КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Иные специальный парламентские процедуры
Парламентские процедуры - это порядок работы парламента. Виды парламентских процедур. 1. Сессии парламента - период времени, в течение которого палаты парламентов вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания и принимать решения в соответствии со своей компетенцией. Сложились две разновидности порядка работы парламента:
В межсессионный период действуют два принципа:
2. Пленарные заседания - это собрания членов парламента (его палат), которые проводятся в установленном законом порядке. Обычно они являются открытыми, но могут быть и закрытыми (при рассмотрении вопросов, затрагивающих государственную тайну). Процедуры пленарных заседаний регулируются регламентами. Пленарные заседания делятся на две группы: организационные (проводятся сразу после выборов) и обычные. Важнейший элемент парламентской процедуры - кворум (установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы (в отдельных случаях) и для принятия решений (как правило). Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно. Регламенты подробно регулируют порядок установления повестки дня заседания и обсуждения вопросов. Ораторы записываются заранее. Они должны не отклоняться от обсуждаемого вопроса; обычное время для выступлений - от 5 до 20 минут (реже 50-60). Обсуждение заканчивается голосованием. Способы: а) открытые (электронным голосованием, вставанием, разделением, поднятием руки, аккламация (кто громче кричит) и б) закрытые, тайные (бюллетенями). В наиболее ответственных случаях может применяться поименное голосование 3. Заседания комитетов и комиссий. Процедура этих заседаний гораздо проще. Здесь не требуется предварительной записи на выступления; сами выступления носят характер скорее деловой, чем публичный; возможны неоднократные выступления. Особое значение имеют проводимые комитетами слушания. Они позволяют выявить не только возможные позиции и оппозицию по тем или иным вопросам, но и формировать в необходимом направлении общественное мнение. Важная роль принадлежит комиссиям при осуществлении контрольных функций парламента. Узкая специализация комиссий, их небольшой численный состав позволяют с большей глубиной и компетентностью курировать отдельные области государственной деятельности. Вспомогательный аппарат парламента Вспомогательный аппарат состоит из:
Органы, учреждения и должностные лица при парламентах
49. Органы, учреждения и должностные лица при парламентах. Эти органы и учреждения весьма разнообразны по своим задачам, полномочиям, порядку формирования и деятельности, принципам ответственности. Часть из них имеет чисто консультативный характер, другие располагают определенными властными полномочиями. Некоторые обслуживают не только парламент, но и исполнительную власть. Одни имеют весьма широкое распространение, другие встречаются только в отдельных странах. В большинстве случаев они имеют конституционный статус, и тенденция их конституционализации становится постепенно глобальной. Как правило, данный орган образуется парламентом. Омбудсман обязан расследовать жалобы относительно предполагаемых или очевидных случаев нарушений основных прав и свобод, злоупотреблений властью, несправедливого, грубого, бесчувственного или неуважительного обращения с жителем Намибии со стороны официального лица любого органа власти (центрального или местного), свидетельствующего о несправедливости или коррупции или таком поведении официального лица, которое в демократическом обществе рассматривается как незаконное, притесняющее или нечестное. В обязанности Омбудсмана входит также расследование жалоб на действия Комиссии публичной службы, административных органов государства, сил обороны, полицейских сил, тюремной службы, поскольку такие жалобы относятся к невозможности достичь согласованной организации таких служб или равного доступа к поступлению в такие службы, или справедливого управления в отношении этих служб. Обращает на себя внимание такая конституционная обязанность Омбудсмана, как расследование жалоб на расхищение и разбазаривание природных ресурсов, нерациональное их использование, разрушение экосистем и природных красот Намибии. Омбудсману вменяется в обязанность энергично расследовать любые случаи предполагаемой или подозреваемой коррупции или хищения публичных средств должностными лицами и предпринимать необходимые шаги, включая доклады Генеральному обвинителю или Генеральному аудитору. Проводя расследование, Омбудсман вправе вызывать повесткой любое лицо и истребовать любой документ, обвинять лицо в случае неявки по такой повестке или непредставления документов перед компетентным судом, допрашивать любое лицо, требовать от любого лица сотрудничества и правдивого и откровенного раскрытия любой информации, известной лицу и связанной с расследуемым делом. Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ). В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.
Реальное место и роль и главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране. Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти. Монарх (Западная Европа, Ближнеий Восток, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия) Особенности правового статуса монарха: - монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти; - все государственное управление осуществляется от имени монарха; - власть монарха наследственна. Существует три системы престолонаследия:
1) Салическая - наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследия исключаются полностью (Швеция). 2) Традиционная кастильская - трон передается и по мужской, и по женской линии, но женщина наследует только в том случае, если у монарха нет сыновей - младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания). 3) Современная кастильская - трон наследует первый ребенок монарха - сын или дочь "на равных" (Швеция, Норвегия). 4) Габсбургская -женщина наследует только при полном отсутствии наследников-мужчин в роду. (Россия до 1917 г.) 5) Австрийская - не исключает женщин, но дает мужским линиям преимущество во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.
- в случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха (либо единолично, либо - коллегией); - личность монарха признается неприкосновенной и даже священной; - уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности монарха или его достоинства; - монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, не свойственных президенту: - атрибуты монархической власти: корона, мантия, трон, скипетр и держава; - денежное содержание монарха складывается от его личного имущества и бюджетных ассигнований, определяемых парламентом; - монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющих его штат; - прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических случаях.
Президент В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии - 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной "потолок" и др.
Особенности правового статуса президента: - всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота; - власть президента производна - он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса; - роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна); - увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра; - в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности. Компетенция главы государства Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Выделим наиболее общие.
1. В области государственного управления: - право участия в формировании правительства (носит номинальный характер), часто - в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти. - почетная прерогатива верховного главнокомандующего; - право объявления чрезвычайного положения на всей территории страны или ее части.
2. В законодательной области: - созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных условиях сессии; - право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат); - назначение внеочередных или очередных выборов; - право законодательной инициативы (у президента - в виде посланий, у монарха - тронная речь); - право санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона. - право вето (отказ дать санкцию на законопроект):
а) абсолютное, или резолютивное вето - окончательный и безусловный отказ утвердить законопроект и преодолеть его нельзя; б) относительное, или отлагательное вето - запрет, который может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер; в) выборочное вето - возможность опротестовывать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом (явление довольно редкое); г) право назначать членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.
3. Во внешнеполитической области: - высший представитель страны в сфере внешних сношений; - назначение послов, посланников и иных дипломатических агентов; - право ведения международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия парламента) международных договоров и соглашений; - право объявления войны и заключения мира (на практике осуществляется правительством);
4. Во внутриполитической деятельности: - право предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам; - право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора; - право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий; - право присвоения почетных званий и титулов; - участие в церемониях и празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).
Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.
Монарх в дуалистической и абсолютной монархиях занимает центральное положение во всей системе государственных органов. По своему усмотрению монарх назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность последнего перед парламентом. Монарх является верховным руководителем вооруженных сил. Он назначает на все высшие военные и гражданские должности, включая судей. Монарх не несет парламентской ответственности за свою деятельность (искл: Бутан). Это объясняется действием презумпции, согласно которой монарх поступает в соответствии с советами своих министров, которые и несут за них ответственность. Нередко монарх и королевская семья владеют огромным личным состоянием, размеры которого обычно не сообщаются и составляют государственную тайну. В парламентарных монархиях смена главы государства не влияет непосредственно на деятельность других высших государственных органов и не влечет за собой ни досрочного роспуска парламента, ни отставки правительства. 53.Президент:особенности статуса. Президент парламентарной республики не располагает правительственной властью и активного участия в управлении государственными делами не принимает. Он выполняет функции преимущественно представительского характера, хотя, особенно если он принадлежит к руководству правящей партии, может оказывать весьма значительное влияние на ход государственных дел. Исключительно важную роль в руководстве и управлении гос. делами играет президент в странах, где он наделен правительственной властью и формально является единоличным носителем исполнительной власти. Он как бы совмещает в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. Это типично для президентских республик (США, ряд стран Латинской Америки). В парламентарных республиках он избирается чаще всего высшим представительным учреждением либо коллегией выборщиков с участием парламентариев, а в президентских республиках — путем прямых выборов (Франция, Исландия, Ирландия, Австрия). При избрании главы государства путем косвенных выборов образуется коллегия выборщиков. Иногда коллегия выборщиков образуется из парламентариев и представителей местных выборных собраний (земель, областей, штатов) (Италия, Индия, ФРГ). В ФРГ федеральный президент избирается коллегией выборщиков, именуемой "Федеральное собрание", в которую входят депутаты Бундестага и равное им число представителей от ландтагов земель. В президентских республиках коллегия по выборам президента формируется на иных началах. Так, в США ее члены избираются населением страны, причем каждый штат выбирает число выборщиков, равное числу его представителей в конгрессе. Особенностью США является наличие вице-президента, избираемого в том же порядке и на тот же срок, что и глава государства. Большое политическое значение имеют срок полномочий (1-7 лет) главы государства, порядок его переизбрания и прекращения полномочий. Наиболее распространенные основания: нарушение конституции, совершение тяжких государственных преступлений. В США: измена, взяточничество или совершение других тяжких преступлений. В Италии президент отвечает за государственную измену и посягательство на конституцию; в ФРГ — за умышленное нарушение закона. парламентским - право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.; внепарламентским - право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус.
55.Порядок формирования правительства. 1. В президентской республике глава государства назначает министров по своему усмотрению из известных деятелей своей партии, хотя в некоторых таких республиках в назначении министров участвует верхняя палата. Это президентский (внепарламентский) способ назначения. Правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него. Внепарламентская модель формирования правительства применяется в дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик. 2. В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, для назначения премьер-министра требуется согласие парламента. Министров президент назначает сам. Это полупарламентский способ формирования правительства. 3. В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент. Право на формирование правительства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными, словами, парламентская модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов. По общему правилу, глава государства назначает главу правительства, пользующегося доверием большинства парламента. Такой традиционный порядок формирования правительства существует в Италии, Индии, ФРГ. Согласно конституциям этих стран, глава государства назначает главу правительства, который затем уже формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав и программу действия.
56.Компетенция правительства. Полномочия правительства: 1) в сфере политического руководства – разработка основного курса страны, формирование, планирование и реализация внутренней и внешней политики государства 2) в сфере управления – координирует, согласовывает деятельность всех министерств, является главным органом управления всеми делами страны. Управленческая деятельность реализуется посредством издания специальных актов – приказов, декретов. 3) Правительство проводит назначение на значительное число высших и прочих гражданских и военных должностей 4) В законодательной сфере – правительство имеет собственную регламентированную власть, издает акты нормативного характера, правительство обладает правом законодательной инициативы, разрабатывает и принимает бюджет страны 5) Внешнеполитические – правительство ведет международные переговоры, подписывает соглашения и договоры без ведома законодательных органов 6) Вопросы войны и мира – к примеру, в распоряжении правительства находятся вооруженные силы страны, руководит всеми военными делами, обороной страны 7) Иные полномочия
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |