Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иные специальный парламентские процедуры




Парламентские процедуры - это порядок работы парламента.

Виды парламентских процедур.

1. Сессии парламента - период времени, в течение которого палаты парламентов вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания и принимать решения в соответствии со своей компетенцией. Сложились две разновидности порядка работы парламента:

  • сессионный, когда парламент созывается (собирается) в определенный промежуток времени, который может быть либо прямо указан в основном законе (очередные или ординарные сессии), либо определяться в зависимости от необходимости (внеочередные или экстраординарные сессии) - Франция, Австрия, Великобритания, Япония.
  • постоянный, когда парламент сам решает о перерывах и каникулах в своей деятельности (Словакия).

В межсессионный период действуют два принципа:

    • Дисконтинуитета (означает, что все дела, не получившие в течение сессии завершения, прекращаются с ее окончанием, и на следующей сессии те же вопросы могут начинаться с самого начала - США, Великобритания).
    • Континуитета (означает, что прохождение законопроекта не прекращается с закрытием сессии палат - Индия, Италия).

2. Пленарные заседания - это собрания членов парламента (его палат), которые проводятся в установленном законом порядке. Обычно они являются открытыми, но могут быть и закрытыми (при рассмотрении вопросов, затрагивающих государственную тайну). Процедуры пленарных заседаний регулируются регламентами. Пленарные заседания делятся на две группы: организационные (проводятся сразу после выборов) и обычные.

Важнейший элемент парламентской процедуры - кворум (установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы (в отдельных случаях) и для принятия решений (как правило). Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно.

Регламенты подробно регулируют порядок установления повестки дня заседания и обсуждения вопросов.

Ораторы записываются заранее. Они должны не отклоняться от обсуждаемого вопроса; обычное время для выступлений - от 5 до 20 минут (реже 50-60).

Обсуждение заканчивается голосованием. Способы: а) открытые (электронным голосованием, вставанием, разделением, поднятием руки, аккламация (кто громче кричит) и б) закрытые, тайные (бюллетенями). В наиболее ответственных случаях может применяться поименное голосование

3. Заседания комитетов и комиссий. Процедура этих заседаний гораздо проще. Здесь не требуется предварительной записи на выступления; сами выступления носят характер скорее деловой, чем публичный; возможны неоднократные выступления.

Особое значение имеют проводимые комитетами слушания. Они позволяют выявить не только возможные позиции и оппозицию по тем или иным вопросам, но и формировать в необходимом направлении общественное мнение.

Важная роль принадлежит комиссиям при осуществлении контрольных функций парламента. Узкая специализация комиссий, их небольшой численный состав позволяют с большей глубиной и компетентностью курировать отдельные области государственной деятельности.

Вспомогательный аппарат парламента
Под вспомогательным аппаратом парламента понимают организацию государственных служащих, которые оказывают научную, организационную и техническую помощь в работе парламенту в целом, его палатам, комитетам (комиссиям) и парламентариям. Аппарат обычно очень многочисленнен (В США работу 535 парламентариев обеспечивает аппарат из 20 тыс. человек).

Вспомогательный аппарат состоит из:

  • вспомогательных служб коллегиальных органов (парламента, палат, комитетов) - административно-технические, исследовательские службы, архивы, библиотеки;
  • личных помощников (референтов), консультантов и секретарей парламентариев.

Органы, учреждения и должностные лица при парламентах

  • счетные палаты - контролируют исполнение государственного бюджета;
  • уполномоченные по правам человека (омбудсманы) - рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав.

49. Органы, учреждения и должностные лица при парламентах.
Сложность задач, стоящих перед парламентами в современном обществе, вынуждает их создавать специализированные органы и учреждения, а также назначать (избирать) специальных должностных лиц, которые оказывают парламентам постоянное содействие в осуществлении их функций. Парламенты, оставляя за собой перспективно-нормативное регулирование и выборочный контроль за деятельностью государственной администрации, передают текущие задачи, требующие профессиональной подготовки и постоянной деятельности с анализом ситуаций и принятием решений, пусть часто рекомендательных, упомянутым специализированным коллегиальным и единоличным органам, учреждениям, в которых на штатной основе заняты высококвалифицированные профессионалы.

Эти органы и учреждения весьма разнообразны по своим задачам, полномочиям, порядку формирования и деятельности, принципам ответственности. Часть из них имеет чисто консультативный характер, другие располагают определенными властными полномочиями. Некоторые обслуживают не только парламент, но и исполнительную власть. Одни имеют весьма широкое распространение, другие встречаются только в отдельных странах. В большинстве случаев они имеют конституционный статус, и тенденция их конституционализации становится постепенно глобальной.
1) Счетные палаты
Эти органы помогают парламенту контролировать исполнение государственного бюджета и других финансовых законов, а нередко также следить за финансово-хозяйственной деятельностью государственных корпораций и предприятий, иных единиц публичного сектора.
В ряде стран конституции содержат дефиниции (определения) счетных палат, устанавливают их задачи и подчас функции. Так, согласно ст. 136 Испанской конституции Счетный трибунал является верховным органом контроля счетов и управления хозяйством государства, а также публичного сектора. Счета государства и государственного публичного сектора представляются Счетному трибуналу и оцениваются им.
Надо отметить, что не все конституции привязывают счетные палаты к парламентам, однако, даже когда они конципируются как вообще независимые органы (в том числе и от парламента), их функциональная связь с парламентом существует, поскольку именно парламент в конечном счете пользуется плодами их труда. В ряде конституций это прямо констатировано.
Большое место уделяет Счетной палате австрийский Федеральный конституционный закон. В отличие от Испании Счетная палата в Австрии подчинена только нижней палате парламента - Национальному совету; по вопросам финансовой деятельности Федерации она выступает в качестве органа Национального совета, а по вопросам финансовой деятельности земель, общинных союзов и общин - в качестве органа соответствующего Ландтага (ч. 1 ст. 122).
Порядок формирования счетных палат различен. Так, в Испании согласно Органическому закону о Счетном трибунале 1982 года обе палаты Генеральных кортесов избирают большинством 3/5 своего состава по 6 счетных советников, которые вместе с прокурором образуют пленум Трибунала. Советники избираются на 9 лет без права переизбрания. Они независимы и несменяемы. По предложению пленума Король назначает на 3 года из числа советников председателя Трибунала.
Процедура работы счетных комиссий регулируется законодательно, причем зачастую имеет определенные черты судебного процесса. Как правило, во всех странах, где такие органы существуют, законами, а подчас и конституциями гарантируется их независимость.
2) Уполномоченные по правам человека (омбудсманы)
Это должностные лица, которые обязаны следить за тем, чтобы государственные органы, прежде всего исполнительная власть, не нарушали права человека и гражданина.
Этот орган рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав нередко после того, как исчерпаны все законные пути для их разрешения, и, если сочтет необходимым, вновь возбуждает производство в соответствующих государственных органах, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры. Сам же омбудсман или иной аналогичный орган разрешить дело обычно не может.

Как правило, данный орган образуется парламентом. Омбудсман обязан расследовать жалобы относительно предполагаемых или очевидных случаев нарушений основных прав и свобод, злоупотреблений властью, несправедливого, грубого, бесчувственного или неуважительного обращения с жителем Намибии со стороны официального лица любого органа власти (центрального или местного), свидетельствующего о несправедливости или коррупции или таком поведении официального лица, которое в демократическом обществе рассматривается как незаконное, притесняющее или нечестное. В обязанности Омбудсмана входит также расследование жалоб на действия Комиссии публичной службы, административных органов государства, сил обороны, полицейских сил, тюремной службы, поскольку такие жалобы относятся к невозможности достичь согласованной организации таких служб или равного доступа к поступлению в такие службы, или справедливого управления в отношении этих служб. Обращает на себя внимание такая конституционная обязанность Омбудсмана, как расследование жалоб на расхищение и разбазаривание природных ресурсов, нерациональное их использование, разрушение экосистем и природных красот Намибии.
Он обязан и вправе предпринимать действия, направленные на исправление положения, возмещение ущерба, реституцию и т.п., в частности вступая в переговоры между сторонами и побуждая их к компромиссу, рекомендуя обратиться с жалобой к должностному лицу, вышестоящему по отношению к тому, чьи действия обжалуются, направляя дело Генеральному обвинителю (Prosecutor-General), обращаясь в компетентный суд, оспаривая действительность законодательства или подзаконного регулирования, проверяя конституционность законов, действовавших до освобождения, чтобы обратиться с соответствующими рекомендациями к Президенту, Кабинету или Генеральному прокурору (Attorney-General).

Омбудсману вменяется в обязанность энергично расследовать любые случаи предполагаемой или подозреваемой коррупции или хищения публичных средств должностными лицами и предпринимать необходимые шаги, включая доклады Генеральному обвинителю или Генеральному аудитору.
Об осуществлении своих полномочий и функций Омбудсман ежегодно докладывает Национальному собранию.

Проводя расследование, Омбудсман вправе вызывать повесткой любое лицо и истребовать любой документ, обвинять лицо в случае неявки по такой повестке или непредставления документов перед компетентным судом, допрашивать любое лицо, требовать от любого лица сотрудничества и правдивого и откровенного раскрытия любой информации, известной лицу и связанной с расследуемым делом.
Омбудсман может быть досрочно смещен Президентом по рекомендации Комиссии юридической службы. Это возможно только на основании умственной неспособности или тяжкого проступка. В последнем случае Комиссия юридической службы проводит расследование, а Президент по ее рекомендации может временно отстранить Омбудсмана от должности.
50. Социальное значение и политическая роль главы государства в зарубежных странах.
Во всех современных государствах имеется институт главы государства. Глава государства рассматривается как высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере международных отношений.

Обычно главой государства выступает либо выборный президент (в республиках) либо наследственный монарх. Реже встречаются монархи, замещающие свой пост путем избрания (Малайзия, ОАЭ).

В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению.

 

Реальное место и роль и главы государства в осуществлении государственной власти зависит от формы правления и сложившегося политического режима в стране. Глава государства может стоять вне ветвей государственной власти, может быть включен в исполнительную власть и стоять во главе ее, а может быть включен и в законодательную, и в исполнительную, и даже в судебную ветви власти.

Монарх (Западная Европа, Ближнеий Восток, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия)

Особенности правового статуса монарха:

- монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти;

- все государственное управление осуществляется от имени монарха;

- власть монарха наследственна. Существует три системы престолонаследия:

 

1) Салическая - наследование престола осуществляется только по мужской линии. Женщины из круга престолонаследия исключаются полностью (Швеция).

2) Традиционная кастильская - трон передается и по мужской, и по женской линии, но женщина наследует только в том случае, если у монарха нет сыновей - младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания).

3) Современная кастильская - трон наследует первый ребенок монарха - сын или дочь "на равных" (Швеция, Норвегия).

4) Габсбургская -женщина наследует только при полном отсутствии наследников-мужчин в роду. (Россия до 1917 г.)

5) Австрийская - не исключает женщин, но дает мужским линиям преимущество во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий.

 

- в случае вакантности престола, малолетства, болезни или длительного отсутствия монарха устанавливается регентство, т.е. правление за монарха (либо единолично, либо - коллегией);

- личность монарха признается неприкосновенной и даже священной;

- уголовное законодательство предусматривает особые составы преступлений, направленные против личности монарха или его достоинства;

- монарх обладает целым рядом почетных прав и прерогатив, не свойственных президенту:

- атрибуты монархической власти: корона, мантия, трон, скипетр и держава;

- денежное содержание монарха складывается от его личного имущества и бюджетных ассигнований, определяемых парламентом;

- монарх имеет право на резиденцию, при нем состоит значительное число чиновников (королевский двор), составляющих его штат;

- прерогатива монарха является своеобразным конституционным резервом, который может быть использован в критических случаях.

 

Президент В странах с республиканской формой правления главой государства является президент. Президент, в отличие от монарха, должностное лицо, избираемое гражданами, парламентом или избирательной коллегией с участием парламента на срок обычно от 4 до 7 лет. Им может стать любой гражданин страны, достигший определенного возраста (как правило, 35-40 лет, в Италии - 50 лет). В конституциях указываются и другие обязательные требования: определенный срок проживания на территории данной страны, наличие высшего образования, возрастной "потолок" и др.

 

Особенности правового статуса президента:

- всегда избирается, за исключением случаев, когда пост занимается в результате государственного переворота;

- власть президента производна - он получает мандат либо от парламента, либо от избирательного корпуса;

- роль президента в осуществлении государственного управления обществом тем больше, чем больше парламент отстранен от его избрания (в чисто парламентарных республиках роль президента в практической политике сугубо номинальна);

- увеличение реальных полномочий президента парламентарной республики всегда происходит за счет ущемления полномочий премьер-министра;

- в случае государственной измены или другого тяжкого преступления президент может быть освобожден от своей должности.

Компетенция главы государства Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности. Выделим наиболее общие.

 

1. В области государственного управления:

- право участия в формировании правительства (носит номинальный характер), часто - в решении вопроса о его отставке. Участвует он и в формировании органов судебной власти.

- почетная прерогатива верховного главнокомандующего;

- право объявления чрезвычайного положения на всей территории страны или ее части.

 

2. В законодательной области:

- созыв парламента на очередные и чрезвычайные сессии, возможность прерывания при определенных условиях сессии;

- право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат);

- назначение внеочередных или очередных выборов;

- право законодательной инициативы (у президента - в виде посланий, у монарха - тронная речь);

- право санкционировать, промульгировать и опубликовывать законы, возможность обращения в орган конституционного контроля в случае сомнения в конституционности представленного на подпись закона.

- право вето (отказ дать санкцию на законопроект):

 

а) абсолютное, или резолютивное вето - окончательный и безусловный отказ утвердить законопроект и преодолеть его нельзя;

б) относительное, или отлагательное вето - запрет, который может быть преодолен парламентом, либо носит временный характер;

в) выборочное вето - возможность опротестовывать лишь отдельные статьи, одобряя законопроект в целом (явление довольно редкое);

г) право назначать членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.

 

3. Во внешнеполитической области:

- высший представитель страны в сфере внешних сношений;

- назначение послов, посланников и иных дипломатических агентов;

- право ведения международных переговоров, заключение и ратификация (иногда с согласия парламента) международных договоров и соглашений;

- право объявления войны и заключения мира (на практике осуществляется правительством);

 

4. Во внутриполитической деятельности:

- право предоставления, восстановления гражданства и дачи разрешения на выход из него, право предоставления убежища иностранцам;

- право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;

- право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;

- право присвоения почетных званий и титулов;

- участие в церемониях и празднествах (военные парады, открытие школ и университетов).

 

Конституции зарубежных государств наделяют главу государства свойством безответственности, юридическим выражением которого является институт контрасигнатуры, который существенно ограничивает полномочия главы государства.


51.Полномочия главы государства.
Глава государства наделен полномочиями:
1) по верховному представительству (участие в торжественных государственных церемониях в качестве главного действующего лица, выступление с обращениями к нации, совершение действий от имени страны), к этой же группе примыкает его право оказывать покровительство учреждениям культуры;
2) в сфере внешней политики;
3) связанными с деятельностью парламента (осуществляет назначение парламентских выборов, созыв и роспуск парламента, участие в законодательном процессе благодаря праву законодательной инициативы, праву вето, промульгации законов);
4) в сфере государственного управления;
5) в области обороны и безопасности (он является Главнокомандующим вооруженными силами, председателем Совета обороны по должности, объявляет чрезвычайное, военное положение);
6) связанными с судебной властью (участие в деятельности высших органов судейского сообщества, назначение на высшие судебные должности);
7) в сфере личного статуса граждан и иностранцев (осуществляет награждение орденами и медалями, решение вопросов гражданства, помилование). В монархиях глава государства наделен еще некоторыми традиционно принадлежащими ему в данной стране полномочиями (королева Великобритании является главой англиканской церкви, король Норвегии решает вопрос о богослужениях, Великий Герцог Люксембурга «имеет право чеканить монету» и т. д.).

 

 


52.Монарх:особенности статуса.

МОНАРХ (СУЛТАН, КОРОЛЬ, ШЕЙХ, ЭМИР)
Является главой государства и одновременно главой исполнительной власти.
По его уполномочию формально действует правительство, состоящее из министров короны; от его имени издаются законы; его именем выносятся судебные постановления. Реальное сосредоточение всей полноты гос. власти в его руках имеет место в тех странах, где приверженность демократическим традициям отсутствует, а власть сосредоточена в руках феодальной или трибальной верхушки.

Монарх в дуалистической и абсолютной монархиях занимает центральное положение во всей системе государственных органов. По своему усмотрению монарх назначает и смещает правительство, даже если предусмотрена формальная ответственность последнего перед парламентом.
Он в значительной мере контролирует формирование и деятельность парламента. Нередко члены парламента или часть парламентариев назначаются монархом. Он пользуется правом досрочного роспуска парламента или одной из его палат и правом вето на принимаемые последним законопроекты. Монарх реально осуществляет полномочия по руководству и управлению страной и играет решающую роль в определении внутренней и внешней политики государства. Однако формально его полномочия могут быть ограничены конституцией, а законодательная власть поделена с парламентом (дуализм).

Монарх является верховным руководителем вооруженных сил. Он назначает на все высшие военные и гражданские должности, включая судей.
В парламентарных монархиях. Не имея реальной власти, монарх обладает влиянием, которое позволяет ему участвовать в процессе выработки и принятия решений. Влиянию монарха в немалой мере способствует его информированность об общем состоянии страны.

Монарх не несет парламентской ответственности за свою деятельность (искл: Бутан). Это объясняется действием презумпции, согласно которой монарх поступает в соответствии с советами своих министров, которые и несут за них ответственность.
Монарх обладает особыми льготами, правами и привилегиями: право на титул, особые регалии и знаки царской власти, особо почетную встречу, неподсудность по уголовным и гражданским делам, освобождение от налогообложения. Содержание монарха, царствующего дома и двора - за счет средств гос. бюджета (цивильный лист, принимаемый в форме закона парламентом). Конституции ряда государств провозглашают особу монарха "священной и неприкосновенной" (Марокко).

Нередко монарх и королевская семья владеют огромным личным состоянием, размеры которого обычно не сообщаются и составляют государственную тайну.
Монарх занимает свой пост автоматически на основе действующего в стране порядка престолонаследия. При наследовании престола несовершеннолетним монархомили при временной недееспособности последнего прерогативы главыгосударства осуществляет специальный опекун-регент или регентский совет. Во многих странах обязательным условием вступления на престол является принадлежность к господствующей религии (в Великобритании - к англиканской церкви).

В парламентарных монархиях смена главы государства не влияет непосредственно на деятельность других высших государственных органов и не влечет за собой ни досрочного роспуска парламента, ни отставки правительства.
В парламентарных республиках и монархиях глава государства не может назначить правительство, которое не располагает поддержкой парламентского большинства. Т.е. замещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившей на парламентских выборах, происходит почти автоматически. Также главе государства принадлежит в ряде стран право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначения внеочередных выборов (Великобритания, Япония).

53.Президент:особенности статуса.
В президентской республике глава государства играет гораздо большую роль, нежели в парламентарной, а во многих странах с однопартийной системой президент, будучи лидером правящей партии, обладает полномочиями, которые на практике далеко выходят за рамки, очерченные конституцией.

Президент парламентарной республики не располагает правительственной властью и активного участия в управлении государственными делами не принимает. Он выполняет функции преимущественно представительского характера, хотя, особенно если он принадлежит к руководству правящей партии, может оказывать весьма значительное влияние на ход государственных дел.

Исключительно важную роль в руководстве и управлении гос. делами играет президент в странах, где он наделен правительственной властью и формально является единоличным носителем исполнительной власти. Он как бы совмещает в одном лице полномочия главы государства и главы правительства. Это типично для президентских республик (США, ряд стран Латинской Америки).

В парламентарных республиках он избирается чаще всего высшим представительным учреждением либо коллегией выборщиков с участием парламентариев, а в президентских республиках — путем прямых выборов (Франция, Исландия, Ирландия, Австрия).

При избрании главы государства путем косвенных выборов образуется коллегия выборщиков. Иногда коллегия выборщиков образуется из парламентариев и представителей местных выборных собраний (земель, областей, штатов) (Италия, Индия, ФРГ). В ФРГ федеральный президент избирается коллегией выборщиков, именуемой "Федеральное собрание", в которую входят депутаты Бундестага и равное им число представителей от ландтагов земель. В президентских республиках коллегия по выборам президента формируется на иных началах. Так, в США ее члены избираются населением страны, причем каждый штат выбирает число выборщиков, равное числу его представителей в конгрессе. Особенностью США является наличие вице-президента, избираемого в том же порядке и на тот же срок, что и глава государства.
Порядок выдвижения и условия регистрации кандидатов на пост главы государства также по-разному устанавливаются национальным законодательством. В большинстве демократических стран кандидат в президенты выдвигается политическими партиями. Формальные цензы, которым должен удовлетворять кандидат: требование пользования в полном объеме гражданскими правами, высокий возрастной ценз и другие. Так, в США кандидат в президенты должен быть гражданином страны по рождению, проживать не менее 14 лет на территории США в период, предшествующий выборам, и быть не моложе 35 лет.

Большое политическое значение имеют срок полномочий (1-7 лет) главы государства, порядок его переизбрания и прекращения полномочий.
Прекращение президентского мандата наступает по истечении срока полномочий, в результате досрочной отставки, осуждения в порядке импичмента, отрешения от должности или смерти.
Вопрос об ответственности президента республики. Не несет политической (парламентской) ответственности. В парламентарной республике ответственность за действия главы государства возлагается на правительство, а в президентской республике глава государства — носитель правительственной власти — не ответствен за свои действия перед парламентом. Президент республики несет судебную ответственность.

Наиболее распространенные основания: нарушение конституции, совершение тяжких государственных преступлений. В США: измена, взяточничество или совершение других тяжких преступлений. В Италии президент отвечает за государственную измену и посягательство на конституцию; в ФРГ — за умышленное нарушение закона.
В президентских и монократических республиках президент - единоличный носитель правительственной власти. Члены правительства рассматриваются обычно как помощники и советники президента, им назначаются и увольняются.
Президент в республиках со смешанной формой правления обладает правами досрочного роспуска парламента (нижней палаты), созыва чрезвычайных сессий, возвращения законопроекта для повторного обсуждения, передачи его в орган конституционного надзора, законодательной инициативы.. В странах, в которых глава государства правом созыва и роспуска парламента не обладает (например, в США), это формально мотивируется независимостью законодательной и исполнительной власти в соответствии с принципом разделения властей. На практике и в данной группе стран сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент, используемые главой государства. Одно из них — право вето на законопроекты, вотированные парламентом.
54.Правительство: понятие,социальное назначение и политическая роль.
В строгом понимании правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (т.е. административной) деятельностью в стране.
В его состав входят руководители министерств и центральных ведомств.
С точки зрения своего политического состава правительство бывает: однопартийным; коалиционных; беспартийным.
В зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами:

парламентским - право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.;

внепарламентским - право на формирование правительства в этих странах имеет не парламент, а избирательный корпус.
Состав и структура правительства очень разнообразны и в ряде стран (Великобритании) никак не регулируются, что позволяет каждому новому главе правительства самому определять, какие министерства ему нужны и с каким кругом ведения.

 

55.Порядок формирования правительства.
Способ и порядок формирования правительства определяются формой правления, конституционными нормами и принципами, политическими традициями страны:

1. В президентской республике глава государства назначает министров по своему усмотрению из известных деятелей своей партии, хотя в некоторых таких республиках в назначении министров участвует верхняя палата. Это президентский (внепарламентский) способ назначения. Правительство в доверии парламента не нуждается и формируется независимо от него. Внепарламентская модель формирования правительства применяется в дуалистических монархиях, в ряде смешанных республик.

2. В полупрезидентской республике партийный состав парламента учитывается при формировании правительства, для назначения премьер-министра требуется согласие парламента. Министров президент назначает сам. Это полупарламентский способ формирования правительства.

3. В парламентарных монархиях и парламентарных республиках применяется парламентский способ формирования правительства, основанный на выборах в парламент. Право на формирование правительства получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента. Иными, словами, парламентская модель предусматривает образование правительства по итогам парламентских выборов.

По общему правилу, глава государства назначает главу правительства, пользующегося доверием большинства парламента. Такой традиционный порядок формирования правительства существует в Италии, Индии, ФРГ. Согласно конституциям этих стран, глава государства назначает главу правительства, который затем уже формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав и программу действия.

 

56.Компетенция правительства.
Правительственые органы исполнительной власти наделены очень широкими полномочиями, но существующие конституции закрепляют эту компетенцию в общей форме.

Полномочия правительства:

1) в сфере политического руководства – разработка основного курса страны, формирование, планирование и реализация внутренней и внешней политики государства

2) в сфере управления – координирует, согласовывает деятельность всех министерств, является главным органом управления всеми делами страны. Управленческая деятельность реализуется посредством издания специальных актов – приказов, декретов.

3) Правительство проводит назначение на значительное число высших и прочих гражданских и военных должностей

4) В законодательной сфере – правительство имеет собственную регламентированную власть, издает акты нормативного характера, правительство обладает правом законодательной инициативы, разрабатывает и принимает бюджет страны

5) Внешнеполитические – правительство ведет международные переговоры, подписывает соглашения и договоры без ведома законодательных органов

6) Вопросы войны и мира – к примеру, в распоряжении правительства находятся вооруженные силы страны, руководит всеми военными делами, обороной страны

7) Иные полномочия




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.