Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительный материал к Лекции 1




Тематика рефератов

1. Речевая деятельность как особый специфический вид деятельности.

  1. Психологические механизмы речевой деятельности.
  2. Мозговая организация речевой деятельности.
  3. Основные виды речевой деятельности и их характеристика.
  4. Психолингвистическая характеристика речевой деятельности говорение.
  5. Характеристика речевой деятельности слушание.
  6. Операционная структура речевой деятельности. Ее формирование в ходе онтогенеза.
  7. Высказывание как продукт деятельности говорения. Типология высказываний и их характеристика.
  8. Функции языка и речи в речевой деятельности.

10.Язык как средство осуществления речевой деятельности.

11. Семантическая структура слова.

12. Основные закономерности формирования значения слова в ходе речевого онтогенеза.

13.Язык как орудие мышления.

14.Этапы формирования понятий в ходе онтогенетического развития ребенка.

15.Т е к с т как универсальный знак языка.

16.Семантическая и синтаксическая организация текста.

17.Психолингвистика развития как раздел психолингвистики, изучающий закономерности формирования речевой деятельности в онтогенезе.

18. Этапы формирования речи в онтогенезе.

19. Критические периоды в освоении речи ребенком.

20. Формирование фонетической стороны речи в онтогенезе.

21. Формирование лексического строя речи в онтогенезе речевой деятельности.

22. Закономерности формирования грамматического строя речи в ходе онтогенеза.

23. Детское словотворчество в период овладения системой родного языка.

24. Типичные грамматические ошибки в речи детей как проявление специфических особенностей овладения системой родного языка в онтогенезе.

25. Теоретические концепции формирования языковой способности (языковой компетенции) в ходе онтогенеза.

26. Взаимосвязь речи с другими психическими процессами. Проблема взаимосвязи в развитии мышления и речи. Проблема соотношения языка и сознания.

27. Речь взрослых как важнейший фактор формирования речи ребенка.

 

 

Изучение учебного курса «Онтогенез речевой деятельности»направлено на решение задачи «базовой» теоретической подготовки будущих логопедов-практиков, а также расширение круга психолингвистических знаний у практикующих специалистов.

Профессиональное назначение логопедической работы никогда не сводится только к устранению недостатков (нарушений) речи; основная задача логопедической практики состоит в формировании языковой (речевой) способности – способности к осуществлению речевой деятельности. При наличии речевой патологии у ребенка или взрослого эта задача не может быть успешно решена никем, кроме логопеда.

 

Онтогенез речевой деятельности является предметом исследования всех речеведческих наук и прежде всего – психолингвистики (раздел «Психолингвистика развития»).

Формирование речи (как активной, целенаправленной, сознательной речемыслительной деятельности), составляя основной предмет профессиональной деятельности логопеда, в то же время является одним из основных направлений специальной педагогической работы других специалистов-дефектологов. Методологической арсенал психолингвистики (по сравнению с другими «речеведческими» науками) позволяет наиболее полно и исчерпывающе исследовать закономерности и специфические особенности становления и функционирования речевой деятельности.

Важнейшей задачей речевой коррекционно-логопедической работы является полноценное овладение обучающимися средствами осуществления речевой деятельности, основным из которых являются знаки языка. Усвоение системы родного языка в условиях речевого дизонтогенеза (нарушенного процесса формирования речи) является вторым важнейшим направлением профессиональной деятельности коррекционного педагога. Важно отметить, что психолингвистика развития помогает коррекционному педагогу правильно понять место и роль «языковой» работы в общей системе коррекционного обучения. Она дает наглядное представление о том, что языковая способность (способность к адекватному использованию знаков языка в процессе речевой коммуникации) является неотъемлемой составной частью общей речевой способности. Это обеспечивает особый, профессиональный взгляд на общую систему коррекционно-логопедической работы и способствует приобщению логопеда-практика к повседневной педагогической работе в области практической лингвистики. Профессионально работая над формированием языковой способности у каждого воспитанника, логопед значительно расширяет сферу логопедического воздействия, на практике осуществляя комплексный подход к формированию речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.