Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Развитие лексического строя речи в онтогенезе




Лекция 4.

Учебные вопросы.

1. Характеристика начального периода формирования детского лексикона.

2. Развитие словаря у детей на различных этапах развития

3. Детское словотворчество как особый феномен речи.

Развитие словаря ребенка является сложным процессом и определяется целым рядом факторов.

 

1. Прежде всего, развитие словаря обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь.

 

2. Освоение ребенком окружающего мира происходит в процессе речевой и неречевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. В связи с этим развитие лексики во многом определяется и социальной средой, в которой воспитывается ребенок. Возрастные нормы словарного запаса детей одного и того же возраста значительно колеблются в зависимости от социо-культурного уровня семьи.

 

3. Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в словаре ребенка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера.

 

Крик и плач являются первыми голосовыми реакциями ребенка.

 

На начальной стадии развития реакция на словесный раздражитель проявляется в виде ориентировочного рефлекса – фиксации взора, поворота головы в направлении источника звука (3-4 мес.). А к 1 году ребенок произносит 10-15 слов, а понимает больше- 30-50 слов.

 

В начале второго года жизни словарь ребенка еще невелик – его объем составляет от 10 до 50 слов, но он уже пытается активно использовать эти слова в речевом общении. Первые 50 детских слов обычно обозначают вещи, на которые ребё­нок может воздействовать. Однако ребенка окружает гораздо больше предметов, которые могут действовать сами по себе, и ещё больше тех, которые про­сто существуют в окружающем мире. Поэтому такие слова, как: ложка, стул, кукла гораздо чаще встречаются в активном словаре ребенка, чем, например, слово облако.

 

На протяжении первой половины второго года жизни ребёнок усва­ивает большое количество названий предметов и действий, но все они относятся пока к отдельным предметам и ещё не получают обобща­ющего значения.

Данный этап характеризуется расширением объема понимания речи и активизацией словаря. У ребенка развивается подражательность, многократное повторение нового слова, что способствует усилению слова как компонента в общем комплексе раздражителей. В этот период развития в речи ребенка появляются первые нерасчлененные слова, так называемые лепетные слова, представляющие собой фрагмент услышанного слова, состоят в основном из ударных слогов (молоко-моко, гусеница- гадя, огурец- агу, яблоко-яба, банан-бана); ребенок повторяет первый, второй слог (арбуз-аба, ва-вода, пама-помидор). В это период появляется возможность усвоения однословных предложений из аморфных слов-корней (1.3-1.8 мес.). Это стадия – «слово-предложение» (бах,бух,дай), в котором пока на происходит сочетания слов по грамматическим правилам данного языка. Слово на данном этапе не обладает грамматическим значением.

 

В дальнейшем, в возрасте от 1.5 до 2-х лет происходит расчленение комплексов на части, которые вступают между собой в различные комбинации.

Появляются первые не однословные предложения (из 2-3 слов).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.