КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дефекты звукопроизношения у детей
Этап (от 6 до 7 лет). Этап (от 5 до 6 лет). Этап (от 4 до 5лет). В этом периоде: - к 4 годам исчезает смягченное произношение; - появляется дифференциация звуков ЛЬ-J; - формируются свистящие, появляются шипящие; - недифференцированное употребление свистящих и шипящих звуков; - еще могут быть несфомированными сонорные звуки; Ц,Ч.
В 5 лет дети: - уверенно пользуются свистящими и шипящими звуками, аффрикатами; - формируются сонорные звуки Р, Рь и Л и их дифференциация; - пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений (Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: конфеты, яблоки.). - К 5-6 годам дети не только правильно произносят, но и различают все фонемы родного языка.
К 7 годам, если у ребенка нет отклонений в строении органов АА, нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, то речь ребенка формируется как полноценное средство общения. Дети не только правильно произносят, но и различают на слух все фонемы родного языка. А это свидетельствует о том, что у детей сформирована готовность к звуковому анализу и синтезу, что является необходимым условием для успешного овладения грамотой.
Вывод. Следует знать, что дети не сразу овладевают правильным воспроизведением знаков языка: одни средства языка усваиваются раньше, другие позже. Чем проще по звучанию и структуре слово, тем легче оно запоминается ребенком. В этот период особенно важную роль играет совокупность следующих факторов: а) имитация (воспроизведение) речи окружающих; б) сформированность сложной системы функциональных (психофизиологических) механизмов, обеспечивающих осуществление речи; в) условия, в которых воспитывается ребенок (психологическая обстановка в семье, внимательное отношение к ребенку, полноценное речевое окружение, достаточное общение с взрослыми).
Важно знать, что даже в раннем возрасте (до 3-5 лет) у детей могут быть и такие особенности в произношении звуков речи, которые уже с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, и поэтому в таких случаях нужно как можно раньше обратиться к специалистам. Сюда относится, например, «хлюпающее» произношение некоторых звуков (иногда даже с заметным раздуванием щек), что придает звукам какой-то необычный и неприятный для слуха оттенок. В других случаях может наблюдаться так называемое межзубное п роизношение звуков (чаще всего свистящих и шипящих), когда кончик языка просовывается между резцами и звуки приобретают характерный оттенок шепелявости, не свойственный русской речи.
Главное отличие дефектов звукопроизношения от «возрастного косноязычия» состоит в том, что они бывают, вызваны какими-то специфическими причинами и поэтому обычно не исчезают без специальной логопедической помощи.
Т.В. Волосовец выделяет следующие внешние дефекты в произношении звуков речи, которые могут проявляться в одном из следующих вариантов: 1. Полное отсутствие звука (например, Р или Л) в речи ребенка. В этом случае он говорит ыба вместо рыба и ампа вместо лампа. Этот вид нарушений звукопроизношения внешне полностью совпадает с «возрастным косноязычием», но в отличие от него встречается в более позднем возрасте (после 5-6 лет). 2. Полная замена одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук Р может заменяться на Л, а звук Ш – на С. В этом случае, как и при «возрастном косноязычии», ребенок говорит лыба вместо рыба и суба вместо шуба, однако эти замены также наблюдаются в более позднем возрасте. 3. Смешение в речи двух правильно произносимых звуков. При этой разновидности неправильного звукопроизношения ребенок, умеющий правильно произносить оба звука и уже вышедший из периода «возрастного косноязычия», не всегда верно употребляет их в речи (говорит то рыба, то лыба, то шуба, то суба и т.п.). 4. Искаженное произношение звука, классическим примером чего является «горловое», «боковое» произношение Р. В этом случае звук не отсутствует в речи ребенка и не заменяется другим звуком – ребенок произносит именно звук Р, но произносит его искаженно. Сюда же относится и упомянутое выше «хлюпающее» и «шепелявое» варианты искаженного произношения звука.
Очень важно до конца понять, что этот последний вид нарушений звукопроизношения, в отличие от первых трех, ни в каком возрасте не может быть отнесен к «возрастному косноязычию. Это объясняется тем, что он во всех без исключения случаях бывает, вызван какими-то особыми причинами, а не только возрастным несовершенством речевого аппарата ребенка. Именно эти причины и мешают «пройти с возрастом» имеющимся у него особенностям в произношении звуков.
Иными словами, возрастной «нормой» звукопроизношения до определенного возраста можно считать только полное отсутствие звука или его полную замену другим звуком (в том числе и в случаях смешения звуков). Но после 5-6 лет и эта «норма» уже перестает быть таковой и переходит в разряд патологии, тем более что именно звуковые замены в дальнейшем отражаются на письме.
Вывод. 1. Таким образом, знание логопедом общих закономерностей формирования детской речи, последовательности формирования фонетики, лексики, грамматического строя речи, требований к нормативности речи ребенка, поможет выявить характерные проявления речевого недоразвития своевременно вовлечь его в коррекционный процесс, подобрать дифференцированные методики и приемы коррекции. 2. Многие родители оценивают речевое развитие своего ребенка только по степени правильности звукопроизношения. Такой подход является ошибочным, поскольку показателем становления детской речи является своевременное развитие у ребенка способности использовать свой лексический запас в речевом общении с окружающими, в разных структурах предложений.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2242; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |