Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе




Лекция 5.

Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова.

Выделив значение слова, ребенок соотносит это значение с определённым звуковым образом, перебирая в своем сознании всплывающие звуковые образы слов. В процессе поиска слова из-за недостаточной закреплённости его значения и звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но другого значения (шкаф – шарф, персик – перец, колобок – клубок, поезд – пояс…).

Характерной для детей с ОНР (III уровня) является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных, кинестетических образов слов. На основе слуховых образов слов ребёнок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова.

У детей с ОНР(III уровня) процесс поиска слов осуществляется очень медленно, развёрнуто, недостаточно автоматизировано. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного характера (смысловые, звуковые). Вербальные парафазии обусловлены также недостаточной сформированностью семантических полей, структурации одного семантического поля, выделения его ядра и периферии.

Нарушение актуализации словаря у дошкольников с ОНР (III уровня) проявляются также в искажениях звуковой структуры слова (тракторист – тракторичист, мяукает – мяучает, кудахчет – кудакает).

 

Развитие грамматического строя в онтогенезе описано в работах многих исследователей: А.Н. Гвоздева, Т.Н. Ушаковой, А.М. Шахнаровича, Д.Б. Эльконина и др.

 

Развитие грамматического строя речи в онтогенезе (словоизменения- морфология, синтаксической структуры предложения) осуществляется на основе определенного уровня когнитивного развития ребенка.

 

Так, при формировании словоизменения ребенок, прежде всего, должен:

1. Уметь дифференцировать грамматические значения (значения рода, числа, падежа и др.), так как, прежде чем начать использовать языковую форму, ребенок должен понять, что она означает.

 

2. При формировании грамматического строя речи ребенок должен усвоить сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделения общих правил грамматики на практическом уровне, обобщения этих правил и закрепления их в собственной речи.

 

3. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

 

 

В работах А.Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической и синтаксической системы языка выделяются следующие периоды формирования грамматического строя речи.

I период – период предложений, состоящих из аморфных слов – корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.).

II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 мес. – 3 года).

Рассмотрим эти периоды.

I период – период предложений, состоящих из аморфных слов – корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.).

 

Этот период включает два этапа:

1) этап однословного предложения,

2) этап предложений из нескольких слов-корней.

 

На первом этапе I периода (1 г. 3 мес. – 1 г. 8 мес.) ребенок использует отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию.

 

 

Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения.

 

 

Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би-би, му, мяу), лепетные слова (ди, моко).

 

 

Второй этап I периода (1 г. 8 мес. – 1 г. 10 мес.) – этап предложений из нескольких слов-корней.

 

На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, т.е. в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова-высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации.

 

При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме, либо в форме 2-ого лица единственного числа повелительного наклонения (дай, ниси, пать).

 

В возрасте от 1 года до 2 лет дети усваивают слова, соотнося их только с конкретным предметом. Называния предметов являются для них такими же именами собственными, как и имена людей.

 

К концу второго года жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщающее значение наименований однородных предметов, действий, качеств – имен нарицательных.

 

II период (1 год 10 мес. – 3 года) -период усвоения грамматической структуры предложения.

Этот период состоит их трех этапов:

1) этап формирования первых форм слов (1 год 10 мес. – 2 года 1 мес.);

2) этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 года 1 мес. – 2 года 6 мес.);

3) этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 6 мес. – 3 года).

 

Первый этап II периода характеризуется появлением первыхформ слов. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении.

 

 

На этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его называние на другой предмет, обладающий тем же признаком. Ребенок использует слово для называния целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков (форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.), а также общее функциональное назначение предметов.

 

 

К двум годам появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существительными.

 

Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кисю). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов.

 

На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов (Таня игает кука).

Второй этап II периода (от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.) этап использования системы флексий для выражения связей слов.

 

Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.

 

На начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования (систему по Э. Косериу, С.Н. Цейтлин), В течение определенного времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание, которое А.Н. Гвоздев называет «главенствующим». Другие варианты окончаний, выражающих то же грамматическое значение, отсутствуют в речи, оказываются вытесненными, они заменяются продуктивными флексиями.

Примерно с одного года до трех – пяти лет –явление генерализации (по другому: сверхгенерализация, сверхрегуляризация, стремление к регулярности). Суть ее состоит в том, что усвоив новую языковую форму, ребенок часто распространяет ее на выражение содержания (значения или значимости), которое требует иных языковых форм. Например, усвоив выражение прямого объекта окончанием [ –у ] в Вин. пад. женского родачитай книгу», «дай палку», «на лису» и т.п.), ребенок трансформирует окончание [ –у ] на объекты мужского и среднего рода («дай хлеб у», «хочу колес у» – след.: колесо и т.д.).

 

Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основы различных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединение корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма (молотоком, левы, человеки).

 

Позже ребенок овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка), происходит дифференциация внутри системы языка.

 

На этом этапе в детской речи встречается еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.

 

Среди грамматических форм существительных усваиваются беспредложные формы косвенных падежей: винительного, родительного, творительного.

В речи детей наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается изменение по лицам (кроме 2-ого лица множественного числа), разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.

 

Словоизменение прилагательных еще не усвоено, в речи детей наблюдается как правильное, так и неправильное согласование прилагательного с существительным. Личные местоимения уже усвоены.

 

В устной речи детей на этом этапе появляются некоторые семантические простые предлоги: в, на, у, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, наблюдаются замены предлогов, смешение окончаний.

 

Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-8 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложносочиненные предложения с союзами.

 

Третий этап II второго периода – этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 мес. до 3 лет). Характерной особенностью нормального речевого развития является усвоение основных наиболее функциональных грамматических элементов языка – флексий.

 

На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе – толе, тое). Но этот период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок вводит конструкцию и недостающий третий элемент – предлог, выражая лексико – грамматическое значение с помощью предлога и флексии.

На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы, закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, происходит дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются многие служебные слова.

 

Таким образом, в основном усваиваются многие грамматические формы. Однако в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2027; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.