Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особое значение имеет не фонетическое оформление слов, а именно соединение лепетных слов в предложение (Папа – ту-ту)




Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развитие общения с окружающими людьми приводят к постепенному количественному росту словаря.

 

К двум годам ( от 1 года 10 месяцев до 2 лет) активный словарь у детей существенно возрастает и насчитывает 250-300 слов различных частей речи. По данным специальных лингвистических исследований, имена существительные составляют в речи детей этого возраста 60-65% всех слов, глаголы – 20-25%, другие части речи - 10-15%, союзов в речи почти нет. Словарь очень быстро расширяется, новые слова появляются каждый день (А. Штерн, А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович и др.).

 

В процессе формирования лексики происходит уточнение значения слова. Вначале значение слова полисемантично, его значение аморфно. Одно и то же слово может обозначать и предмет, и действие с предметом, и признак. При этом слово сопровождается определенной интонацией, жестами, которые уточняют его значение. Параллельно с уточнением значения слова, происходит развитие структуры значения слова. Слово группируется в семантическое поле.

Семантическое поле – это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. При этом происходит не только объединение слов в семантическое поле, но и распределение лексикона внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Ядро составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками.

 

Таким образом, в возрасте 1.5 до 2- х лет происходит переход от пассивного приобретения слов от окружающих его людей, к активному расширению словаря ребенка, в период использования вопросов, типа «Что это?», «Как это называется?».

В возрасте двух лет они хотят знать, как зовут пробежавшего мимо мальчика, залаявшую где-то вдалеке собаку. Если взрослые не могут удовлетворить интерес ребёнка, то дети порой сами придумывают имя тому или иному предмету. Это является показа­телем и одновременно следствием развития у маленьких детей более высоких степеней обобщения воспринимаемых предметов и явлений окружающего мира. В возрасте 2.3 – 3 лет появляются служебные слова.

 

В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух – трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются.

 

 

Дошкольный период является одним из главных в речевом развитии ребенка. В возрасте около трёх лет, когда ребенок уже овладел некоторыми элементарными видами предметно-практической деятельности, отмечается значительный рост словарного запаса, достигая 800-1000 слов. При этом «пассивный словарь» содержит дополнительно еще примерно две-три сотни слов, которые ребенок понимает, хотя и не использует в своей речи.

 

К трем годам по мере развития мышления ребенка, его речи, лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется, т.е. упорядочивается. Дети усваивают общие правила формообразования, в их речи появляются простые предлоги: в, на, у, с. Предложение состоит из 5-6 слов. Лексико-грамматические отношения в нем выражаются с помощью предлогов и флексий. Закрепляется согласование прилагательных и существительных в косвенных падежах. Речь становится для ребенка полноценным средством общения.

По данным Е.А. Аркина к 4 годам словарь ребенка достигает 2000 слов (по данным А. Штерна - 1800). У детей растет опыт речевого общения и на его основе формируется «чувство языка», способность к словотворчеству.

 

Параллельно с уточнение значения слова, происходит развитие структуры значения слова. Слово приобретает различное значение и в зависимости от интонации. Безусловно, не все компоненты значения слова появляются у ребенка сразу. Постепенно ребенок овладевает контекстуальным значением слова. Так, ребенок дошкольного возраста с большим трудом овладевает переносным значением слова, афоризмами.

 

К пяти годам активный словарь увеличивается до 2500-3000 слов. К 5-6 годам дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения (растения: деревья, травы, цветы; движение: бег, плавание, полет; цвет: белый, черный), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов со второй степенью обобщения. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. К 5 годам связная речь достигает более высокого уровня. Дети начинают овладевать основными типами монологической речи: рассказом, пересказом.

К шести годам ребенок правильно произносит и различает все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь (около 4000 слов и даже более, до 7-8 тысяч слов) и практически овладевает грамматическим строем речи. Таким образом, в дошкольном возрасте скорость овладе­ния словами составляет примерно 10-15 слов в день.

По данным Д. Слобина (2006), освоение слов ребёнком в этом возрасте продвигается настолько быстро, что этот процесс невозможно просчитать совершенно точно. Важно отметить, что пассивный словарь - словарь слов, значение которых ребёнок знает, но не использует сами слова в собственной речи, - всегда больше активного словаря, т.е. тех слов, которые он регулярно употребляет.

 

В 6 лет. В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах (На цветок села большая, красивая бабочка), согласование числительных с существительными (На картинках много лошадей, собак, медведей), усваивается глагольное управление.

 

В 6 лет свободно составляют рассказы по картине, серии картинок, по представлению. К этому времени у них формируются умения составлять рассказ по памяти, на заданную тему, из личного опыта, пересказывать.

 

Исследования Н.О. Рыбникова, А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлина и других исследователей детской речи показали, что период дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) является для ребёнка периодом усиленного словотворче­ства. Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования. Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском словотворчестве. При этом обращает на себя внимание тот факт, что некоторые «новые» слова наблюдаются в речи почти всех детей (всехний, всамделишный), а другие встречаются в «речевой продукции» только отдель­ных детей (Какой ты топтун, папа!). Ребенок, анализируя речь окружающих, вычленяет из слов определенные морфемы и соотносит их с определенным значением. Так, выделив морфему – ниц, их слов мыльница, сахарница, конфетница, ребенок соотносит эту морфему со значением посуды, вместилища чего-либо. И в соответствии с этим значением образует слово типа сольница.

Другой механизм словообразования - копать-лопать; лопатка- копатка; вазелин-мазелин. При этом ребенок стремиться установить связь непонятного слова со значением знакомых и понятных. Это свидетельствует о функционировании в сознании ребенка системы межсловесных связей, о начале становления словообразовательной парадигмы.

Было выделено несколько «словообразовательных моделей», по которым дети с трёх до шести лет образуют новые слова:

o Часть какого-нибудь слова используется как целое слово. Возни­кают «слова-осколки» (пах – «запах», прыг – «прыжок», лепь – то, что было слеплено из пластилина).

Присоединение к корню слова «чужого» аффикса или флексии - тоже очень распространённый способ создания ребёнком новых слов (пахнота, умность, иметель, пургинки (снежинки) и т.п.)

o Одно слово составляется из двух («синтетические слова»). При образовании таких «синтетических» слов происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно (вкуски = «вкусные» + «куски»; колоток = «колотить» + «молоток»; улиционер – «улица» + «милиционер» и т.д.).

А.Н. Гвоздев (1961), исследуя появление «слов-осколков», обратил внима­ние на то, что, начиная говорить, ребёнок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Вместо слова молоко ребёнок произносит толь­ко ко, позднее - моко и, наконец, молоко. Так в речи детей и появляются «осколки слов». Таким же образом соединяются разные слова и словосочетания (бабезьяна – «бабушка обезьяны», мапина дочка - т.е. «мамина и папина» дочь и т.п.).

Таким образом, усваивая стереотипные речевые конструкции - «речевые шаблоны», дети пытаются понять правила использования приставок, суффиксов, окон­чаний. При этом они совершенно непреднамеренно создают новые слова - такие, которых нет в языке, но которые в принципе (по правилам словообразования данного языка) являются возможными. Детские неологизмы почти всегда соответствуют правилам лексики языка и грам­матически почти всегда «безошибочны», хотя звукосочетания всегда неожиданны и необычны для взрослых.

 

Одним из проявлений детского словотворчества, как считают некоторые психолингвисты (Т.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович и др.), являются так называемые «детские словечки». Всем хорошо известно, что многие дети – настоящие выдумщики новых слов. Колоток вместо молоток, улиционер вместо милиционер, кружинки вме­сто кружащиеся снежинки, играть на пианино - пианинить - эти слова может заново придумать почти каждый ребёнок на основе «взрослых» слов.

 

 

Но существуют ещё такие слова, которые являются как бы исконно детскими; в зарубежной психолингвистике они определяются понятием «baby talk». Это слова, обозначающие: состояния (бо-бо), действия (ням-ням), звуки (тук-тук, тик-так) и предметы (ляля – «кукла», бяка – «плохой»). Интересно, что подобные сло­ва существуют во всех языках мира. Объяснений этому может быть несколько.

Во-первых, многие их этих слов звукоподражательные. Они близки реальным звукам природных и искусственных объектов: гав-гав очень похоже на реальный лай собаки, би-би - на сигнал клаксона автомобиля, а динь-динь - на звук колокольчика. Даже в нашем «взрослом» языке есть такие рифмующиеся малоосмысленные элементы, имитирующие звучание (например, трам-тарарам динь-динь, шурум-бурум).

Во-вторых, детские словечки построены по доступной для ребёнка «структурной схеме»: как правило, - согласный плюс гласный. Недаром первые слова ребёнка строятся именно по этой модели: мама, папа, дядя, тётя; примером может служитьи «частично» детское словечко - баба (о бабушке). Повтор одного и того же слога (с небольшой модификацией) облегчает запоминание и использование такого слова ребёнком. Несколько позднее (к трем-четырем годам) в речи детей по­являются более сложные в фонетическом плане слова (трик-трак, пиф-паф).

 

Дети всего мира используют детские словечки, а это свидетельствует об универсальности явления. Детское словотворчество рассматривается в психолингвистических исследованиях как один из этапов, который про­ходит каждый ребёнок в освоении родного языка (А.А. Леонтьев, Т.Н. Ушакова и др.).

 

В ре­зультате восприятия и использования в своей речи большого числа слов, имеющих об­щие корневые и аффиксальные элементы, ребёнок «проводит» аналитические операции членения употребляемых слов на единицы, соответствующие тем, которые в лингвистике называется морфемами, а в психологии речи – слоговыми элементами.

 

 

К концу дошкольного возраста детское словотворчество начинает «угасать»: к пяти - шести го­дам ребёнок уже прочно усваивает «стандартные» обороты речи, используемые взрос­лыми.

 

В психолингвистической литературе (Т. Слама-Казаку, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, Д.Д. Штейнберг и др.) имеется ряд исследований, затрагивающих проблему индивидуальных различий в овладении речью и страте­гий овладения языком. В частности, отмечается наличие как минимум двух вариантов («стратегий») овладения лексико-грамматическим строем языка. Одни дети осваивают знаки языка, прежде все­го, для целей указания на предметы («referential purposes»), другие - для целей выражения своих эмоций («expressive purposes»). Первые из них чаще ис­пользуют существительные, вторые - местоимения. Описываются так­же случаи необычного использования языка некоторыми детьми. Подобные факты свидетельствуют о том, что речевое развитие от­дельных детей может характеризоваться и ярко выраженными индивидуальными особенностями.

При изучении особенностей лексики у детей с нарушениями речи перспективным и значимым является психолингвистический подход, современные представления о процессе развития лексики, о развитии лексики в онтогенезе, о семантических полях.

 

М.М. Кольцова [29] выделила четыре степени обобщения детьми дошкольного возраста непосредственных раздражителей словом:

1 степень - слово является эквивалентом комплекса непосредственных ощущений от предмета;

2 степень - слово обобщает ряд однородных предметов;

3 степень - слово объединяет многие разнородные объекты, относящиеся к одной категории;

4 степень - разные категории объектов обобщаются в одну, более широкую.

М.М. Кольцова отмечает, что «каждая последующая степень обобщения словом характеризуется все большим и большим удалением от конкретных чувственных образов, т.е. все более высоким уровнем абстрагирования» [29].

О.С.Ушакова [61] выделяет следующие степени обобщения слов по смыслу:

1) нулевая степень обобщения - собственные имена и названия единичного предмета (от одного года до двух лет);

2) первая степень обобщения - понимание обобщающего значения наименований однородных предметов, действий, качеств - имен нарицательных (в возрасте двух лет);

3) вторая степень обобщения - усваивание родовых понятий, передающих обобщенно названия предметов, действий, признаков в форме имени существительного (в возрасте трех лет);

4) третья степень обобщения - усваивание слов, обозначающих родовые понятия, которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй степени обобщения (к пяти-шести годам жизни);

5) четвертая степень обобщения - такие слова, как «состояние», «признак», «предметность» и т.д. (подростковый возраст).

На основании анализа характера вербальных ассоциаций у дошкольников 5-8 лет Н.В. Серебряковой выделены следующие этапы организации семантических полей у детей с нормальным речевым развитием.

 

 

Первый этап - несформированность семантических полей. Ребёнок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации. Значение слова включается в значение словосочетаний. Большое место занимают синтагматические ассоциации («кошка - мяукает»).

Второй этап - усваивает смысловые связи слов, отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связь («дом -крыша», «высоко - башня»). Семантическое поле ещё структурно не оформлено.

Третий этап - формируются понятия, процессы, классификации. Образуются связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций («овощ -помидор», «высоко — низко»).

Первый этап характеризуется несформированностью семантического поля. На этом этапе ребенок опирается на чувственное восприятие окружающей ситуации и в качестве слов- реакций преобладают названия окружающих ребенка предметов (собака-мяч). Лексическая системность не сформирована. Значение слова включается в значение словосочетаний. Большое место занимают синтагматические ассоциации (собака - лает).

На втором этапе усваиваются смысловые связи слов, значительно отличающихся друг от друга по семантике, но имеющих ситуативную, образную связью. Это проявляется в преобладании тематических ассоциаций, которые опираются на определенные образы (представления): дом- крыша, высоко - дерево и т.д. На этом этапе имеет место образный мотивированный характер связей. Семантическое поле еще структурно не организованно, не оформлено.

На третьем этапе формируются понятия, процессы классификации. В ассоциативном эксперименте на смену образным связям приходят связи между словами, семантически близкими, которые отличаются лишь одним дифференциальным семантическим признаком, что проявляется в преобладании парадигматических ассоциаций (дерево-береза, высоко - низко). Происходит дифференциация структуры семантического поля, наиболее характерными отношениями, которого являются группировки и противопоставление.

В процессе ассоциативного эксперимента Н.В. Серебрякова выделила следующие типы вербальных ассоциаций, которые наиболее характерны для детей 5-8 лет.

1. Синтагматические ассоциации. Этот тип ассоциаций выделяется в том случае, когда слово-реакция и слово-стимул составляют словосочетание, чаще всего согласованное (желтый - цветок).

2. Парадигматические ассоциации. Это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются не более чем одним дифференциальным семантическим признаком (дерево-береза). Парадигматические ассоциации по-разному соотносятся со стимулами, выражают различные отношения. Среди парадигматических ассоциаций у дошкольников наблюдаются следующие:

а) ассоциации, выражающие синонимические отношения (смелость-храбрость). Эти реакции у дошкольников встречаются редко;

б) ассоциации, выражающие антонимические отношения, т.е. отношения противопоставления (высоко - низко);

в) ассоциации, выражающие отношения подобия. В этом случае происходит выбор одного из элементов группы. Примером этих отношений могут служить названия цветов (желтый - красный), названия домашних животных (собака- кошка), чисел натурального ряда (два-три);

г) ассоциации, выражающие родовидовые отношения (посуда-кастрюля). Отношения «вид-род» у детей 5-8 лет встречаются значительно реже, чем у взрослых. Это, вероятно, связано с несформированностью у детей процессов обобщения;

д) ассоциации, выражающие отношения «целое - часть» (дом- крыша).

3. Тематические ассоциации. Эти ассоциации, так же как парадигматические, относятся к смысловым реакциям, характеризуют отношения одного семантического поля. Тематические ассоциации - это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку.

Тематические ассоциации составляют большой процент всех ассоциаций детей 5- 8 лет. Если парадигматические реакции свидетельствуют о семантическом аспекте значения слова, то тематические реакции отражают прагматическую, связанную с познавательным опытом сторону значения слова. Поэтому тематические ассоциации рассматриваются как наиболее психологические по своему характеру.

У детей 6-7 лет с нормальным речевым развитием наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций:

а) отношения объекта и места его нахождения (собака - конура);

б) отношения объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда - мыть); в) причинно-следственные отношения (смелость - победа). Эти ассоциации являются единичными у детей;

г) ассоциации орудия действия и объекта, обозначенного словом-стимулом (бабочка - сачок);

д) отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (желтый - солнышко); е) отношения образа действия и предмета (весело - праздник); ж) ассоциации по одному общему признаку (бабочка- птица);

4. Словообразовательные ассоциации. В этом случае в качестве реакций приводятся слова, производные от искомого. Можно выделить два подтипа таких ассоциаций: а) слова-стимулы и слова-реакции относятся к оной части речи (заяц-зайчишка). У взрослых этот подвид словообразовательных ассоциаций почти не встречается; б) слова-стимулы и слова-реакции относятся к различным частям речи (весело-веселый). Чаще всего ассоциацией на наречие является прилагательное-существительное, т.е. в качестве реакций даются слова, от которых образовано слово в истории языка.

5. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова. Чаще всего в качестве слов-реакций воспроизводятся формы множественного числа (стол - столы). Этот вид ассоциаций, как и словообразовательные ассоциации, у взрослых почти не встречается в связи с тем, что взрослые не воспринимают формы слова как отдельные слова.

6. Фонетические ассоциации. Когда слово-реакция созвучно слову-стимулу, но явная семантическая связь между словами отсутствует (бабочка- бабушка). Эти ассоциации встречаются у детей редко.

7. Случайные ассоциации. В этом случае между словом-стимулом и словом - реакцией отсутствуют как смысловая и грамматические связи, так и звуковое сходство (быстро - груша). Чаще всего в ответ на слово-стимул дети называют предметы окружающей обстановки. Этот тип ассоциаций является очень распространенным у детей, особенно 5-6 лет [50].

В процессе речевого развития ребенка меняется характер вербальных ассоциаций. В 7 лет у детей происходит качественный скачок в формировании лексической системности, в организации семантических полей. Это выражается в том, что существенно меняется соотношение парадигматических и синтагматических реакций в ассоциативном поле. У взрослого человека в ассоциативном эксперименте имеют место в основном парадигматические ассоциации, что является признаком сформированности семантического поля. У детей 5-6 лет синтагматические реакции преобладают над парадигматическими, встречаются во много раз чаще. В 7-8 лет, наоборот, парадигматические реакции встречаются гораздо чаще, чем синтагматические. У детей 5-6 лет большую распространенность имеют тематические ассоциации. В 5 лет они занимают 2-е место по распространенности, в 6 лет-3-е место и встречаются чаще, чем парадигматические. В 7 лет тематические ассоциации наблюдаются значительно реже, чем парадигматические. Это свидетельствует о том, что у детей 7-8 лет уже начинает формироваться ядро семантического поля. Таким образом, стратегия поиска ассоциативных реакций у детей с нормальным речевым развитием меняется с возрастом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1442; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.