Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 16. Конституционные основы федеративного устройства России 1 страница




Дайте ответы на контрольные вопросы

1.Одинаково ли правовое положение краев и областей?

2.Вправе ли муниципальное образование одного субъекта федерации принять решение о переходе в состав другого субъекта федерации? Вправе ли Российская Федерация вывести закрытое административно-территориальное образование из состава территории конкретного субъекта федерации?

3.Что объединяет и что различает автономную область и автономные округа?

4.Как соотносятся законы Российской Федерации и ее субъектов по юридической силе?

5.Часть 2 ст. 77 Конституции РФ говорит о единой системе исполнительной власти в Российской Федерации. Что означает эта конституционная формула?

6.Письменно соотнесите между собой следующие категории: федерация - федерализм - территория; автономия - государственное устройство - унитаризм; право на самоопределение - суверенитет - народовластие; децентрализация - федерация - местное самоуправление.

7.Найдите и законспектируйте любую журнальную статью по федеративной проблематике

8.Каково соотношение территориальной организации государства и организации государственного аппарата?

9.Можно ли говорить о суверенитете субъектов федерации?

10.Статья 61 Конституции Республики Татарстан гласит: «Республика Татарстан ‑ суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией - Россией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». Дайте собственную правовую оценку данного предписания. Что означает термин «ассоциированное государство»?

Вариант 16.

1. Конституционные принципы федеративного устройства России.

2.Конституционное регулирование порядка разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами в ее составе

3.Решения и правовые положения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам основ федеративного устройства России.

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 6-ФКЗ (в ред. 31.10.2005) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 52 (часть I). Ст. 4916.

Федеральный договор от 31 марта 1992г. // Федеративный договор: Документы. Комментарий. 1994.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 2. Ст. 2.

 

Литература

Витрук Н.В. Конституционный принцип «верности федерации» в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 3.*

Карапетян Л.М. Федеративное устройство российского государства. - М., 2001.*

Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. – М., 2004.*

Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.*

Ливеровский А.А. Актуальные проблемы федеративного устройства России. - СПб. 2002.

Сафонов В.Е. Федерализм в государственном строе России: конституционно-правовые аспекты. - Саратов., 2004.*

Умнова П.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М., 2000.*

Задача 1.

Пять областей ‑ Свердловская, Челябинская, Курганская, Оренбургская и Пермская ‑ приняли решение об объединении в один крупный субъект ‑ Уральский край. В Свердловской и Челябинской областях это решение было принято на заседаниях их законодательных органов, в Курганской и Оренбургской - оформлено указами губернаторов, а в Пермской - решением областного референдума. Причем на территории Коми-Пермяцкого автономного округа, входящего в состав Пермской области, референдум не проводился из-за отрицательного отношения губернатора и окружной Думы к идее объединения.

Предусмотрена ли Конституцией РФ возможность затеянного объединения? Если да, то, в каком порядке должно осуществляться подобное объединение? Составьте поэтапный план данного объединения, включающий решение всех необходимых конституционно-правовых вопросов.

Задача 2.

Народным Хуралом ‑ Парламентом Республики Калмыкия ‑ был издан Закон о выборах депутатов Хурала, предусматривающий необходимость сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты в количестве не менее 4% от числа избирателей соответствующего избирательного округа. Президент РФ обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности этого положения. Выступая в Конституционном Суде, представитель Президента Республики Калмыкия заявил, что республиканский парламент действовал в конституционных рамках, так как Конституция РФ предусматривает право субъектов федерации самостоятельно устанавливать и формировать систему республиканских органов государственной власти.

Какова ваша оценка данной ситуации? Когда подобный случай имел место в практике Конституционного Суда РФ? Какое решение по вышеописанному делу должен принять Конституционный Суд?

Тема 17. Конституционный статус Российской Федерации

Дайте ответы на контрольные вопросы

1.Вправе ли федерация в сфере совместного ведения не только принимать законодательные основы, но и детально, исчерпывающим образом регулировать соответствующие общественные отношения?

2. Россия - федерация договорная или конституционная?

3. Какие договоры о разграничении ведения и полномочий между РФ и её субъектами вам известны?

