КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 16. Конституционные основы федеративного устройства России 2 страница
Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000г. № 849 (с изм. 07.09.2010) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 37. Ст. 4643. Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации. Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996г. № 763 (с изм. от 17.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. №47. Ст. 6621.
Литература Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.* Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. - М., 2000.* Мордкович С.В. Институт президентства Российской Федерации: конституционно-правовая характеристика. - Челябинск, 2003. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011. Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. - Саратов, 2000. Суворов В.Н. Глава Российского государства (правовой статус, положение в системе власти). - М., 2000.
Задача 1. При проведении контртеррористической операции в Чеченской республике Президент России отдал приказ об использовании Вооруженных сил Российской Федерации. Один из солдат, проходивших в это время срочную военную службу и получивший тяжелое ранение, в результате которого он стал инвалидом, потребовал материальное возмещение в качестве компенсации за утрату трудоспособности, поскольку издание Указа Президента было неправомерным. Применение Вооруженных сил, по его мнению, возможно только при объявлении военного положения для защиты государственного суверенитета Российской Федерации и её территориальной целостности. В данном случае военного положения не было объявлено. Каковые полномочия Президента по руководству Вооруженными силами РФ и по их использованию во внутригосударственных конфликтах? Как должны оформляться такие решения? Задача 2. Президент Российской Федерации вернул без подписания принятый Государственной Думой Федеральный закон “О запрете научных исследований в области генной инженерии” в связи с тем, что он противоречит Конституции РФ. Государственная Дума преодолела вето Президента, однако Президент вновь отказался подписывать закон, ссылаясь на нарушения процедуры, которые были допущены при повторном рассмотрении закона. Каковы полномочия Президента в области законодательной деятельности? Обязан ли Президент в любом случае подписывать закон, если его вето преодолено Государственной Думой? Тема 22. Конституционный статус Федерального Собрания Российской Федерации Дайте ответы на контрольные вопросы 1. Чьи интересы представляют (должны представлять) палаты Федерального Собрания с учетом разных способов их формирования? 2. Статьи 97 (ч. 2), 98 (ч. 1) Конституции РФ говорят о членах Совета Федерации, а п. 9 Заключительных и переходных положений ‑ о депутатах Совета Федерации. Это противоречие внутри конституционного текста? 3. В чем выражается постоянный характер работы палат (ч. 1 ст. 99 Конституции РФ)? 4. В чем вы видите смысл формулы: «Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат» (ч. 3 ст. 99 Конституции РФ)? 5. Как решается вопрос преемственности в палатах Федерального Собрания при смене депутатского корпуса (отдельных депутатов)? 6. Как соотносятся законодательная и представительная функции палат Федерального Собрания? 7. Сформулируйте критерии определения профессиональной и эффективной деятельности палат Федерального Собрания. Должны быть подобные критерии для представительной и исполнительной власти едиными или нет? 8. Перечислите распорядительные полномочия палат Федерального Собрания. В чем смысл и содержание функции распорядительствования? 9. Могут ли депутаты Госдумы и члены Совета Федерации на своем совместном заседании обсудить состояние дел в сельском хозяйстве и принять по данному вопросу совместное постановление? 10. Госдуму вправе распустить Президент РФ, а кто вправе распустить Совет Федерации в случае парламентского кризиса, вызванного недееспособностью этой палаты? 11. Каков характер отношений палат Федерального Собрания и Счетной палаты? 12. Вправе ли избиратели отзывать депутатов Госдумы? А членов Совета Федерации? Вариант 22. 1. Структура и порядок формирования Федерального Собрания Российской Федерации. Парламентский контроль деятельности Правительства РФ, 2. Характеристика постановлений и регламентов палат Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам статуса членов и депутатов палат Федерального Собрания Российской Федерации. Нормативные правовые акты Федеральный закон «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 декабря 2005г. № 196-ФЗ (в ред. 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2010. № l. Ст. 16. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. № 51 – ФЗ (ред. 20.10.2011 г.) // Российская газета. 21.10.2011 г. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ (в ред. 17.10.2011). // Собрание законодательства РФ. 2011. № 43. Ст. 5961. Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания» от 8 мая 1994г. № 3-ФЗ (в ред. 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6730. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002г. (в ред. 25.12.2011) // Российская газета. 28.12.2011 г Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998г. (в ред. 14.01.2011) // Российская газета. 15.01.2011 г
Литература Булаков О.Н. Двухпалатный парламент Российской Федерации. - СПб., 2003*. Булаков О.Н. Парламентское право в Российской Федерации. – М., 2004* Гранкин И.В. Парламент России. 2-е изд. - М., 2001.* Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.* Коврякова Е.В. Парламентский контроль: зарубежный опыт и российская практика. - М., 2005*. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт / Под ред. С.А. Авакьяна. - М., 2003. Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. - М., 2003. Совет Федерации: эволюция статуса и функций / Отв ред. Л.В. Смирнагин. - М., 2003. Современный парламент: Теория, мировой опыт, российская практика / Под ред. О.Н. Булакова. - М., 2005. Задача 1. «Пресс-секретарь Президента России С. Ястржембский назвал "противоречащими здравому смыслу" попытки ряда депутатов Госдумы организовать постановление нижней палаты относительно стокгольмских разоруженческих инициатив президента Бориса Ельцина. Он напомнил, что "вопросы, связанные с определением состава, структуры, численности Вооруженных Сил России, а также местами их дислокации, относятся исключительно к компетенции Президента России"» (Против здравого смысла // Рос. газ. 1997. 19 дек.). Проанализируйте приведенное газетное сообщение. Действительно, вправе ли Госдума принимать постановления по вопросам обороны и внешней политики? Задача 2. Депутат Государственной Думы А.А. Петров был вызван к следователю прокуратуры в качестве свидетеля по делу Грачнева А.С., занимавшего должность главы районной администрации, где находился округ Петрова. Грачневу вменялись в вину злоупотребления должностным положением, получение взяток и ряд других нарушений, в том числе и нецелевое использование средств, выделявшихся для обеспечения работы приемной депутата Петрова. Следователь предложил Петрову дать показания о некоторых обстоятельствах, связанных с расходованием этих средств и существенных для расследуемого дела. Против допроса Петрова категорически возражает обвиняемый. Обязан и вправе ли депутат дать показания по делу в качестве? Тема 23. Законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации Дайте ответы на контрольные вопросы 1.Перечислите всех субъектов, обладающих правом законодательной инициативы по Конституции РФ 1993г. 2.Какое количество чтений проходит законопроект, прежде чем стать законом? Охарактеризуйте каждое из них 3.Из каких стадий состоит законодательный процесс в РФ? 4.По каким вопросам подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации федеральные законы в соответствии со ст.106 Конституции РФ? 5.Рассмотрите постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995г. 6.В течении какого срока законопроект должен быть рассмотрен Советом Федерации? 7.Что такое согласительные комиссии и с какой целью они создаются? 8.Какие особенности рассмотрения палатами федеральных конституционных законов вы можете выделить? 9.Что считается официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания? 10.Определите порядок вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания? Вариант 23. 1. Составить схему с пояснениями стадий законодательного процесса в Федеральном Собрании Российской Федерации. Раскрыть порядок повторного рассмотрения Государственной Думой законов, не одобренных Советом Федерации. 2.Участие комитетов и комиссий палат Федерального Собрания в законодательном процессе по действующим регламентам палат парламента. 3. Роль решений и правовых позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в совершенствовании законодательства регулирующего законодательный процесс в Федеральном Собрании Российской Федерации. Нормативные правовые акты Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4 марта 1998г. № 33-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 10. Ст. 1146. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994г. № 5-ФЗ (в ред. 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 8. Ст. 801. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 30 января 2002г. (в ред. 27.12.2011) // Российская газета. 28.12.2011 г Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998г. (в ред. 14.01.2011) // Российская газета. 15.01.2011 г
Литература Автономов А.С Проблемы законодательного процесса // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. № 3, 4. Адарчева Л.С. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы // Журнал российского права. 2000. № 3. Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.* Краснов Ю.К. Законодательный процесс в Государственной Думе: пути совершенствования. – М., 2004. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011. Юдин Ю. Законодательная процедура внесения изменений в Конституцию Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. № 3.4. Задача 1. 19 апреля 2002 года Государственная Дума приняла в третьем чтении проект Федерального закона «О временном запрете на клонирование человека». Выступая перед журналистами, лидер фракции КП РФ в Государственной Думе Г. Зюганов заявил, что его фракция намерена обжаловать Постановление Государственной Думы о принятии закона в третьем чтении в связи с нарушением процедуры его принятия. Каким образом оформляется принятие закона палатой парламента? Какое место в правовой системе РФ занимает Постановление Государственной Думы о принятии закона? Может ли оно быть предметом обжалования? Мотивируйте ответ. Задача 2. Фракция КП РФ в Государственной Думе разработала и вынесла на рассмотрение в порядке законодательной инициативы альтернативный проект федерального бюджета. В заключении по этому законопроекту Правового управления Аппарата Государственной Думы было указано, что конституционных препятствий к рассмотрению проекта бюджета нет. Статья 114 Конституции РФ устанавливает обязанность Правительства разработать проект бюджета и представить его на рассмотрение Государственной Думы. Порядок осуществления этих действий регламентирован действующим законодательством, в частности, Бюджетным кодексом РФ. Однако нигде не содержится запрета на разработку и внесение альтернативного проекта бюджета. Конституция РФ не устанавливает исключительной законодательной инициативы по данному вопросу Правительства РФ. Заключение Правительства, если строго следовать формулировке статьи 104 (часть 3) Конституции РФ, не требуется. Однако оно получено; его отрицательный характер не препятствует рассмотрению проекта. В чем особенности стадии законодательного процесса - законодательной инициативы? Каковы субъекты, условия и порядок реализации права законодательной инициативы? Дайте оценку заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы. Тема 24. Конституционный статус Правительства Российской Федерации Дайте ответы на контрольные вопросы 1. Назовите юридические признаки, свидетельствующие о том, что Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти. 2. В чем выражается коллегиальность деятельности Правительства РФ? 3. Перечислите полномочия Правительства РФ по руководству федеральными органами исполнительной власти. 4. Какими полномочиями обладает Правительство РФ по отношению к органам исполнительной власти субъектов РФ? 5. Раскройте значение принципа единой системы исполнительной власти РФ. 6. Назовите правовые акты Правительства РФ и дайте им характеристику. 7. Какие структурные подразделения входят в состав Аппарата 8. Правительства РФ? 9. Раскройте понятие структуры федеральных органов исполнительной власти. 10. Что означает выражение «министр без портфеля»? Вариант 24. 1. Порядок формирования Правительства Российской Федерации. 2.Юридические свойства, порядок принятия и опубликования актов Правительства РФ. 3. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам статуса Правительства Российской Федерации. Нормативные правовые акты Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ (в ред. 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2011. №1. Ст. 1. Указ Президента Российской Федерации «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 20 мая 2004 г. № 649 (в ред. 25.08.2010) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 35. Ст. 4528. Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004г. № 314-ФЗ (в ред. 2206.2010) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 26. Ст. 3331.
Литература Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.* Исполнительная власть организация и взаимодействие / Отв. ред. Ю.А Тихомиров. - М., 2000*. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011. Павлушкин А. Правительство России и органы власти субъектов Федерации в федеральном законотворческом процессе // Конституционное право восточноевропейское обозрение. 2003. № 3*. Президент — Правительство — исполнительная власть: российская модель / Под ред. И. Шаблинского. - М., 1997* Тарасов А. Вопросы развития роли Правительства Российской Федерации в законодательном процессе // Право и жизнь. 2002. № 47. Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации как субъект федерального законодательного процесса (конституционно-правовой аспект) // Статьи и тезисы докладов аспирантов и соискателей ИГЛ РАН. 2002 Задача 1. Президент РФ 23.03.98 подписал указ № 281 об отставке Правительства РФ и временном возложении обязанностей Председателя Правительства РФ на себя, а позже указ о назначении и.о. министра топлива и энергетики РФ заместителем председателя Правительства РФ и исполняющим обязанности председателя Правительства РФ. Государственная Дума обратилась в Верховный Суд РФ с просьбой признать данные указы недействительными, так как они не соответствуют Конституции РФ. Какое решение должен принять суд? Задача 2. Директор Федеральной службы безопасности РФ обратился к председателю Правительства РФ с требованием допустить его к участию в заседаниях Правительства РФ с правом решающего голоса, поскольку в соответствии с законом об органах Федеральной службы безопасности он обладает всеми правами федерального министра. Подготовьте мотивированный ответ.
Тема 25. Конституционный статус органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Дайте ответы на контрольные вопросы 1.Ознакомтесь с Ф.З. о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Каким образом наделяется полномочиями высшее должностное лицо субъекта РФ? Какой порядок существовал до этого? 2. Определите круг полномочий и компетенцию высшего должностного лица субъекта? 3.В каких случаях Президент РФ вправе приостановить действие акта высшего должностного лица, акта органа исполнительной власти? 4.В каких субъектах РФ учреждён пост президента? 5.Каким актом устанавливается наименование органа законодательной власти субъекта РФ, а также его структура? 6.По какой системе формируются органы законодательной власти субъекта РФ? 7.Ограничен ли срок полномочий членов органа законодательной власти субъекта РФ?
Вариант 25. 1.Особенности формирования (отставки и роспуска) и правового статуса органов государственной власти республик и других субъектов в составе федерации. 2. Заполнить таблицу краткими комментариями статей, регулирующих вопросы организации и деятельности органов государственной власти субъектов РФ:
3.Порядок формирования, структура и нормативные акты органов государственной власти субъекта Российской Федерации (на примере челябинской области). Нормативные правовые акты Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. 07.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. №50. Ст. 7359.
Литература Андреев А.В., Карасев А.Т. Представительная власть в субъектах Российской Федерации: общее и особенное // Правоведение. 2003. № 1. Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.* Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В.А. Кряжков. – М., 2002. Лебедев В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. – М., 2000. Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011. Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. – СПб., 2004* Окулич И.П. Проблемы правового статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. – Челябинск, 2003. Цалиев A.M. Органы власти и законодательство субъектов Российской Федерации состояние и проблемы совершенствования. – М., 2007.
Задача 1. Губернатор Челябинской области обратился к Президенту РФ с просьбой отменить распоряжение полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе об обязательном согласовании с представителем Президента назначения руководителей областных органов исполнительной власти, находящихся в двойном подчинении, областным органам власти и федеральному органу исполнительной власти. Правомерно ли такое обращение Губернатора к Президенту РФ? Задача 2. Решением Избирательной комиссии Смоленской области 11.03.98 Губину было отказано в регистрации на должность главы администрации Смоленской области в связи с обнаружением в подписных листах 8,3% недостоверных подписей. В поддержку Губина было собрано -9470 подписей избирателей, из них 599 являются недостоверными. Губин обратился в суд с жалобой на данное решение, считая выводы избиркома ошибочными, нарушающими его право на участие в работе комиссии при подсчете голосов. Истец указал на необоснованность исключения подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, в которых отсутствует дата заверения их сборщиком или подпись сборщика поставлена ранее подписей избирателей. Какие подписи считаются недостоверными? Какое количество подписей должен представить гражданин для регистрации его в качестве кандидата на различные выборные должности? Какое решение должен принять суд?
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |