Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Основные этапы формирования речевой деятельности в онтогенезе




Лекция 2.

  1. Врожденные предпосылки речи. Социальные факторы – детерминанты формирования речевой деятельности. Психолингвистические закономерности усвоения языка в онтогенетическом развитии ребенка.
  2. Общая периодизация речевого развития.
  3. Характеристика последовательных этапов речевого развития в детском возрасте.

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием человека.

 

 

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигала определенной зрелости, а органы чувств – слух, зрение, обоняние, осязание – были достаточно развиты. Для формирования речи важно развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

 

 

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов, а также его физическое (соматическое) состояние.

 

Развитие речи у ребенка начинается с периода лепета. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т.е. формируется импрессивная речь. Малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия.

 

К 9 –10 месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь достигает 10 – 12, иногда и большего количества слов. На втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся средством речевого общения, т.е. формируется экспрессивная речь. В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у ребенка развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи).

 

 

Известно, что речь ребенка формируется поэтапно, и в общей психологии выделяют несколько этапов становления речи в норме. Знание этих этапов и особенностей их протекания позволяют нам своевременно сделать заключение о наличии речевой патологии у ребенка и начать направленные коррекционные занятия.

 

 

Различные ученые выделяют разное количество этапов. Так Г.Л. Розенгарт-Пупко выделяет 2 этапа становления детской речи, А.А. Леонтьев выделяет 4 этапа становления речи. А. Н. Гвоздев подробно описал этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка. Им описаны этапы усвоения структур предложений, разных частей речи, их фонетического и грамматического оформления, раскрыты закономерности овладения слоговой структурой слов. Наиболее удачным представляется рассмотрение закономерностей развития речи в онтогенезе по А.А. Леонтьеву, а дополнение по А.Н. Гвоздеву.

В качестве одного из основополагающих концептуальных положений А.А. Леонтьев приводит следующее утверждение В. Гумбольдта: «Усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание в памяти и оживление с помощью речи, но развитие языковой способности с возрастом и упражнением».

 

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.