4.Какие субъекты по Конституции РФ 1993г. считаются государствами, а какие государственно-подобными образованиями?

5.В какой статье Конституции перечислены все виды субъектов РФ? определите порядок их перечисления. С чем это связано?

6.Какие признаки присущи России как федерации?

7.Какие предмет ведения находятся в исключительном ведении РФ.

Вариант 17.

1.Конституционные характеристики России как федеративного государства.

2.Правовое регулирование порядка образования нового субъекта Российской Федерации, проблемы реализации механизма вступления другого государства в Российскую Федерацию в качестве субъекта в ее составе.

3.Осуществите комментарий решений и правовых положений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам статуса Российской Федерации.

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 6-ФКЗ (в ред. 31.10.2005) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 52 (часть I). Ст. 4916.

Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации» от 1 июня 2005г. № 53-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002г. N 62-ФЗ (в ред. 28.06.2009) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 26. Ст. 3125.

Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» от 17 декабря 1998г. № 191-ФЗ (в ред. 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. №48. Ст. 6732.

Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998г. № 155-ФЗ (в ред. 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. №48. Ст. 6732

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ (с изм. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 50. Ст. 7351.

Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30 ноября 1995г. № 187-ФЗ (в ред. 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6732.

Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993г. № 4730-1 (в ред. 08.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7356.

 

Литература

Барциц И.Н., Левакин И.В. Территориальная целостность Российской Федерации: вопросы теории // Журнал российского права. 2002. № 10*.

Безруков А.В. Проблемы правовой природы Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2000. № 2*

Безруков А.В. Совершенствование института совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов // Право и политика. 2003. № 5*

Васильева Л.Н. К вопросу о правовом регулировании использования государственного языка // Журнал российского права. 2002. 2010*.

Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.*

Кокотов А.Н. Разграничение и согласование полномочий Российской Федерации, субъектов Федерации и их органов государственной власти // Журнал российского права. 2002. № 8*.

Кутафин О.Е Российская автономия. – М., 2006*.

Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011.

Некрасов С.И. Федеральные округа — новое звено в вертикали российской власти // Журнал российского права. 2001. № 11.*

 

Задача 1.

Письменно проанализируйтевидение Конституционным Судом РФ вопроса о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами в следующих решениях Суда :1 вариант: постановление от 17 сентября 1993 г. по «североосетинскому делу» (ВКС. 1994. № 6; 2 вариант: постановление от 4 марта 1997 г. по делу о проверке конституционности ст. 3 ФЗ «О рекламе» (СЗ РФ. 1997. № 11.Ст. 1372; ВКС. 1997. № 1); 3 вариант: постановление от 9 января 1998 г. по делу о проверке конституционности Лесного кодекса РФ (СЗ РФ. 1998. № 3. Ст. 429;ВКС. 1998. № 2).

Задача 2.

Часть 6 ст. 76 Конституции РФ устанавливает, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ, изданным в пределах собственного ведения субъекта РФ, действует акт субъекта РФ.

Соответствует ли данное положение ст. 4 Конституции РФ?

Какова ваша оценка данной ситуации? Когда подобный случай имел место в практике Конституционного Суда РФ? Какое решение по вышеописанному делу должен принять Конституционный Суд?

Тема 18. Конституционный статус субъектов Российской Федерации

Дайте ответы на контрольные вопросы

1. Пункт «о» ст. 72 Конституции РФ говорит о праве субъектов федерации на установление международных и внешнеэкономических связей. Как содержательно соотносится это право с правовыми возможностями на международной арене Российской Федерации в целом?

2. Что означает конституционная характеристика республик в составе России как государств (ч. 2 ст. 5)?

3. Что отличает статус субъекта федерации от статуса иных внутренних для государства территорий?

4. Что объединяет и что различает автономную область и автономные округа?

5. Современные республики в составе России ранее именовались автономными республиками. Изменился ли их сущностный статус в связи с утратой ими признака автономности?

6. Как вы понимаете термины «бюджетный федерализм», «экономический федерализм»?

7. Одинаково ли правовое положение краев и областей?

8. Перечислите все сложноустроенные субъекты Российской Федерации.

9. Вправе ли муниципальное образование одного субъекта федерации принять решение о переходе в состав другого субъекта федерации? Вправе ли Российская Федерация вывести закрытое административно-территориальное образование из состава территории конкретного субъекта федерации?

Вариант 18.

1. Конституционная характеристика субъектов Российской Федерации.

2. Соотношение конституционного правового статуса республик и других субъектов Российской Федерации. Административно-территориальное деление субъектов федерации.

3. Решения и правовые положения Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционных (Уставных) Судов субъектов Российской Федерации по вопросам статуса субъектов.

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» от 12 июля 2006г. № 2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 29. Ст. 3119.

Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края. Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и «Эвенкийского автономного округа» от 14 октября 2005г. № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.

Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» от 25 марта 2004г. № 1-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. № 13. Ст. 1110; 2006. № 16. Ст. 1644.

Федеральный конституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 6-ФКЗ (в ред. 31.10.2005) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 52 (часть I). Ст. 4916.

Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999г. № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ (в ред. 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 7. Ст. 782.

Закон Российской Федерации «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации» от 17 июня 1992г. № 3056-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 28. Ст. 1618.

 

Литература

Бродский М.Н., Ливеровскии А.А. Правовой статус и экономическое развитие субъектов Российской Федерации. – СПб., 2000.

Иванов В.В. Автономные округа в составе края, областей — феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» Конституционно-правовое исследование. - М., 2002*.

Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.*

Кутафин О.Е. Российская автономия. - М., 2006*.

Национальный вопрос и государственное строительство: проблемы России и опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. – М., 2001.

Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011.

Хабриева Т.Я. Национально-культурная автономия в Российской Федерации. - М., 2003*.

Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. 2000. № 10.*

 

Задача 1.

На состоявшейся в Биробиджане сессии областного Совета народных депутатов была принята Декларация о повышении государственно-правового статуса Еврейской автономной области и превращении ее в республику. Акт провозглашения республики был неоднозначно воспринят жителями области. Сессии представительных органов двух крупнейших районов ‑ Ленинского и Смидовичского ‑ приняли решение категорически воспрепятствовать претворению декларации в жизнь.

Оцените вышеуказанное решение и раскройте конституционный порядок преобразования субъектов федерации.

Задача 2.

Губернатор Челябинской области обратился к Президенту РФ с просьбой отменить распоряжение полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе об обязательном согласовании с представителем Президента назначения руководителей областных органов исполнительной власти, находящихся в двойном подчинении, областным органам власти и федеральному органу исполнительной власти.

Дайте юридический анализ дела.

Тема 19. Конституционные основы системы органов государственной власти в Российской Федерации

Дайте ответы на контрольные вопросы

1. Какие признаки характеризуют государственные органы?.

2.Какие критерии лежат в основе классификации органов государственной власти по вертикали и по горизонтали?

3.Какие федеральные органы федеральной государственной власти не входят ни в одну из ветвей власти Российской Федерации?

4.Какие законы регулируют организацию и деятельность органов государственной власти России?

5. Какие существуют классификации органов исполнительной власти?

Вариант 19.

1. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности системы органов государственной власти в Российской Федерации.

2. Проблемы реализации полномочий законодательных и исполнительных органов государственной власти федерации и субъектов в ее составе по предметам совместной компетенции

3.Составьте структуру органов государственной власти: федерации субъектов в ее составе и органов местного самоуправления, учитывая иерархию органов трех уровней публичной власти и принцип разделения властей по горизонтали на всех трех уровнях публичной власти.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (принята на всенародным голосовании 12 декабря 1993г.). // Российская газета 1993г. 25 декабря.

Литература

Вельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. 1997. № 3.

Ершов В.В. Место и роль суда в правовом государстве // Правоведение. 1991. № 5.

Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева. - М., 2004.*

Конституционное право Российской Федерации: учебник/под общ. ред. Н.В. Витрука. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.-656с.*

Президент — Правительство — исполнительная власть российская модель / Под ред. И. Шаблинского. - М., 1997.*

Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011.

Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование // Правоведение. 1992. №2.

Чиркин В.Е Президентская власть // Государство и право. 1997. № 5.

Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М., 1995.*

Задача 1.

Аипов, являющийся вынужденным переселенцем и, с 1992г. проживающий в Республике Ингушетия, обратился в Избирательную комиссию Республики Ингушетия с запросом о том, имеет ли он право принимать участие в выборах Президента Республики Ингушетия. Постановлением избиркома Аипову отказано в праве принимать участие в выборах. Аипов обратился в Верховный суд Республики Ингушетия о признании данного постановления незаконным.

Какие существуют цензы пассивного избирательного права? Обоснуйте решение суда.

Задача 2.

Центральная избирательная комиссия назначила дополнительные выборы депутата Госдумы по Ямало-Ненецкому одномандатному избирательному округу на 27.09.98. На указанную должность было зарегистрировано 4 кандидата, однако трое сняли свои кандидатуры. В связи с этим обстоятельством избирком Ямало-Ненецкого округа своим решение отложил выборы на 100 дней. Центральная избирательная комиссия, учитывая, что окончание указанного срока приходится на день, когда до окончания конституционного срока полномочий Госдумы остается менее года, постановила дополнительные выборы депутата по Ямало-Ненецкому округу не проводить.

Каков порядок проведения дополнительных выборов? Оцените действия обеих избирательных комиссий.

Тема 20. Избирательное право Российской Федерации

Дайте ответы на контрольные вопросы

1.В каких значениях используются понятия «выборы», «избирательное право», избирательный процесс», избирательная система»?

2.В чем разница между активным и пассивным избирательным правом?

3.Какие принципы избирательного права регулируют основы избирательного права?

4.Из каких стадий состоит избирательный процесс?

5.Какова роль принципа равных избирательных прав в формировании избирательных участков и округов?

6.Какие виды избирательных систем применяются на выборах коллегиальных и единоличных выборных органов власти?

7.В какой форме реализуется принцип состязательности выборов?

8.Какой порядок гарантии принципов прямого и тайного голосования?

Вариант20.

1.Пнятие и принципы избирательного права, проблемы реализации данных принципов.

2.Понятие и основные стадии избирательного процесса.

3. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по проблемам реализации избирательного права

 

Нормативные правовые акты

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 г. №67-ФЗ (ред. от 20.10.2011.) // СЗ РФ. 2011. №43. Ст.5975.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18.05.2005 г. № 51 – ФЗ (ред. 20.10.2011 г.) // Российская газета. 21.10.2011 г.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. №19-ФЗ (ред. 20.10.2011 г.) // СЗ РФ. 2011. № 43. Ст.5975.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 3.11.1997 г. «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 26.11. 1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в связи с запросом Тульского областного суда» // СЗ РФ. 1997. №45. Ст. 5241

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16.06. 2006 г. № 7-П «По делу о ряда положений статей 48, 51, 52, 54, 58 и 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом Государственной Думы Астраханской области // СЗ РФ. 2006. №27. Ст.2970.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9.11.2009г. № 16-П «По делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» и части статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова // Российская газета 07.11.2009 г.

Литература

Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Конституционная ценность избирательных прав граждан России. М., 005.

Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. СПб., 2003.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. История. Теория. Практика. М., 1996.

Князев С.Д. Современное избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, 1999.

Котегова М.А. Пропорциональная избирательная система: российский и зарубежный опыт. Ижевск. 2007.

Колюшин Е.И. Избирательные фонды. Научно-практическое пособие. М., 2009.

Колюшин Е.И. Судебная защита избирательных прав граждан. М., 2005.

Колюшин Е.И. Принципы выборов и избирательного права в свете судебных решений // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. Материалы международной научной конференции. Под ред. проф. Н.В. Витрука и проф. Л.А. Нудненко. М., 2009. С.288-306.

Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М003.

Миронов А.В. Оценочные понятия в избирательном законодательстве Российской Федерации. Иркутск, 2005.

Нудненко Л.А. Конституционное право России. Учебник для бакалавриата. Гриф УМО. М., Юрайт. 2011.

Задача 1.

Гражданин Г.И. Розинский обратился в Конституционный Суд РФ с жалобой на Федеральные законы “О выборах депутатов Государственной Думы” и “О порядке формирования Совета Федерации”. В законе “О выборах депутатов Государственной Думы” предметом обжалования была норма, согласно которой на территории одного субъекта РФ не может быть образовано менее одного одномандатного избирательного округа, а границы округов не могут пересекать границы субъектов. Заявитель посчитал, что данная норма противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает принцип равенства избирательных прав, и в то же время указанная норма не имеет достаточного обоснования, так как представительство субъектов РФ как самостоятельных государственных образований обеспечивается в верхней палате, Совете Федерации, а Государственная Дума избирается в равной степени от всех граждан РФ.

В Законе “О порядке формирования Совета Федерации” Г.И. Розинский посчитал не соответствующим Конституции сам принцип назначения членов Совета Федерации. По его мнению, этот порядок нарушает правило прямого избирательного права и нарушает принцип разделения властей, поскольку исполнительная власть прямо назначает своего представителя. По мнению заявителя, органы обеих ветвей власти в субъектах РФ должны представлять альтернативные кандидатуры, а право окончательного выбора должно оставаться за избирателями.

Какова разница между порядком избрания Государственной Думы и порядком формирования Совета Федерации, и чем обусловлена эта разница? Оцените аргументы заявителя.

Задача 2.

Гражданин А.К. Дранцев Обратился в суд с требованием пересмотреть итоги голосования по законопроекту “О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс РФ” (об установлении брачного возраста 14 лет), ссылаясь на следующие обстоятельства.

В предвыборной программе партии “Единая Россия”, за которую он голосовал, содержался пункт, согласно которому партия выступала против снижения брачного возраста. Это явилось одним из обстоятельств, побудивших его голосовать за эту партию, так как этот пункт соответствовал его убеждениям. Однако, как видно из результатов поименного голосования, некоторые депутаты, избранные по списку «Единой России», голосовали «за».

В чем состоит свободный мандат от императивного мандата? Возможна ли ответственность политической партии за позицию, отличную от объявленной при проведении предвыборной кампании? Какими полномочиями влиять на голосование депутатов обладает партийная фракция и какие фракция может применить санкции к депутатам, не выполняющим решений фракции?

Тема 21. Конституционный статус Президента Российской Федерации

Дайте ответы на контрольные вопросы

1.Является ли Президент РФ высшим должностным лицом РФ? Входит ли должность Президента в систему федеральных исполнительных органов государственной власти?

2. Перечислите основания, по которым Президент РФ вправе применить право вето.

3. Какие указы Президента РФ подлежат утверждению в Федеральном Собрании РФ?

4. Перечислите полномочия Президента РФ как Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ. Какие акты он вправе издавать?

5. Какие из функций, осуществляемых Президентом РФ, можно назвать представительскими и почему?

6. Какими средствами располагает Президент России как гарант Конституции РФ, прав и свобод человека?

7. Какие юридические процедуры использует Президент РФ для обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти?

8. Назовите полномочия Президента РФ, свидетельствующие о том, что он является фактическим главой исполнительной власти.

9. Дайте общую характеристику порядка прекращения Президентом РФ исполнения своих обязанностей.

10. Какие меры воздействия Президент РФ вправе применять к органам государственной власти субъектов РФ?

Вариант 21.

1. Полномочия Президента РФ в системе исполнительной, законодательной и судебной власти.

2. Юридические свойства, порядок принятия и опубликования актов Президента РФ.

3.Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам статуса Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. №19-ФЗ (ред. 20.10.2011 г.) // СЗ РФ. 2011. № 43. Ст.5975.

Федеральный закон «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12 февраля 2001г. № 12-ФЗ (в ред. 28.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 1. Ст. 16.

Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2004г. № 726 // Собрание законодательства РФ. 2004. № 24. Ст. 2392; 2006. № 31 (часть I). Ст. 3459.

Положение об Администрации Президента Российской Федерации, утв Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490 (с изм. от 14.01.2011) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 4. Ст. 572.

Положение о Государственном совете Российской Федерации, утв Указом Президента Российской Федерации от 1 сентября 2000г. № 1602 (с имз. от 12.03.2010) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 11. Ст. 1195.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2113; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.