КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция №7
Конституционные обязанности человека гражданина в Российской Федерации.
Прочность и стабильность положения личности в российской правовой системе достигается не только с помощью провозглашения и гарантирования соответствующих прав и свобод, но и посредством установления четких юридических обязанностей человека и гражданина перед обществом, государством, другими людьми. Без этого правовое состояние каждого человека было бы юридически необеспеченным и не прочным. Правопорядок всегда предполагает определенные правовые обязанности субъектов. Конституционные обязанности человека и гражданина - лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые Конституция Российской Федерации возлагает на них. Юридическая (конституционная) обязанность - это установленная законом (Конституцией РФ) точная мера общественно необходимого, должного, наиболее разумного и целесообразного поведения, направленного на удовлетворение интересов общества и личности. Таким образом, сущность конституционной обязанности заключается в необходимости определенного поведения. Основными конституционные обязанности являются не только по форме, поскольку они закреплены в Конституции РФ, но, что особенно важно - и по содержанию, т.к. они опосредуют наиболее существенные, принципиальные связи и отношения между обществом и личностью, государством и его гражданами. Поскольку права и обязанности - это не только ключевые, но и наиболее динамичные звенья правовой системы, их оптимальное сочетание имеет особое значение для успешного функционирования этой системы, ее эффективности. Именно через взаимодействие прав и обязанностей, поведение их носителей реализуются многие цели законодателя, осуществляется правовая политика государства. Взаимосвязь прав и обязанностей - объективная необходимость, а конституционное закрепление этой необходимости - ее юридическое выражение. Принцип единства прав и обязанностей был и ранее отражен в нашем конституционном законодательстве и теперь четко закреплен в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Часть 2 статьи 6 Конституции РФ содержит данное положение: "Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации". Кроме того, указанный принцип находит свое выражение в части 3 статьи 17 Конституции РФ: "Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц". Закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип единства прав и обязанностей, полностью отвечает духу и букве международно - правовых актов, в частности, принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что "каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности", что осуществление прав и свобод граждан требует "должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе". Основные обязанности -исторически изменчивая категория. К их числу Конституции России (1918, 1925, 1937, 1978 годов) относили различные виды обязанностей. Их перечень был существенно расширен с принятием Конституции 1978 года, а в последующем осовременен внесенными изменениями новым "депутатским корпусом" в 1990 - 1993 годах. В Конституции Российской Федерации закреплены следующие основные обязанности гражданина. 1. Часть 2 статьи 15 Конституции РФ гласит: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения. Их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех без исключения должностных лиц. Также обязательны законодательные акты для граждан и их объединений. 2. Часть 2 статьи 38 Конституции РФ фиксирует: "Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей". Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается, в первую очередь, предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в данной норме. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ч.3 ст.19 Конституции РФ). Права и обязанности родителей по воспитанию детей и по защите их прав и интересов достаточно подробно раскрываются в Семейном кодексе РФ1, принятом Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего предусмотрена Уголовным кодексом РФ (ст. 156). 3. Часть 3 статьи 38 Конституции РФ устанавливает: "Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях". Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям. Нормально функционирующее общество - это общество, в котором происходит смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. Закон обязывает совершеннолетних детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они не трудоспособны и нуждаются в помощи - содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ). 4. Часть 4 статьи 43 Конституции РФ регламентирует: "Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования". Согласно указанной конституционной нормы, основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершению являются обязательными. Кроме того, конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц их заменяющих. В соответствии со ст. 27 Закона РФ "Об образовании" под основным общем образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного приравненного к ней по статусу, образовательного учреждения. 5. Часть 3 статьи 44 Конституции РФ требует: "Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры". Если в ч.1 и 2 ст.44 Конституции РФ говорится о правах, то в ч.3 речь идет об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность закреплена в конституциях многих зарубежных государств. Забота о сохранении исторического и культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Механизм исполнения данной конституционной обязанности предусмотрен в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73 – ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»1. Кроме того, Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность (ст. 243) за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры и других объектов взятых под охрану государства. 6. Статья 57 Конституции РФ гласит: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Ведущим законодательным актом, устанавливающим систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, является Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146 – ФЗ (в ред. От 4 ноября 2005 г. № 137 – ФЗ).2 Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Правило, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги и сборы или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, представляет собой частный случай проявления действия законов во времени (института обратной силы закона). 7. Статья 58 Конституции РФ указывает: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". Нормы об охране природной и окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов содержатся в таких законодательных актах, как: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136 – ФЗ, Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167 - ФЗ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395 – 1 «О недрах», а также в федеральных законах: от 10 января 2002 г. № 7 – ФЗ «Об охране окружающей среды»1, от 4 мая 1999 г. № 96 – ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»2, от 24 июня 1998 г. № 89 – ФЗ «Об отходах производства и потребления»3, от 9 января 1996 г. № 3 – ФЗ «О радиационной безопасности населения»4, от 14 марта 1995 г. № 33 – ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»5, от 23 февраля 1995 г. № 26 – ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно – оздоровительных местностях и курортах»6, от 23 ноября 1995 г. № 174 – ФЗ «Об экологической экспертизе»[7] и др. 8. Часть 1 статьи 59 Конституции РФ предписывает: "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации". Защита своего Отечества не только правовое, но, прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей, территориальной целостности и суверенитета. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства[8]. Данная конституционная обязанность закреплена почти во всех конституциях зарубежных государств. 9. Часть 2 статьи 59 Конституции РФ устанавливает: "Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом". Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полномочий, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Студенту следует знать основные нормативные правовые акты, конкретизирующие конституционные положения о несении гражданами военной службы. Это: - Федеральный закон от 31 мая 1996 года "Об обороне"1; - Федеральный закон от 28 марта 1998 года "О воинской обязанности и военной службе"2; - Федеральный закон от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих"3; Военной службой является служба не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках - пограничных, внутренних, гражданской обороны, железнодорожных, в органах безопасности и внешней разведки. Особенности прохождения военной службы в этих войсках и органах регулируются в законах о них. Конституция РФ предоставляет гражданину право на замену военной службы альтернативной гражданской, в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях (ч.3 ст.59 Конституции РФ). Таким законом является Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113 – ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»4. В ст. 2 этого Закона устанавливается еще один случай, по которому гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой – если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами. В заключение необходимо подчеркнуть, что мало провозгласить права и свободы - важно и материализовать их, претворить в жизнь, причем второе - более сложная задача. В кризисных условиях сам этот институт подвергается серьезным испытаниям. С одной стороны, общество осознало безусловную ценность и важность естественных и неотъемлемых прав человека, присущих ему от рождения, с другой, оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Оно просто не готово к этому - желания и возможности не совпадают. Студенту должно быть понятно, что неблагополучное положение в области прав человека во многом объясняется переходным характером сегодняшнего общества, как в правовом, так и социальном, политическом и экономическом плане.
"Конституционные основы российского федерализма " Вопросы: 1. Понятие и принципы федеративного устройства государства. 2. Принцип верховенства федеральной Конституции и Федеральных законов. 3. Принцип равноправия субъектов Российской Федерации. 4. Принцип государственной целостности России. 5. Принцип единства системы государственной власти. 6. Принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 7. Принцип равноправия и самоопределения народов. 8. Государственно-правовые признаки России как федеративного государства. 9. Конституционный статус субъектов Российской Федерации.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 468; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |