Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности формирования лексики у дошкольников с ОНР




Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи (III уровня) является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Дети понимают значение многих слов: объём их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровня) проявляется и в незнании многих слов: названий ягод (клюква, ежевика, брусника, земляника), рыб, цветов (незабудка, фиалка, ирис, астра), диких животных (кабан, леопард), птиц (аист, филин), инструментов (рубанок, долото), профессий (маляр, каменщик, сварщик, ткачиха, швея), частей тела и частей предмета (кисть, бедро, стопа, локоть; манжета, фара, кузов) и др. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря.

В глагольном словаре детей преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает (спать, умываться, идти, есть, пить, убирать).

У детей выявляются трудности в названиях многих прилагательных (узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и др.): значительные трудности отмечаются в усвоении слов обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.

Нарушение формирования лексики у этих детей выражается как в незнании многих слов, так и в трудностях поиска известного слова, в нарушении актуализации пассивного словаря. Характерной особенностью является неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи детей многообразны (употребляют слова в излишне широком значении или слишком узкое понимание значения слова, часто понимание и использование слова носит ситуативный характер).

Среди многочисленных вербальных парафазий у этих детей наиболее распространёнными являются замены слов, относящиеся к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, входящих в одно родовое понятие (лось – олень, грач – сорока, дыня – тыква, ландыш – тюльпан, ресницы – брови…).

Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов (узкий – маленький, высокий – длинный, пушистый – мягкий…).

Замены глаголов происходят из-за того, что дети не умеют дифференцировать некоторые действия, что в ряде случаев приводит к использованию глаголов более общего, недифференцированного значения (ползёт – идёт, чирикает – поёт…).

У детей наряду со смешением слов по родовидовым отношениям наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков:

- смешение слов осуществляются на основе сходства по признаку функционального назначения (миска – тарелка, лейка – чайник, кружка – стакан…);

- замены слов, обозначающих предметы, внешне сходные (сарафан – фартук, фонтан – душ, подоконник – полка;

- замены слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации (каток – лед, вешалка – пальто);

- смешение слов, обозначающих часть и целое (воротник – платье, кузов – машина, локоть – рука…);

- замена обобщающих понятий словами конкретного значения (обувь – ботинки, посуда – тарелки, одежда – кофты);

- использование словосочетаний в процессе поиска слова (кровать – чтобы спать, юла – игрушка крутится, клумба – копают землю);

- замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными (открывать – дверь, играть – кукла, копать – лопата…) или наоборот, замена существительных глаголом (лекарство – болеть, самолет – летать, кровать – спать…).

Некоторые замены глаголов отражают неумение детей выделять существенные признаки действия, с одной стороны, и несущественные – с другой, а также выделять оттенки значений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.