во всех позициях. Проанализируйте предложенные примеры и установите, в какой позиции происходила более ранняя утрата редуцированных гласных. Ответ аргументируйте: кто (къто), много (мъного), птица (пътица), книга (кънига), что (чьто), псати (пьсати), пшеница (пъшеница), кде (къде), ткати (тъкати), всегда (вьсегда), зриши (зьриши), зде (сьде), мзда (мьзда), вдова (въдова), брати (бьрати), кнзь (кънзь), книжьникъ (кънижьникъ), два (дъва), ржати (рьжати), вторникъ (вьторникъ), мгла (мьгла). 4. Напишите приведенные ниже слова по-старославянски и по-древнерусски, выполните транскрипцию, объясните изменения, произошедшие после падения редуцированных гласных. Для выполнения задания используйте таблицу:
холм, серп, волк, горка, блоха, полк, верх, бедро, терзать, кровь, крошка, трость, держава, дверка, верно, первый, третий, плоть, столп, плеть, персть, семерка, глотка, гром, полно, смерть, церковь, толстый, гордость, скорбь, бельмо, твердо, слово, крест, долг, слеза, лесть, сердце, чернота. 5. Объясните, в результате каких фонетических процессов возникают названия городов: Псков (Пльсковъ), Полоцк (Полотьскъ); Кстово (Крьстово), Брянск (Дьбряньскъ), Пинск (Пиньскъ), Смоленск (Смольньскъ), Тобольск (Тобольскъ), Витебск (Витьбьскъ), Курск (Курьскъ).
6. Установите происхождение гласного после сонорного. Реконструируйте древнерусскую словоформу. рус. хребет ~ укр. хребе́т ~ белорус, лит. хрыбе́т, диал, хрэбест; рус. блоха́ ~ укр ., лит. блоха́, диал. блиха ~ белорус. блыха; рус. крошить ~ укр. кришити ~ белорус. крышыць; рус, диал. броснуть ‘... счищать... ’, ‘ собирать ягоды, забирая их всей горстью руки, отрывая от стеблей’ (см. брусника) ~ укр. бриснувать ‘... облуплять кору’ , рус. крото́вина 'насыпь, кочка, поднимаемая кротом из-под земли’ ~ укр. кертина 'крот', диал. кыэкртина, киртина ‘ крот, кочка ’ ~ белорус. лит. кратавiна, диал. крэтавiна, рус. греметь ~ укр. гримiти ~ белорус. грымец.
7. Напишите приведенные ниже слова по-древнерусски. Вследствие какого фонетического Процесса в диалектах произошло развитие неэтимологических гласных? Подберите к анализируемым словам литературные соответствия. 1. Севернорусские говоры: оберетка, верёх, деложник, жередь, кором, молонья, столоб, холом, черев (червь), солонце, четверег, сереп, гороб, дёрен, верешь, доложно, горон, ёрешь. 2. Южнорусские говоры, украинские и белорусские диалекты: 1. Какого происхождения славянские звуки [Ъ] и [Ь]? 2. Почему древнерусские звуки [Ъ] и [Ь] называют гласными неполного образования, редуцированными, глухими, сверхкраткими, иррациональными, немыми? Какой из перечисленных терминов кажется вам наиболее удачным? 3. Как слависты определяли акустико-физиологическую природу редуцированных гласных? 4. Кому из ученых принадлежит установление звукового значения букв Ъ и Ь? 5. Какие существуют доказательства в пользу того, что буквы Ъ и Ь обозначали живые звуки древнерусского языка в XI веке? 6. Какие факты позволяют утверждать, что [Ъ] и [Ь] являлись самостоятельными фонемами древнерусского языка в XI веке? 7. Чем обусловлены термины "сильный редуцированный" и "слабый редуцированный"? 8. Кем из ученых-славистов впервые был сформулирован принцип деления редуцированных гласных на сильные и слабые? 9. Какие позиции редуцированных гласных являлись сильными? 10. Какая сильная позиция редуцированных гласных являлась отличительной чертой восточнославянских языков? 11. Какие позиции редуцированных гласных являлись слабыми? 11. По каким признакам можно установить место нахождения древних редуцированных гласных в современных русских словах? 12. С какого времени начинается процесс утраты слабых редуцированных? 14. В каких позициях происходит утрата редуцированных в первую очередь? 13. К какому времени в древнерусском языке редуцированные гласные перестали существовать? 14. Какие изменения, происшедшие в звуковом составе русского языка, обусловлены исчезновением слабых редуцированных и переходом в гласные О, Е редуцированных сильных? 15. Что такое ассимиляция согласных звуков? 16. Какие виды ассимиляции согласных звуков существуют? 17. 19. Что такое диссимиляция согласных? 20. Что такое упрощение групп согласных? 18. Одинаково ли упрощались группы согласных в общеславянскую и в восточнославянскую пору? 19. Какого происхождения звук [Ф] в русском языке? 20. Какие изменения произошли на конце слов в связи с исчезновением редуцированного гласного? 21. Как процесс падения редуцированных повлиял на строение слога в древнерусском языке? 22. Какие изменения произошли в системе гласных звуков в связи с падением редуцированных? 23. Кто из историков русского языка обратил внимание на употребление Ђ на месте этимологического [е]? 24. Почему в украинском языке произносится кiнь и пiч, но сон и день? 25. Какими путями ликвидировалось сложное стечение согласных в сочетаниях типа 1гъ1 после утраты слабых редуцированных в диалектах древнерусского языка? 26. Какой особенностью изменения сочетаний типа 1гъ1 в древнерусском языке отличается русский язык от других восточнославянских языков? 27. По каким фонетическим чертам, обусловленным падением редуцированных, русский язык сближается с другими восточнославянскими языками или отличается от них? 28. В чем сущность второго полногласия и чем оно отличается от первого полногласия? 29. Что такое напряженные редуцированные гласные? 30. Какими факторами обусловлено возникновение напряженных редуцированных? 31. Являлись ли напряженные самостоятельными фонемами? 32. Как изменили своё качество напряженные редуцированные в сильном положении в русском языке, с одной стороны, и в украинском и белорусском языках, с другой стороны? 33. На какие диалектные зоны распадался древнерусский язык по судьбе напряженных редуцированных гласных в сильной позиции? 34. В чем состояла особенность изменения сильных напряженных редуцированных в древнерусских говорах запада (позднее вбелорусском языке)? 35. Почему в безударных окончаниях прилагательных широко распространено произношение[Ы], [И] (красный, синий)?
Задание 9 Тема: Третья лабиализация и её роль в становлении консонантной системы русского языка 1. Суть процесса лабиализации. 2. Условия изменения е в о. 3. Территориальное распространение перехода е в о. 4. Время проявления перехода е в о. 5. Лабиализация и смежные с ней явления. Основная литература
Практические задания
1. Объясните, в чем сущность явления перехода е в о? К какому времени относится его развитие? Как оно отразилось в современных восточнославянских языках - русском, украинском и белорусском? 2. В каких случаях перехода е в о не происходило? 3. Объясните происхождение 'о (ё) в следующих словах. Плечо, всё, твоё, идёт, стёкла, ножом, отцом. (тв.пад.)«;| лёд, житьё, лён, шёлк, чёрный, слёзы, кольцо, мёд, 4. Распределите данные олова на две группы: I) слова, На берёзе, щёки, лицом, копьё, землёю, лёд, идём, звёзды, ведёте, жёлтый, умён, идёте, орёл. 5. Объясните различное произношение следующих слов: 6. Постарайтесь определить, какого происхождения е в данных словах; выпишите слова в три колонки: а) слова с е этимологическим (из общеславянского ё); б) слова с е на месте общеславянского и восточнославянского Ђ; в) слова с е из ь: спелый, отец, свет, клен, нет, где, наперечет, верный, слепой, темный, тереть, место, опенок, лето, семенной, резать, тесать, запереть, терн, отверженный, мера, млечный, передний, поденка К каждому из данных слов, в которых е лабиализуется перед мягким согласным, подберите слово или форму слова, по аналогии с которыми в нем е перешло в о: сошлетесь, пёсик, над струёй, на приёме, тётя, зелёненький, пенёчек, дешёвенький, Лёня, над межой Данные слова, в которых вопреки закону третьей лабиализации е не переходит в 'о под ударением и перед твердым согласным внутри слова или на конце слова, распределите на группы: 1) слова с е из и>, 2) слова с е перед ц, 3) слова иностранного происхождения, 4) слова старославянского происхождения, 5) слова с группой ер ~е перед твердым переднеязычным согласным, б) слова с е перед согласным, отвердевшим после того, как перестал действовать закон третьей лабиализации е: все (люди), те (книги), первенец, приверженец, передник, пострел, черви, штиблеты, во сне, дело, карета, вес, конверт, сверстник, полпред, смел, билет, полезный, молодецкий, чернь, привет, мерзкий, совершенство, тесто, небесный, перезрелый, холодец, перст, разведать, протезный Задание № 10 Тема: Фонетические явления великорусского языка (15 – 17 вв.) 1. Изменение групп [кы], [гы], [хы] в [к'и], [г'и], [х'и] и его отношение к истории парного противопоставления твердых мягких согласных фонем. 2. Отвердение шипящих и ц в течении 14 – 15 вв. 3. Изменение качества звуков [ш' т' ш'], [ж' д' ж'] и возникновение долгих мягких шипящих звуков [ш, ж ]. Иные изменения по диалектам. 4. История гласного верхнесреднего подъема [е] (Ъ).
Основная литература
Практические задания 1. Как произносились шипящие и звук ц в древнерусском 2. О чем свидетельствуют следущие написания в письменных Межы, княжылъ (Договорная грамота Дмитрия Донского 1372 г.), жывите, слышышь, лжы (духовная Дмитрия Донского 1389 г.), межы (Двинская грамота 1397 г.), ставцы, опрокинуто ницъ, божитца, противитца (Домострой ХУ1 в.). 3. Какой фонетический процесс отражают традиционно 4. Сгруппируйте приведенные ниже слова в зависимости от происхождения в них сочетаний [ки], [ги], [хи] и [ке], [ге], [хе]: хирург, хитрый, подпрыгивать, кинуть, кегли, враги, мухи, клетки, гипс, на руке, крепкий, в ноге, покрикивать, кефир, снохе, гений, тихий, география, пастухи, размахивать, пологий, волки, сладкий, океан, тихий, многие. 5. Объясните, почему в русских говорах в одних словах в соответствии с литературным ударным /е/ произносят разные звуки, а в других диалектное произношение не отличается от литературного. Опишите приведенные слова по-древнерусски: ХлЯие] б, д [и) д, д [ё] ло, от [е] ц, [и) сть, ж [е] нщина, см [ие] лый, гд [и], п [е $ рвый. 6. Отразите в транскрипции современное произношение приведенных ниже слов. В чем особенность реализации фонемы (о) в первом предударном слоге и как исторически это объясняется?: шептать, шелка, желтеть, жена, жевать пшено. 7. Почему в акающих говорах возможно произношение типа /жана j', /пшано/, /шалка/ и т. и.? 8. Ниже приводятся примеры диалектного произношения звуков, соответствующих литературным /ш7 и /ж7 (/ж)). Укажите, к каким древнерусским согласным восходят эти звуки и каким путем образовался каждый из современных их релексов: ш'ч']ука, [шч]ука, [ш ука, [шт']ука, [шт]ука, во [ж'1 и. во ж'д'ж ]и, во [ж] и, во[жд' и, во[ждж) и.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1074; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |