КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип государственной целостности России
Принцип равноправия субъектов Российской Федерации. Принцип верховенства федеральной Конституции и федеральных законов. Данный принцип является одним из важнейших принципов федеративного государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и закреплен в ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России должно обеспечивать единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов предполагает их точное соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. (ст.ст.72 и 76 Конституции РФ). Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции и федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Это правило действует на всей территории Российской Федерации. Предыдущая Конституция наделяла правом принятия законов только республики в составе РФ. К числу нововведений Основного Закона, делающих федеративную правовую систему более логичной, относятся предоставление права всем субъектам в составе РФ издавать законы. Это не только соответствует закрепленному в Конституции РФ принципу равноправия субъектов, но и предполагает более высокие требования к качеству правотворчества краев, областей, городов федерального значения, автономных образований. В Конституции Российской Федерации установлено важное право (ч.4 ст.76 Конституции РФ) субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Такое регулирование может устанавливаться вне пределов ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации. Кроме того, общее положение о недопустимости противоречий принятых субъектами законов и иных правовых актов федеральным законам по предметам исключительной или совместной компетенции федерации сочетается с новым конституционным правилом о юридической силе нормативных правовых актов субъектов РФ в случае, если федеральный закон противоречит им по вопросам, не отнесенным к ведению федерации или совместному ее ведению с субъектами (ч.6 ст.76 Конституции РФ). Такого ясного признания приоритета нормативных правовых актов субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних российских конституций. Ныне, если федеральный закон противоречит нормативному правовому акту субъекта Федерации, изданному им по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Федерации или совместному ведению, действует нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, впервые на конституционном уровне признаются случаи, когда нормативный правовой акт субъекта Федерации обладает юридическим верховенством по сравнению с федеральным законом.
Конституция Российской Федерации 1993 года отразила то реальное соотношение сил, которое сложилось между Российской Федерацией и ее субъектами на момент принятия. Результат этого соотношения выразился в закреплении принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации (ч.1 и 4 ст.5 Конституции РФ). Эти правовые нормы, закрепляющие данный принцип - новое в российском конституционном праве. Ведь до принятия Конституции полностью действовал Федеративный договор, составные части которого, в частности договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные Российской Федерацией с республиками, краями, областями, городами федерального значения, имели весьма существенные различия. Теперь все субъекты Российской Федерации поставлены в равные правовые условия. Это равноправие, прежде всего определяется: - в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Российской Федерации; - в предоставлении всем субъектам прав в принятии законов (ст.76 Конституции); - в самостоятельном определении системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации (ст.72 Конституции); - в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания России (ст.95 Конституции). В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации. Так, за республиками закрепляется право на принятие конституций, в то время как края, области принимают уставы. Однако, если исходить из конституционного принципа равноправия субъектов, то по своему содержанию конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов должны охватить одни и те же сферы регулирования, а отличия - составить исключения из правила. Только республики наделены в соответствии со ст.68 Конституции РФ правом устанавливать свои государственные языки. Это обусловлено национально-государственной природой данных субъектов РФ и не относится к вопросам, составляющим специфику регулирования на уровне края, области1. В целом же конституционное значение равноправия субъектов Федерации - еще один шаг вперед на пути становления нового российского федерализма.
Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности (ч.3 ст.5 Конституции РФ). Кроме того, принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, закрепленный в ч.3 ст.4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны. Государственная целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целостность - естественная черта независимых государств. В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложив-
шееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность. В целях обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов народов, Правительство РФ утвердило Концепцию Государственной национальной политики Российской Федерации.1. Нельзя не отметить, что в международном и конституционном праве камнем преткновения в разрешении межнациональных конфликтов является кажущаяся несовместимость между провозглашенным в международно- правовых пактах и конституциях правом народов на самоопределение и надопустимостью расчленения целостности или политического единства суверенных и независимых государств. Некоторые ученые высказывают мнение, что проблема соотношения указанных принципов в определенной мере решается положением декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН», принятой ГА ООН 24 октября 1970 г., в которой недопустимость или нарушение территориальной целостности суверенных государств ставится в прямую зависимость от соблюдения ими в своих действиях принципа равноправия и самоопределения народов2.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1843; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |