Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Овладение звуковой (фонетической) стороной речи




Лекция 3.

Вывод.

В целом же, онтогенез языковой способности представляет собой сложнейшее взаимодействие, с одной стороны, процесса общения взрослых и ре­бёнка, с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности.

З нание логопедом общих закономерностей формирования детской речи, последовательности формирования фонетики, лексики, грамматического строя речи, требований к нормативности речи ребенка, поможет выявить характерные проявления речевого недоразвития своевременно вовлечь его в коррекционный процесс, подобрать дифференцированные методики и приемы коррекции.

 

Учебные вопросы.

1. Начальные фазы речевого онтогенеза

2. Закономерности освоения артикуляционной стороной речепроизнесения.

3. Последовательность появления в речи ребенка звуков родного языка, анализ факторов, ее определяющих.

Закономерности формирования фонетической стороны речи в онтогенезе изучали такие исследователи как Р.М. Боскис, А.Н. Гвоздева, Г.А. Каше, Ф.А. Рау, Е.М. Верещагина, Д. Слобина и др. Данные этих исследований обобщены и проанализированы в работах отечественных психолингвистов: А.А. Леонтьева, А.М. Шахнаровича, В.М. Белянина и других. Укажем на некоторые из этих закономерностей.

 

Освоение артикуляции звуков речи – очень сложная задача, и хотя ребёнок начинает «упражняться» в произнесении звуков уже с 1,5 -2 мес. возраста, а для овладения речепроизносительными навыками ему требуется три-четыре года.

 

У всех нормально развивающихся детей существует определённая последова­тельность в освоении звуковой формы языка и в развитии предречевых реакций: гуление, «свирель», лепет и его «усложненный вариант» – т.н. модулированный лепет.

В 2-4 мес. - период гуления, отмечается у всех детей. Уже в 1,5 месяца, а затем – в 2-3 месяца ребенок воспроизводит такие звуки, как а-а-бм-бм, блъ, у-гу, бу и т.д. Именно они позднее становятся основой для становления членораздель­ной речи. Гуление по своим фонетическим характеристикам у всех детей народов мира одинаково.

 

 

В 4 месяца усложняются звуковые сочетания: появляются но­вые, типа гн-агн, ля-аля и т.д. Ребенок в процессе гуления как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, несколь­ко раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удоволь­ствие.

 

Гулит ребенок тогда, когда он сухой, выспавшийся, накорм­лен и здоров. Если рядом находится кто-то из родных и начинает «разговаривать» с малышом, тот с удовольствием слушает звуки и как бы «подхватывает» их. На фоне такого положительного эмоци­онального контакта малыш начинает подражать взрослым, пытает­ся разнообразить голос выразительной интонацией.

 

Условия развития. Чтобы развить навыки гуления, педагоги рекомендуют родителям и так называемое «зрительное общение», во время которого ребенок всмат­ривается в мимику взрослого и пытается воспроизводить ее. Известный отечественный педагог О.И. Тихеева сравнивает ребенка в период гуления с музыкантом, настраивающим свой инструмент.1 В большинстве случаев при первых проявлениях гуления его родители начинают разго­варивать с младенцем. Ребёнок подхватывает услышанные им звуки из речи взрослых и повторяет их. В свою очередь взрослый повторяет за ребенком его «речевые» реакции. Такое взаимное подражание способствует быстрому развитию всё бо­лее сложных предречевых реакций ребенка. Предречевые реакции, как правило, недостаточно хорошо развиваются в тех случаях, когда с ребёнком хотя и занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. Например, если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой взрослые люди или шумят другие дети, ре­бёнок очень скоро умолкает.

В 3-4.5 мес. ребенок осваивает совокупность гласных, начиная с «а», а через некоторое время совокупность гласных «а, у, и».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3997; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.