Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Достаточно часто маленькие дети ошибаются и в употреблении падежных окончаний имён существительных




Типичные грамматические ошибки в речи детей как отражение

специфических особенностей овладения системой родного языка в

онтогенезе

В речи детей раннего и дошкольного возраста встречаются ошибки, которые настолько распростра­нены, что их тоже можно рассматривать как своего рода одну из закономерностей языкового развития нормально развивающегося ребенка.

При употреблении глаголов наиболее частой ошибкой детей является постро­ение глагольных форм по образцу одной, наиболее доступной для понимания (как правило, уже усвоенной ребенком). Например, русские дети в определённом возрасте неправильно упо­требляют некоторые глагольные формы (вставаю, лизаю, жеваю). Но такие формы не являются «изобретением» ре­бёнка: он, опознавая в словах, которые говорят взрослые, определенную «модель» грамматической формы слов (хватаю, ломаю, засыпаю), берёт ее за образец, поскольку ему проще использовать одну стандартную форму глагола, чем несколько. Нередко такое под­ражание происходит по образцу только что услышанной формы глаго­ла.

— Саша, вставай, я тебя уже давно бужу.

— Нет, я ещё поспу, - говорит в ответ трёхлетний мальчик.

 

По данным педагогических наблюдений, ребёнок может долгое время говорить правильно, а затем вдруг начинает образовывать слова ошибочно; при этом лингвистический анализ детских высказываний показывает, что ребенок опирается на распро­страненную (чаще всего, «продуктивную») грамматическую модель. Такое явление, как уже указывалось выше, получило в онтолингвистике название сверхгенерализации. Под ней понимается распространение нового правила на старый языковой материал (использование которого подчиняется другим правилам). Пытаясь по­стичь правила образования глагольных форм, ребёнок говорит, например: шела вместо шла; осваивая образование числа существительных, – пени вместо пни; два салазка, одна деньга и т.п.

Среди типичных ошибок в речи детей следует отмет­ить употребление прошедшего времени глаголов только в женском ро­де (с окончанием на [-а]) вместо мужского: Я попила; Я пошла. Мальчики употребляютэту форму, т.к. слышат ее от мам, бабушек и др. лиц женского пола. Другая причина ошибок состоит в том, что произносить открытые слоги (с окончанием на гласные) легче, чем за­крытые (с окончанием на согласные).

Возьмем все стулы и сделаем поезд, – предлагает один ребенок другому.

– Нет, нельзя, – возражает тот, – здесь мало стулов.

Образование творительного падежа может происходить ошибочно из-за присоединения к корню существительного окончания -ом неза­висимо от рода существительного (иголк ом, ложк ом, кошк ом и т.п.), «скопированного» с других вариантов словоизменения. Нередко в речи детей отмечаются ошибки в употреблении форм рода имён существитель­ных (лошадиха, людь, коров вместо бык; кош вместо кот и др.) Часто дети ошибочно образуют сравнительную степень имён прилагатель­ных (хорошее – плохее, высокее – коротее) по примеру общепринятых форм (сильн ее, весел ее, длинн ее). То же касается образования сравнительной степени «отыменных» прилагательных, например: А наш лес всё равно соснее вашего.

Ошибки при усвоении языка – явление совершенно естественное для нормально протекающего онтогенеза речевой деятельности. В то же время ошибки, «типичные» для нормального языкового развития, нельзя оставлять без внимания; необходимо поправ­лять ребенка, внося коррективы в его речь. Если взрослый не обращает на них внимания, речь ребёнка может долго оста­ваться неправильной в грамматическом отношении. Некоторые педагоги полагают, что не следует повторять за детьми ошибочно произносимые ими слова и фразы как «смешные нелепости», особенно в присутствии самих детей. Некоторые дети испытывают удовольствие от того, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают уже намеренно говорить неправильно. Все случаи неправильного оформления речевых высказываний детей должны быть предметом самого пристального внимания педагогов.

Лекция 8 (2 ч.)

Тема: Формирование языковой компетенции и связной речи в ходе речевого онтогенеза




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.