КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Достаточно часто маленькие дети ошибаются и в употреблении падежных окончаний имён существительных
Типичные грамматические ошибки в речи детей как отражение специфических особенностей овладения системой родного языка в онтогенезе В речи детей раннего и дошкольного возраста встречаются ошибки, которые настолько распространены, что их тоже можно рассматривать как своего рода одну из закономерностей языкового развития нормально развивающегося ребенка. При употреблении глаголов наиболее частой ошибкой детей является построение глагольных форм по образцу одной, наиболее доступной для понимания (как правило, уже усвоенной ребенком). Например, русские дети в определённом возрасте неправильно употребляют некоторые глагольные формы (вставаю, лизаю, жеваю). Но такие формы не являются «изобретением» ребёнка: он, опознавая в словах, которые говорят взрослые, определенную «модель» грамматической формы слов (хватаю, ломаю, засыпаю), берёт ее за образец, поскольку ему проще использовать одну стандартную форму глагола, чем несколько. Нередко такое подражание происходит по образцу только что услышанной формы глагола. — Саша, вставай, я тебя уже давно бужу. — Нет, я ещё поспу, - говорит в ответ трёхлетний мальчик.
По данным педагогических наблюдений, ребёнок может долгое время говорить правильно, а затем вдруг начинает образовывать слова ошибочно; при этом лингвистический анализ детских высказываний показывает, что ребенок опирается на распространенную (чаще всего, «продуктивную») грамматическую модель. Такое явление, как уже указывалось выше, получило в онтолингвистике название сверхгенерализации. Под ней понимается распространение нового правила на старый языковой материал (использование которого подчиняется другим правилам). Пытаясь постичь правила образования глагольных форм, ребёнок говорит, например: шела вместо шла; осваивая образование числа существительных, – пени вместо пни; два салазка, одна деньга и т.п. Среди типичных ошибок в речи детей следует отметить употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на [-а]) вместо мужского: Я попила; Я пошла. Мальчики употребляютэту форму, т.к. слышат ее от мам, бабушек и др. лиц женского пола. Другая причина ошибок состоит в том, что произносить открытые слоги (с окончанием на гласные) легче, чем закрытые (с окончанием на согласные). – Возьмем все стулы и сделаем поезд, – предлагает один ребенок другому. – Нет, нельзя, – возражает тот, – здесь мало стулов. Образование творительного падежа может происходить ошибочно из-за присоединения к корню существительного окончания -ом независимо от рода существительного (иголк ом, ложк ом, кошк ом и т.п.), «скопированного» с других вариантов словоизменения. Нередко в речи детей отмечаются ошибки в употреблении форм рода имён существительных (лошадиха, людь, коров вместо бык; кош вместо кот и др.) Часто дети ошибочно образуют сравнительную степень имён прилагательных (хорошее – плохее, высокее – коротее) по примеру общепринятых форм (сильн ее, весел ее, длинн ее). То же касается образования сравнительной степени «отыменных» прилагательных, например: А наш лес всё равно соснее вашего. Ошибки при усвоении языка – явление совершенно естественное для нормально протекающего онтогенеза речевой деятельности. В то же время ошибки, «типичные» для нормального языкового развития, нельзя оставлять без внимания; необходимо поправлять ребенка, внося коррективы в его речь. Если взрослый не обращает на них внимания, речь ребёнка может долго оставаться неправильной в грамматическом отношении. Некоторые педагоги полагают, что не следует повторять за детьми ошибочно произносимые ими слова и фразы как «смешные нелепости», особенно в присутствии самих детей. Некоторые дети испытывают удовольствие от того, что им удалось рассмешить взрослых, и начинают уже намеренно говорить неправильно. Все случаи неправильного оформления речевых высказываний детей должны быть предметом самого пристального внимания педагогов. Лекция 8 (2 ч.) Тема: Формирование языковой компетенции и связной речи в ходе речевого онтогенеза
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |