Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип государственной целостности России




Принцип равноправия субъектов Российской Федерации.

Принцип верховенства федеральной Конституции и федеральных законов.

Данный принцип является одним из важнейших принципов федеративно­го государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию и закреплен в ч.2 ст.4 Конституции Российской Федерации. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России должно обеспечивать единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов предполагает их точное соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требова­ние точного соответствия Конституции и федеральным законам всех норма­тивных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, прини­маемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного веде­ния Федерации и ее субъектов. (ст.ст.72 и 76 Конституции РФ). Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции и феде­ральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Это правило действует на всей территории Российской Федерации. Предыдущая Конституция наделяла правом принятия законов только республики в составе РФ. К числу новов­ведений Основного Закона, делающих федеративную правовую систему более логичной, относятся предоставление права всем субъектам в составе РФ издавать законы. Это не только соответствует закрепленному в Конститу­ции РФ принципу равноправия субъектов, но и предполагает более высокие требования к качеству правотворчества краев, областей, городов феде­рального значения, автономных образований.

В Конституции Российской Федерации установлено важное право (ч.4 ст.76 Конституции РФ) субъектов Российской Федерации осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Такое регулирование может устанавливаться вне пределов ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Федерации. Кроме того, общее положение о недопустимости противоречий принятых субъектами законов и иных правовых актов феде­ральным законам по предметам исключительной или совместной компетенции федерации сочетается с новым конституционным правилом о юридической силе нормативных правовых актов субъектов РФ в случае, если федераль­ный закон противоречит им по вопросам, не отнесенным к ведению федера­ции или совместному ее ведению с субъектами (ч.6 ст.76 Конституции РФ). Такого ясного признания приоритета нормативных правовых актов субъектов Федерации не содержалось в текстах прежних российских конституций. Ныне, если федеральный закон противоречит нормативному право­вому акту субъекта Федерации, изданному им по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции Федерации или совместному ведению, действу­ет нормативный правовой акт субъекта Федерации. Таким образом, впервые на конституционном уровне признаются случаи, когда нормативный право­вой акт субъекта Федерации обладает юридическим верховенством по срав­нению с федеральным законом.

 

Конституция Российской Федерации 1993 года отразила то реальное соот­ношение сил, которое сложилось между Российской Федерацией и ее субъ­ектами на момент принятия. Результат этого соотношения выразился в закреплении принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации (ч.1 и 4 ст.5 Конституции РФ). Эти правовые нормы, закрепляющие данный принцип - новое в российском конституционном праве. Ведь до принятия Конституции полностью действовал Федеративный договор, составные части которого, в частности договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенные Российской Федерацией с республиками, краями, областями, городами федерального значения, имели весьма существенные различия. Теперь все субъекты Российской Федерации поставлены в равные правовые условия. Это равноправие, прежде всего определяется:

- в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Российской Фе­дерации;

- в предоставлении всем субъектам прав в принятии законов (ст.76 Конституции);

- в самостоятельном определении системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов госу­дарственной власти Российской Федерации (ст.72 Конституции);

- в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации Федерального Собрания России (ст.95 Конституции).

В то же время имеются различия в государственной организации субъектов федерации.

Так, за республиками закрепляется право на принятие конституций, в то время как края, области принимают уставы. Однако, если исходить из конституционного принципа равноправия субъектов, то по своему со­держанию конституции республик и уставы краев, областей, городов феде­рального значения, автономных областей, автономных округов должны ох­ватить одни и те же сферы регулирования, а отличия - составить исклю­чения из правила.

Только республики наделены в соответствии со ст.68 Конституции РФ правом устанавливать свои государственные языки. Это обусловлено наци­онально-государственной природой данных субъектов РФ и не относится к вопросам, составляющим специфику регулирования на уровне края, облас­ти1.

В целом же конституционное значение равноправия субъектов Федера­ции - еще один шаг вперед на пути становления нового российского феде­рализма.

 

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее госу­дарственной целостности (ч.3 ст.5 Конституции РФ). Кроме того, принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, зак­репленный в ч.3 ст.4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Государственная целостность означает, что Российская Федерация - цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из состава Федерации, что соответствует международ­ным стандартам и мировому опыту федеративного строительства. Целост­ность - естественная черта независимых государств.

В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многона­циональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложив-

 

 

шее­ся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет об­щую, единую территорию, охватывающую территорию всех субъектов, осу­ществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенс­тво, обеспечивает свою неприкосновенность.

В целях обеспечения единства и целостности России в новых истори­ческих условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов народов, Правительство РФ утвердило Концепцию Государственной национальной политики Российской Федерации.1.

Нельзя не отметить, что в международном и конституционном праве камнем преткновения в разрешении межнациональных конфликтов является кажущаяся несовместимость между провозглашенным в международно- правовых пактах и конституциях правом народов на самоопределение и надопустимостью расчленения целостности или политического единства суверенных и независимых государств. Некоторые ученые высказывают мнение, что проблема соотношения указанных принципов в определенной мере решается положением декларации «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом ООН», принятой ГА ООН 24 октября 1970 г., в которой недопустимость или нарушение территориальной целостности суверенных государств ставится в прямую зависимость от соблюдения ими в своих действиях принципа равноправия и самоопределения народов2.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.