Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Федеративная форма политико-территориального устройства:понятие,виды. 2 страница

Читайте также:
  1. A) полицейские формальности
  2. A) полицейские формальности
  3. A). Consonants. 1 страница
  4. A). Consonants. 2 страница
  5. A). Consonants. 3 страница
  6. A). Consonants. 4 страница
  7. AeroBusines 1 страница
  8. AeroBusines 2 страница
  9. AeroBusines 3 страница
  10. Annotation 1 страница
  11. Annotation 10 страница
  12. Annotation 11 страница



7. Наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют системы законодательной, исполнительной и судебной власти субъектов федерации.

Одним из наиболее сложных вопросов является разграничение компетенции между союзом и его членами. Компетенция как совокупность законодательно зафиксированных полномочий в отношении определенных предметов ведения может подразделяться на четыре основных вида:

1) исключительную компетенцию союза; 2) исключительную компетенцию субъекта федерации; 3) совместную (конкурирующую) компетенцию союза и его членов; 4) остаточную компетенцию.

Исключительная компетенция федерации: только органы союза обладают властными полномочиями в отношении перечисленных в конституции предметов ведения (оборона страны, руководство вооруженными силами, внешние сношения, денежное обращение, сбор важнейших налогов и сборов, организация федеральных государственных органов)

Исключительная компетенция субъектов федерации: те вопросы государственного управления, которые органы субъекта федерации вправе решать самостоятельно и под свою ответственность (формирование и исполнение местного бюджета, охрана общественного порядка, руководство культурой, образованием, организация местного самоуправления и т. п.).

Совместная (конкурирующая) компетенция федерации и ее субъектов: властные полномочия принадлежат ифедеральным органам, и органам субъектов федерации. При этомсовместная компетенция предполагает издание рамочного законасоюзом и последующее детальное правовое регулирование со стороны субъекта федерации. Конкурирующая компетенция означает, что свои полномочия в сфере совместной компетенции субъектфедерации осуществляет, когда союз не воспользовался своими правами в этой сфере.

Остаточная компетенция — компетенция по вопросам, не относящимся к первым трем видам компетенции и не нашедшая отражения в конституции.

Субъекты федерации реализуют свою компетенцию через собственные органы власти и управления. Система органов власти и управления субъектов федерации регулируется либо союзными конституциями (Индия, кроме штатов Джамму и Кашмир и Сикким), либо чаще конституциями этих государственных образований (США, Мексика, Аргентина, ФРГ, Швейцария)

Форма правления субъектов федерации, как правило, идентична той, что существует в центре.

Все государственные образования (штаты, провинции, земли, кантоны), как правило, имеют собственные выборные законодательные органы. Эти законодательные органы могут быть как однопалатными (Мексика, Венесуэла, Австрия, Швейцария, ФРГ (кроме Баварии)), так и двухпалатными.
67.Правовое положение субъектов федерации.
Федерацию составляют государственные образования (штаты в США, Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны в Швейцарии и т.д.), которые имеют статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти. Эти образования обладают собственной компетенцией. Созданы субъекты федерации, как правило, не по национально-территориальному (хотя таковые также имеются, например, Союзная Республика Югославия), а по естественно-географическому (США, Австралия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку, хотя в случае с ФРГ определенную роль сыграли и политические соображения. Иногда территориальный фактор применяется в сочетании с национально-лингвистическим, как это имело место при формировании штатов в Индии.



В науке и конституционной практике используются три подхода к

структуре федерации:

- национально территориальный

- территориальный

- комплексно-территориальный.

В настоящее время в науке и конституционной практике предпочтение чаще всего отдается комплексно - территориальный подходу. Он предполагает, что может быть учтен национальный фактор, но наряду с этим используются и все другие факторы: исторические, экономические, географические и иные.

Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, они не обладают суверенитетом, хотя он формально провозглашается в некоторых федерациях. Субъекты федерации, как правило, либо полностью лишены права участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическая компетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США, Канада, ФРГ, Швейцария). Как правило, она касается вопросов отнесенных к компетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений. Однако субъекты все же имеют некоторые элементы государственности. Они сами определяют свое название, они часто имеют свою конституцию (в Бразилии, Германии, США, Мексике - все субъекты, в Танзании - только Занзибар, в Индии штаты Джамму и Кашмир, у штатов Венесуэлы конституций нет. Субъекты федерации создают свои законодательные органы - местные однопалатные и двухпалатные парламенты (кроме ОАЭ, где субъектами управляют абсолютные монархи - эмиры). Субъекты также имеют свой единоличный или коллегиальный исполнительный орган. Как правило субъекты создают свою палату в парламенте, которая является специфическим органом выражения их интересов. Они имеют в этой палате или равное представительство, независимо от численности населения (по 2 сенатора от каждого штата в США, по 3 в Бразилии, по 12 - в Австралии), или неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не пропорционально ему (от 1 до 6 человек от каждой земли в Германии, от 1 до 34 человек от каждого штата в Индии.

Формы участия субъектов федеративных государств в решении государственных задач:

1) Осуществление совместной компетенции федерации и её субъектов.

2) Создание особой палаты в парламенте, обычно называемой сенатом и рассматриваемой как орган специфического представительства субъектов. Как правило федеральный закон не принимается без согласия этой палаты. Каждый субъект федерации должен быть представлен в нижней палате парламента хотя бы одним членом независимо от численности её населения.

3) Представительство субъектов федерации при центральных органах (обычно при правительстве)

4) Совещания президента и глав исполнительной власти субъекта

5) Участие субъектов федерации в заключении международных договоров.

Субъекты федерации также могут иметь собственную судебную систему, вплоть до Верховных Судов, действующих параллельно с федеральными судами (США), но во многих государствах (Канада) данная система отсутствует.

Федеративный характер государственного устройства нередко используется для отказа от участия в международных соглашениях. Например, США и Канада не ратифицировали международные пакты о правах человека и ряд конвенций международной организации труда, ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и нежелание последних приводить его в соответствие с указанными соглашениями.

Необходимо заметить, что наряду с субъектами в состав многих федеративных государств входят также территориальные образования не являющиеся субъектами федерации. Например, федеральный округ - столица с прилегающими окрестностями (федеральный округ Колумбия с Вашингтоном в США, федеральный округ Бразилиа в Бразилии), федеральные территории (например несколько союзных территорий в Индии, Виргинские острова в США), федеральные владения (чаще всего это прибрежные острова, например,

71 острова у Венесуэлы, которые по большей степени не населены.

Отдельно необходимо отметить так называемые ассоциированные штаты в США коим является, к примеру, Пуэрто-Рико. На деле его правовой статус ниже чем у обычного штата в США, однако, в ходе референдума в 1998г. избиратели на вопрос о преобразовании Пуэрто-Рико в обычный штат дали отрицательный ответ.

Важно также отметить, что составные территории федеративных государств полностью управляются федеральными органами и лишь в отдельных из них имеются племенные советы. В США несубъекты посылают одного делегата (резидент-комиссара) в нижнюю палаты парламента с правом совещательного голоса.


68. Распределение компетенции и отношения между федерацией и ее субъектами.
Современная форма организации и выражения федеративного государства - конституционная, т.к. в основном конституция может относительно справедливым образом установить условия взаимодействия и взаимосвязи всех общественно-политических институтов и, кроме того, механизм правового воздействия на общественные отношения, складывающийся в конкретной правовой системе, прежде всего, находит свое отражение в конституции.
В первую очередь он (механизм) регулирует отношения равновесия (на основе принципа разделения власти) между всеми имеющимися центрами власти в государстве. С его помощью происходит реализация разграничения полномочий между ветвями власти, без чего не может нормально функционировать не только федеративное государство, но и любое другое.
Одним из основных критериев современного федеративного государства принято считать обеспечение автономии отдельных общественно-территориальных образований в рамках целостного государства, а также возможность осуществлять самоуправление в полном смысле этого слова, т.е. не только определять самостоятельную политику во всех вопросах общественной жизни, установленные конституцией, но и нести за это полную ответственность.

Наибольшую актуальность сейчас этот принцип приобретает в бывших социалистических государствах, где взаимоотношения и взаимосвязь государства и общества с каждым днем приобретает все более комплексный характер.

Каждое федеративное государство сегодня имеет отличительные особенности, которые определяются историческими традициями, культурой данной страны и обязательно устанавливаются конституцией.

В связи с тем, что в мире существует около двух десятков федеративных государств, можно выделить основные признаки конституционного основания федеральных систем.

Во-первых, разделение власти между центром и регионами имеет конституционно-правовое обоснование. Это значит, что никакой другой закон, кроме конституционного, не наделен такой юридической силой, который был бы в состоянии изменить установленный порядок. В случаях же возникновения коллизий между центром и регионами в отношении разделения власти, они могут быть разрешены либо при помощи органов конституционной юстиции - конституционных судов (европейская модель), либо уполномоченных на то органов (американская модель).

Во-вторых, разграничение полномочий между центром и территориями (регионами) всегда насыщено множеством противоречий и спорных моментов. Это следует принимать как данность, поэтому, с одной стороны, нельзя с математической точностью определить и закрепить всевозможные функции, возникающие в процессе деятельности государственных органов, за федерацией и ее субъектами на конституционном уровне. (Конституция, как базовое законодательство, должна содержать в себе принципиально важные и определяющие полномочия и функции). Но, с другой стороны, следует учесть, что в государствах (особенно федеративных), с выраженными чертами авторитарного правления, с не устоявшимся демократическим порядком, следует более тщательно подходить к разработке концепции конституционных законов, регулирующих федеративные отношения. Именно в концепции должны быть заложены основные принципы взаимоотношений между центром и территориями.

В-третьих, конституционное установление федеральной системы заключается в юридическом (формально-правовом) равенстве субъектов федерации, выступающих в качестве автономных членов-государств союза.

В-четвертых, демократическая федеральная система предполагает, что каждое ее звено способно осуществлять самостоятельное управление: отношения между центром и территориями строятся таким образом, что последние могут приобрести ту степень политической свободы, которая обеспечивает становление и развитие всех атрибутов государственности.

Но равенства на практике достичь очень сложно, а бывает и невозможно. В этом случае, если какие-то субъекты союза обладают большей самостоятельностью, чем остальные, то данный факт следует рассматривать как привилегию, которая чем-то должна быть "оправданна", например, большим взносом в федеральный бюджет, обеспечением остальных членов союза необходимыми материальными и иными ресурсами и т.п. Именно потому равенство в конституционно-правовом понимании в послевоенных конституциях устанавливается посредством принципа равновесия между федерированными единицами.
69.Современные тенденции развития федерализма.
В развитии современного федерализма можно выделить несколько основных тенденций. Практика большинства федераций современного мира свидетельствует о том, что преобладающей является тенденция к интеграции (при сохранении определенных гарантий прав и интересов субъектов федерации). В то же время наблюдаются и весьма серьезные всплески сепаратизма. Причем они имеют место и в высокоразвитых странах (Австралии, Канаде), и в странах со средним уровнем развития (Индии), и в экономически слаборазвитых государствах (Нигерии). Эта интеграция развивается по нескольким направлениям.

Единый экономический рынок сложился в развитых федеративных государствах к концу XIX - началу XX столетия. В настоящее время его развитие не сдерживается фактором федеративного устройства. Конституционной основой процессов экономической интеграции служат статьи конституций, закрепившие право федеральных органов устанавливать единую систему денежного оборота, вводить налоги на всей территории федерации и регулировать торговлю между субъектами федерации.

Особое значение в создании единого экономического рынка имела широкая дискреционная власть центральных органов по регулированию торговли. В США право регулировать торговлю между штатами передано Конгрессу (согласно разделу 8 статьи 1 Конституции). В процессе конституционного толкования это право было наполнено следующим содержанием. Еще в 1824 г. Верховный суд США подчеркнул: "Торговля... -это нечто большее, чем просто торговля. Это - движение товаров и отношения". А в 1851 г. в решении по делу Кули понятие междуштатной торговли получило более широкое толкование. Оно, по мнению суда, должно было охватывать все вопросы, требующие "единого правового регулирования". Аналогичные формулы о регулировании торговли между субъектами федераций содержатся в конституциях Австралии и Канады. В этих государствах имеют близкое сходство и формы конституционного толкования.

Несколько иные конструкции применены в ряде других конституций. Например, Политическая Конституция. Мексиканских Соединенных "татов предусматривает право конгресса "предотвращать установление ограничений в торговле между штатами" (пункт IX статьи 73).

В Конституции швейцарского Союза провозглашается принцип свободы торговли и промышленности на всей территории Союза (статья 31).

В развитии единого экономического рынка немалую роль сыграло создание единой системы денежного оборота. Финансовая система находится под полным контролем федеральных правительств. Они осуществляют выпуск денег и изъятие ценных бумаг, определяют условия кредитования и основы функционирования банковской системы. Субъекты федерации лишены какой-либо реальной финансовой власти. Подтверждением этому служат следующие статьи Конституции Швейцарского Союза: "Союз пользуется всеми правами, предоставляемыми монетной монополией. Союз один имеет право чеканить монету. Он устанавливает денежную систему и издает в случае необходимости предписания о курсе иностранных монет" (статья 38). "Право эмиссии банковых билетов и других такого же рода денежных знаков принадлежит исключительно Союзу... Банк, которому доверена монополия эмиссии банковых билетов, имеет главной целью регулировать денежный рынок страны, облегчать платежные оперши и проводить в рамках союзного законодательства кредитную и валютную политику, которая служит общим интересам страны" (статья 39).

Весомы полномочия федеральных органов по введению единых налогов на всей территории федерации. Например, ХУ1 поправка к Конституции США закрепляет верховенство федерации в этой области: "Конгресс имеет право устанавливать и взимать налоги с доходов, получаемых из любого источника, без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо переписям или оценкам числа их населения".

Единый экономический рынок характеризуется следующими тремя параметрами: динамизмом, эффективностью и гармонией связующих его отношений. Динамизм единого экономического рынка обеспечивается свободой передвижения лиц, товаров, капиталов и услуг. Эффективность -соответствием форм управления экономическим требованиям. Гармония -обоснованными пропорциями в отраслевом и региональном развитии экономики.

В современных федерациях сняты практически все ограничения на передвижение лиц, товаров, капиталов и услуг. А протекционистские, дискриминационные акции со стороны субъектов федерации сдерживаются соответствующими конституционными нормами. 18ак, Конституция США устанавливает: "Ни один штат не должен издавать или применять законы, которые ограничивают привилегии и льготы граждан США... лишать свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры... отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите со стороны законов" (XIУ поправка).


70.Понятие местного управления и самоуправления,их соц.назначение и политическая роль.

Рассматривая вопрос о государственно-территориальном устройстве зарубежных стран мы отметили, что их территория делится на административно-территориальные единицы. Деление это может быть двухзвенным (Болгария), трехзвенным (Польша), четырехзвенным (Франция). Административно-территориальное устройство любой страны представляет собой важнейшую часть государственной организации. Складывается административно-территориальное деление страны под влиянием географических, экономических, социальных и демографических факторов. Регулирование административно-территориального устройства в унитарных государствах – это компетенция центральных органов власти. В федеративных государствах – это компетенция субъектов федерации, но общие принципы организации административно-территориального устройства строятся на основе федеральной конституции.

Основная цель разделения государства на конкретные административные единицы – это решение проблемы эффективного управления, которое отвечало бы нуждам населения, поскольку местное управление в зарубежных странах строится в большинстве случаев на основе административно-территориального деления государства.

Таким образом, местное управление – это управленческая деятельность в местной территориальной единице, осуществляемая центральной властью или администрацией вышестоящего территориального уровня управления.

Осуществляется местное управление в основном через назначаемые вышестоящей властью административные органы. Во Франции в наиболее крупных административно-территориальных единицах-регионах органом управления является префект Республики и подчиненные ему отраслевые ведомства. Префект назначается Правительством Франции. Нижестоящие административно-территориальные единицы-департаменты возглавляются назначаемыми префектами департаментов. Промежуточные между департаментом и коммуной административно-территориальные единицы-округа возглавляются также назначаемыми чиновниками-супрефектами.

В большинстве зарубежных стран утвердилась на конституционном уровне концепция, в соответствии с которой органами государственной власти считаются только центральные органы страны и их представители на местах – назначаемые губернаторы, префекты, комиссары. Выборные органы на местах и формируемая ими собственная администрация являются, согласно этой концепции, органами местного самоуправления.

Следовательно, местное самоуправление – это деятельность самого населения местной территориальной единицы, так называемого территориального коллектива и его выборных органов по управлению делами данного коллектива.

Государственные органы не вправе давать органам местного самоуправления обязательные указания по реализации их функций. На организацию местного самоуправления возможно возложение задач государственного управления, например, в реализации финансируемых государством программ в сфере образования, здравоохранения. При этом они могут быть обязаны выполнять указания вышестоящих органов государственной власти.

В некоторых зарубежных странах органы местного самоуправления рассматриваются как продолжение центральной государственной власти. Однако и в этом случае органы местного самоуправления автономны по вопросам своей компетенции.

Административно-территориальные единицы в теории принято подразделять на «естественные» и «искусственные».

К «естественным» относятся поселения, села, города, которые получили обобщенное название общины и являются низовыми административно-территориальными единицами.

В общинах всегда есть выборные органы, избираемые ее населением. В демократических странах в этом звене нет назначаемых центральной властью чиновников общей компетенции.

Такая система управления получила название общинного или муниципального самоуправления.

 

71.Основы КП Великобритании и Северной Ирландии и его особенности.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, сокращено называемое Великобританией, - одно из крупнейших государств Европы.

Соединенное Королевство образовалось в 1801 году в результате объединения Великобритании и всей Ирландии. В 1922 году Южная Ирландия вышла из состава унии, и в 1927 году Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии преобразовалась на современное Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Британская Конституция – уникальное явление в современном мире, главные ее особенности состоят в историческом характере, гибкости и в том, что она является неписаной.
Конституция Великобританиипредставляет собой совокупность норм и практик, регулирующих организацию и функционирование государственной власти, а также отношения между государством и гражданами в Англии, Уэльсе, Шотландии и Северной Ирландии. Конституция складывалась постепенно, именно в этом смысле она историческая, составляющие ее элементы появились в разное время.
Акты конституционного характера отличаются от обычных только предметом регулирования, они не имеют юридических отличий и особого положения в иерархии правовых актов, в силу этого они могут быть в любой момент отменены парламентом.
Конституция Великобритании является неписаной.Термин «неписаная» означает отсутствие единого, «кодифицированного» акта с соответствующим названием, в этом смысле она как бы не «записана». Большую роль в ней играют конституционные обычаи, принципы и практики, которые известны, но действительно не зафиксированы официально.
Конституция Великобритании включает:статуты; акты делегированного законодательства; нормы, установление которых является прерогативой Короны; нормы и правила Палаты общин и Палаты лордов; судебные прецеденты; обычаи и конституционные конвенционные нормы; акты европейского права и доктрину.
Статуты– акты, принимаемые парламентом и санкционированные монархом. По порядку принятия, изменения и отмены все статуты (в узком смысле)одинаковы и обладают равной юридической силой.
Акты делегированного законодательства–нормативные инструменты реализации делегированного законодательства, т. е. акты, принимаемые правительством в силу прямых указаний закона и устанавливающие правовые нормы.
Парламентские нормы и правила Палаты общин и Палаты лордовопределяют режим организации и функционирования палат, а также статус их членов, составляющие парламентское право.
Прецеденты– решения и принципы, сформулированные в конкретных делах. Они имеют большое значение для защиты индивидуальных прав.
Прецедентное право состоит из норм и принципов, созданных и применяемых судьями в процессе вынесения ими решений.
Принципы доктрины судебного прецедента:
1) для нижестоящего суда обязательны решения вышестоящего;
2) суды (за исключением Палаты лордов) связаны своими собственными решениями;
3) апелляционные суды не должны следовать принятым по «невнимательности» решениям;
4) апелляционные суды не связаны собственными решениями, противоречащими более поздним решениям Палаты лордов;
5) Судебный комитет Тайного совета не связан собственными решениями и решениями Палаты лордов.
Обычаи и конституционные конвенционные нормы(т. е. соглашения) – политическая практика, представляющая собой правило или соглашение между политическими силами, которое в результате этого превращается в норму.

72.Основы КП США и его особенности.
Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Филадельфийским Конвентом и после ратификации ее 9 штатами (21 июня 1788 г.) вступила в силу. Изменение Конституции США осуществляется путем принятия поправок, которые не инкорпорируются в основной текст, а следуют за ним, что сохраняет и первоначальный текст.
Характерные черты Конституции США 1787 г.:
1) Конституция США 1787 г. – акт, несущий отпечаток эпохи раннего конституционализма как по выраженным в нем идеям, так и по стилистике;
2) недостающие «фрагменты» конституционного регулирования были восполнены так называемой живой Конституцией, создаваемой Конгрессом, Президентом и Верховным судом.
В западной конституционно-правовой литературе особо отмечаются новаторский характер данного акта, выдающийся вклад отцов-законодателей в формирование представлений о демократии, президентской республике и концепции федерализма;
3) основные аспекты регулирования в статьях не исчерпывают ее содержания, поскольку наряду с указанными вопросами в текст вкраплены многочисленные детали и оговорки, которые стали основой для разработки принципов правового регулирования на уровне текущего законодательства и судебной практики, в том числе и по прямо не сформулированным аспектам (например, о правах и свободах граждан);
4) большая часть норм о правах и свободах граждан сосредоточена не в основном тексте, а в поправках к Конституции. Первым 10 из них придается особое значение, поэтому они в научной литературе называются Биллем о правах.
Конституция США 1787 г. состоитиз Преамбулы, 7 статей (имеющих деление на разделы) и 27 поправок.
В преамбуле (не имеющей такого заголовка) говорится о том, что конституцию принимает народ, и перечислены цели,к достижению которых стремились при ее принятии:
1) образование более совершенного союза;
2) утверждение правосудия;
3) обеспечение внутреннего спокойствия;
4) организация совместной обороны;
5) содействие общему благосостоянию;
6) обеспечение себе и потомству благ свободы. Статьи Конституции в соответствии с традициями англосаксонской системы права содержат, помимо основного содержания, значительное число «деталей».
Статья Iсодержит положения о Конгрессе США, включая порядок формирования палат, требования к депутатам и сенаторам и др.
Статья IIпосвящена в основном исполнительной власти.
Статья IIIсодержит положения о судебной власти.
Статья IVнаправлена на некоторую унификацию федеральной системы: признание актов, официальных документов и судебных решений, принятых в одном штате, другими штатами, право граждан одного штата на все льготы и привилегии граждан других штатов, а также вопросы выдачи граждан одного штата правосудию другого и разграничение юрисдикции штатов.
Статья Vрегулирует вопросы изменения Конституции.
Статья VIсодержит нормы о признании долгов и обязательств конфедерации и др.
Статья VIIопределяет порядок ратификации данной Конституции и сообщает о принятии ее Конвентом.
По порядку изменения Конституция США относится к особо жестким
73.Основы КП Французской Республики и его особенности.
Франция имеет давнюю конституционную историю. Со времени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Франции было принято 17 конституций и конституционных хартий.

Конституция 1958 г., принятая на референдуме, учредила Пятую республику во Франции, заложила основы новой организации высших органов государственной власти, которая в научной литературе получила наименование полупрезидентской (смешанной) формы правления.

Впервые во французской республиканской истории конституционный текст разрабатывался не учредительным собранием, а была делегирована популярному политику - генералу Ш. де Голлю.

Конституция включает в себя три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулу Конституции 1946 г. Последние два источника с 1970 г. Конституционным советом были признаны в качестве конституционных положений, имеющих равную юридическую силу с Конституцией 1958 г.

Декларация 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г. главным образом касаются прав и свобод человека и гражданина, принципов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти.

В действующей редакции Конституция 1958 г. состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей. Два раздела были исключены Конституционным законом 1995 г.

Конституция 1958 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положении о политической системе, нет раздела о правовом статусе личности. Отдельные положения социально-экономического характера содержатся в Декларации 1789 г. Более детально некоторые экономические, политические и социальные принципы названы в преамбуле Конституции 1946 г. (участие трудящихся в руководстве предприятиями, свобода труда и обязанность трудиться, право на образование, охрану здоровья, профсоюзные свободы, социальное обслуживание населения, отказ от войны с целью завоеваний, возможность ограничения государственного суверенитета для защиты мира и на условиях взаимности).





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.198.52.8
Генерация страницы за: 0.017 сек.